Файл: Лекция тема Культура как социетальная система план понятие культуры Основные элементы культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Традиция – все то, что унаследовано от предшественников.

Обряд – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающие определенные коллективные чувства. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни. Сила обряда – в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.

Убеждения и знания. Важными элементами культуры являются убеждения. В них содержится то, чем люди в действительности руководствуются в своей жизни, в повседневных делах. Убеждение – это определенное духовное состояние, в котором интеллектуально-рациональное, чувственно-эмоциональное и волевое выступают как единое целое. Знание, полученное, добытое человеком, чувственно пережитое, прошедшее через сердце личности, наполнено энергией воли. Убежденный человек будет отстаивать свои идеи всегда и везде.

Любые убеждения включают в себя какие-либо знания, обыденные или научные, верные или ошибочные. Знания могут быть технические, гуманитарные, естественно-научные, этические, экономические. Представления об эталонах поведения, традициях, обычаях – все это может быть знаниями людей, являющихся элементами убеждения. Для русской культурной традиции в целом, и философской в частности, характерно внимание к духовно-нравственному миру человека, экзистенциальной и религиозно-нравственной проблематике. И человека, и социум она рассматривает как неотъемлемую часть природы и космоса, стремится выйти за рамки повседневного бытия. Она во многом предвосхитила формирование новой научной картины мира. Аналогичные идеи на Западе стали развиваться только в 1980-х годах в рамках синергетики.


Знания и убеждения находятся в сложных и противоречивых отношениях. Если идеи противоречат интересам субъекта, но навязываются обществу, то люди сопротивляются этому. Начинается раздвоение духовного мира и культуры. Знание может войти в перечень заблуждений, а может стать основой для формирования новой парадигмы. Включение в культурное пространство общества информации о различных подходах к решению сложных проблем обогащает его, вносит свой вклад в формирование культуры. Убеждения выступают в разнообразных конкретных формах: ценностные ориентации, социальные нормы, принципы поведения и т. д. Эти феномены духовной жизни образуют упорядоченную систему, которую возглавляют ориентации на ценности. Они выступают как фактор, регулирующий социальные взаимодействия.

Ценности – определяющий элемент культуры, ее ядро. Они выступают основой идеологии, ценностно-нормативного механизма социальной регуляции. Для выявления ценности субъект применяет определенные критерии оценки действий, мнений, предметов, которые и составляют главное в культуре. Культура – это социальный механизм, передающий ценности. Ценности выступают как:

предпочтительное для субъекта состояние социальных связей, идей, форм;

критерий оценки происходящих явлений;

определяют смысл, содержание деятельности, преследующей определенные цели;

регулятор социальных взаимодействий;

внутренний побудитель к действию.

Ценности в рамках той или иной культуры образуют определенную систему. Культура – это социальный механизм сохранения, развития признанных в данном обществе ценностей.
3. Современная социокультурная ситуация
Тенденции современной культуры. В современной культуре широкое распространение получили гуманистические идеалы и принципы, восходящие к Ренессансу. Он утверждал мощь и свободу творческого человеческого духа, являлся в определенном смысле элитарным. Современный гуманизм провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние и свободу, это уже демократический гуманизм. Важнейшим итогом развития культуры XX в. является установка на научно-рациональное познание мира и развитие науки, которая сама становится производительной силой. В процессе глобализации наука становится мировой, она положила начало экономическому объединению мира, развитию передовых способов производственной культуры. Бурными темпами развиваются научно-техническая революция, принципиально новые формы средств массовой коммуникации.



Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в XXI в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры. В работах В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, Тейяра де Шардена были поставлены принципиально новые проблемы космической роли человечества. Во-первых, они выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса. Поскольку разум становится ведущей силой мирового развития, человек должен взять на себя ответственность, проникнуться духом космической этики. Во-вторых, рассматривая Землю и ее историю как часть эволюционных процессов во Вселенной, они соединили заботу о космическом целом с нуждами и потребностями людей. В. И. Вернадский считал, что под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние – ноосферу.

Но современное индустриальное общество привело к господству безличных экономических, технологических, политических структур над человеческой деятельностью. Человек с его индивидуальностью оказался деталью социальной машины, придатком технологического процесса. Высшими ценностями культуры признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Постоянное обновление техники для наращивания материального богатства превратило человека в орудие экономической деятельности. Культура начала деградировать. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества вместо того, чтобы оказывать влияние на них. В культуре XX в. развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской.

Сциентизм и антисциентизм. В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Сциентисты считают, что наука способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством: экономические, политические, моральные. Для антисциентизма характерно принижение роли науки, обвинение ее в порождении кризисов: экономического, экологического, национального. Техногенная культура основана на неограниченной эксплуатации природы. В XX в. человек столкнулся с глобальными проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Необходимо формировать новые отношения между людьми и природой, создавать новую экологическую культуру. На это нацелены международные документы, принятые в 1992 г. в Рио де Жанейро и в 1998 г. – Киотский протокол.


В чем причина глобальных проблем? Во-первых, это целостность современного мира, пронизанная глубинными, политическими, экономическими, техногенными связями. Во-вторых, кризис мировой цивилизации связан с возросшей экономической технической мощью человека, который берет от природы слишком много. В-третьих, это неравномерность развития стран и культуры. Экономическая, политическая, технологическая взаимосвязь стран дополняется информационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным системам события и открытия в мире распространяются очень быстро. В силу этих причин в сознании людей причудливо сочетаются пласты различных культур.

Суть новой культуры в том, что социально-экономическое развитие зависит от оциокультурной интегрированности личности. Главным фактором обновления производства и получения прибыли является человек, его интеллектуальные и творческие возможности. Как считает американский ученый Д. Белл, в информационном обществе возникают новая производственная и научная деятельность. Доступ к информационным сетям, знанию оказывается определяющей основой для стратификации, разделения общества. Сейчас индивид или группа лиц может получить любую информацию, необходимую для решения профессиональных и личных задач. В то же время велик разрыв между коммерческой культурой и духовностью.

Типология культуры. Можно выделить несколько типов культуры:

по ее носителю: это общество в целом, нация, класс, большие социальные группы, отдельная личность;

по функциональной роли: общая (актуальная), специальная, профессиональная культура;

по происхождению: народная культура и культура, создаваемая интеллигенцией (писатели, поэты, ученые и т. д.), профессионалами;

по видам: материальная и духовная;

по характеру: религиозная и светская.

Такое деление носит весьма условный характер. Французские социологи Г. Тард и Г. Лебон утверждали, что общество делится на массу (или толпу), не понимающую сути происходящего, публику, которая в чем-то разбирается, и элиту, понимающую высшие культурные ценности и создающую их. По их мнению, массовой является такая большая социальная группа, в которой человек – безликий элемент социальной машины, живущий для удовлетворения собственных инстинктов, потребностей и потребностей этой машины, типичный представитель постиндустриального общества. Для такого субъекта и существует массовая культура, которой противостоит культура элит.


Одна из главных функций массовой культуры – развлекательная. Этот вид культуры выполняет и идеологическую функцию. Создается она на основе социального заказа, рассчитана на широкий охват невзыскательной аудитории. Кроме того, массовая культура – это вид бизнеса. Массовая культура перекрывает дорогу к подлинной культуре. Самое яркое воплощение массовой культуры – китч (пер. с немецкого – дешевка, безвкусная массовая продукция). Широкое распространение китча во всех видах, жанрах культуры сопровождается снижением планки духовных запросов, качества жизни. В 90-е годы XX в. – в начале XXI в. производители массовой культуры стали дифференцировать ее с учетом интересов социальных групп, т. е. делать ее влияние более избирательным.

По отношению к подлинной культуре, преследующей гуманистические цели, решающей задачи интеллектуального обогащения человека, почти в любом обществе существуют субкультура и контркультура. Субкультура (или подкультура) – понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре. Современное развитое общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и подкультур, находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, молодежная подкультура, различные профессиональные подкультуры).

Категория «субкультура» (подкультура), объединяет три вида культуры:

делинквентную культуру, присущую криминальной среде (негативно воспринятые нормы и ценности общепринятой культуры);

неформальные молодежные группы (автономное целостное образование, отличающееся своими традициями, нормами, системами ценностей);

систему ценностей традиционной культуры, трансформированную профессиональным мышлением.

По происхождению субкультуры можно разделить на две группы:

субкультуры, возникающие как позитивная реакция на социокультурные потребности общества (профессиональные субкультуры);

субкультуры, являющиеся негативной реакцией на существующую социальную структуру и господствующую в обществе культуру (делинквентные и некоторые молодежные субкультуры).

Субкультуры подразумевают генетическую связь с какой-либо устойчивой культурной традицией, национальной или региональной. Субкультура может целиком включаться в какую-то культуру, может находиться к ней в полной оппозиции. Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения. Кроме того, различают официальные и неофициальные субкультуры. Контркультура воспринимается как форма протеста, как стиль жизни, находящийся в оппозиции к господствующему, как форма художественного самовыражения.