Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 479
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
III. Работа по теме урока Работа над сказкой
(Чтение 1-й части сказки (с. 92-102) учащимися.)
2. Составление картинного плана первой части сказки
— На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?
1) Выбор невесты.
2) Обман царя.
3) Чудесное спасение.
4) Встреча с лебедью.
5) Корабельщики на острове.
3. Выборочное чтение
— Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».
(Дети читают до слов «В те поры война была...».)
— Есть ли зачин в сказке? (Нет.)
— О чем говорит отсутствие зачина? (Это говорит о том, что все происходит здесь, рядом, на Русской земле.)
— С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была...» То есть начинается с обещаний.)
— Найдите вторую часть. (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут...».)
— Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь на воле...».)
— Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)
— А каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам...)
— Как вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.)
— Как спаслись герои? Прочитайте. (Дети читают отрывок.)
IV. Физкультминутка
Ты летай, как бабочка,
Крылышками помаши.
Бабочка-порхалочка,
Ты ко мне спеши-спеши!
V. Закрепление изученного
Работа над частью «Встреча с Царевной Лебедью»
— Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон...».)
— Где оказались мать и сын? (Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее кругом...)
— О чем сын подумал, выйдя на волю? (Он подумал об ужине.)
— Что значит «добрый ужин»? (Хороший.)
— Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)
— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас заколдованную царевну.)
Зыбей — зыбь — легкая волна.
Клёв — клюв.
— Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове».
— Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он стал князем.)
Град - город.
Колымага — большая старинная телега.
Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди.
Венец — драгоценный головной убор.
— Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)
— Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями? (Он захотел увидеть отца.)
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Чему учились на уроке?
— О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?
Домашнеезадание
Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.
Урок № 38. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата_________________
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Цели: работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, отличать сказку от других произведений.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение просебя; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря; называть волшебные события и предметы в сказке; выделять особенности литературной сказки.
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно стихотворение.
Дубравы, где в тиши свободы,
Встречал я счастье каждый день,
Ступаю вновь под ваши своды,
Под вашу дружескую тень.
И для меня воскресла радость,
И душу взволновали вновь
Моя потерянная младость,
Тоски мучительная сладость
И сердца первая любовь.
— Прочитайте медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте скороговоркой.
— Прочитайте выразительно.
III. Проверка домашнего задания
- Конечно, вы, ребята, догадались, чье это стихотворение. (Александра Сергеевича Пушкина.)
Строчки стихов Пушкина, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии. Мы будем идти по тропинкам стихов и, как сказочные богатыри, расти день ото дня. Пушкин будет с нами всегда, он расскажет о громких битвах и тихих таинственных дубравах, о Медном Всаднике и каменном Командоре. Улыбнется нам: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» «Здравствуй, Пушкин!» — скажем и мы с вами. А для этого отправимся в путешествие по неведомым дорожкам.
- Определите тему и цели урока.
— Вы должны были дома прочитать отрывок. На сколько частей вы поделили прочитанное?
1) Первая встреча с отцом.
2) Первое чудо.
3) Гости у князя Гвидона.
4) Вторая встреча с отцом.
5) Второе чудо.
IV. Физкультминутка
(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)
V. Закрепление изученного
(Чтение отрывка, который читали дома. Беседа после чтения.)
— Что заставило Гвидона превратиться в комара? (Он захотел увидеть отца.)
— Прочитайте, каким увидел князь Гвидон своего отца. (Дети читают отрывок.)
— Почему повариха рассказывает о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, так как боится, что обман раскроется.)
— Как наказал свою тетку Гвидон? (Он впился тетке прямо в правый глаз.)
— Осуждает ли автор своего героя? (Нет, он его понимает и оправдывает.)
— Почему так захотелось Гвидону завести чудо-белочку? (Он надеялся, что отец узнает об этом и приедет к нему.)
— Получил ли князь это чудо? Прочитайте.
— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Он отправился в облике мухи.)
— Прочитайте, какими предстали перед ним царь Салтан и ткачиха с Бабарихой и кривою поварихой. (Царь грустит, а они «злыми жабами глядят».)
— О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз? (О тридцати трех богатырях и дядьке Черноморе.)
— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. Они оказались братьями Царевны Лебеди.)
— Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз? (Он был превращен в шмеля.)
— О каком чуде узнал князь на этот раз? (Он узнал о прекрасной царевне.)
— Прочитайте, о каком чуде рассказала повариха. Как об этом же рассказывал Гвидон? С какой интонацией нужно прочитать? Чем отличаются их рассказы?
— Прочитайте, о каком чуде рассказала ткачиха. А как о нем говорил Гвидон? Одинаково ли они рассказывают о чуде?
— Прочитайте, как автор описывает царя. Какое у него настроение? Почему его настроение меняется? С какой интонацией нужно читать слова царя, когда он невесел, тоскует?
(Дети вместе с учителем обсуждают, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанным частям. Если не успевают на уроке, то дорисовывают дома.)
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Чем занимались на уроке?
Домашнее задание
Прочитать отрывок со слов «Князь у синя моря ходит...» до конца сказки (с. 118-128). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.
Урок № 39. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата_________________
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Цели: работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, отличать сказку от других произведений.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение просебя; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря; называть волшебные события и предметы в сказке; выделять особенности литературной сказки.
Ход урока 4
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Составление картинного плана.)
— Вы должны были дочитать сказку до конца. На сколько частей вы поделили прочитанное? (На 4 части.)
1) Женитьба Гвидона.
2) Встреча гостей.
3) В гостях у Салтана.
4) Счастливая встреча. (Выставка детских рисунков.)
III. Обсуждение нового материала
(Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома. Беседа после чтения.)
— Ожидал ли князь, что царевна — это лебедь? (Он не ожидал, так как хотел идти искать ее даже очень далеко.)
— Обрадовался ли он, когда увидел ее?
— Почему не сразу призналась Царевна Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы он сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться: Но жена не рукавица: / С белой ручки не стряхнешь /Да за пояс не заткнешь.)
— Расскажите и покажите свои иллюстрации. Какой вы представляли себе Царевну Лебедь? (Ответы детей.)
— Какое чудо вам запомнилось? Почему?
— Что вас более всего поразило в облике Царевны Лебеди?
— О чем Гвидон не забывает напомнить корабельщикам даже в момент женитьбы?
— Мы с вами говорили, что это сказка. А в сказке добро... (Побеждает зло.)
— Кто и как был наказан в этой сказке? (А ткачиха с поварихой, / С сватьей бабой Бабарихой / Разбежались по углам; / Их нашли насилу там. / Тут во всем они признались, / Повинились, разрыдались...)
— Простил ли их автор? (Да, он их простил.)
— А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки? (Ответы детей.)
— Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?
— Чему научила нас эта сказка? (Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной завистью, а учиться радоваться за других.)