Файл: Лекция тема Социальная коммуникация план социальная коммуникация понятие и виды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социально-психологическая адаптация человека в семье включает в себя способность к общению и пониманию других, к сотрудничеству и кооперации, приспособление к их интересам, потребностям, желаниям. Умение учитывать интересы других людей воспитывается с раннего детства, сначала в семье, затем формируется по мере включения ребенка в более широкий круг общения.
Брачная адаптация – это постепенный процесс взаимного приспособления супругов, который основан на положительных привязанностях и чувствах. Цель брака в большей степени – это организация совместной деятельности для наиболее полного удовлетворения материальных, духовных, сексуальных и других потребностей супругов. Различают следующие виды брачной адаптации: к брачным ролям, новым обязанностям и правам; совместной согласованной деятельности, разделению труда в брачном союзе; психическому миру партнера; к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни брачного партнера; к основным ценностям жизни, пониманию цели и смысла жизни партнера; к профессиональной деятельности партнера. Брачная адаптация и дезадаптация определяют стабильность (нестабильность) брака.
Социологи выделяют несколько уровней, на которых происходят конфликты между супругами: психофизиологический (дисгармония в сексуальной жизни); психологический (нездоровый климат в семье, ссоры); социально-ролевой (выяснение, кто главнее, неравномерное распределение обязанностей); духовный (разный уровень интеллекта, отсутствие общения с партнером, критика). Причины напряженных взаимоотношений супругов бывают самыми разными. К их числу относят: слишком ранний возраст вступления в брак, большую разницу в возрасте (особенно женщин) склонность к алкоголизму, наркомании, разницу в образовании, легкомысленное отношение к браку, несогласие кого-либо из родителей на брак или, наоборот, брак по принуждению и т. д.
Тема 3. Социология религии
ПЛАН
1.Религия как социальное явление
2.Классификация религиозных систем
3.Современная религиозная ситуация. Проблемы секуляризации
1. Религия как социальное явление
Возникновение и развитие социологии религии. Социология религии – одно из направлений социологии, изучающее различные религиозные феномены. Религия, представляя собой сложное явление, интегрирована в различные сферы жизнедеятельности человека. Социология религии имеет дело с религией как с социальным, а не психологическим феноменом. Она стремится выявить мотивацию человеческих действий, понять те процессы, которые происходят в обществе под воздействием различных верований. Предметом социологии религии является доступное наблюдению поведение человека с точки зрения последствий приверженности к тому или иному вероисповеданию. Исходя из эмпирических данных, социолог пытается проникнуть в сущность социальных явлений, понять их природу.
Социология религии возникла в конце XIX – начале XX в. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию изучения религии как «коллективного представления», воплощающего систему верований и действий, санкционированных обществом. Главное ее назначение – интеграция и сплочение общества, установление связи между индивидом и социумом. Основная идея Э. Дюркгейма состоит в том, что на основе изучения примитивных форм религии можно создать теорию высших религий. В работе «Элементарные формы религиозной жизни» он анализирует тотеизм. Первопричина тотеизма – признание священного. Священным оказывается сила, заимствованная у самого коллектива, превосходящая всех индивидов.
В итоге реальность была поделена на две основные группы: обыденные («проданные») вещи, в отношении которых руководствуются экономическими соображениями, и священные вещи (растения, животные, индивиды, их изображения, причастные к клану). Последние становятся объектом ритуальной деятельности, почитания. Таким образом, сущность религии состоит в разделении мира на священные и мирские феномены, а не в вере в традиционного бога. Дюркгейм считает, что люди никогда не обожествляли ничего другого, кроме собственного общества. Общество поклоняется в каждую эпоху тем богам, в которых они нуждаются. Религиозные интересы являются лишь символической формой общественных и моральных интересов.
М. Вебер исследовал мировые религии и их влияние на развитие экономики, политических систем, семьи. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер исследует влияние христианства на экономическое развитие и социальную жизнь Запада. К религии он относил деятельность, в которой вырабатывается главная мысль, на основе которой социальная группа или сообщество индивидов организует свою жизнь. Такой мыслью Вебер считал учение Ж. Кальвина (реформатор христианства) о предопределении. Именно оно сыграло решающую роль в возникновении «духа капитализма». Смысл кальвинистской концепции в следующем: мы своими действиями бессильны изменить предначертанье Божье, поэтому человек, которого он предопределил к спасению или гибели, должен трудиться на приумножение славы Божьей и на создание царства Божьего на этой Земле.
Зарождающееся новое общество остро нуждалось в мощных моральных стимулах, таких, как трудолюбие, деловая честность, рациональность, самоограничение, отказ от роскоши, что могла дать только религия. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований. Он пытался выявить роль протестантской «хозяйственной этики» в генезисе западноевропейского капитализма, связь хозяйственной жизни общества и интересов различных социальных групп с религиозным сознанием. Работы М. Вебера оказали существенное влияние на становление и развитие социологии религии.
