Файл: Методическое пособие алгоритмы практических навыков для промежуточной и итоговой аттестации по основам сестринского дела и дисциплинам терапевтического профиля.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки ДНР

Министерство здравоохранения ДНР

ГПОУ «Донецкий медицинский колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГПОУ «ДМК»

__________О.В. Швыдкий

«____» ________ 2018г.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«АЛГОРИТМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ОСНОВАМ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА И

ДИСЦИПЛИНАМ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

специальности:

34.02.01 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

31.02.01 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

31.02.02. «АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО»
Рассмотрены и утверждены

на заседании методического совета

от «27» декабря 2017г.

Протокол №_1__

2017

СОСТАВИТЕЛИ:
Е.А. ХАДЫКИНА – заведующий учебно-производственной практикой

ГПОУ «ДМК», преподаватель-методист высшей квалификационной категории
В.С. МАЛИНОВСКАЯ – председатель методической комиссии профессиональной и практической подготовки терапевтического цикла, преподаватель-методист высшей квалификационной категории
Н.П. ПАНИЕВА - председатель комиссии профессиональной и практической подготовки дисциплин сестринского цикла № 2, преподаватель первой квалификационной категории


РЕЦЕНЗЕНТЫ:
С.А. БУТЕНКО – председатель методической комиссии профессиональной и практической подготовки сестринского цикла № 1, преподаватель-методист высшей квалификационной категории
Методические рекомендации составлены на основе изучения нормативных документов МЗ ДНР, современной медицинской и методической литературы. Данные рекомендации помогут студентам, а также преподавателям клинических дисциплин.

СОДЕРЖАНИЕ







стр.

I.

Пояснительная записка

5

II.

ИНЪЕКЦИИ

7

1.

Разведение антибиотиков

7

2.

Выполнение внутримышечной инъекции

8

3.

Внутрикожная проба на чувствительность к антибиотикам

10

4.

Введение масляного раствора

12

5.

Введение инсулина

14

6

Внутривенное струйное введение лекарственных средств

16

7.

Выполнение внутривенной капельной инфузии

19

8.

Взятие крови из вены при помощью шприца

22

9.

Взятие крови из вены с помощью вакуумной системы

25

10.

Постановка периферического катетера

28

III.

ПРОСТЕЙШИЕ МЕТОДЫ ФИЗИОТЕРАПИИ

30

11.

Накладывание горчичников

30

12.

Применение пузыря со льдом

32

13.

Применение грелки

34

14.

Наложение согревающего полуспиртового компресса

36

15.

Подача увлажненного кислорода через носовой катетер

38

IV

КЛИЗМЫ

40

16.

Техника постановки газоотводной трубки

40

17.

Техника постановки очистительной клизмы

42

18.

Техника постановки гипертонической клизмы

44

19.

Техника постановки масляной клизмы

46

20.

Техника постановки сифонной клизмы

48

21.

Техника постановки лечебной клизмы

50

V.

ЗОНДОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

52

22.

Промывание желудка толстым зондом

52

23.

Кормление пациента через назогастральный зонд

54

24.

Дуоденальное зондирование

57

VI.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПАЦИЕНТОМ

60

25.

Исследование пульса на лучевой артерии

60

26.

Техника измерения артериального давления

62










27.

Катетеризация мочевого пузыря у женщин

64

28.

Закапывание лекарственных средств в глаза, нос и уши

67

29.

Участие медицинской сестры в проведении плевральной пункции

70



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическое пособие «АЛГОРИТМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОСНОВАМ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА И ДИСЦИПЛИНАМ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ» разработаны для студентов медицинских колледжей для специальностей 34.02.01 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО», 31.02.01 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО», 31.02.02. «АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО».

Цель данного пособия - оказание методической помощи при усвоении студентами практических навыков медицинских манипуляций, приобретение профессиональных компетенций.

Перечень практических навыков определен в соответствии требований программ профессиональных модулей для проведения промежуточной, итоговой аттестации по основам сестринского дела и дисциплинам терапевтического профиля. А также для подготовки студентов к участию в конкурсе профессионального мастерства по специальности «Сестринское дело».

Каждый алгоритм практического навыка раскрывает цели, показания, противопоказания, оснащение, возможные проблемы пациента, последовательность действий при выполнении процедуры, объяснение каждого этапа алгоритма.

Методическое пособие составлено на основе приказа МЗ ДНР от 21.12.2016 №1555 «Об утверждении протоколов «Технологии выполнения основных медицинских процедур и манипуляций медицинской сестрой (фельдшером, акушеркой)»» и других нормативных документов МЗ ДНР, современной медицинской литературы.

Данные указания помогут студентам, а также преподавателям при изучении практических навыков и при сдаче дифференцированных зачетов, экзаменов, при прохождении производственной практики, дальнейшей работе.

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Прежде чем приступить к изучению предлагаемого материала, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на несколько простых правил, которые ВАМ НЕОБХОДИМО выполнять при проведении различных манипуляций.

  1. При первой встрече с пациентом ОБЯЗАТЕЛЬНО представиться по ИМЕНИ и ОТЧЕСТВУ, независимо от возраста (своего и пациента).

  2. ОБЯЗАТЕЛЬНО обращаться к пациенту ТОЛЬКО по имени и отчеству или, если пациент(ка) молод(а), то допускается обращение по ИМЕНИ, но на ВЫ.

  3. ОБЯЗАТЕЛЬНО соблюдать этические и деонтологические нормы поведения при выполнении различных манипуляций.

  4. ОБЯЗАТЕЛЬНО СПРАШИВАТЬ У ПАЦИЕНТА РАЗРЕШЕНИЕ на выполнение любой манипуляции, а НЕ ставить его перед ФАКТОМ.

  5. ХОРОШО ЗАПОМНИТЕ! ВСЕ МАНИПУЛЯЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ в ПЕРЧАТКАХ! ПРИ РАБОТЕ с КРОВЬЮ - надевать МАСКУ и ОЧКИ!

  6. ОБЯЗАТЕЛЬНО весь использованный при любой манипуляции материал, инструментарий и др. подвергать ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЮ в дезинфицирующих растворах.

  7. Если Вы не сможете завершить цикл манипуляций ОБЯЗАТЕЛЬНО представить пациентам того кто Вас сменит, также по имени и отчеству.



ПОЖАЛУЙСТА, при общении с пациентом НЕ ЗАБУДЬТЕ улыбнуться ему ободряюще.

ХОРОШО ЗАПОМНИТЕ:

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА медицинских работников состоит в том, чтобы медицинский уход НЕ СОЗДАВАЛ дополнительных ПРОБЛЕМ пациенту, а СНИМАЛ их.

Медицинский работник ДОЛЖЕН видеть в пациенте ЧЕЛОВЕКА, в котором и ДУША, и ТЕЛО – НЕРАЗДЕЛИМЫ!

ПАЦИЕНТ, как и все мы. НУЖДАЕТСЯ В ПОНИМАНИИ, ЗАБОТЕ, ЛЮБВИ, ПОМОЩИ.

ПОМОГИТЕ пациенту разобраться в его заболевании, научите его понимать свое состояние и уметь с ним жить!

Именно поэтому медицинские работники ДОЛЖНЫ всеми доступными им средствами создать все условия, при которых пациент мог бы по возможности МАКСИМАЛЬНО удовлетворить свои потребности в ПОНИМАНИИ, ЗАБОТЕ, ПОМОЩИ.

Желаем вам успехов в освоении предложенного вашему вниманию материала!

II. ИНЪЕКЦИИ
РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ
Цель: парентеральное введение антибиотика

Оснащение: флакон с лекарственным препаратом (антибиотиком), растворитель, 70 % этиловый спирт, стерильные: шприц с иглами, ватные шарики, лоток, пинцет, перчатки, маска.

