Файл: Сборник тезисов участников Территориальной педагогической конференции работников дошкольных образовательных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

72
Зинченко Инна Геннадьевна, педагог-психолог МАДОУ детский сад 14, городской округ Красноуфимск
Зинченко И.Г. Арт-терапия как способ воспитания дружеских
взаимоотношений детей дошкольного возраста
Понимание, сочувствие, терпимость, толерантность – все эти качества очень существенные для современного человека. В будущем их значение будет только расти. И заботится об их формировании необходимо с детства.
Как один из способов формирования вышеперечисленных качеств – это арт-терапия, использование которой на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога помогает воспитанникам приобрести позитивной опыт развития восприимчивости, эмпатии, чувства радости от общения, сформировать дружеские взаимоотношения в группе, сплотить детский коллектив.
Арт-терапия (от англ. art – «искусство» + терапия) – направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.
Применяя игротерапию, как один из видов арт-терапии, специально создаю игровые ситуации для перевоплощения, снятия эмоционального напряжения, установления эмоционального контакта, развития чувства единства в следующих играх: «Мягкое сердце», «Помоги другому», «Самая дружная пара», игра «Паровозик», «Подари улыбку», «Доброе животное»; этюды ««Цветы», «Наше знакомство».
Еще один способ это работа с природным материалом. Сухие листья, плоды - натуральны, пахнут свежестью, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь. С их помощью создаем коллективные изображения: «Осенний лес»,
«Листопад».
Элементы песочной терапии - один из основных видов арт-терапии, который применяю коррекционной работе. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. Для развития у воспитанников умение понимать друг друга без слов, сотрудничать использую «игры в парах». Ребенок учится вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. Обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
В своей деятельности педагога – психолога использую различные формы художественной экспрессии, где складываются условия, при которых


73 каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Использую один из наиболее распространенных техник арт-терапии рисование. Рисуночные сессии не ограничиваю набором изобразительных средств. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Техники и приемы подбираются по принципу простоты и эффективности. Способы создания изображений разнообразны. Дети рисуют как на белой, так цветной бумаге, карандашами и акварелью, мелками и пастелью. Работаю с детьми как индивидуально, так и в микрогруппах одного, воспитанников одного коллектива, для решения конфликтных ситуаций, сплочения коллектива детей.
Цели, которые решает на занятиях педагог-психолог при помощи арт- терапии являются:
 Воспитательными (способствуют сопереживанию, бережному отношению со сверстниками и взрослыми).
 Коррекционные (успешно корректируется образ «я», улучшается самооценка, налаживаются способы взаимоотношения с другими людьми).
 Диагностические
(позволяют изучить сведения как об индивидуальных особенностях ребенка, выявить проблемы в группе детского сада).
 Развивающие (происходит личностный рост человека, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения в коллективе сверстников).
Можно сделать вывод, что арт-терапевтическая работа с детьми это одна из форм психологического сопровождения, позволяющая решать комплекс задач, включая гармонизацию эмоционального состояния ребенка, помощь в приобретении позитивного опыта, развитие восприимчивости, эмпатии, чувства радости от общения. Арт-терапию, применяемую в работе с детьми дошкольного возраста, можно правомерно представить, как способ создания условий для воспитания и формирования дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, сплочение детского коллектива. Она дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.

74
Зонова Екатерина Георгиевна, педагог-психолог МАДОУ ЦРР – детский сад, городской округ Красноуфимск
Зонова Е.Г. Сопровождение педагогом-психологом процесса реализации
социального направления воспитания детей раннего и дошкольного
возраста в ДОО
На основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-
ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом
Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в МАДОУ ЦРР – детский сад возникла необходимость систематизации реализации деятельности, связанной с процессом воспитания в ДОО.
Под «воспитанием» понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде».
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания:
1. Формирование у ребенка представлений о добре и зле.
2. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
3. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
В соответствии с целью реализации социального направления воспитания в МАДОУ ЦРР – детский сад была разработана система взаимодействия участников образовательных отношений. В качестве примера психолого-педагогического сопровождения процесса реализации социального направления воспитания детей раннего и дошкольного возраста в ДОО можно отметить следующие мероприятия.


