Файл: Сборник тезисов участников Территориальной педагогической конференции работников дошкольных образовательных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

37
Рождество Христово. Колядки. Дети приобщаются к истокам народной культуры, знакомятся с обрядами, традициями, бытом, разучивают рождественские песни и колядки, русские народные игры.
Масленица. Воспитанники знакомятся с приговорками, прибаутками, закличками, хороводами. Организуются и проводятся на свежем воздухе русские народные игры и забавы. Готовится чучело Масленницы, пекутся блины и др.
Таким образом, музыкальная деятельность является эффективным средством патриотического воспитания. Работа по музыкальной деятельности даёт возможность сформировать у ребенка отношение ответственности и уважения к истории и культуре своей страны, края, города, воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
В процессе музыкальной деятельности у детей закрепляется опыт сопереживания, чуткости в отношениях с близкими людьми, эмоциональной отзывчивости. Формируется интерес к музыкальным произведениям патриотической направленности.
Ребенок ассоциирует себя с положительными героями музыкальных произведений, стремится подражать их поведению, поступкам.
Подборнова Екатерина Сергеевна, музыкальный руководитель МАДОУ детский сад 5, городской округ Красноуфимск
Подборнова Е.С. Основы нравственно-патриотического воспитания в
музыкально-образовательной деятельности
«Можно дать ребенку все,
но не научив его любить – не дать ничего»
гласит народная мудрость
В законе «Об образовании в Российской Федерации» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного человека, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.
Я полагаю, что воспитание любви к Родине необходимо начать с воспитания у ребенка любви к самому близкому – к родным и близким, к родному дому и детскому саду, ведь это основа из основ нравственно- патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому, от малого к большому.
Значительную роль в достижении результатов воспитания и личностного развития детей дошкольного возраста играет музыкально-


38 образовательная деятельность в ДОО. Выражению любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа способствует особая обстановка праздников и досугов. В нашем детском саду традиционным является проведение некоторых праздников:
- «День защитника Отечества», праздник, воспевающий смелость, мужество и готовность совершать подвиги во имя Родины;
- «День Победы», раскрывающий величие подвига советского народа, праздник, на котором дети в игровой форме усваивают такие сложные и серьёзные понятия, как подвиг, героизм, память, честь...;
- «День семьи», формирующий у детей понятие о семье – любящей и заботливой, внимательной и поддерживающей, дружной и верной;
- «День матери», в исполнение музыкального репертуара на котором дети вкладывают всю нежность и любовь к самому доброму и родному человеку на земле;
- «День России», закладывающий эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;
- народные праздники «Масленица», «Колядки», где дети водят хороводы, играют в народные игры и забавы, в шуточной и веселой атмосфере приобщаются к традициям русского народа.
Эти праздники являются кульминацией, своеобразным завершением краткосрочных и долгосрочных проектов, реализуемых совместно с родителями и педагогами ДОО.
Формирование таких качеств, как любовь и уважение к своим национальным особенностям, к родной природе, регулярно осуществляется и в непосредственно образовательной музыкальной деятельности. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Произведения фольклора ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Многообразие народной музыки широко используется мною для разучивания танцевальных движений, хороводов и плясок, инсценировок, элементарного музицирования. Русская народная музыка часто звучит на утренней гимнастике и в свободной игровой деятельности.
С детьми раннего возраста я активно использую малые фольклорные формы: пестушки, потешки и прибаутки, а воспитанники подготовительной группы уже знакомы с жанрами русской народной песни, частушками, музицированием на русских народных инструментах, народными танцами и хороводами, фольклорными играми.
Разнообразие фольклорных мелодий обогащает музыкально- ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день.
Считаю, что музыкальная деятельность несет колоссальный вклад в процесс формирования у ребенка нравственно-патриотических качеств,


39 благодаря которым, ребенок формируется как личность. А сплочённая работа всего коллектива и включенность родителей в образовательный процесс способствует достижению более качественного результата воспитательной работы с дошкольниками
Позднякова Наталья Сергеевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад 16, городской округ Красноуфимск
Позднякова Н.С. Воспитательный аспект на примере занятия по
логопедии «Наш город Красноуфимск»
Готовясь к логопедическому занятию, хочется, чтобы оно обеспечивало не только коррекцию нарушений в развитии устной речи обучающихся дошкольного возраста, но и стало для них незабываемым, интересным, развивающим и воспитывающим нравственные качества одновременно. Для этого на логопедическом занятии использую методы и формы, решающие задачи разной направленности, в т. ч. по патриотическому и социальному направлению воспитания.
Рассмотрим, как можно реализовать задачи патриотического воспитания, а именно привить любовь к родному краю, культурному наследию своего народа на примере фрагмента занятия «Наш город, Красноуфимск», а именно:
Артикуляционная гимнастика.Дети выполняют артикуляционные упражнения под сказку.
Шел олень по берегу Уфы (упражнение «Лошадка»). Неожиданно из воды высунулась рыба (упражнение «Рыбка»). Увидела оленя (упражнение
«Лошадка») и смеется (упражнение «Заборчик»):
Ну, и кустища у тебя на голове, олень (упражнение «Лошадка»)!
Обиделся (упражнение «Хмурый – веселый») олень на такие слова, поддел рогами (Упр. «Кошечка лакает молоко») рыбу (упражнение «Рыбка») и выбросил ее на берег. Рыба туда-сюда (упражнение «Маятник»), а с места сдвинутся, не может.
Ой-ой-ой! – ревет. – Пропадаю! Засыхаю!
Пожалел ее олень (упражнение «Лошадка»), сбросил рыбу в воду, а сам хотел было идти дальше, да не успел и шага шагнуть, как слышит – рыба
(упражнение «Рыбка») снова за свое взялась, снова его дразнит (упражнение
«Дразнилка»).
Эй, оленище! – кричит рыба. – Эй, нескладный! Посмотри на себя:
Хвоста нет, на голове ребра растут! Обхохочешься (упражнение
«Дразнилка»)!
Ах так, ты опять дразнишься! – рассердился олень (упражнение
«Хмурый — веселый») и поддел (упражнения «Кошечка лакает молоко») рыбку рогами, выбросил ее на берег.
Ой-ой-ой! – закричала рыба. – Рот мой сохнет! Плавники не двигаются!


