Файл: Лекция тема Культура как социетальная система план понятие культуры Основные элементы культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
новый шаг в управлении экономикой России, которая, выйдя с этой системой на мировой рынок, получила бы миллиарды долларов. Интеллектуальные технологии стоят гораздо дороже, чем экспорт сырой нефти.

На Западе нашей геоинформационной системе уделяют огромное внимание. В США вопросы информационного обеспечения курирует лично президент. В 1994 г. бывший президент США Б. Клинтон подписал директиву, где сказано, что географическая информация является критическим фактором обеспечения экономического развития страны. На Западе геоинформационных систем, подобных той, которая создана в РАН Е. А. Жалковским, нет. Системы аналитической обработки информации Е. А. Жалковского привлекают внимание не только западных ученых, предпринимателей, но и спецслужб.

Проблема глобализации общества очень интересно рассмотрена в труде члена-корреспондента РАН М. Н. Руткевича «Общество как система». Этот серьезный ученый-социолог, философ не только отмечает те стороны глобализации человеческой жизни, о которых говорилось выше, но и касается собственно человеческой стороны проблемы, в частности, пишет, что «факты и тенденции безусловно свидетельствуют о сдвигах в духовной культуре и нравственности, притом сдвигах регрессивного характера». Он справедливо утверждает, что круг обязательств и запретов распространяется не только на граждан государства, но и граждан других государств, т. е. глобализация несет в себе тоталитарный духовный контроль в планетарном масштабе.

Проблемы глобализации международных отношений (экономических, культурно-информационных, финансово-правовых, военных и т. д.) находят отклик не только у ученых, политиков, военных, но и у религиозных деятелей планеты. Папа Иоанн Павел II в «Евангелие жизни» (1995) подверал суровой критике современную цивилизацию как колыбель специфической «культуры смерти». Государства западного мира, утверждает Папа, изменили своим демократическим принципам и движутся к тоталитаризму, а демократия стала всего лишь мифом и прикрытием безнравственности.

Во время поездки по Мексике Иоанн Павел II говорил о социальных грехах современного мира, о господстве насилия, неравноправии, расовой дискриминации
, жажде богатства и власти, которые нельзя искоренить без уяснения и ликвидации структурных корней эксплуатации и угнетения: прибыль и законы рынка стали обладать каким-то абсолютным авторитетом в ущерб достоинству личности. Папа заявил: «Поскольку …глобализация руководствуется только законами рынка в интересах наиболее могущественных, ее последствия могут быть только негативными». Таковы, к примеру: подход к экономике как к абсолютной ценности, безработица, упадок многих общественных служб, разрушение окружающей среды, природы, рост разрыва доходов между бедными и богатыми, несправедливая конкуренция, которая ставит бедные нации в положение все большей униженности.

Итак, на планете происходят унификация определенных правил игры, повсеместная информатизация, обеспечение прозрачности экономического пространства, и венчает этот процесс наиболее впечатляющее проявление нынешней глобализации, ее главный образ и символ – мировая коммуникационная сеть. Мировая коммуникационная сеть предполагает глобальный контроль над территорией потенциального противника. Это может случиться при определенных условиях и с Россией. На фоне геоэкономического расслоения мира идет формирование макрорегиональных пространств, умножение социально-экономических коалиций и союзов, формируется система глобального управления ресурсами планеты и всей экономической деятельностью на ней.

Но целью такой системы управления является не только хозяйственная сфера. В рамках современной структуры глобальной экономики преимущество получают в первую очередь оптимизационные схемы, способствующие извлечению дополнительных выгод из неравномерности мировой среды, а также родственные им по духу валютно-финансовые комбинации, нежели процесс радикального преобразования производственных механизмов, ныне лишенный своего, столь характерного для последних столетий, исключительного статуса.