Файл: Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Логопедическую работу по преодолению лексических нарушений у данных детей необходимо проводить по следующим направлениям:

  1. Развитие объема пассивного и активного словаря

  2. Развитие предикативного словаря.

  3. Развитие атрибутивного словаря.

  4. Развитие номинативного словаря.

  5. Развитие навыков группировки и обобщения слов.

  6. Развитие навыков синонимии.

  7. Развитие навыков антонимии.

Практика речевого общения постоянно сталкивает детей с различными по значению словами, с синонимами, антонимами. У детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня ориентировка на смысловое содержание очень развита, а правильность высказывания зависит от того, насколько точно передается смысл выбранного слова.

Работа по обогащению лексики у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня будет более успешной при использовании некоторых словесных, дидактических игр и речевых упражнений, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня внимание к слову, его точному употреблению. Упражнение создают условия для речевой практики детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, пополнения и активизации словаря словами разных частей речи. Среди приемов словарной работы особое место занимают лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, развивают у них внимание к слову и его значению.

Направление 1. Развитие навыков обобщения, классификации.

Задачи:

  • актуализация и обогащение словаря;

  • развитие и закрепление умения выделять основной признак предмета;

  • развитие и закрепление умения выделять основной признак в группе предметов;

  • развитие навыков группировки и обобщения;

  • развитие навыков классификации.

Виды заданий:

Игра «Разложи картинки».

Логопед показывает картинки и предлагает разделить их на две группы, при этом названия групп не называются.

Картинки: зимующие и перелетные птицы, ягоды и фрукты, мебель и посуда, одежда и обувь.

Игра «Лишнее слово».

Логопед читает детям цепочку слов и предлагает выбрать лишнее и объяснить почему выбрали именно его: радостный, счастливый, унылый, улыбчивый.


Игра «Найди лишнее».

Логопед раскладывает разные картинки и предлагает детям выбрать лишнюю и объяснить почему выбрали её: кошка, медведь, лиса, волк, заяц.

Игра «Угадай предмет по описанию».

Логопед показывает детям картинки с изображением животных и птиц, называет описание животного и предлагает детям выбрать правильный ответ из картинок: Я рыжая, с пушистым хвостом, хитрая (лиса).

Игра «Назови одним словом».

Логопед говорит детям ряд слов и предлагает назвать их одним словом.

Ель, береза, клен, осина.

Направление 5. Развитие словаря синонимов.

Задачи:

  • актуализация и обогащение словаря;

  • развитие умения выделять основной признак предмета;

  • развитие понимания отношений синонимии;

  • развитие и закрепление навыков синонимии.

Виды заданий:

Игра «Как сказать по-другому?»

Логопед говорит детям словосочетания и предлагает им сказать его значение другим словом.

Хорошая погода – солнечная, теплая, ясная.

Игра «Скажи похоже»

Логопед говорит детям словосочетания и предлагает им сказать его значение другим словом.

Чистый воздух – свежий.

Игра «Подбери слово».

Дети становятся в круг. Логопед, называя слово, по очереди кидает детям мяч. Дети придумывают «слово-друга» к названному слову и бросают мяч обратно.

Дом – жилье, здание.

Направление 6. Развитие словаря антонимов.

Задачи:

  • актуализация и обогащение словаря;

  •  развитие умения сравнивать предметы; 

  • развитие понимания отношений антонимии; 

  • развитие навыков антонимии

Виды заданий:

Игра «Скажи наоборот».

Логопед предлагает детям назвать слово, противоположное по значению («слово-неприятель»).

Говорить - молчать, выключать – включать.

Игра «Сравни предметы».

Логопед называет два слова и предлагает детям сказать чем они отличаются.

По вкусу – мед и лимон, перец и клубника.

Игра «Скажи наоборот».

Логопед называет детям слова и предлагает придумать к ним противоположное значение:

  • Имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость, польза, грязь.

  • Имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый, толстый.

  • Глаголы: говорить, взял, нашел, забыл, уронил, одеваться, смеяться, закрывать, включать.


Система логопедической работы по преодолению нарушений развития лексической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи строится согласно принципу коррекционного обучения. Логопед во время занятий с детьми использует различные методы и приемы, направленные на активизацию речевой и мыслительной деятельности.

Исследование состоит из 3 последовательных этапов.

На первом этапе проводится отбор детей для обследования. Изучается анамнезы, истории развития, психолого-педагогические характеристики, речевые карты детей экспериментальной группы. Проводится консультация с врачом, педагогами и логопедом ДОУ с целью уточнения клинических, психолого-педагогических особенностей детей, а также с целью уточнения речевого статуса детей. При составлении методики исследования можно использовать разработки Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, И. А. Смирновой, О. Б. Иншаковой.

На втором этапе проводится исследование детей по разработанной методике по специально сформированным заданиям. Исследование направлено на изучение объема активного и пассивного словаря, обследование номинативного, предикативного, атрибутивного словаря, особенности развития навыков группировки, использование обобщающих слов, синонимов, антонимов.

На третьим этапе производится анализ результатов исследования качественный и количественный анализ полученных данных.

Логопедическая работа по развитию лексики с детьми проводится с учетом принципов коррекционного обучения, требует системного подхода и направлена на расширение и актуализацию словаря, развитие операций сравнения и классификации, формирование навыков использования антонимов и синонимов в свободной речи.


Заключение.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что словарь ребенка начинает развиваться в раннем детстве. На развитие лексической стороны речи большую роль занимает общение взрослых с ребенком, общение ребенка со сверстниками, социально-культурная среда, в которой он растет. В первую очередь в речи ребенка появляются существительные, затем глаголы. После двух лет словарь характеризуется активным ростом новых слов, начинает формироваться семантическая система языка. В 3 года появляются обобщающие слова, первые предлоги. В 4 года усваиваются числительные, появляются союзы и сложные предлоги. В 5 лет формируются процессы классификации, сравнения, отмечается дифференциация структур семантических полей.


Процесс развития словаря у детей с общим недоразвитием речи происходит также как у детей без речевых нарушений, но замедлен. Лексическая сторона речи детей данной группы характеризуется ограниченным словарным запасом, у детей возникают трудности в объяснении значения слова, поиска слов, подбор антонимов, синонимов, изменения и образования слов, использования обобщающих слов.

Изучив методические подходы по преодолению нарушений лексической стороны речи, было выявлено, что в современной логопедии накоплено достаточно большой практический материал по исследуемой проблеме.

Методики, направленные на развитие лексической стороны речи многообразны и представлены в работах Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной; Л. С. Волковой; О. Е. Грибова, О. Е. Громова, А. М. Бородич и многих других. Анализ методик по выявлению нарушений лексического стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи показал, что эффективность диагностики зависит от возраста ребенка, его индивидуальных и речевых особенностей, от правильного подбора речевого и наглядного материала. Методики по преодолению нарушения развития лексики основаны на общих и специальных принципах коррекционного воздействия, обязателен комплексный подход при коррекции данного речевого нарушения. Основное внимание должно быть направлено на накопление и обогащение словаря, активизацию использования разных частей речи.

Список литературы.

1.Антипова, Ж. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учебно-методическое пособие /Ж. В. Антипова и др.; под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Сфера, 2008. – 223 с.

2.Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. - №2. - 2004. – с. 40 - 43.

3.Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи /Г. А. Волкова. – СПб.: Детство Пресс, 2003. – 45 с.

4.Выготский, Л. С. Мышление и речь /Л. С. Выготский. – СПб: Питер, 2016. – 431 с.

5.Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи /А. Н. Гвоздев. – СПб: Детство-Пресс, 2007. – 470 с.


6.Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие /О. Е. Грибова, Т. Б. Бессонова. – М.: АРКТИ, 2012. – 78 с.

8. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общ. недоразвитием речи): кн. для логопеда /Л. Н. Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 176 с.

9.Жукова, Н. С. Логопедия: основы теории и практики /Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2021. – 288 с.

10.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2010. – 236 с.

11.Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей: книга для логопедов: учебное пособие /Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2011. – 316 с.

12. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда /О. Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 279 с.

13.Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить /М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 214 с.

14. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие / И. Ю. Кондратенко – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 218 с.

15. Корнев, А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи: методическое пособие /А. Н. Корнев. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 119 с.

16.Короткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи III уровня // Логопед. - 2004. - №1. - с. 27-34.

17.Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. Формирование лексики и грамматического строя /Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – М.: РГБ, 2009. – 158 с.

18. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии /Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 1967. – 366 с.

19.Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей //Специальная школа. – 1967. – №2. – С. 122.

20.Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики: учебник для студентов высших учебных заведений /А. А. Леонтьев – М.: Смысл, 2008. – 287 с.

21. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность /А. А. Леонтьев. – М.: Ленанд, 2014. – 211 с.

22.Логинова, В. И. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада /В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова; ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение,1984. – 223 с.

23. Лопатина, Л. В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей /Л. В. Лопатина и др. – СПб: САГА, 2006. – 271 с.

24.Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики /А. Р. Лурия. – М.: URSS, 2009. – 252 с.

25.Ляпидевский, С. С. Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. науч. тр. /С. С. Ляпидевский. – М.: МГПИ, 1978. – 138 с.