Файл: Сборник тезисов участников Территориальной педагогической конференции работников дошкольных образовательных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

33 не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Одна из таких технологий, является интерактивная технология обучения, которая часто используется в педагогической деятельности.
Что же такое интерактивная технология обучения? Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в воспитательно-образовательную деятельность.
Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений: активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника; развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха; формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников. Особенно интересны для детей старшего дошкольного возраста такие методы интерактивной технологии обучения:
«Работа в парах» (рекомендуется со средней группы). Дидактические игры «Помоги другу», «Сложи картинку из частей», «Мои патриотические поступки», «Гордость России», «Собери символ» и другие. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию, формируется гендерный подход. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу.
«Хоровод»: (рекомендуется со второй младшей группы). Игры: «Россия многонациональная», «Назови ласково…», «Продолжи пословицу» и другие.
Ценность для ребенка: способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста, умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Особенности проведения: в младшем дошкольном возрасте ведущим может быть взрослый, а в старшем - сверстники.
«Интервью»: (рекомендуется со средней группы). Использую на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы, при реализации детских проектов. («Что надо, чтобы стать счастливым?», «Какая моя мама», «Когда это бывает» (загадки про праздники), «Родные улицы»,
«Путешествие», «Кто в какой стране живет», «Угадай, где я нахожусь».
Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый - ребёнок», «ребёнок – ребёнок», закрепляются знания о названиях разных стран, улиц родного города, села; формируется представление о том, что мы живем в большом мире, где много разных достопримечательностей, названия


34 улиц родного города, а также добрые чувства по отношению к своим близким, семье. Дети высказывают свои мысли и чувства.
«Большой круг» (рекомендуется в подготовительной группе). Цель: развивать навыки общения в ситуации коллективного взаимодействия: умение высказываться, выслушивать ответы сверстников, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу. Эта технология, позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу. Лежит в основе проведения «группового сбора», где вводятся правила:
1. Мы внимательно слушаем друг друга, не перебиваем говорящего
2. Говорим по очереди (у кого в руках «волшебный мячик», микрофон, клубок и т. п.).
3. Говорим кратко, но самое значимое, интересное.
Например, игра «Наш город, какой?», «Думаем о Родине». Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребёнку и предлагает обсудить проблемную ситуацию, побуждая детей к диалогу, высказыванию своей точки зрения каждым ребенком. Выслушав все высказывания, один из детей подводит итог, используя полученную информацию. Ценность для ребенка: создание условий для максимального раскрытия потенциала. В этой технологии дети учатся:
 получать необходимую информацию в общении;
 соотносить свои устремления с интересами других;
доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
 отстаивать свою точку зрения;
 принимать помощь.
Именно интерактивные методы дают возможность создания обучаемой среды, в которой теория и практика осваиваются одновременно, а это дает возможность воспитанникам формировать характер, мировоззрение, логическое мышление, выявлять и реализовывать индивидуальные возможности. При этом процесс организовывается так, что воспитанники ищут связь между новыми и уже полученными знаниями, принимают альтернативные решения, могут сделать свое открытие, формируют собственные идеи, обучаются сотрудничеству.
Интерактивные методы интересны тем, что развиваются, обучаются не только дети. В поисках нового, интересного обогащают свои знания и воспитатели. Таким образом, результаты работы показывают, что использование интерактивной технологии обучения и ее методов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.


35
Погадаева Юлия Анатольевна, музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР – детский сад, городской округ Красноуфимск
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Погадаева Ю.А. Патриотическое воспитание детей в музыкальной
деятельности
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Это чувство формируется постепенно, с самого детства. В решении вопроса воспитания патриотизма большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы нравственных качеств ребенка. Одним из средств патриотического воспитания является музыкальная деятельность, которая обладает значимой силой эмоционального воздействия, воспитывая чувства, эмоции человека.
Известно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Патриотическое направление используется в разных видах музыкальной деятельности.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к исполнению песен, которые воспитывают любовь к семье, к малой родине, к старшему поколению, а также окружающей нас природе. У ребенка появляется не только интерес, но и понимание сопричастности к истории своего народа, своей страны. Исполнение песен формируют основы нравственной культуры, закладывают начала патриотизма. В ходе музыкальных занятий включаю такие песни, как муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия», муз.
Е.Д.Османовой, сл. В.Е Степанова «Родина», муз. Н.Н.Найденовой, сл.
Т.В.Попатенко «Родине спасибо», муз. и сл. В.ГШестаковой «Салют Победы», муз. и сл. А.Н.Ермолова «Наш край» и др.
В детском саду, с целью решения воспитательных задач, звучат народные песни, хороводы, которые формируют художественный вкус ребенка, формируют представления о своей культуре и традициях, обогащают речь типично народными выражениями, эпитетами (раскудрявый, конь степной), поэтическими оборотами
(осень-осенинушка, роженьки- крутороженьки, лето-красное, осень багрянцем одетая, шанежки-булочки), незнакомы детям и звучат непривычно старинные слова (коромысел, сенечки, душа-душенька, морозца). Дети с удовольствием слушают произведения и у них возникает интерес к содержанию, поэтому они легко запоминают текст, им нравится исполнять народные песни и инсценировать.
При восприятии музыкальных произведений дети познают мир, у них развивается творческое воображение, воспитывается любовь к своей Родине, к природе, любовь к жизни, к человеку. При слушании песни «Наш край» муз.

Д.Кабалевского, сл. А. Пришельца или цикл пьес П. И. Чайковского «Времена

36 года» формирую у детей тёплое, нежное, доброе отношение к природе родного края, вызывая различные эмоциональные переживания.
Для воспитания патриотизма необходимы музыкально-ритмические движения и танцы. Дети с удовольствием исполняют такие танцы как,
«Яблочко», «Морячка», «Катюша», «Смуглянка» и др. Музыка на патриотическую тему способствует выплеску эмоций, помогает показать привязанность к Отчизне, родному очагу. Дети учатся сопереживать. Музыка преобразовывает их нравственный и духовный мир, формирует эстетическое восприятие окружающего мира.
В существующей педагогической технологии музыкального развития и воспитания акцентируется значимость роли игры. В практике работы детского сада использую русские игры, а также игры народов Урала. Это такие игры, как «Смирилки», «Капуста», «Весёлый хоровод», «Догонялки», «Пятнашки»,
«У дядюшки Трифона» и др. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ, общаться, проявлять взаимовыручку, знакомиться с малыми жанрами народного творчества, познают элементарные культурные традиции.
В дошкольном возрасте одно из любимых занятий дошкольника является слушание сказок, с помощью кукол би- ба-бо, часто используется в театральной деятельности. Через образы сказок ребёнок встречается с житейским опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются и борьба зла с добром, и ненавистью с любовью. Победа добра в сказках обеспечивает ребёнку психологическую защищенность, чтобы ни происходило в сказке – всё заканчивается хорошо. В сказках воспеваются патриотические чувства, такие как, любовь к родному дому, к своей семье, уважительное отношение к труду, формируется представление о добре, красоте, храбрости.
Чтобы дошкольнику было интересно воспринимать весь музыкальный материал, посвящённый теме патриотизма, использую разные виды музыкальной деятельности. Это не только занятия, но и развлечения, праздники.
День Защитника Отечества. Это день воинской славы, в который чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени!
День Матери, 8 Марта. Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты рассказывают про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
День Победы. В этой теме раскрывается детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён. Вместе с воспитателями воспитанники посещают памятник воинской славы.