Файл: Лекция тема Культура как социетальная система план понятие культуры Основные элементы культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Идеология и культура. Идеология и культура неразделимы. Идеология в системе культуры носит доминирующий характер, она определяет цели культуры того или иного общества. Цели идеологии современной правящей элиты – скрыть классовые и другие противоречия. Идеологию определяют как систему теорий, идей, отражающих интересы правящего класса. Ее ядром выступают экономические интересы. В любой идеологии центральное место должны занимать гуманистические, духовные ценности. К сожалению, в истории человечества создавались и функционировали расистские, фашистские идеологии. Национальные общегосударственные ценности также входят в идеологические системы.

Идеологи правящих социальных групп стремятся объединить вокруг лидеров всех, кто разделяет ценности этих социальных групп, чтобы бороться за политическую власть. Таким образом, идеология – сильный элемент в составе культуры. Научно-техническая революция, начавшаяся в 40-х годах XX в., дала мощный импульс широкому распространению массовой культуры со всеми вытекающими из этого последствиями. Термин «массовая культура» не следует понимать только в смысле количества, как большинство общества. Здесь обязательно присутствуют и качественные аспекты: обезличенность, утрата интеллекта, индивидуальности.

Тема 2. Формирование мировой системы
ПЛАН

1. Мировая система и процессы глобализации

2. Основные идеи создания единого глобального общества

3. Место России в глобальном сообществе

1. Мировая система и процессы глобализации
Процессы глобализации. Концепция формирования мировой системы получила распространение и развитие не только в общественном сознании, но и в науке. Для этого есть объективные основания, действительно, идет глобализация социальных и культурных процессов, утверждал в своих работах П. А. Сорокин. Глобализация означает общепланетарный характер социально-экономических, культурных, технологических, информационно-идеологических и других процессов. Все человечество в той или иной степени интенсивности, под давлением в большей степени внешних факторов, втягивается в единую финансово-экономическую, идейно-политическую, культурную систему, систему новых связей и отношений. Формируется новая суперсистема, где действуют иные принципы, возрастает общая ответственность за судьбу планеты.

Идеи глобализма обнаруживаются в концепциях постиндустриального, информационного общества Д. Белла, З. Бжезинского. Особенно четко прописаны идеи американского экспансионизма как метод формирования нового мирового сообщества в работе З. Бжезинского «Великая шахматная доска». О формировании единой мировой системы говорят социологи и политологи Америки, Европы, России. Они отмечают, что различные регионы, государства, народы имеют разительные социально-экономические, культурные и другие контрасты. Концепции ученых во главу угла ставят тот факт, что технологический переворот приводит к глубоким изменениям, как в производительных силах общества, так и в образе жизни людей. Особенность современного технологического переворота в том, что идет процесс массовой информатизации общества.

Этот переворот создает принципиально новые предпосылки для универсализации человеческого взаимодействия. Вследствие бурного развития микроэкономики, компьютеризации, средств массовой коммуникации и информатизации происходит динамичное разделение труда, углубляется специализация, объективно формируется единая социокультурная целостность. Она диктует свои требования как к человечеству, так и к отдельной личности. В этом обществе, по мнению социологов и политологов, будет играть важнейшую роль установка на информационное обогащение, приобретение нового знания, овладение им в процессе непрерывного образования, его технологическое применение.


Чем выше уровень технологического производства, деятельности человека, тем выше должен быть уровень развития самого человека, тем тоньше, деликатнее должно быть его взаимодействие с окружающей средой. В этой связи будет формироваться новая гуманистическая культура, в которой развитие человека выступает как самоцель. В личности должны гармонично сочетаться высокая квалификация, хорошее знание техники, высокий уровень компетенции в своей специальности. Эти и другие профессиональные качества необходимо сочетать с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.

Однако глобализация финансово-экономических, социальных, технологических, культурных, идейно-политических и других процессов породила не только позитивные изменения, но и серьезные негативные явления, которые получили название «глобальных проблем современности»: это проблемы экологии, демографии, этнического противостояния, терроризма и т. д. Совокупность этих негативных факторов поставила перед человечеством глобальную проблему выживания. Один из основателей международного исследовательского центра Римского клуба (1968), изучающего перспективы развития человечества, А. Печчеи так сформулировал сущность вопроса. Поскольку эта проблема находится внутри человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то ее решение должно исходить изнутри его самого.

И если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке. Печчеи полагает, что необходимо изменить социальные установки личности и общества, уйти от идеологии роста производства, вызванного потребительством материальных ценностей, сделать упор на развитие духовных ценностей, их совершенствование. По заказу Римского клуба был проведен ряд широкомасштабных исследований, и на их базе построены модели глобального развития кризисных тенденций. Во главу угла исследований была поставлена проблема взаимодействия между обществом и средой его обитания.

Концепция «глобального равновесия». В 1974 г. группа аргентинских ученых во главе с профессором Эрера разработала латиноамериканскую модель глобального развития. В 1976 г. под руководством голландского ученого Я. Тинбергена был разработан новый проект Римского клуба – «Изменение международного порядка». Сводя системные исследования для мира в целом, ученый Д. Форрестер (1971) и Д. Медоуз (1978) пришли к выводу, что противоречия между ограниченностью земных ресурсов и растущими темпами потребления увеличивающегося населения могут привести в середине XXI в. к катастрофическому загрязнению среды обитания, резкому возрастанию смертности, истощению природных ресурсов и упадку производства.


В качестве альтернативы тупиковому развитию ученые сформулировали концепцию «глобального равновесия». Они предложили прекратить увеличение численности населения земного шара, ограничить промышленное производство, в сотню раз уменьшить потребление ресурсов Земли. Но заложенные в этих моделях методологические просчеты в исследованиях дали основание другим ученым подвергнуть сомнению содержащиеся в них выводы.

Концепция «органического роста». Модель других ученых, М. Месаровича и Э. Пестеля, попыталась учесть эту критику. В модели «Мир-3» (1974) они стремились проанализировать большее количество факторов, которые способны влиять на развитие, попытались исследовать возможности локализации кризисов, найти пути их предотвращения. Модель Месаровича-Пестеля описывает мир как систему взаимосвязанных 10 регионов, взаимодействие между которыми осуществляется через экспорт-импорт и миграцию населения. Регион выступает как социокультурный параметр, как подсистема в глобальной общественной системе. И хотя он выделяется по экономическим и географическим критериям, но учитываются его важнейшие социокультурные характеристики, ценности и нормы общества.

Модель Месаровича-Пестеля предусматривает возможность управления развитием. В ней зафиксированы такие элементы социологического подхода, как цели организации, субъект управления, принимающий решение на основе определенных ценностей и норм. Авторы пришли к заключению, что миру угрожает не глобальная катастрофа, а серия масштабных региональных катастроф. Авторы модели «Мир-3» противопоставили концепции «глобального равновесия» свою систему «органического роста», или дифференцированного развития различных элементов системы. Ее суть можно свести к тому, что в отдельные периоды интенсивный рост одних параметров в одних регионах (уровень питания, сельскохозяйственный и промышленный капитал в регионах Азии и Африки) сопровождается органическими изменениями в других (в странах Запада должен быть ограничен рост материального потребления).

Но члены Римского клуба не смогли предсказать тех огромных изменений, которые произошли во второй половине 80-х – начале 90-х годов XX в. в Восточной Европе и на территории СССР. Эти изменения существенно повлияли на течение глобальных процессов (другие формы приняла «холодная война», начался процесс разоружения, существенно изменилось экономическое и культурное взаимодействие Евразии, Европы, США). Несмотря на всю противоречивость этих процессов, огромные издержки, можно предположить, что формирование глобальной общественной цивилизации будет продолжаться в XXI в.


Альтернативные теории глобализации мира. Формирование мировой системы и встраивание в нее государств с различным уровнем экономического, социального, технического развития происходит под мощным прессингом сверхдержавы – США. Есть ли иные варианты строительства новой цивилизации? Большой интерес представляет концепция отечественного ученого Л. Г. Ивашова. Он считает, что мировому сообществу навязывается модель осуществления глобализации, разработанная в США и имеющая цель сформировать единый мир в виде «цивилизационной иерархии», эта модель обеспечивает хорошую жизнь лишь «золотому миллиарду» и гибельна для большей части человечества.

Альтернативой заокеанским схемам должна стать другая модель мироустройства – «единое глобальное общество», которую можно назвать «цивилизационной взаимоподдержкой», или «цивилизационной гармонией». Ее концептуальной основой является идея глобализации мира как новой человеческой цивилизации во всем многообразии ее цивилизационных типов и планеты Земля как среды ее обитания. В противовес американскому видению «глобализации» цель предлагаемой модели мироустройства состоит не в «унификации», не в иерархическом выстраивании существующих цивилизаций, а в равноправном развитии с сохранением и расширением для каждого народа «поля развития».

В мировоззренческом плане Л. Г. Ивашов ведет речь о естественном распространении идеологии общинного, соборного приоритета перед индивидуализмом, общего перед частным. Ученый рассматривает соборность как основу мировоззрения и жизнедеятельности народов нашей страны на глобальном уровне. По мнению автора, необходим переход от взаимоподавления и противоборства цивилизаций к сотрудничеству и взаимоподдержке, когда благополучие и успех каждой из них определяется созданием условий для развития и поддержкой со стороны всего мирового сообщества. Таким образом, возможно построение глобального и взаимосвязанного общества без антагонистических противоречий.
2. Основные идеи создания единого глобального общества
Основные принципы построения. В основу строительства предлагаемого единого глобального общества могут быть положены следующие принципы:

  • единство духовной основы, строительство всех отношений между цивилизациями и государствами базируется на принципе общинности – примате интересов развития сообщества в целом, учете интересов всех стран, народов и сохранении безопасности среды обитания;

  • добровольность выбора цивилизационного развития, когда ни одно государство не ограничивается в направленности своего совершенствования путем наделения какой-либо функцией в рамках мирового разделения труда;

  • согласованность цивилизационного развития, обеспечивающая такое развитие каждой из цивилизаций, при котором достигается всестороннее развитие всего сообщества в целом (реализация этого принципа позволит избежать неравномерности развития различных цивилизаций, обеспечить гармоничный рост всех сфер деятельности всего сообщества и каждой из цивилизаций в нем);

  • цивилизационная взаимоподдержка и взаимопомощь вместо конкуренции;

  • цивилизационное равноправие на основе равноценного обмена материальными и духовными ценностями, при котором исключается эксплуатация одних стран и цивилизаций другими;

  • взаимная безопасность цивилизационного развития, означающая, что, развиваясь сами, различные цивилизации и государства не допускают ущемления возможностей развития других цивилизаций (стран) сообщества и исключают создание им каких-либо угроз.