Файл: Лекция тема Культура как социетальная система план понятие культуры Основные элементы культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕКЦИЯ 6.

Тема 1. Культура как социетальная система
ПЛАН

1.Понятие культуры

2. Основные элементы культуры

3. Современная социокультурная ситуация
1. Понятие культуры

Эволюция представлений о культуре. В современной научной литературе насчитывается более 500 определений понятия «культура». Каждой эпохе соответствует определенный «образ» культуры: рационалистический (XVIII–XIX в.), биологический (кон. XIX – нач. XX в.), плюралистический (XX в.). Общие теоретические идеи сложились вокруг двух парадигм: понимание мировой культуры как процесса непрерывного прогрессивного развития и как прерывающейся линии.

Первая идея воплощается в отождествлении развития культуры и разума. Ее развивали французские просветители, апеллируя к естественной природе человека как к разумной сущности. Их взгляд на культуру социоцентричен, ориентирован не на индивида, а на общество. Цель культуры – соответствие высшему назначению разума: сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с потребностями своей «естественной» природы. В этом взгляде на природу и культуру видно два подхода:

природа – это исходное состояние, далекое от совершенства, а культура – путь к совершенству;

природа – это гармония, а культура – искусственное извращение природы.

Так, Руссо утверждал, что человек совершенен от природы, а культура портит человека, а Вольтер считал, что человек изначально дик, а культура его очеловечивает.

Немецкому философско-историческому сознанию присуща идея множества разнообразных типов и форм развития культуры. Эти типы и формы располагаются в определенной исторической последовательности и образуют в совокупности единую линию духовной эволюции человечества. Эта мысль была одной из основополагающих в теории культуры вплоть до XX в. В немецкой философии Ф. Шеллингом и Ф. Гегелем была сформулирована цель – осмысление культуры в качестве продукта деятельности духа. В ее основе лежат представления о возможности прогресса культуры и общества как целого, о рациональных основах культурной организации, о возрастании свободы общества по мере его развития, понимание культуры как второй природы.

Второй подход к пониманию культуры связан с обращением к идее прерывной культурной эволюции. Циклическая теория О. Шпенглера (1880–1936) пыталась преодолеть механистичность распространенных в XIX в. схем неуклонного эволюционирования мировой культуры. В этой концепции мировая культура предстает как ряд независимых друг от друга замкнутых культур. Каждая из них имеет свой темп развития и время жизни, проходя биологические стадии рождения, молодости, зрелости, старости и смерти. О. Шпенглер создает концепцию одновременности явлений в разных культурах, проходящих три одинаковых стадии: мифосимволическую, метафизико-религиозную и цивилизационную. В жизни каждой культуры выделяются две линии развития: восходящую и нисходящую. Первая характеризуется развитием ее органических начал, вторая – закостенением культуры, ее превращением в механистические формы, выражающиеся в бурном развитии техники, мегаполисов, массовой культуры, превращении этнорегиональных форм в мировые.


Третий этап эволюции теории и социологии культуры – плюрализм концепций XX в. Новое понимание действительности разрушило классическую парадигму европейской культуры. Окружающий мир понимался как процесс, как постоянное становление, как вечно меняющиеся формы, как ускользающая реальность со всем своим многообразием. Основой этой новоевропейской культуры является философия. Европейское человечество для Э. Гуссерля (1859–1938) – единство не политическое или экономическое, а духовное. Измерение человеческого духа он усматривает в переходе от естественной установки к теоретической. Этот переход произошел в античной Греции и положил начало развитию науки, философии, тем самым новой культуре.

Социологический анализ культуры. Культура – это важнейшее системное качество духовной сферы общества (Т. Парсонс, А. К. Уледов). Интегративный характер культуры выражается в ее присутствии во всех сферах общественной жизни. Культура – это творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания: прошлая, освещенная в культурных ценностях, сегодняшняя и будущая, основанная на освоении культурного наследия, направленная на превращение богатства человеческой истории во внутреннее достояние личности. Культура оказывается неотъемлемой характеристикой человеческого разума и свидетельствует о степени его преобразующей силы при решении насущных проблем. Социология культуры исходит из того, что культура представляет собой сферу самореализации общественного индивида как субъекта культурно-исторического процесса.

Культура представляет собой единство различных форм индивидуального, группового и общественного сознания, а также практической деятельности, направленной на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентации и т. д. Она позволяет органически соединить в себе производство самого человека во всех его общественных связях и отношениях, всей целостности деятельного существования. Итак, культура – это важная сторона любой общественной деятельности. Она понимается:

1.как мера общественного прогресса;

2.как степень воплощения гуманистических целей;

3.как особая форма соединения духовных богатств, накопленных предшествующим развитием человечества, и духовных ценностей современного общества.


Социология культуры также рассматривает каналы ее распространения, удовлетворяющие потребности людей в приобщении к эстетическим ценностям, исследуется формирование вкусов, предпочтений. Культура – это еще и материальные средства, средство воспитания, которое формирует эстетические, политические, правовые идеалы. В социологии разрабатываются темы профессиональной, экономической, политической, нравственной, экологической, правовой культур. В связи с переосмыслением роли и места материальной культуры возникла необходимость изучения технической культуры, без которой невозможна технологическая революция, развитие производительных сил.

Функции культуры. Под культурой понимается содержание социальной жизни людей. Следует выделить основные социальные функции культуры:

гуманистическая (развитие человеческого в индивиде, во всех формах его жизнедеятельности);

гносеологическая (средство самопознания общества, класса, нации, социальной группы, отдельного человека и т. д.);

информационно-коммуникативная (общение между субъектами, трансляция социального опыта);

ценностно-ориентационная (система норм и ценностей какой-либо общественной подсистемы, социальной общности);

нормативно-регулирующая (механизм социального контроля поведения индивида, группы и т. д.);

жизнеобеспечения (удовлетворение материальных и духовных потребностей);

социализации (включенность в систему социальных отношений, норм).

Современный этап развития социологии отмечен более глубоким изучением культурных аспектов общественной жизни, культура рассматривается с точки зрения процессов и результатов социального взаимодействия. Фокус внимания смещается с социокультурных объектов и процессов на людей, которые в ходе социальных взаимодействий порождают, поддерживают и изменяют элементы своего социального и культурного окружения. В центре внимания исследователей оказываются проблемы изменения личностных и групповых характеристик членов общества в динамичной социокультурной среде. Предметом такого исследования является комплекс общих закономерностей динамики культуры, специфика групповых и региональных особенностей ее движения, разнообразие форм социокультурной жизни, способы и результаты деятельности представителей различных социальных групп.

Социологический анализ культуры выполняет следующие функции: научно-познавательную, образовательную и практическую. Научно-познавательная функция обеспечивает достоверное знание о социальных факторах и механизмах, определяющих культурные процессы, о закономерностях культурной динамики. Образовательная функция направлена на распространение соответствующих знаний среди членов общества с целью ориентации в сложных современных социокультурных условиях. Цель практической функции – выработка научных оснований целенаправленных культурных изменений и культурной политики.


Обобщая значимые характеристики, можно сказать, что категория культуры обозначает биологически ненаследуемое содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов, технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования, оценочных критериев, имеющихся в обществе. Культура представляет собой созданную самими людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
2. Основные элементы культуры
Знаки и символы. Ценности. Культура в социологии – это сложное динамическое образование, имеющее социальную природу, выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Рассмотрим основные составляющие культуры. Они представлены главным образом в языке, благодаря чему упорядочивается опыт и поведение человека.

Язык – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Термин «язык» имеет два важных взаимосвязанных значения: язык вообще как определенный класс знаковых систем и конкретный, так называемый этнический язык – конкретная, реально существующая знаковая система, пользуемая в конкретном социуме, в конкретное время и в конкретном пространстве. Язык возникает на определенной стадии развития общества и является полифункциональной системой. Основные его функции – создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения, язык обеспечивает социальное поведение человека.

Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Анализируя поведение людей, можно получить достаточно точное представление о степени развитости индивида, уровне усвоения им богатства человеческой истории. Ценности меняются при ломке сложившихся социальных отношений. В социологии часто используется понятие «базовые ценности», которые характеризуют основные ориентации людей как в жизни в целом, так и в основных сферах их деятельности: в труде, политике, быту и т. д.

К базовым ценностям относятся здоровый образ жизни, основанный не на господстве над природой, а на единстве, партнерстве, сотрудничестве, гармонии с ней, а также новое «качество жизни», которое включает в себя изменение характера труда и его смысла, иное распределение интересов между трудом и досугом – новую культуру досуга и т. д. Наиболее важной ценностью является осознание динамического закона возрастания потребностей в самореализации личности, в творчестве, в развитии способностей, в духовном обогащении. Эти ценностные ориентиры – одна из ведущих (хотя и противоречивых) тенденций. Альтернативу между «вещными» и человеческими ценностями в пользу последних сформулировал известный американский социальный психолог Э. Фромм: «Цель человека быть многим, а не обладать многим».


Иногда в социологии используются понятия «положительные ценности» и «отрицательные ценности», а также «одобряемые ценности» и «отрицаемые ценности». Люди по-разному относятся к одним и тем же ценностям. В этом состоит одна из трудностей изучения ценностного сознания. В инструментальных ценностях запечатлены одобряемые в данном обществе средства достижения целей. С одной стороны, это нравственные нормы поведения, а с другой – качества, способности людей (независимость, инициативность, авторитетность и др.).

Правила, привычки, манеры. Правила регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называют санкциями. Наказания, удерживающие людей от определенных поступков, называют негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки – это установившаяся схема (стереотип поведения в определенных ситуациях), они возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Манеры – внешние формы поведения человека, получают положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы культуры, а особый культурный комплекс называется этикетом. Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризирует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

Обычай, традиции, обряд. Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для ее членов. Обычай состоит в неуклонном следовавании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи – неписаные правила поведения.