Файл: Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Н. В. Серебрякова показала особенности лексики у детей: ограниченность объема словаря, особенно предикативного; осуществляется большое количество замен, особенно по семантическому признаку, указывающих на несформированность семантических полей; незнание или неточное употребление многих общеупотребительных слов, обозначающих зрительно сходные предметы, части предметов, части тела. Также автор отмечает у детей с общим недоразвитием речи замены семантически близких слов; замена словообразовательными неологизмами; замена однокоренными словами и словами, похожими по артикуляции; большая степень немотивированности ассоциаций .

Т. Б. Филичева отмечает, что дети с общим недоразвитием речи III уровня пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения), воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуко-наполняемости. Дети с общим недоразвитием речи III уровня, обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств, состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить краткий рассказ. Автор делает акцент на том, что если тщательно изучить состояние всех сторон речи, то можно увидеть ясную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики. Также Т. Б. Филичева отмечает, что несмотря на значительный количественный рост словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи III уровня, специальное обследование лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, локоть, беседка), неточное понимание и употребление ряда слов (подшивать – зашивать – кроить, подрезать – вырезать).

Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, Е. М. Мастюкова в своих работах отмечают значительное расхождение в объеме активного и пассивного словаря у детей данной категории. Дети понимают значение многих слов, однако использование их в свободной речи затруднено.

В исследованиях Р. И. Лалаевой отмечается ряд особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи: ограниченность словарного запаса в связи с этим пытаются заменять между собой слова близкие по смыслу или по звучанию, расхождение объема активного и пассивного словаря, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря, вербальные парафазии. Наиболее трудным является формирования семантических полей у детей с нарушениями речи. Выявлен малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей. Так, в парадигматических ассоциациях у детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии, а отношения противопоставления и родовидовые встречаются редко, что не согласуется с нормой.


Дети с третьим уровнем речевого недоразвития используют слова которые наиболее привычны и знакомы для детей.

Г. А. Волкова, характеризуют третий уровень общего недоразвития речи развернутой обиходной речью, без грубых отклонений в развитии лексической стороны речи. Наблюдаются нарушения речи, которые касаются в основном сложных речевых единиц. Так же отмечается значительно обогащение активного и пассивного словаря детей с общим недоразвитием речи, как правило, за счет, существительных и глаголов.

Таким образом, основные нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря вследствие этого детям тяжело общаться с окружающими. Следовательно, преодоление нарушения лексического строя речи, важно для речи ребенка.


Глава 2. Логопедическая работа по преодолению нарушений лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

В наше время проблема развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР является актуальной. В процессе решения задач речевой коммуникации лексика является оптимальным вариантом осуществления речевой деятельности. Неполноценная речевая деятельность негативно влияет на все сферы жизнедеятельности ребенка. У него происходит снижение продуктивности запоминания, нарушения логической и смысловой памяти, он с трудом овладевает мыслительными операциями, следовательно, все формы общения и межличностного взаимодействия нарушаются, тормозится развитие игровой деятельности. В норме игровая деятельность имеет ведущее значение в плане общего психического развития .

Вопросами формирования лексики у детей дошкольного возраста с ОНР занимались такие авторы, как Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Г. С. Швайко и другие.

Одним из главных критериев эффективности и качества дошкольного образования является образовательная программа. Программы развития опираются на основные направления развития ребенка такие, как физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и другие. Дети с ОНР испытывают трудности в усвоении школьных программ и в социальной адаптации. Поэтому существуют программы, которые предусматривают всестороннее развитие детей, корригируют недостатки в их речевом развитии, а также осуществляют профилактику вторичных нарушений .

Например, программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) Н. В. Нищевой. Основная задача программы заключается в овладении детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения. Работа по развитию лексической стороны речи основывается на уточнении и расширении словарного запаса на основе наблюдений и понимании предметов и явлений окружающей действительности. Необходимо обеспечивать переход из пассивного словаря в активное использование речевыми средствами. Обучать детей группировке предметов по признакам, развивать понимание обобщающего значения слова, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия и другое.

Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной учитывает общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии . В итоге логопедической работы по развитию лексической стороны речи
дети должны понимать обращенную речь, владеть навыками словообразования, употреблять в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, прилагательных, наречий и т.д.).

Е. И. Тихеева разработала упражнения, которые обеспечивают обогащение словаря и содержательной стороны отдельных слов. Например, такие упражнения, как составление предложений с отдельным словом, со словами синонимического ряда, объяснение значений слов, замена слов более удачными выражениями с точки зрения условий контекста.

О. И. Соловьева также разработала методику словарной работы с детьми дошкольного возраста. Она считала, что в первую очередь необходимо заботиться о том, чтобы дошкольники знали те слова, с которыми им приходиться иметь дело каждый день. Автор выделила группы слов, которыми должен овладеть каждый ребенок. К тому же, она утверждала, что словарь должен обогащаться не только в количественном отношений, но и в качественном. Ребенок должен понимать значение слов в зависимости от контекста.

Е. М. Струнина предложила методику, развивающую у старших дошкольников понимание содержательной стороны слова. Она считает, что раскрытие семантических связей между словами помогает понять семантику отдельных слов, что позволяет правильно отбирать выразительные и точные языковые средства, исходя из условий речевой ситуации.

При осуществлении логопедической работы, направленной на развитие лексического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР, необходимо учитывать следующие принципы:

  1. Общедидактические принципы такие, как научность, наглядность, доступность, прочность, индивидуальный подход и другие.

  2. Специфические принципы, например:

  • принцип развития предусматривает в процессе коррекционной работы выбор тех задач, трудностей и этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. А также, по словам Л. С. Выготского, эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта.

  • принцип системности представляет собой изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений, предполагает воздействие на все компоненты и на все стороны речевой функциональной системы.

  • принцип комплексности предполагает созданную обогащенную и поддерживающую речевую среду не только на логопедических занятиях, но и в свободное общение ребенка с детьми или взрослыми.

  • принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка (Р. Е. Левина) . Речевая деятельность формируется и функционирует под влиянием психики ребенка, различных ее процессов, которые протекают в сенсорной, интеллектуальной, афферентно-волевой форме.

  • принцип деятельностного подхода предполагает организацию логопедической работы с учетом основной ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).


При осуществлении коррекционной работы по развитию лексического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР необходимо применять различные методы, например:

  1. Наглядные. В качестве наглядных методов можно использовать пособия, иллюстрации, таблицы, кинофильмы, опыты и т.д.

  2. Практические. Эти методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные работы, дидактические игры.

  3. Игровые. Эти методы вызывают у детей повышенный интерес, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.

  4. Словесные. Эти методы нередко сочетаются с наглядными, игровыми и практическими методами. К ним относятся беседа и чтение произведений разного жанра.

Также, при проведении коррекционной работы по развитию лексического стороя речи у детей дошкольного возраста с ОНР необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуру значения слова, закономерности лексики в онтогенезе.

Принцип системности в логопедической работе предполагает формирование лексической стороны речи параллельно с другими компонентами языковой системы.

На основании исследования формирование лексической стороны речи проводится по следующим направлениям :

-уточнение, расширение, активизация словаря;

-формирование умения употреблять различные части речи;

-формирование навыков группировки и классификации слов по различным признакам и качествам;

-формирование навыков синонимии и антонимии;

-развитие способности понимать и употреблять слова с отвлеченным значением.

Результат логопедических занятий с детьми полностью зависит от умений логопеда составить план своей работы:

  • определить цели и задачи занятия;

  • подбор лексического материала индивидуально для каждого ребенка в соответствии с целью занятия, этапом обучения;

  • подбирать задания от простого к сложному;

  • использовать в своей работе игровые и речевые упражнения;

  • уметь организовать познавательную активность детей.

Во время коррекционной работы логопед использует следующие приемы: называние предметов, их частей, действий, признаков, подбор картинок к заданным вопросам, подбор синонимов, антонимов, обобщающих слов. Логопед во время занятий делает акцент на развитие активного и пассивного словаря детей.

При разработке методических рекомендаций использовались игры и упражнения, представленные в работах О. С. Ушаковой, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой.