Файл: Лекция тема Социальная коммуникация план социальная коммуникация понятие и виды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Христианство как новая вера рождалась и утверждалась в гонениях и муках. Она отстаивала себя в борьбе, а ее носители утверждали свою истину стойкостью духа, словом и личным примером. Иудейские священники и римские власти считали новую веру опасной, поэтому первые христиане становились мучениками по примеру и образу Христа. Основу христианской нравственности составляют десять библейских заповедей: не почитай иных Богов; не сотвори себе кумира, не поклоняйся и не служи кумирам; не произноси имени Бога всуе; почитай субботу и посвящай ее Богу; почитай отца и мать свою; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не произноси ложного свидетельства на ближнего; не желай того, что принадлежит ближнему. Христианство в ходе своего исторического развития раскололось на три большие ветви. Последователей христианства в настоящее время насчитывается около 1,4 млрд человек; из них около 800 млн – католиков, около 400 млн. – протестантов и около 200 млн – православных.

Другой мировой религией является ислам (от ар. – покорность). Она возникла в VII в н. э. на Аравийском полуострове и считается самой молодой из них. В наше время последователей ислама насчитывается около 1 млрд человек. Общины этой религии есть более чем в ста странах мира, в двадцати восьми странах ислам является государственной религией. Ислам представляет собой сложный мир неповторимой культуры, философии, мироощущения. В основе всего лежит вера в Аллаха. Мухаммад – пророк и посланник Аллаха. Небесный голос в течение долгих лет сообщал ему откровения. Мухаммад стихами излагал их людям. Постепенно из этих стихов и сложился Коран. Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности. Их пять:

  • исповедовать веру в Аллаха (любое лицемерие является непростительным грехом);

  • в течение дня необходимо совершать намаз, все ритуалы строго регламентированы;

  • соблюдать пост, который длится целый месяц (рамадан);

  • платить налоги и творить милостыню для спасения собственной души;

  • раз в жизни совершить паломничество в Мекку (хадж).

Обычно у религиозных объединений существует организационная структура: органы управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия и т. п.), монашество со своей специфической организацией; иерархия (соподчинение) духовенства. Существуют религиозные учебные заведения, научные организации, хозяйственные подразделения и т. п. За время существования в мусульманской религии, других мировых религиях
, происходили расколы. Мировые религии отличаются в религиозных идеях и интересах, в религиозной мотивации поведения человека, по-разному регламентируют его жизнь. Как показывает история, религия – явление развивающееся, подверженное переменам на разных его исторических этапах. Социологический анализ религии должен учитывать место и роль религии в конкретном обществе и историческом контексте.

Типология религиозных систем. Существует достаточно много классификаций религий. Идея последовательной смены религий предложена Гегелем:

  • религия природы (Древний Восток);

  • религия духовной индивидуализации (иудеи, греки, римляне);

  • абсолютная религия (христианство).

Самая простая квалификация религий:

    • примитивные верования;

    • национально-государственные религии (индуизм, синтоизм);

    • мировые религии (вышедшие за пределы государств и имеющие большое число последователей во всем мире – буддизм, христианство, ислам).

Р. Белла предложил эволюционную классификацию религиозных систем из пяти основных этапов: примитивный, архаический, исторический, раннесовременный и современный. Примитивная религия (1-й этап) характерна для первобытного общества. Этой религии свойственно мифологическое нерасчлененное сознание, в котором естественное еще не отделилось от сакрального. Религиозно-символическая система на этом уровне характеризуется как «мир мифов». Архаическая религия (2-й этап) включает в себя религии бронзового века. Характерной чертой этого этапа религиозности является возникновение подлинного культа с комплексом богов, жрецов, богослужений и жертвоприношений.

Исторические религии (3-й этап) включает иудаизм, христианство и ислам. Этот этап характеризуется четким противопоставлением мирской и священной сфер. Практически во всех исторических религиях происходит обесценивание реального мира, провозглашается совершенно отличная сфера деятельности. С их точки зрения человек уже не определяется принадлежностью к какому-то племени или клану, его определяют как существо, способное спастись. Идеалом религиозной жизни становится уход от мирской суеты, критерием благочестивости человека становится степень его приближения к идеалу монашеской жизни. Для этого этапа характерна высокая степень дифференциации религиозной организации от других форм социальной и политической организации. Наивысшую степень независимости достигла христианская церковь.



Раннесовременная религия (4-й этап) свое законченное развитие получила в протестантской Реформации. Если в исторических религиях в качестве главной сферы религиозного действия был потусторонний мир, то раннесовременная религия представляет собой сдвиг в сторону мирской деятельности. Главным средством прославления господа, особенно для кальвинистов, становится деятельность, а не созерцание мира. Раннесовременная религия сумела направить дисциплину и энергию религиозной мотивации на преобразования светского мира, что позволило при соблюдении мирской аскезы добиться предельной эффективности в хозяйственной сфере.

Современный (5-й этап) характеризуется религиозным плюрализмом. Переход от раннесовременной религии к современной, по мнению Р. Белла, происходит в большинстве наиболее развитых стран Запада. Это обусловлено общим уровнем материального благосостояния, образования. Эмоциональная и умственная энергия человека направляется не на разрешение насущных экономических проблем, что характерно для развивающихся стран, а на вечные проблемы поиска смысла жизни. Процесс секуляризации (обмирщения), считает Р. Белла, влечет изменение структуры и роли религии. Он предлагает сконцентрировать внимание социологии религии на решении двух проблем. Первая - это сдвиг религии исторической к раннесовременной, от потусторонних к посюсторонним религиозным интересам. Эта проблема остро стоит перед развивающимися странами. Вторая проблема – сдвиг от раннесовременной к современной религии. Этот процесс характерен для наиболее развитых стран Запада.