Религия как социальный институт. Структура религии. Религия предстает как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей. Ее важнейшими структурными элементами выступают:
-
вера как изначальный элемент всякой религии (религиозное чувство, настроение, эмоции), вера является важнейшим свойством человеческого сознания; -
учение (специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий); -
религиозная деятельность (обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники, культы); -
сообщества (общины, церкви, конфессии).
Существенными элементами религии выступают религиозные группы и организации. Религиозной группой называется социальная общность, которая складывается в процессе отправления общих религиозных обрядов. Совокупность таких групп образует религиозную организацию, для которой характерна иерархичность социальных статусов, занимаемых ее членами. Среди религиозных организаций различают три основных типа: церковь, секта, деноминация. Церковь – это религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих. В церкви имеет место деление на священство и мирян.
Секта возникает как оппозиция по отношению к господствующей церкви или религиозному направлению. Это организация меньшинства, первоначально основанная на авторитете какого-либо харизматического лидера. Характерными особенностями религиозного сектантства являются:
-
претензии на исключительность вероучения, культа, организации; -
самоизоляция, замкнутость внутри религиозных общин; -
отказ от многих сторон общественной жизни; -
формирование у членов секты психологии избранности и непримиримого отношения к инакомыслящим; -
соблюдение строгой дисциплины и выполнение всех предписаний секты; -
руководители религиозных сект категоричны в своих претензиях на роль «небесных избранников» (учитель, гуру, мессия, живой бог и т. п.).
Деноминация – это религиозная организация современного типа, которая возникла вследствие распространения идей религиозного плюрализма. Деноминация отличается веротерпимостью, отсутствием жесткой дисциплины и давления догматики, деления на священство и мирян. Она представляет собой промежуточное звено между церковью и сектой: иногда деноминация формируется на основе сект и может со временем превратиться в церковь. Наибольшее развитие деноминации получили в США, где их сейчас насчитывается уже более 200. К протестантским деноминациям относятся: евангельские христиане, баптисты, христиане веры евангельской, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, лютеране и др.
В функционировании института религии важное значение имеют духовно-нравственные феномены (религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила) и религиозная деятельность. Религиозное сознание – это совокупность верований (вероисповеданий), которые устанавливают связь между человеческой натурой, окружающей природой и сверхъестественными силами. Религиозное сознание функционирует на идеологическом и социально-психологическом уровнях. Идеологический уровень включает в себя совокупность теолого-философских теорий (догматы, утверждения о мире, природе, обществе и человеке). Носителями этого сознания являются социально подготовленные люди: богословы, священники. Психологический уровень (уровень обыденного сознания) представляет собой своеобразный синтез религиозных образов, разрозненных идей, представлений, экстатических видений, эмоций и т. д.
Религиозная психология – направленность психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых) верующих людей на сверхъестественные объекты – Бога, духа и т. п. Религиозная деятельность – это реальное поведение верующих, в котором реализуется религиозное сознание. Она существует в культовой и в некультовой формах. Культ – это система действий, с помощью которых люди пытаются повлиять на сверхъестественные силы, являющиеся предметом их веры. Форма культа: религиозные обряды, жертвоприношения, проповедь, молитва, богослужение, религиозные праздники. Некультовая деятельность охватывает сферу производства и истолкования религиозных идей и догматов, сочинение богословских произведений, миссионерскую деятельность, преподавание религиозных дисциплин, религиозную пропаганду, управленческую деятельность и т. д.
Свод морально-этических правил – это представления о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей: заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете, шариат в исламе.
Социология религии уделяет большое внимание выяснению ее социальных функций. Американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский связывал существование религиозной веры с потребностью людей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. З. Фрейд считал, что главная функция религии связана с чувством психологической защищенности от жизненных невзгод. Согласно Дюркгейму, религия укрепляет структуру общества, вырабатывает общие ценности и нормы, интегрируя и объединяя общество. Итак, можно назвать следующие важные функции религии: регулятивная, мировоззренческая, компенсаторная, интегрирующая (объединяет своих приверженцев на основе общих религиозных ценностей, ритуалов, норм поведения).
2. Классификация религиозных систем
Мировые религии и их основные направления. Самой ранней религией по времени появления является буддизм (VI до н.э.). По некоторым данным, в настоящее времяя насчитывается около 700 млн ее последователей. Большинство исследователей считают Будду реальным лицом. Ядро учения буддизма составляют четыре истины (открытые Буддой):
-
жизнь есть страдание духа; -
существует причина страдания (несчастными делают нас наши желания, так как цель желаний и потребностей не имеет конца); -
прекращение страданий происходит через полное уничтожение желаний, достижение просветленного состояния; -
для прекращения страданий и приближения к великой истине необходимо знать правильный путь. Идя намеченным путем, человек все больше освобождается, достигает совершенства. В конце этого пути наступает нирвана (смерть), полная свобода и состояние озарения.