Файл: Самостоятельная работа по дисциплине оп. 02. Психология выполнила студенка крайнюченко наталья группа 303до заочное отделение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект по теме «Характер»
1. Понятие о характере, его структура. Факторы, влияющие на формирование характера. Типологии характера.
Характер - это подструктура личности, которая образуется индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражает её отношение к действительности и обуславливает типичный для данной личности способ поведения.
Характер человеческой личности всегда многогранен. Его определяет совокупность черт, качеств личности. Все эти черты, или качества, личности можно условно разделить на несколько групп, которые отражают отношение человека к разным сторонам жизни. В каждую группу входят позитивные и негативные качества.
Выделяют группу черт, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целом. Позитивными качествами, которые входят в эту группу, являются коллективизм, общительность, чуткость, преданность, доброта, честность, правдивость, искренность и др., отрицательными -- эгоизм, черствость, лживость, лицемерие и т. д.
Следующая группа включает черты характера, в которых выражаются отношение человека к самому себе, самооценка личности. В зависимости от самооценки личность может быть довольна собой или осуждать себя, соглашаться с собой или находиться в состоянии внутренней борьбы. Позитивными чертами характера являются уверенность в себе, реалистичная самооценка, к отрицательным относятся неадекватно завышенная самооценка, излишняя строгость к себе, недооценка себя, неуверенность в своих силах, застенчивость.
Значительную роль в становлении характера человека играют волевые и эмоциональные качества. Волю называют основой характера, его стержнем. Значимая роль волевых качеств личности находит отражение в таких выражениях, как «человек с характером», «твердый характер», «бесхарактерный человек». Выделяют положительные волевые качества: смелость, решительность, целеустремленность и др., - и отрицательные: нерешительность, упрямство. Следует сказать и об эмоциональных качествах личности: тревожности или эмоциональной устойчивости, сдержанности или импульсивности и т.д. Соответствующие качества будут рассмотрены подробнее при изучении волевой и эмоциональной сфер личности.
Все черты, или качества, личности значимы для деятельности и общения. У каждого конкретного индивида выделяют основные черты характера, задающие общую направленность всего комплекса его проявлений, и второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут противоречить им. Таким образом, черты характера не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Например, У. Шелдон в процессе исследований установил, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то с большой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Если человек трусоват, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерные для инициативных людей, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность.
Факторы, влияющие на формирование характера
1. Формирование и изменение характера – процесс, который занимает основную часть жизни. Имея врожденные особенности личности, переданные генетически через родителей, человек год за годом, словно луковица начинает обрастать разными слоями черт и качеств, которые формируются главным образом под влиянием той социальной среды, в которой он растет и развивается. Именно поэтому пути формирования характера представляют для психологов особый интерес. И, несмотря на то, что этот процесс имеет индивидуальный характер, понятия нормы никто не отменял. И основные этапы формирования характера выглядят следующим образом:
2. Конкретный возраст, с которого начинается воздействие на будущий характер человека назвать крайне сложно. У одних психологов этот процесс описывается едва ли не с рождения, у других - предположительно с двух лет. В любом случае стоит помнить, что период с двух до десяти лет - время особой восприимчивости малыша к тому, что ему говорят и как взрослые ведут себя рядом с ним. Также не стоит забывать и о физиологических механизмах, которые накладывают оттенок на будущий характер. Сюда относится темперамент.
3. Следующее что, влияет на формирование характера уже в дошкольном возрасте это, безусловно, степень участие ребенка в групповых занятиях и играх. Чем больше опыта такого взаимодействие имеет ребенок, тем лучше у него будут развиты такие черты как общительность, аккуратность, уверенность в себе и т.п. Но стоит помнить, что некоторые совместные занятия могут наоборот разрушить задатки каких-либо черт.
4. В школьный период, примерно 7-15 лет, формируется эмоциональная составляющая человека. Развитие определенных черт характера зависит от уровня самооценки подростка, отношения к нему преподавателей и сверстников, а также от влияния СМИ (Интернет, телевиденье и т.п.). Ближе к 15-17 годам личность уже имеет определенный внутренний набор качеств, которые останутся неизменными на протяжении всей жизни. Корректировать их будет в состоянии только сам человек в результате постоянного развития и работы над собой. Причем, как в положительную сторону (карьера, самообразование), так и в отрицательную (курение, злоупотребление алкоголем).
5. К 25-30 годам формирование характера заключается в отхождении от «детскости» (максимализм, капризность и т.п.) и появлении рационального звена (ответственность за свои действия, рассудительность и т.д.).
После 30 лет изменения характера, как правило, уже не происходят. Исключением могут стать психические заболевания или пережитые стрессы. К 50-ти годам человек, как правило, уже расстается с разного рода фантазиями и мечтами и начинает жить по принципу "здесь и сейчас". Чем старше становится человек, тем большее место в его жизни начинают занимать воспоминания. Особенно это характерно с наступлением старости.
Таким образом, в начале жизни основу составляет влияние семьи и социальной среды на формирование характера. Но чем старше становится личность, тем больше будущее зависит от работы над собой и своим внутренним миром.
С начала существования психологии, попытки вывести ряд типов характеров людей предпринимали многие, опираясь на один и тот же перечень идей для его создания.
Характер начинает свое формирование очень рано, в онтогенезе ребенка, и проявляется на протяжении всей жизни.
Сочетания личностных черт в характере человека сложились не просто так, и образуют типы дающие почву для построения основных типологий характера.
Большинство индивидов одной типологии, можно еще разделять и на группы.
Согласно теории К. Леонарда, в общении с человеком открываются многие его личностные качества, которые влияют на здоровье психики, адаптацию и развитие. Мы рассмотрим одну из основных типологий характера человека в психологии и особенности, присущие каждому типу согласно этой теории.
Гипертимный тип - инициативность, оптимизм, легкомыслие, раздражительность, тяга к аморальным поступкам, несерьезность.
Возбудимый тип – повышенная эмоциональность, вспыльчивость, властолюбие, аккуратность и добросовестность.
Дистимный тип - добросовестность и справедливость, пассивность, неповоротливость, индивидуализм.
Циклоидный тип - переменчивость настроения, замкнутость либо общительность.
Застревающий тип – инициативность, неразговорчивость, честолюбие, мстительность.
Педантичный тип – доброжелательность, добросовестность, серьезность, надежность, занудливость.
Тревожный тип - самокритичность, дружелюбие, исполнительность.
Эмотивный тип – доброта, сострадание, исполнительность, чувствительность.
Демонстративный тип – эгоизм, лицемерие, артистичность, обходительность.
Экзальтированный тип – паникерство, дружелюбие, привязанность к близким людям.
Экстравертированный тип – легкомыслие, подверженность влиянию, исполнительность.
Интровертированный тип – упрямство, сдержанность, принципиальность.
2. Акцентуации характера (К. Леонгард, А.И. Личко). Самопознание характера.
«Акцентуации характера – это варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенных психогенных факторов при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим».
Типы акцентуаций характера | Типы акцентуированных личностей | Personality disorders (DSM-III-R, ICD-10) |
Гипертимный Циклоидный Эмоционально-лабильный Сенситивный Психастенический Шизоидный Паранойяльный Эпилептоидный Истероидный Неустойчивый Конформный | Гипертимический Аффективно-лабильный Эмотивный Тревожный Педантичный Интровертированный Застревающий Возбудимый Демонстративный Нет аналога Нет аналога | Analogy is absent Analogy is absent Analogy is absent Avoid Obsessive-compulsive Schizoid Paranoid Partially; antisocial, impulsive Histrionic Dissocial Dependent |
Гипертимный тип сохраняет почти всегда приподнятое настроение, активность, предприимчивость и общительность, разговорчивость, быструю речь, выразительную мимику. Его представители, благодаря хорошей ориентировке в меняющейся ситуации, нередко сперва успешно подымаются по социальной лестнице. Но очень часто рано или поздно наступает крах карьеры из-за неумения предвидеть отдаленные последствия своих действий, чрезмерно радужных надежд, неразборчивости в выборе сотоварищей, склонности к авантюрам. Но при неудачах не отчаиваются – ищут новое поприще для применения кипучей энергии. В семейной жизни умудряются сочетать легкость измен супругам с привязанностью к ним, если только те смотрят сквозь пальцы на их похождения.