Неоднозначное отношение к процессу секуляризации в западной и отечественной социологии связано с пониманием религии. Мир религии сложен, противоречив и разнообразен. Многообразие религий имеет под собой свою основу: люди живут в разных условиях, по-разному воспринимают окружающее, их сообщества достигли разных уровней развитая. Сами религии не одинаковы в своих требованиях к человеку в области морали и правилах поведения.
3. Современная религиозная ситуация.

Проблемы секуляризации
Религиозная ситуация в России. На огромных геополитических пространствах постсоветского общества отмечается бурный рост религиозности. Провозгласив себя независимым государством, Россия гарантировала всем своим гражданам свободу совести и вероисповеданий. Это создало основу для плюрализации духовной жизни, мировоззрений и установок индивидов и социальных общностей (семейных, территориальных, этнонациональных и др.). Резко
усилилась активность религиозных организаций, возросло их влияние. К идеям Высшего суда, истины, добра, искоренения зла, бездуховности обращается значительная часть граждан. Эти процессы, происходящие на фоне снижения жизненного уровня населения, нарастания настроений неуверенности, тревожности, побуждают многих людей искать свою «нишу».

Современная религиозная ситуация характеризуется, во-первых, тем, что высвободившиеся из-под влияния административно-командной системы все без исключения религиозные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав на подлинное и истинное следование свободе совести. Во-вторых, среди населения резко возрос интерес к религиозным верованиям, хотя этот интерес для многих продиктован скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного учения. В-третьих, интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию идет с возрождением народных обычаев, традиций, празднований и ритуалов. В-четвертых, развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением мистических верований, оккультизма, граничащих с шарлатанством.

В такой социально-психологической среде возрастает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, происходит процесс переориентации населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое (соединяющее элементы веры и безверия). Чаще всего данный процесс связан не с глубоким осознанием сущности религиозных учений, а с принятием внешних форм религиозной атрибутики (ношение крестиков, приобретение религиозных книг, икон, посещение богослужений, венчание и т. д.). Религиозная вера воспринимается многими как реабилитационное средство воздействия на людей в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности.

Среди причин роста религиозности есть временные, связанные с особенностями переходного состояния общества, и глубинные, обусловливающие устойчивое воспроизводство религиозности. К их числу можно отнести: эффект психологического отталкивания от «обязательных убеждений»; моду на религию; потребность в психологической защите; процесс легитимизации религии и церкви. Чаще всего социальной средой, побуждающей человека обратиться к религии, выступают семья, социальное окружение, духовные наставники, священники. Для большинства людей основной источник религиозных взглядов и верований – литература, Библия. Часто религиозная идентификация оказывается результатом светской культуры, следствием духовных поисков.


Первым направлением социодинамики религиозного сознания в современной России является возрождение интереса к христианству, рост числа приверженцев различных христианских конфессий при слабой институализации их религиозного поведения. Другое направление связано с развитием неопределенных типов «квазирелигиозного» сознания. Его носители – люди, частично отождествляющие себя с верующими, частично – с атеистами, проявляющие повышенный интерес к спиритизму и современной паранаучной (астрология, НЛО, парапсихология и т. д.) и парарелигиозной (ворожба, порча, гадания и пр.) мифологии.

В распространении такого типа сознания главную роль играют две причины. Первая из них заключается в потребности верить «хоть во что-нибудь», усиленная патерналистскими ожиданиями. Вторая причина - в распространении «квазирелигиозности», в которой проявляется процесс секуляризации и дедогматизации сознания. Следующая тенденция - широкое распространение нетрадиционных религиозных верований.

В настоящее время можно зафиксировать четыре основных религиозных направления:

  1. неохристианство (евангельские учения и культы: Новоапостольская церковь, Христиане веры апостольской, «Богородичный центр», мормоны и др.);

  2. новый ориентализм (от лат. – восточный, нетрадиционные культы восточного происхождения: кришнаиты, дзен-буддисты, бахаи и др.);

  3. нетрадиционные оккультные (околонаучные) секты, теософические общества, признающие существование скрытых сил в человеке и космосе, их познание доступно только для избранных (астрология, сайентология Р. Хаббарда);

  4. сатанизм (дьяволомания) – нетрадиционные оккультные секты, которые поклоняются сатане (дьяволу).

Приведенная типология достаточно условна и не всегда в каждом конкретном случае позволяет однозначно отнести ту или иную неорелигиозную секту к четко определенной группе. В частности, культы «мунитов», «Аум Сенрике», «Белого братства» содержат в себе экзотическую смесь христианства и восточных религий, мистики и оккультных наук. В этих новых вероучениях упор сделан на личный субъективный опыт и мистический подход к осуществлению конечной цели бытия верующего – единению человека и божественного духа. Наиболее активный интерес к нетрадиционным религиям проявляют молодежь в возрасте до 25 лет, главным образом учащиеся, студенты, а также научно-техническая, художественная интеллигенция, т. е. наиболее продвинутые группы общества, которые быстрее и тоньше других улавливают происходящие социальные перемены.