40
(упражнение «Оближем губы») Кинь меня в воду! Пропадаю!
Опять пожалел ее олень, столкнул рогами в воду. Только теперь угомонилась рыба, поняла, что шутки плохи с оленем. Окунулась разок
(упражнение «Язычок выглядывает из окошечка»), вынырнула и извиняется:
Извини, меня олень! Ох и остра я на язык (упражнение «Иголочка»).
Улыбнулся олень, (упражнение «Улыбка») рыбке, ножкой топнул, что аж земля задрожала, ноздрями фыркнул (упражнение «Хмурый – веселый»), и убежал в лес (упражнение «Лошадка»). Больше олень и рыба не встречались.
Беседа по сказке с использованием картинок:
- Ребята, о ком шла речь в этой сказке?
- Где олень встретился с рыбой? На берегу Уфы
- А где река Уфа протекает. Правильно, в нашем городе Красноуфимске.
- А какие памятники у нас появились в городе? Памятник большерогому оленю, памятник большой рыбе акуле.
Пальчиковая гимнастика «Город».
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Площадь – раз, Ленин два.
Три – фонтан, как на картинке,
А четыре – лучший в мире краеведческий музей
Пять – по городу пробежка.
Шесть, я к храму подойду
И на купол посмотрю.
Семь – дом культуры на пути,
Надо мне в него зайти.
Восемь – парк, ребята,
В нём знакомые зверята.
Девять – это стадион,
Радует спортсменов он.
Десять! Из-за поворота
В детский сад ведут ворота.
Хлопают в ладоши и стучат
кулачками (попеременно);
на каждый счет загибают по
очереди
пальчики на обеих руках;
хлопки «ладошки – кулачки».
Экскурсия по городу в песочнице (песочная терапия).В песке спрятаны заламинированные фотографии и памятные места города Красноуфимска.
Дети, используя коктейльные палочки учатся правильно дышать, сдувая песок с фотографии, не затягивая его в трубочку.
Беседа о достопримечательностях города. Во время беседы с использованием картинок (фото) уточняем названия памятников, их месторасположение и назначение.
В процессе данного задания, в ходе беседы развивается познавательный интерес ребенка к родному городу. Частичный перенос логопедических
занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный
эффект, нежели стандартные формы обучения.


41
Таким образом, на любом логопедическом занятии можно решать не только коррекционно-развивающие, но и воспитательные задачи, способствующие воспитанию в детях нравственных качеств, уважительного отношения к окружающим, интереса к своей малой родине, ответственности, ощущения принадлежности к своему народу, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Путилова Наталья Михайловна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад «Радуга»,
Артинский городской округ
Путилова Н.М. Воспитание основ патриотизма детей дошкольного
возраста
«К патриотизму нельзя только призывать,
его нужно заботливо воспитывать»
Д.С. Лихачев
Современная цивилизация переживает ряд кризисов, выражающихся в экологических, демографических и нравственных переменах. Подтверждение тому, происходящие в мире: вспышки актов терроризма, возникновение разного рода конфликтов. В некоторых семьях материальные ценности занимают лидирующие позиции, что ведет к искажению представлений о добре, милосердии, справедливости, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме. Поэтому патриотическое направление воспитания является одним из базовых ценностей в целостном образовательном процессе МАДОУ «Детский сад «Радуга».
Патриотическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становление личности, освоение индивидом моральных ценностей, формирования нравственных качеств, способности жить согласно принципам, нормам и правилам общества, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Дошкольный возраст – это особое время в становлении личности, когда зарождаются основы человеческих ценностей. Исследователями обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, и на его основе – навыки поведения, в которых проявляется гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности. В дошкольном возрасте нравственные качества формируются, зарождаются. Но при этом важно понимать, правильно ли проходит процесс зарождения, грамотно ли выстраивается последовательность «нарастания» качеств, учитываются ли возрастные, психологические особенности детей в организации процесса патриотического воспитания. Только правильно организованный процесс патриотического воспитания дошкольника создает прочный фундамент, на котором в последующем будет выстраиваться личность младшего школьника, подростка, юноши, взрослого человека. В