В целом о гипертимах можно сказать, что они хорошие тактики и никуда не годные стратеги. У части из них с возрастом появляются короткие депрессивные фазы – они из гипертимов превращаются в циклоидов. Наиболее конфликтные и неприязненные отношения у гипертимов складываются с эпилептоидами. Плохая совместимость случается и с представителями своего же типа из-за борьбы за лидерство, а наилучшая с эмоционально-лабильными и конформными, охотно принимающими лидерство гипертимов.
Циклоиды при повзрослении ведут себя по-разному. У части из них фазность сглаживается, у другой части, наоборот, становится еще более очевидной. Наконец, небольшая часть как бы на многие годы «застревает» на одной фазе, превращаясь в гипертимов или меланхоликов – редкий «конституционально-угнетенный тип» по П.Б.Ганнушкину. Последние случаи могут сопровождаться стойкой астено-невротической симптоматикой с ипохондризацией. У некоторых циклоидов выступает связь фаз с временем года.
Лабильный (эмоционально-лабильный) тип акцентуации характера также с годами претерпевает различные изменения. Часть его представителей как бы приближается к циклоидам: у них появляются короткие субдепрессивные фазы, длящиеся по несколько дней. У других черты эмоциональной лабильности сглаживаются, у третьих остаются, как в юности. Обычно сохраняется быстрое интуитивное восприятие отношения к себе окружающих, чрезмерная чувствительность к эмоциональному отвержению со стороны значимых лиц и постоянная потребность в сопереживании. Представители этого типа часто сохраняют некоторую инфантильность, многие годы остаются очень моложавыми, выглядят моложе своих лет. Но признаки постарения появляются рано и почти внезапно. У них как бы не бывает периода настоящей зрелости – из юности они переходят в старость. В жизни они трудно совмещаются с представителями эпилептоидного и сенситивного типов акцентуации, более всего предпочитают общение с гипертимами, которые подымают им настроение.
Сенситивный тип акцентуации в зрелом возрасте претерпевает мало изменений, хотя в силу гиперкомпенсации некоторые черты стараются маскировать. Тем не менее сохраняется постоянная озабоченность отношением к себе окружающих, осторожность и робость в контактах, переживания из-за комплекса собственной неполноценности. Легко развиваются психогенные депрессии и фобии. Если удается обзавестись семьей и детьми, то сенситивность сглаживается, если остаются одинокими, может даже заостряться. Особенно это видно у «старых дев», вечно опасающихся быть заподозренными во внебрачных сексуальных контактах. Но лишь изредка дело доходит до «сенситивного бреда отношения» по Э.Кречмеру.
Психастенический (ананкастный) тип акцентуации также мало меняется с возрастом. Все также живут постоянной тревогой за будущее, склонны к рассуждательству, самокопанию. Нерешительность сочетается с неожиданной скоропалительностью действий. Легко возникают обсессии, которые, как и педантизм, служат психологической защитой от тревоги. Но если в подростковом возрасте психастеники, как и сенситивы, отрицательно относятся к алкоголю и к другим дурманящим средствам, то при повзрослении спиртные напитки могут стать более привлекательными как способ подавления внутренней тревоги, постоянного напряжения. В отношении к близким и подчиненным может выступать мелочный деспотизм, который, видимо, питается той же внутренней тревогой. Отношения с другими порою портит мелочная принципиальность.