Файл: Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 679
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воздействие и манипуляция
-
Категория коммуникативного воздействия. Воздействие как влияние и как манипуляция.
Коммуникативное воздействие – это коммуникация, направленная на изменение состояния реципиента
Модель коммуникации в этом случае выглядит так:
Коммуникативное воздействие может быть в форме влияния и в форме манипуляции
Влияние подразумевает воздействие открытое (партнер понимает, что на него влияют) и взаимовыгодное (оба получают пользу).
В свою очередь, манипуляция – влияние скрытое (партнер не понимает, что на него влияют) и выгодное манипулятору (пользу получает манипулятор за счет партнера)
-
Признаки/отличия манипулятивного воздействия.
Коммуникативное воздействие может быть в форме влияния и в форме манипуляции
Влияние подразумевает воздействие открытое (партнер понимает, что на него влияют) и взаимовыгодное (оба получают пользу).
Пример (влияния): Хюррем избавлялась от нежелателей. Влияние старших на младших. Влияние родителей на детей. Влияние мужа на жену.
В свою очередь, манипуляция – влияние скрытое (партнер не понимает, что на него влияют) и выгодное манипулятору (пользу получает манипулятор за счет партнера)
Манипуляция — это всегда воздействие на ваши эмоции. Вам необходимо четко выявлять, когда вами манипулируют, потому что чувство вины, страх, тревога — которые будет пытаться поселить в вашей душе манипулятор — лишают вас мотивации и сил двигаться дальше.
Примеры (манипуляций):
-
«Это же сказал сам Эйнштейн!» (варианты: Аристотель, Гоголь, Пушкин, Пётр 1, Махатма Ганди, Заратустра и т.п.): подразумевается, что с этим авторитетом не согласиться может только идиот, а считать себя идиотом не любит никто. При этом частенько цитата вырвана из контекста, который не имеет к предмету беседы никакого отношения. (Тип манипуляции: «ссылка на авторитета»). -
«Никто в здравом уме не будет менять профессию после сорока лет.» Подразумевается, что если ты поменял профессию после сорока лет, значит ты не в здравом уме. (Тип манипуляции: «игра на самолюбии»). -
Жена: давай купим на ужин рыбу.
Муж: Слушай, давай чего-нибудь другое - вчера и позавчера мы уже ели рыбу.
Жена: ну вот, опять ты мне противоречишь. Скажи, почему ты мне всегда противоречишь? Ну, признайся, ты наверное удовольствие от этого получаешь?» (Тип манипуляции: «подмена предмета разговора»). -
«Ну я понимаю, что Вам, как женщине, трудно рассуждать логически.» Используется популярный сексистский миф, что женщины не способны также хорошо думать, как мужчины. (Тип манипуляции: «навешивание ярлыков»). -
«Любимый, когда ты подаришь мне Айфон 5 — на День святого Валентина Или на 8 марта?» В этой манипуляции «любимому» не оставляют выбора, что именно дарить – то, что подарком будет Айфон, уже констатируется как неизбежный факт, «вопрос в том только когда это будет – в феврале или в марте». (Тип манипуляции: «навязывание точки отсчёта». Подтип: «петля»). -
«Конечно, Вы думаете, что я Вас уговариваю. Так вот – Вы ошибаетесь!» (Тип манипуляции: «чтение мыслей»). -
"Я понял, что мне уже пора когда-нибудь жениться. Знаешь, я мечтаю создать семью, мечтаю о детях. Но давай поживем пока так, привыкнем друг к другу, а о свадьбе подумаем потом, ведь нам и так хорошо вместе". На самом деле, манипулятор не готов брать на себя ответственность и совершенно не факт, что будет готов и в будущем. Но жертва манипуляции, после такой фразы сама себе дорисует в своих фантазиях картину свадьбы. (Тип манипуляции: «предсказание будущего»). -
«Неужели ты откажешь мне в таком пустяке? Ведь мы с тобой ещё в институте за одной партой сидели, помнишь? На КВН вместе ходили, дискотеки в ВУЗе устраивали? Я-то думал, мы свои люди». (Тип манипуляции: «толкование прошлого»).
Признаки/отличия манипулятивного воздействия:
-
Манипуляция – скрытое (партнер не понимает, что на него влияют) и выгодное манипулятору (пользу получает манипулятор за счет партнера) влияние. -
Основной показатель манипуляции – внезапное возникновение негативных чувств по отношению к своему поведению, которое вы в принципе считаете вполне приемлемым. -
Пример: «Ты обещал, что мы сегодня пойдем в магазин, а сам настроился идти в кино… - Я планировал, что может быть мы пойдем в магазин, но…» Исходно вы не считаете свое поведение неправильным, поскольку понимаете разницу между собираться сделать и обещать сделать. Однако, услышав фразу, сказанную обиженным тоном, внезапно испытываете острый дискомфорт, чувство вины и желание сделать то, что делать уже не планировали.
