Файл: Самостоятельная работа по дисциплине оп. 02. Психология выполнила студенка крайнюченко наталья группа 303до заочное отделение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Существуют следующие группы педагогических приемов:
1. Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта:
- проявление доброты, внимания, заботы;
- просьба;
- поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).
Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
- поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного воспитанника или в данных условиях;
- любое поощрение должно вызывать у ребенка положительные эмоции;
- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
- помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;
- ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;
- всегда учитывайте состояние ребенка;
- не унижайте ребенка;
- соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
Тема 1.4. Человек как индивид
Рекомендации по учету индивидуально-типологических особенностей детей дошкольного возраста в педагогическом процессе.
Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента.
-Важно проявление строгости, требовательности к ребёнку, контроль его действий и поступков.
-Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки).
-Необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца с хорошим качеством (не разрешать приниматься за второй рисунок, пока не окончен первый).
-Целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное показать ребёнку конечный результат добросовестных действий.
-Важно формировать у ребёнка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности.
-Учить внимательно, относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Если у детей преобладают черты холерического темперамента.
-С пониманием относиться к проявлению активности ребёнка.
-Говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров.
-Целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка: кино, телевидение, чтение - все должно быть в меру. За 2 часа до сна только спокойные игры и занятия.
-Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструктор, рисование, лепка — все, что требуется усидчивости.
-Воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «Замри», где он будет подчиняться).
-Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с чужими желаниями, просить, а не требовать.
-Необходимо строго соблюдать режим дня.
Если у детей преобладают черты флегматического темперамента.
-Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливание - это оказывает тормозящие влияние на нервную систему ребёнка.
-Не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий.
-Следует чаще хвалить его за скорые действия.
-Необходимо ставить ребёнка в условия, когда необходимо быстрые действия (полезны игры соревновательного характера).
-Следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег).
-Побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию - активизировать его.
-Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности.
-Привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.
Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента.
-Нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку.
-Нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки.
-Целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающе, но уверенно, определенно.
-Ребенку полезно заниматься спортом.
-Необходимо разнообразить жизнь ребенка.
-Надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми.
-Важно развивать у него общительность.
-Необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.
Тема 1.4. Человек как субъект, личность и индивидуальность
Конспект по теме «Психологическая характеристика личности»
1. Личность как способ существования человека в системе взаимоотношений.
Личность – это персонификация определенного вида деятельности общественных отношений, определенных социальных ролей и функций.
Признаки личности:
- положение индивида в системе общественных отношений (роли, функции, маска, статус);
- наличие самосознания.
Личность – это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения. Человек умеет отвечать за свои поступки. Это способность индивида формулировать свое «Я» и сделать его предметом анализа (ребенок в 2-3 года). В этом смысле не все люди – личности.
Бытие человека в качестве личности зависит от общественного мнения в конкретных условиях, формирующих набор признаков и черт, необходимых для признания человека – личностью. Так, в рабовладельческом обществе правом считаться личностью обладали свободные граждане. В феодальном строе личность определялась принадлежностью к дворянскому сословию.
В науке насчитывается более 70 определений личности.
Личность – это конкретно-исторический способ бытия человека в обществе, индивидуальная форма существования и развития социальных качеств, связей и отношений, персонифицированных в конкретных видах деятельности и поступках.
Формой проявления «личности» является индивидуальность. Неповторимость свойств индивида проявляется не в наборе черт и свойств (мужество, трудолюбие, общительность и т.д.), а в способе их проявления и выражения, в сочетании целей и средств их достижения, черт характера, привычек, эмоций и т.д. одаренный человек обладает не только задатками, но и способностью их реализации. А чем полнее в личности отражается общечеловеческое содержание, тем она ярче выражает интересы своего общества.
Понятие личности в зарубежной и отечественной психологии.
В. Н. Мясищев, Б. Н. Смирнов, А. А. Малышев и др. Личность - это система отношений, отношения - это компоненты структуры. Например, В. Н. Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п.
Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью.
Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.
А. Б. Ананьев, К. К. Платонов. Личность - не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности - "некие абстрактные духовные образования". Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться.
Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.
К. К. Платонов: концепция динамической функциональной структуры личности. Выделяет четыре подструктуры - взаимосвязанные стороны личности (группы качеств): 1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль - не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания); 2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); 3) подструктура форм отражения (тип памяти и т. д.); 4) биологически обусловленная подструктура - биологические свойства (темперамент, возраст, патологии...).
С.Л. Рубинштейн. Личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.
Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя три структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность - способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека «ради него самого».
Индивидуальная психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности - показатель психологического здоровья.
Аналитическая психология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.
Неофрейдизм. Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Э. Эриксон: Эго - это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.
Диспозициональная психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися со временем в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию черт личности): личность - это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.