Файл: 1. коммуникативные и структурные свойства языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 408

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


То, как в художественном тексте сочетаются разнообразные языковые средства, какие стилистические приемы использует писатель, как он «переводит» понятия в образы и т.д., составляет предмет стилистики художественной речи. Наиболее ярко и последовательно принципы и методы этой научной дисциплины отражены в трудах академика В. В. Виноградова, а также в работах других советских ученых – М. М. Бахтина, В. М. Жирмунского, Б. А. Ларина, Г. О. Винокура и др.

ЗАМЕЧАНИЯ ПО ИСТОРИИ ВОПРОСА

Итак, представленная классификация включает десять речевых стилей. (Ораторский стиль будет подробно охарактеризован ниже.) Она основана на нескольких принципах, что объясняется сложностью стилей.

Абсолютно законченной предложенную классификацию считать нельзя. Дальнейшие исследования могут внести в нее различные уточнения и изменения. Следует иметь в виду и возможность формирования новых речевых стилей.

Приведенные выше материалы, в которых отражены представления носителей современного литературного языка о стилях, свидетельствуют об актуализации стилистических категорий и явлении в речевой практике. В прошлом (например, в XIX в.) авторы различных произведений и их герои значительно реже высказывали стилистические характеристики тех или иных контекстов. Основное внимание тогда уделялось интонации чьей-то прямой речи, степени ее взволнованности, проявлениям в ней чувств досады, недовольства, радости, восторга, ненависти и т. д. В относительно редких случаях создавались и стилистические характеристики, но в них отражались главным образом такие стили, как высокий, разговорно-просторечный, салонно-романтический и мещанское просторечие. В настоящее же время стилистические оценки и характеристики являются наиболее распространенными в контекстах различных произведений, причем в этих характеристиках даются указания на все стили и на многие сферы общения, не располагающие своими стилями.

Говоря о системе функциональных стилей русского литературного языка, необходимо отметить, что исследования стилей проводились в разных направлениях.

Одни ученые анализировали стилевое своеобразие письменной и устной форм литературной речи и пытались охарактеризовать разновидности этих форм как стили книжной (или письменной) речи и стиль разговорной (устной) речи. Эта работа дала некоторые результаты, но исходные принципы данного направления оказались недостаточными для создания стройной теории, охватывающей все стили. Так, например, оставалась неосвоенной область функциональных стилей литературного языка устной формы.


Другие ученые учитывали преимущественно экспрессивные качества речи и на основе их изучения пытались разработать общую теорию и классификацию стилей. Этот подход к проблеме себя не оправдал, так как не все стили характеризуются особыми экспрессивными свойствами.

Л. В. Щерба предлагал изучать стили, выясняя особенности диалогической и монологической речи. Этот путь также не привел к значительным результатам, не позволив выяснить специфику многих стилей, относящихся к монологической речи (например, научного, делового, публицистического и др.).

Более перспективным оказалось направление, основная задача которого состоит в изучении применения языка в разных сферах деятельности общества. Для выполнения этой задачи необходимо связать стили со сферами общения, отражающими ту или иную деятельность общества, а также с соответствующими формами общественного сознания. Следует иметь в виду, что изучение стилей с общих позиций данного направления продолжается.

Тема 4. ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

Термин ораторское искусство античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие. Выражение ораторское искусство имеет несколько значений: прежде всего это высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Кроме того, ораторским искусством называют исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор. Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся. Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами.


Используясь в различных сферах жизни общества, наиболее широкое применение ораторское искусство всегда находило в политической деятельности. Крупной политической силой ораторское искусство было в Древнем Риме.

Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Самым крупным политическим деятелем и одновременно ораторским деятелем был Марк Туллий Цицерон. «Есть два искусства, – писал он, – которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора». Это изречение раскрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство – это функция политики.

Нравственная позиция оратора – это, пожалуй, самое главное в ораторском искусстве. Она важна для любого оратора, чье слово может оказать влияние на судьбу людей, помочь принять правильное решение.

Ораторское искусство – явление историческое. Каждая эпоха предъявляет к оратору свои требования, возлагает на него определенные обязанности, имеет свой риторический идеал. Оценивая деятельность того или иного оратора, следует учитывать ту историческую эпоху, которая породила данного оратора, выразителем общественных интересов которой он был.

Важной особенностью ораторского искусства является то, что оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки, на которые опирается ораторское искусство.Специалистов интересуют различные проблемы красноречия, например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации, как пользоваться богатствами родного языка, соблюдать нормы литературного языка и т. д.

Еще одна существенная особенность: ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное). Каждый род объединяет определенные виды с учетом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

К социально-политическому
красноречию относят выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях и т. д.; к академическомукрасноречию – учебную лекцию, научный доклад, обзор, сообщение; к судебному
 – речи, произносимые участниками судебного процесса: прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.; к богословско-церковному – проповеди, речи на соборе; к социально-бытовому приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи и т. д.

ЛИЧНОСТЬ ОРАТОРА

Слово «оратор» появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Оно происходит от латинского слова orare, что в переводе означает «говорить». Это человек, умеющий говорить красно, т. е. красиво, образно, выразительно.

Каждый выступающий имеет свои особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. В современной литературе по ораторскому искусству выделяются разные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство ораторского искусства – логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.

Конечно, деление ораторов на типы  в определенной мере условно, но имеет под собой научную основу. В зависимости от того, к какому типу высшей нервной деятельности принадлежит человек, он по-разному произносит речь и воспринимает ее. Когда говорят о разных типах ораторв, то учитывают, какая сторона речи у человека преобладает – эмоциональная или логическая. 

Следует иметь в виду, что каждая речь должна быть логичной и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждения. Если оратор говорит воодушевленно, с большим пафосом, но речь его бессодержательна, то такой оратор раздражает слушателей, вызывает протест и порицание. Проигрывают и те ораторы, которые говорят бесстрастно, неэмоционально.

Оратор должен быть человеком эрудированным, т. е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, и т. п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникающие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей. 

Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений.