Файл: Лекция тема Социальная коммуникация план социальная коммуникация понятие и виды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Актуальные проблемы секуляризации. Секуляризация означает «обмирщение»: то, что было достоянием веры и церкви, становится со временем от них независимым, светским. Начиная с XV–XVI вв., проявляется общая тенденция уменьшения влияния религии в обществе и в жизни отдельного человека. Чтобы преодолеть вырастающую «стену отчуждения» между нею и изменившимся миром, религия вынуждена идти на компромисс, приспосабливаться, вносить коррективы в вероучение, социальные и этические доктрины, формы организации, методы деятельности. Для обозначения этих явлений есть два понятия: секуляризация (изменения во взаимоотношениях религии с обществом) и модернизация (изменения в самой религии, продиктованные стремлением повернуть церковь «лицом к миру», идти в ногу со временем).
В дальнейшем секуляризация стала трактоваться еще шире – как освобождение мирских дел от религиозного контроля. Этот процесс носит объективный характер, он наблюдается во всем мире, затрагивает практически все религии и может рассматриваться как одна из закономерностей общественно-исторического развития. Суть этого процесса заключается в переходе от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, связанному с индивидуализацией бытия человека в нем. Требования к верующим, предъявляемые традиционной церковью, не вполне согласуются с новой социальной и технологической реальностью.
Поэтому сознанию современного образованного верующего наиболее адекватными оказываются индивидуализированные формы религий, которые предлагаются нетрадиционными вероучениями. В последнее время все большее распространение получают религиозные секты тоталитарного типа («Аум Сенрике», «Белое Братство» и др.), чьи вероучения и культовая деятельность направлены на подавление в человеке индивидуального начала, растворение его сознания в коллективном сознании секты и в конечном итоге – полное подчинение личности верующего руководителям и вождям секты.
Рост численности такого рода организаций можно объяснить тем обстоятельством, что в современном обществе наряду с процессом индивидуализации бытия человека действует тенденция к массовизации социальной жизни, росту взаимозависимости между людьми, которая может превращаться в крайние формы коммунальности, позволяющие пренебречь человеком как индивидуальностью. На развитие этих двух начал влияет множество факторов: национальные традиции, социальная микросреда, условия первичной социализации, влияние религии и т. д.
Важна проблема влияния конфессиональной принадлежности верующих на их ценностные ориентации и социальное поведение. Разная конфессиональная принадлежность означает не только различия в вероучении, но и в социально-демографической дифференциации верующих. Еще одна проблема – взаимоотношения политической элиты и церкви. В настоящее время в сознании политической элиты сложилось убеждение, что религия – это основное благо: что хорошо для церкви, то хорошо для государства и общества. Политическая элита, как и прежде, продолжает использовать церковь и религию в своих интересах. Новые явления в современной религиозной ситуации обостряют проблему консолидации общества. В частности, стали реальностью участие церкви в общественных процессах, ее позитивный вклад в отстаивание дела мира.
На первый план в социологии религии выходят сегодня три круга вопросов. Один касается отношения к религии, понимания ее роли в истории и современном мире, научное объяснение религиозного феномена, другой - мировоззренческой проблематики, этики, культуры, философского учения о человеке. И, наконец, это широкий спектр нравственно-правовых проблем, центральное место среди которых занимает диалог атеистов и верующих, использование их совместных усилий в деле сохранения и приумножения культурных ценностей.