-
Базовые права личности, нарушаемые манипулятором.
Базовые права личности – права, реализация которых позволяет личности быть самостоятельной, уверенной в себе и ответственной («ассертивная личность»).
Позиция ассертивной личности – это не просто позиция вседозволенности. Это позиция ответственности и готовности платить за принятые решения.
Это отношение Взрослый – Взрослый (по Э.Берну)
Ассертивный человек воспринимает и ведет себя как взрослый, он точно так же относится к объекту взаимодействия. Этот стиль позволяет находить взаимоприемлемые решения и сохранять отношения даже в очень сложных ситуациях
Минимальный список включает в себя 10 базовых прав личности:
-
Право отказываться от нежелательных контактов. (Он меня задолбал. Мне ни хочется его видеть); -
Право не зависеть от того, как ко мне относятся другие. (У меня есть планы и у тебя есть планы, чем твои планы лучше моих?! - Съезди за меня на «Звезду»? – (Твой личный выбор) либо «да», либо «нет») Если ты еще раз это сделаешь, то мы посоримся; -
Право не извиняться и не оправдываться за свое поведение (выбор). (Почему ты не заправил постель? – Потому что я так решил!); -
Право решать, должен ли я брать на себя ответственность за чужие проблемы. (Ответ «НЕТ» не всегда неправильный. Хотя мы сами выбираем. 60% - альтруистов (Альтруист — это особь, любящая других больше себя, отдающая предпочтения интересам других («ген альтруизма», то есть таких генов, которые склоняют их носителей к поведению, вредному для них самих, но полезному для других особей). Альтруизм – это готовность особи бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами) должно быть в популяции. Если же их меньше, то популяция умирает) Патриархальное чувство; -
Право передумать, изменить свое мнение (решение). (- Может быть приедешь завтра? – Может быть. (через 2 часа) – Ты завтра приезжаешь. Ты же обещал! (это манипуляция) я сказал может быть и не давал 100 % гарантии, что приеду); -
Право делать ошибки и отвечать за них. (Это твои ошибки, а не чьи-либо. Ты сам решаешь! Человек развивается и набирается опыта) - Ты сделала ошибку, то, что взяла у него подарок. – Имею право ошибаться; -
Право выбирать быть или не быть похожим на других. (Первоначальное общество (патриархальный мир – быть нормальным (самим собой). Сейчас выделяются совершенно все, но большое внимание идет на «тихоню»). У тебя все, никак у нормальных людей! – Спасибо за комплимент. Я никак все; -
Право сказать «не знаю» или «не понимаю». (Любой человек на земле не может знать все, поэтому в этих словах нет ничего страшного, как мы можем подумать); -
Право говорить «нет», не чувствуя себя виноватым. (После отказа, ты чувствуешь себя виновным, что на самом деле не так);
Есть 4 способа сказать нет:
-
Как я могу это сделать (сфокусированные вопросы) человек сам решает, как выйти из этой ситуации. -
Ваше предложение очень щедрое, но оно мне не подходит (блокирует обиду, говоря тем самым, что как личность ты прекрасна, но я откажусь от предложения) Воспринимает как личное оскорбление (Пошли в кино – нет – умает, что дерьмо предложение) ; -
Извините, но я просто не могу этого сделать (В данном случае я обращаюсь к самому себе, указываю на свои недостатки); -
Спасибо, нет! (для незнакомых)
Худший вариант сказать: «Ну почему?», то есть «обмани меня».
-
Право быть нелогичным в принятии решений. (Да, это не логично, но с чего вы взяли, что логика лучше творчества?).
Подсказка – ПЕРЕДУМАТЬ5, ОШИБИТЬСЯ6, ОТКАЗАТЬСЯ1, ИЗВИНИТЬСЯ3 и ЗАВИСЕТЬ2. ВЫБИРАТА7: «НЕТ»9 и «НЕ ПОНЯЛ»8 - НЕЛОГИЧНО10 БРАТЬ4.
-
Механизмы влияния манипулятора. Противодействие манипуляциям.