75
Группа
Мероприятие
Пояснения
Форма
взаимодействия с
родителями
С
ен тяб рь
, о ктяб рь
Группа раннего возраста
Д/и «Бусы для мамы»
Нанизывание на шнур крупных бусин
Беседа родителей с детьми
1 младшая группа
«Подарок для мамы» Упаковывание конфеты для мамы любым из предложенных способов
2 младшая группа
Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка»
Беседа, рассуждение
Размещение информации на сайте
«Застенчивые дети»
Средняя группа «Я – помощник»
Рисунок, беседа
Старшая группа «Уважай старших»
Совместное создание свода законов при общении со старшими.
Его оформление
(иллюстрирование, коллажирование, изготовление брошюр и т.д.)
Беседа родителей с детьми
Подготовит. к школе группа
Просмотр мультфильма
«Отцовская наука»
Рассуждение, беседа.
Ноябрь
Группа раннего возраста
«Угости конфеткой» Отработка навыков взаимодействия со сверстниками
Информация на сайте ДОО «Если ребенок не хочет делиться»
1 младшая группа
Д/и «Каравай кукле
Маше»
Развитие навыков коммуникации
2 младшая группа
Д/и «День рождения»
Развитие навыков коммуникации
Средняя группа Просмотр мультфильма
«Крошка Енот»
Формирование дружеских отношений со сверстниками
«Как научиться дружить» изготовл печатной продукции
Старшая группа Просмотр мультфильма «По дороге с облаками»
Беседа, рассуждение с детьми: что такое быть дружными и уметь дружить
Беседа родителей с детьми
Подготовитель ная к школе группа
Просмотр мультфильма
«Мешок яблок»
Беседа о щедрости
Де ка брь
Группа раннего возраста
Д/и «Спасибо,
Миша»
Формирование навыков вежливой речи
Размещение материала
«Вежливые слова»
1 младшая группа
Д/и «Магазин»
Формирование, отработка навыков вежливой речи
Беседа родителей с детьми
2 младшая группа
«Вежливые слова на улице»
Ролевое проигрывание Размещение материала на сайте
ДОО

76
Средняя группа «Копилка вежливых поступков»
Акция
Ознакомление родителей с результатами акции
Старшая группа
«Расскажи другу.
Моя любимая игрушка»
Работа в паре. Умение вести диалог, слушать собеседника, не перебивая, уважать мнение собеседника
Изготовление печатной продукции
«Как научить ребенка слышать и слушать»
Подготовитель ная к школе группа
Рассказ от лица предмета (героя, явления)
Умение вставать на место другого человека. Развитие эмпатии.
Беседа родителей с детьми
Я
нва рь
Группа раннего возраста
Акция «Покорми птиц»
Развитие эмпатии
Беседа родителей с детьми.
Новость на сайте
ДОО
1 младшая группа
Д/и «Построим дом для собаки»
Развитие эмпатии
2 младшая группа
Интернет-экскурсия
«В мире насекомых»
Беседа, рассуждение.
Беседа родителей с детьми
Средняя группа «Моя любимая кошка»
Выставка рисунков
Изготовление печатной продукции
Старшая группа Интернет-экскурсия
«Приют для бездомных собак»
Беседа, рассуждение.
Развитие эмпатии, гуманного отношения к домашним животным
Беседа родителей с детьми
Подготовитель ная к школе группа
«Священное животное разных стран»
Просмотр видеоматериала.
Умение договариваться, работа в паре. Выполнение общего рисунка
Фе вра ль
Группа раннего возраста
Д/и «Миша плачет»
Развитие эмпатии
Консультация
«Учимся сопереживать»
1 младшая группа
Д/и «Вылечим
Васю»
Развитие эмпатии
Беседа родителей с ребенком
2 младшая группа
«Подарок другу»
Развитие эмпатии.
Коллаж
Средняя группа Д/и «Волшебная палочка»
Развитие эмпатии
Старшая группа «Найдем воду для ростка»
Квест. Развитие эмпатии,бережного отношения к природе.
Размещение новости на сайте ДОО
Подготовитель ная к школе группа
«Доброта»
Решение кейсов.
Аппликация.
Путешествие в мир сказок
Изготовление печатной продукции для родителей
«Доброта»
Ма рт
Группа раннего возраста
Д/и «Идем в гости»
Развитие коммуникации, усвоение и


77 закрепление правил этикета
Изготовление печатной продукции для родителей
«Этикет и ребенок»
1 младшая группа
Д/и «День рождения»
Развитие коммуникации, усвоение и закрепление правил этикета
2 младшая группа
Д/и «Кафе»
Развитие коммуникации, соблюдение правил
Средняя группа «Ресторан»
Видео-экскурсия
Беседа родителей с ребенком
Старшая группа «Этикет»
Брифинг, викторина
Новость на сайт ДОО
Подготовитель ная к школе группа
«Званный ужин»
Чаепитие с соблюдением правил этикета. Развитие коммуникации
Очное участие совместно с детьми
Ма й
Группа раннего возраста
Д/и «Укрой от дождя
Машу»
Дети ходят с куклами под музыку, как только начинается музыка, имитирующая дождь, дети прячут кукол от дождя.
Беседа родителей с детьми
1 младшая группа
Д/и «Проведи девочку»
Девочке завязывают глаза, мальчик проводит её по безопасному пути, обходя препятствия
2 младшая группа
«Переведи бабушку через дорогу»
Ролевое проигрывание Фотоотчет, новость на сайте ДОО
Средняя группа «Я – защитник»
Рисунок, беседа
Беседа родителей с детьми. Выставка рисунков
Старшая группа «Мой лучший поступок»
Рисунок, беседа
Подготовитель ная к школе группа
«Я – герой»
Рисунок, беседа
Педагогически целесообразно подобранные формы и направления работы с учетом возрастных особенностей позволяют: воспитывать у детей навыки поведения в обществе; обучают навыкам сотрудничества в продуктивных видах деятельности; анализировать поступки и чувства: свои и других людей; проявлять заботу и помощь к сверстникам и взрослым; поддерживать комфортный психологический климат в группе.
В детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам. Именно ранний и дошкольный период в жизни человека является сензитивным для успешной продуктивной его социализации.

