Файл: Сборник тезисов участников Территориальной педагогической конференции работников дошкольных образовательных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

80
По итогам волонтерского движения в конце каждого дня подводятся итоги в «Календаре добрых дел». «Календарь добрых дел» – это информационный стенд, в котором фиксировались и прослеживались «добрые дела» воспитанников.
На третьем этапе при сравнительном анализе итогов диагностики увидела увеличение результатов на 37%.
Я сделала вывод, что может ребята еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе волонтерской деятельности у них сформировались следующие качества: социальная активность, самостоятельность и инициативность.
Дети сопереживают другим, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагируют на удачи и неудачи других.
Разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес к волонтерской деятельности. Главный критерий результативности опыта – 87% родителей и воспитанников приняли участие в добровольческих акциях и мероприятиях.
Волонтёрское движение – гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Медведева Лидия Александровна, воспитатель МБДОУ «Приданниковский детский сад № 5»,
МО Красноуфимский округ
Медведева Л.А. Игра как средство социального воспитания детей в ДОУ
Социальная политика в области дошкольного образования – одно из наиболее приоритетных направлений в долговременной стратегии экономического и социального развития Российского общества
Дошкольныйвозраст считается наиболее благоприятным для организации работы по социальному развитию детей. Источником для содержания социального воспитания являются духовно-нравственные и социокультурные ценности общества, правила и нормы поведения.
В соответствии с принятыми поправками к федеральному закону № 273
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, определена система организации воспитательной работы в сфере образования. В МБДОУ «Приданниковский детский сад № 5» была разработана рабочая программа воспитания, которая является компонентом основной образовательной программы.
Социальное направление воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы, которое учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлено на формирование ресурсов воспитательной программы.
Социальное воспитание дошкольника – это познание мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то


81 есть норм поведения, усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей и навыков общения.
С учетом этих факторов мною был разработан сборник игр, которые имеют определенное содержание и направлены на достижение цели социального воспитания детей дошкольного возраста.
В сборник включены игры, направленные на формирование ценностей человека, семьи и дружеских отношений между детьми.
В процессе организации игровой деятельности происходит формирование представлений о семейных ролях у детей. С этой целью я использую сюжетно-ролевые и дидактические игры. Цикл сюжетно-ролевых игр включает в себя такие игры как: «Семья», «Мама, папа и я», «Печем пирожки», «Ждем гостей», «Семейная гостиная», «Купание куклы»,
«Семейные праздники», «Мама готовит обед», «Приезд бабушки», «Юбилей мамы», «Папа чинит мебель», «Уборка в доме – распределение обязанностей» и др.
В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимоотношениях поколений, о традициях и обычаях в семье. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих близких так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации.
Так же часто в практике применяю дидактические игры для создания образа семьи у ребенка. Например, игра «Кто для кого?» позволяет закрепить представления о ролях внутри семьи, игра «Генеалогическое древо» позволяет закрепить знания об истории своей семьи и своих предках, а также игра
«Найди сходства и различия» помогает определить сходства и различия между членами семьи, «Чьи это вещи?» позволяет закрепить представления о личных вещах каждого члена семьи.
Подобранные игровые действия способствуют расширению представлений о семье, о ее важности в жизни каждого человека, а также установление более теплых взаимоотношений между ее членами. Знания о своей семьи помогают детям стать уверенными, а тем самым это помогает им в будущем. Чем больше детям дошкольного возраста будут даваться знания об особенностях взаимоотношений в семье, тем лучше у них будет складываться представления о будущей семье.
Игры на формирование дружеских отношений между детьми:
«Я хочу с тобой подружиться»
Ход игры: Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с…». Дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку, затем он становится водящим.
«Фотографии друзей»
Ход игры: На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их,


82 описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит.
«Назови друга ласково»
Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами. Педагог предлагает детям встать в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая надувное сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему соседу.
После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей.
Игра «Выполни условие»
Ход игры. Дети свободно перемещаются по комнате. Внезапно взрослый хлопает в ладоши и сообщает условие, по которому все игроки должны разбиться на группы как можно быстрее. Условия могут быть самыми разными, главное, чтобы они были доступны дошкольникам, например, собраться группами по 2, 3, или 4 человека; собраться парами с одинаковым цветом глаз, волос; разбиться на тройки, где все одного пола; по парам мальчик-девочка и т.д. Те игроки, которые не успевают выполнить задание, отдают фанты, которые разыгрываются в конце игры.
Примечание. Эта игра поможет детям сблизиться друг с другом, удовлетворить их потребность в общении.
Таким образом, игр – это социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальна для всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.
Играя, мы учим детей: доверять друг другу, предвидеть стратегию ролевого поведения. Создаем условия для развития творческих способностей детей, раскрываем их индивидуальность, формируем предпосылки для дальнейшего воспитания и развития.
Федосеева Аниса Равильевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад № 46, городской округ Ревда
Федосеева А.Р. Социализация личности ребенка посредством речевых
тренингов
Целью взаимодействия с родителями в совместном воспитании дошкольников является установка партнерских отношений с семьей каждого воспитанника и активизация их воспитательных умений, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях-это соответствует задачам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: «…обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, мы предлагаем при помощи тренингов.


83
Тренинг – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, когда желаемый результат – не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Отличие от консультации в том, что теоретическая часть дополняется практическими упражнениями. Отличается от практикума тем, что практикум подразумевает исключительно практические занятия, а тренинг имеет небольшую теоретическую составляющую. Тренинг предполагает активную работу в группе, где могут использоваться такие приёмы, как «ритуал приветствия и прощания», «упражнения на снятия напряжения», «принятие мнения каждого». Положительный момент тренинга в том, что родители, принимающие участие в тренинге, видят на собственном опыте слабые звенья в своих знаниях и знаниях их детей.
Учитель-логопед и воспитатель используют следующие методы для достижения цели:
1. Анкетирование: уточнение запросов родителей, определение степени готовности родителей к участию в воспитательном процессе.
2. Подготовка к конкретному мероприятию с родителями и детьми на определённую тему.
3. Практика: отработка навыка вместе с родителями.
4. Ответная реакция: информация о понравившихся и запомнившихся упражнениях с перенесением полученного навыка в повседневную жизнь.
Анализируя результаты своей работы со старшими дошкольниками и анкеты родителей, мы обратили внимание на трудности, которые дети испытывают в обучении:
- звукобуквенному анализу;
- работы над предложением;
- заучиванию стихов;
Таким образом совместно с педагогами и родителями было принято решение последовательного проведения трех тренингов в подготовительной группе во втором полугодии.
Сценарии родительских тренингов.
Тренинг №1 на тему «Звуковой анализ».
Цель: активизировать совместную работу родителей с детьми по звуковому анализу, закрепление навыков звукового анализа.
Задачи:
- дать общее представление обозначения звуков: гласных, согласных; мягких и твердых;
- разобрать стратегии поведения тренинга родителей совместно с детьми;
- отработать практические упражнения для их активного использования.
Оборудование: Интерактивная доска, клубок ниток.
Участники: воспитатели, учитель-логопед, родители детей подготовительной группы

84
Место проведения: групповая комната.
Продолжительность: 40 мин.
Тренинг №2 Работа над предложением.
Цель: дать понятие о предложении
Задачи:
1.Познакомить со схемой предложения
2.Тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме.
Оборудование: Интерактивная доска, мяч
Участники: воспитатель, учитель-логопед, родители детей подготовительной группы
Место проведения: групповая комната.
Продолжительность: 40 мин.
Тренинг № 3 на тему «Учим с детьми стихи»
Цель: Повышение педагогической грамотности родителей по вопросу заучивания стихов с детьми в условиях семейного воспитания.
Задачи:
1.Научить родителей приёмам заучивания стихов с ребенком.
2.Усилить внимание родителей на правильном произношении звуков и понимание смысла заучиваемого текста.
3.Продемонстрировать родителям формы взаимодействия с ребенком в процессе заучивания.
4.Дать рекомендации по подбору литературных произведений в соответствии с возрастом.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, мнемотаблицы, бумага и ручки для работы родителей, обруч, мяч, карточки с распечатанными стихотворениями для работы родителей.
Предварительная работа: заучивание стихотворений с детьми их родителями, анкетирование родителей, выставка книг с произведениями детских поэтов.
Участники: воспитатель, учитель-логопед, родители детей подготовительной группы
Место проведения: музыкальный зал.
Продолжительность: 40 мин.
Таким образом целью речевых тренингов является повышение уровня языкового развития родителей, а участие в команде воспитывает чувство коллективизма, создает положительную эмоциональную обстановку для детей.
Тренинги проводятся ежемесячно. Такая работа помогает родителям получать теоретические и практические знания по речевому развитию. В результате регулярных занятий наблюдается положительная динамика роста активности родителей.


85
Литература:
1. Речевые праздники и развлечения в детском саду: пособие для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений /С.П.Цуканова,
Л.Л.Бетц. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
2. Я учусь говорить и читать. Альбом 1 для индивидуальной работы/
С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц. – М.: Издательство ГНОМ, 2015.
Чебыкина Анастасия Александровна, воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад, городской округ Красноуфимск
Чебыкина А.А. Приобщение к художественной литературе как средство
гендерного воспитания детей дошкольного возраста
Известно, что развитие, становление личности человека, происходит в тот период жизни, который называется детство. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, его полоролевая принадлежность.
Гендерный подход в воспитании детей - это такая тактика в воспитании, при которой учитываются индивидуальные особенности ребёнка, а также характеристики его или её пола, вследствие чего, у ребёнка создаются гармоничные представления о психологических, нравственных, социальных качествах мальчиков (мужчин) и девочек (женщин), культурном взаимоотношениях между мальчиками и девочками.
Аспекты формирования гендерной принадлежности ребенка нашли отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и включены в содержание образовательной области
«Социально – коммуникативное развитие».
С первого сентября 2021 года в соответствии с принятыми поправками к федеральному закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, определена система организации воспитательной работы в сфере образования.
На основании вышеизложенного, в МАДОУ ЦРР – детский сад была разработана рабочая программа воспитания, которая является компонентом основной образовательной программы.
Социальное направление – одно из направлений реализации рабочей программы воспитания дошкольников.
Целью которого является формирование представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.