Основа манипуляции – скрытая игра на чувствах партнера. Типичные варианты:
-
Отрицательные намеки. «Моя подруга всегда дает мне денег в долг», «А мои родители на день рождения внукам 10000 подарили» Результат – чувство стыда за несоответствие уровню предшественника. -
Жесткая семантическая связка. «Если бы я была дорога тебе, ты бы разрешил мне поехать в клуб», «Если бы ты любил меня, то мы купили бы розовую машину» Результат – чувство вины за якобы недостаточную любовь. -
Навешивание ярлыков. «Все вы эстонцы тихие и спокойные» -
Шантаж ожиданиями. «Я отдала столько денег за репетитора, не думала, что ты так плохо сдашь экзамен» Результат – чувство вины за несоответствие ожиданиям. -
Подмена ожиданий обязательствами. «Ты обещал, что мы сегодня пойдем в магазин, а сам настроился идти в кино… - Я планировал, что может быть мы пойдем в магазин, но…» Результат – чувство вины за собственную непоследовательность. -
Инициация долга. «Я значит в 2017 году сходила с тобой на футбол, а ты теперь мне такое говоришь…» Результат – чувство стыда за то, что не возвращаешь долг, который, вроде как, и не брала на себя. -
Актуализация непринятых обязательств. «Ты должен помочь, потому что мне плохо». Результат: чувство вины за то, что тебе в этой ситуации хорошо.
В качестве противодействия манипуляции можно использовать:
-
Квалификация используемой техники как манипулятивной. «Не думала, что выращу вместо дочери девицу легкого поведения… - Мама, навешивание ярлыков – прекрасный способ манипуляции, но обязательно ли его использовать с дочерью?», «я знаю, что ты вешаешь ярлык». Отличники-неудачники -
Прояснение подтекста сообщения. «Когда мы начинали встречаться, я надеялась, что наконец-то получила человека, который будет обо мне заботиться… - Прости, значит ли это, что ты считаешь, что я о тебе не забочусь? Или забочусь меньше, чем ты обо мне? Или забочусь меньше, чем ты ожидала?» -
Прояснение цели манипуляции. Если ты меня любишь, то купишь шубу… - То есть если я тебе не куплю шубу, то мы расстаемся? -
Разграничение благодарности и поведенческих обязательств. «Я столько в тебя вложила, ночами не спала, пока ты была маленькая, а ты теперь мне такое говоришь… - Я искренне благодарна тебе за все, что ты для меня сделала и делаешь, но это не значит, что я должна делать что-то, что считаю для себя неприемлемым», «спасибо, но тем не менее, я не должен».
Лингвистические приемы воздействия
-
Прием косвенного внушения как инструмент коммуникации.
Косвенное внушение – коммуникативный прием, при котором сообщение, предназначенное одному получателю, отправляется другому, но так, чтобы первый его слышал.
Например, мама говорит по телефону и спрашивает: «Твой сын все домашнее задание сделал», та отвечает, что да, а моя говорит: «А мой лентяй, ничего не хочет делать. Скорее всего я у него заберу телефон».
Когда я выбрал ноутбук для покупки, мимо меня прошли 2 человека и один сказал другому, что я бы такой ноутбук не купил! Хоть эти слова и не были адресованы мне, но я пересмотрел свой выбор и наткнулся на другую модель. Через несколько минут они проходят обратно и рассматривают тот ноутбук, у которого я стоял до этого. Я не знаю купили они его или нет, так как я ушел с этого магазина, так и не купив ноутбук.
Косвенное внушение позволяет:
-
Добиться восприятия информации как достоверной («Он это говорил не специально для меня, а значит не врал») -
Исключить возражения (услышано-то «случайно») -
Исключить сопротивление и психологическую защиту.
Прием «кавычек» как инструмент коммуникации.
-
Кавычки – коммуникативный прием, при котором сообщение посылается получателю как бы не от своего имени, а в качестве цитаты. -
Прием кавычек позволяет:
-
Выражать чувства без страха получить адекватную обратную связь -
Доносить информацию до получателя, не принимая на себя ответственность за ее содержание -
Тренировать свою «ролевую свободу»
Ролевая свобода - эта максимально возможная свобода выбора своих ролей в этой жизни. Т.е. максимально большой возможный выбор своего собственного поведения и реакций на внешние события. Чем ниже социальный статус человека, тем меньше у него выбор вариантов своего поведения, ибо он должен соответствовать условиям, которые ставят люди более высокого социального статуса.
Чем выше социальный статус, тем меньше "начальников", указывающих человеку что и как он должен делать. Соответственно и свободы в поведении и решениях гораздо больше, нежели у простых, нестатусных людей.