Этапы

Обоснование

Ι. Подготовительный этап

1. Прочитать надпись на флаконе (наименование, доза, срок годности) и сравнить с назначением врача


Исключение ошибочного введения лекарственного средства

2. Обработать руки на гигиеническом уровне, надеть перчатки, маску

Обеспечение инфекционной безопасности, предохранение сестры от контакта с лекарственным средством

ΙΙ. Выполнение процедуры

1. Вскрыть пинцетом алюминиевую (пластиковую крышку флакона с антибиотиком и флакона с растворителем


Обеспечение доступа к резиновой пробке. Профилактика повреждения иглы

2. Обработать ватным шариком, смоченным спиртом, резиновую пробку флакона с антибиотиком и флакона с растворителем

Снижение обсемененности пробки микроорганизмами

3. Набрать в шприц нужное количество растворителя.

Примечание: Разведение антибиотиков -

Стандартное: на 1 000 000 ЕД антибиотика – взять 10 мл растворителя;

Практическое: на 1 000 000 ЕД антибиотика – взять 5 мл растворителя

Неправильно выбранный растворитель и его количество могут изменить лекарственное средство и стать причиной осложнений
Обеспечение лечебной концентрации

4. Проколоть иглой резиновую пробку флакона, не касаясь порошка, и ввести растворитель

Условия для введения растворителя во флакон

5. Снять флакон вместе с иглой с подыгольного конуса и, слегка встряхивая флакон, добиться полного растворения порошка

Растворение в жидкости всего порошка, обеспечение набора в шприц необходимой дозы

6. Надеть иглу с флаконом на подыгольный конус

Обеспечение забора содержимого из флакона

7. Набрать в шприц нужное количество мл антибиотика (количество определяется разовой дозой)

При разведении антибиотиков во флаконе может оказаться не одна разовая доза

8. Поднять шприц с флаконом строго в вертикальное положение. Выпустить через иглу 1—2 капли раствора во флакон

Исключение загрязнения окружающей среды. Снижение риска развития аллергических реакций у сестры.

9. Положить в стерильный лоток шприц, ватные шарики, накрыть лоток стерильной салфеткой

Подготовка к инъекции.

Обеспечение инфекционной безопасности


ВЫПОЛНЕНИЕ ВНУТРИМЫШЕЧНОЙ ИНЪЕКЦИИ

Цель: введение лекарственного средства в мышцу.

Показания: назначение врача.

Оснащение: стерильные: шприц 5 мл, игла 6 – 8 см, ватные шарики, лоток, медицинские перчатки, маска 70 % этиловый спирт, лекарственные препараты, лоток для отработанного материала, противошоковый набор, тонометр, фонендоскоп, аптечка для проведения экстренной профилактики при аварийных ситуациях, емкости с дезинфицирующим раствором.

Место введения: верхне-наружный квадрант ягодицы, латеральная широкая мышца бедра (средняя часть), дельтовидная мышца плеча.

Возможные проблемы пациента: страх перед инъекцией; риск возникновения инфильтрата; риск развития аллергической реакции.

Этапы

Обоснование

I. Подготовка к процедуре

1. Психологически подготовить пациента к манипуляции. Объяснить пациенту цель и последовательность проведения предстоящей процедуры.

Получить согласие на ее проведение.

Психологическая подготовка пациента к процедуре.

Мотивация к сотрудничеству.
Соблюдение прав пациента на информацию

2.Уточнить индивидуальную чувствительность к препарату.

Примечание: при введении антибиотика выяснить у пациента проводилась ли проба на чувствительность к данному антибиотику.

Обеспечение профилактики осложнений

3. Сверить надпись на упаковке лекарственного препарата (название, концентрация, количество, срок годности) с листом назначений.