78
Зыкова Екатерина Александровна, воспитатель МАДОУ Детский сад 18, городской округ Красноуфимск
Зыкова Е.А. Волонтерское движение как средство социализации детей
дошкольного возраста
Упавшему помоги встать.
Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу.
И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.
(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).
В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движении – это такая организация, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Поэтому возникла идея создания волонтерского движения «Волонтерик». Новизна представленного опыта в том, что волонтерское движение создано в условиях группы детского сада.
Считаю, что создание волонтерского движения детей по их собственной инициативе, приведет к более эффективному формированию у дошкольников социально – значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде.
На первом этапе для воплощения своей идеи рассматривала несколько технологий. Меня заинтересовала технология «Дети-волонтеры», автором которой является Н. П. Гришаева.
Я поставила цель: объединение в единый отряд заинтересованных родителей и воспитанников через участие в добровольческих мероприятия.
Провела диагностику сформированности социальных форм поведения, используя учебно-методическое пособие «Диагностика социального развития ребенка» Щетининой А.М., Абрамовой Н.А. Результаты диагностики показали, что уровень развития социальных навыков составляет 33%.
Отношение родителей к идее волонтерства увидела через анкетирование. Опрос родителей показал, что идея создания волонтерского отряда вызвала одобрение. Согласились 93% родителей стать его частью.
На втором этапе разработала программу воспитания «Волонтерская деятельность в ДОО».
Волонтерское движение напрямую связано с социальными акциями:
«Волонтеры – друзья малышей» 1-2 раза в неделю воспитанники подготовительной к школе группы приходят к малышам, чтобы сделать доброе дело (играют в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные, участвуют в праздниках и развлечения, помогают собраться на прогулку, дойти до участка, раздеться и т.д.). После


79 посещения младших групп, дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу, рассказывали сверстникам, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.
«Создадим красоту своими руками» – облагораживание территории детского сада – в весенний период родители (законные представители) делились семенами, рассадой цветов и овощей, а воспитанники помогали ухаживать за цветниками и огородом на территории ДОУ. В ходе акции воспитанникам прививалось заботливое и бережное отношение к природе, дети получали необходимые навыки работы с инструментами, а самое главное проявлять осознанную заботу о живом.
«Дарим приятные сюрпризы» – с детьми-волонтёрами в честь праздника
День защиты детей приготовили подарки и вышли к близлежащим домам с поздравлением. Это способствовало формированию у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
«Трудовой десант» – была организована уборка территории ДОУ. В ходе акции дети получили массу положительных эмоций и впечатлений.
«Поможем братьям нашим меньшим» – дети-волонтеры вместе с родителями (законными представителями), посетили станцию юннатов, куда приехали с подарками для животных. Общение с живой природой и братьями нашими меньшими гармонизирует эмоциональное состояние каждого ребенка, способствует формированию позитивного мировосприятия, а также несет в себе значительный воспитательный потенциал - помогает развитию нравственно-этических качеств: милосердия, сочувствия и эмпатии. У воспитанников формируется ответственность за тех, кого они приручили, милосердие, сострадание, волевые и нравственные качества.
«Дети летать не умеют» ребята раздавали взрослым самодельные листовки с призывом следить за детьми, не оставлять открытыми окна.
«Елочка живи!» ребята создали совместно с родителями и педагогами листовки, плакаты на тему «Не рубите елки!», видеоролик в защиту елочек, фоторепортаж. Такими действиями ребята пытались убедить в значимости проблемы сохранения лесных ресурсов дошкольников других групп, сотрудников детского сада и родителей.
«Помоги зимующим птицам» родители совместно с детьми изготовили кормушки из разных материалов, которые развесили не только на территории детского сада, но и возле своего дома. Волонтеры, рассказывая о том, как трудно птицам пережить зимний тяжелый период, привлекли к заботе о пернатых других детей детского сада и сотрудников.
«Посылка солдату» ребята собрали посылку для старшего брата нашей воспитанницы, который проходит службу в рядах вооруженных сил России.