Обеспечение эффективного проведения процедуры

4. Обработать руки на гигиеническом уровне, надеть маску, перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала

5. Подготовить стерильный материал и шприц к выполнению инъекции. Набрать лекарство

Обеспечение эффективного проведения процедуры

II. Выполнение процедуры

1. Предложить пациенту лечь на живот или на бок (при необходимости помочь)

Соблюдение правил выполнения инъекции

2.Определить место инъекции:

- верхний наружный квадрант ягодицы

- передненаружная поверхность верхней трети бедра

- передненаружная поверхность плеча

Обеспечение эффективного проведения процедуры

3. Пальпировать место инъекции, определить отсутствие инфильтрата

Профилактика осложнений после инъекций

4. Обработать место инъекции двумя ватными шариками, смоченными спиртом:

1-м шариком обработать большую область инъекционного поля,

2-м — непосредственно место инъекции.

Профилактика постинъекционных осложнений. При необходимости можно использовать дополнительные ватные шарики

5.Обработать перчатки спиртом

Обеспечение инфекционной безопасности

6. Взять шприц в правую руку: мизинец придерживает иглу за канюлю, I, III, IV пальцы обхватывают цилиндр, II придерживает поршень

Исключение падения иглы. Обеспечение правильного положения шприца во время процедуры

7. Растянуть кожу в месте инъекции I и II пальцами левой руки и зафиксировать ее.

Снижение болезненности прокола

8. Ввести иглу в мышцу на 2/3 ее длины, под углом 90° к поверхности кожи (быстрым движением.

Снижение болезненности прокола

9. Перенести левую руку на поршень.

Обеспечение эффективного проведения процедуры

10. Потянуть поршень на себя и убедиться, что в шприц не поступает кровь

Примечание: выполнять данное действие только при введении антибиотиков и масляного раствора.

Профилактика медикаментозной эмболии

11. Нажать левой рукой на поршень и ввести лекарственное средство (скорость введения средняя)

Снижение болезненности при введении препарата

12. Прижать ватный шарик к месту инъекции и быстро извлечь иглу.

Снижение болезненности при извлечении иглы

13. Поместить шприц в лоток.

Примечание: в палате никаких действий со шприцем не проводить до его дезинфекции!

Профилактика инфекции и травматизма медицинских работников

14. Спросить пациента о самочувствии. Через 3-5 минут забрать ватный шарик у пациента

Определение реакции пациента на процедуру

III. Окончание процедуры

1. Провести дезинфекцию использованного оснащения

Обеспечение инфекционной безопасности

2. Снять перчатки, маску, провести гигиеническую обработку рук.

Обеспечение инфекционной безопасности

3. Сделать запись в медицинских документах о выполнении процедуры и реакции на нее пациента

Обеспечение документирования процедуры.



ВНУТРИКОЖНАЯ ПРОБА НА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К АНТИБИОТИКАМ
Цель: профилактика острых аллергических реакций

Показания: назначение врача

Оснащение: стерильные: шприцы 1 мл, 10 мл, иглы, ватные шарики, лоток, пинцет, медицинские перчатки, маска; флакон с антибиотиком, флакон с 0,9% раствором натрия хлорида (физ.раствор), 70 % этиловый спирт, лоток для использованного материала, противошоковый набор, аптечка для оказания экстренной профилактики при аварийных ситуациях, емкости с дезрастворами.

Место введения: средняя треть внутренней поверхности предплечья.

Возможные проблемы пациента: отказ от манипуляции; психологический дискомфорт перед болезненностью инъекции, возможным инфицированием, аллергической реакцией

Этапы


Обоснование

I. Подготовка к процедуре

1. Психологически подготовить пациента к манипуляции. Объяснить пациенту цель и последовательность проведения предстоящей процедуры.

Получить согласие на ее проведение.

Психологическая подготовка пациента к процедуре.

Мотивация к сотрудничеству.

Соблюдение прав пациента на информацию

2. Обработать руки на гигиеническом уровне, надеть маску, перчатки

Обеспечение инфекционной безопасности,

предохранение медсестры от контакта с лекарственным средством

3. Подготовить необходимое оснащение

Обеспечение эффективного проведения процедуры

П. Выполнение процедуры

1.Прочитать надпись на флаконе (наименование, доза, срок годности), сверить с листком назначения врача

Исключение ошибочного введения

лекарственного средства.

2. Вскрыть пинцетом крышку флакона с антибиотиком и растворителем.

Примечание: при выполнении пробы для разведения антибиотика используется только 0,9 % раствор натрия хлорида (физ.раствор)

Обеспечение эффективности проведения процедуры.


3.Обработать ватными шариками, смоченным спиртом, резиновую пробку флаконов с антибиотиком и растворителем

Обеспечение инфекционной безопасности

4. Набрать в шприц необходимое количество

0, 9 % раствора натрия хлорида

Примечание: разводится антибиотик только в стандартном разведении (1:1)

Обеспечение эффективности проведения процедуры



5.Отсоединить шприц, оставить иглу во флаконе с 0, 9 % раствором натрия хлорида

Примечание: флакон с растворителем годен к применению в течение 4-6 часов с момента вскрытия.

Обеспечение эффективности проведения процедуры


6. Ввести дополнительную стерильную иглу на 1/3 во флакон с антибиотиком, подсоединить шприц и ввести 0, 9 % раствор натрия хлорида

Условия для введения растворителя

во флакон.


7. Отсоединить шприц и поместить его в лоток для использованного материала.
Иглу оставить во флаконе с антибиотиком.

Обеспечение эффективности проведения процедуры


8. Добиться полного растворения порошка антибиотика, слегка встряхивая флакон.


Растворение в жидкости всего порошка обеспечивает набор в шприц

необходимой дозы.

9. Взять шприц 1,0 мл, надеть на иглу с флаконом антибиотика.

Обеспечение эффективности проведения процедуры

10. Набрать в шприц 0,1 мл разведенного антибиотика и 0,9 мл физ.раствора.

Обеспечение диагностической

концентрации

11. Предложить пациенту занять удобное положение, при котором хорошо доступна внутренняя поверхность предплечья

Обеспечение правильного положения руки во время инъекции

12. Определить место инъекции в средней трети внутренней поверхности предплечья

Обеспечение эффективности проведения процедуры

13. Обработать место инъекции ватными шариками, смоченными спиртом, дважды.

Профилактика постинъекционных осложнений

14. Обработать перчатки спиртом.

Обеспечение инфекционной безопасности

15. Обхватить левой рукой предплечье пациента снизу, зафиксировать кожу.

Обеспечение эффективности проведения процедуры

16. Взять шприц в правую руку: указательным пальцем придерживать канюлю иглы;

I, III, IV пальцами обхватывать цилиндр шприца, мизинцем придерживать поршень

Обеспечение правильного положения шприца во время инъекции

17. Ввести иглу срезом вверх под углом 0—5°, почти параллельно коже, так, чтобы срез иглы скрылся в толще эпидермиса

Обеспечение введения лекарственного препарата непосредственно внутрь кожи

18. Перенести на поршень левую руку и, надавливая на него, ввести 0,1 мл препарата.

Примечание: на месте инъекции образуется папула («лимонная корочка»).

Обеспечение эффективности проведения процедуры

19. Извлечь иглу. К месту инъекции ватный шарик не прикладывать.

Примечание: если выступила капля препарата – снять сухим стерильным ватным шариком, не придавливая.

Обеспечение эффективности проведения процедуры

20. Поместить шприц в лоток для использованного материала.

Профилактика инфекции и травматизма медицинских работников

21. Рекомендовать пациенту не закрывать место инъекции одеждой. Спросить пациента о его самочувствии.

Обеспечение предупреждения осложнений.

22. Оценить результат пробы через 20 минут.

Обеспечение достоверности оценки результата.

III. Окончание процедуры

1.Провести дезинфекцию использованного оснащения

Обеспечение инфекционной безопасности

2. Снять перчатки, маску, провести гигиеническую обработку рук.

Обеспечение инфекционной безопасности

3. Сделать запись в медицинских документах о выполнении процедуры и реакции на нее пациента

Обеспечение документирования процедуры.