Файл: Виды изобразительного искусства (подготовка презентации).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Ознакомление с изобразительным искусством (Составить перечень произведений изобразительного искусства для детей разного возраста, оформление медиатеки репродукций картин по программе «От рождения до школы»).

  2. Виды изобразительного искусства (подготовка презентации)

  3. Составление конспекта по организованной образовательной деятельности образовательной области «Художественное творчество» (интегрированная форма проведения).

  4. Проанализировать формирование технических навыков лепки у детей. Заполнить таблицу «Технические навыки в разных возрастных группах».



Возрастная группа

Задачи обучения

Технические навыки

1.

1 младшая

содействовать формированию у детей интереса к лепке;

знакомить их со свойствами материала;

учить правильно пользоваться глиной;


помочь овладеть техническими приемами: от общего куска отрывать небольшие куски, раскатывать, соединять;

научить создавать простейшие формы (цилиндры, палочки, диски, шары).

2.

Вторая младая группа

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путём прижимая друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.



Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыплёнок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызвать радость от восприятия результата общей работы.


3.

Средняя группа

Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приёмы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипываю с лёгким оттягиванием всех краёв сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котёнка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Учить приёмам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приёмами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Закреплять приёмы аккуратной лепки.


4.

Старшая группа

Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности.

пластическим, конструктивным и комбинированным способами.

Закреплять навыки аккуратной лепки.

Закреплять навык тщательно мыть руки по окончанию лепки.

Декоративная лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зёрнышки, бусинки и т.д.).


5.

Подготовитель-

ная группа

Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приёмы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

Продолжить формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь, козлик скачет, девочка танцует, дети делают гимнастику – коллективная композиция).

Декоративная лепка. 

Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку.

Учить детей создавать скульптурные группы из 2-3 фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движение, деталей.

Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.




  1. Ознакомление с народной игрушкой (создание презентации).

Отработка методики показа способов и приемов лепки в разных возрастных группах ДОУ.
1. Отработка методики показа различных технических приемов лепки в 1 и 2 младших группах.

1.Раскатать ком глины продольными движениями ладоней

Раскатывание – для получения цилиндрической формы нужно глину положить между ладонями и раскатывание ведётся прямыми движениями.

2.Скатать ком глины между ладонями круговыми движениями

Скатывание – Для получения шарообразной формы нужно кругообразными движениями скатывать глину между ладонями

3.Расплющивать форму

Сплющивание – Для получения диска шарообразной формы сжимают между ладонями.

4.Защипывать края формы

Оттягивания – для изображения форм более сложным строением, а также для проработки деталей в работу включаются пальцы
Обработка умений демонстрировать этапы лепки несложных предметных изображений.
В процессе работы с глиной дети постепенно начинают понимать, что из глины можно слепить изображения разных предметов.

Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям. Слово как метод руководства обязательно применяется и при организации восприятия предмета: слово помогает фиксировать внимание детей на тех качествах, которые в дальнейшем они должны изобразить.

Неваляшка состоит из двух одинаковых форм - шариков отличающихся по величине. Воспитателю надо показать де­тям эту разницу в величине (головка у неваляшки маленькая, а туловище большое) которые скатываются кругообразными движениями. Так как дети в процессе лепки увле­каются и могут слепить оба шарика одинаковыми, следует обращать внимание детей на это. Слепленную неваляшку можно предложить покатать на игрушечной машине.

В процессе работы с глиной дети постепенно начинают понимать, что из глины можно слепить изображения разных предметов.

Самолет можно сделать из 3-4 частей цилиндрической формы (скатывается длинный цилиндр, поперек его накладывается цилиндр поменьше – это крылья; с другого конца с помощью ещё меньшего цилиндра делают хвостовые крылья).

Отработка методики показа этапов и новых приемов лепки в средней группе.
Форма туловища животных которых близка к овоиду. Это еж, заяц, рыбка, птичка, мышка, кит и т.д.

Зайчик – ком глины скатывают в овоид, после этого острая часть закругляется, затупляется пальцами – это мордочка. Ушки следует вылепить отдельно и прикрепить.

Рыбка – Раскатывается овоид, более удлинённый, заострённая его часть тоже слегка удлиняется (оттягивается пальцами), затем расплющивается и разъединяется посредине на уголки – хвост рыбки. На спинке и животе прищипываются плавники (на спине один, длинный, на животе два: около головы и у начала хвоста). Слегка прищипывается рот рыбки и стекой обрисовывается голова.
Девочка в длинной шубке - Кусок глины делят на три части. Из большого куска лепится конус (основание, его выравнивается о доску), из другого куска скатывается круглая голова, которая присоединяется к конусу. Оставшуюся часть нужно разделить пополам, из одной раскатать удлиненный цилиндр - это будут руки, другую дети используют для деталей - шапочки, воротника, пуговиц.
Отработка методики формирования обобщенных способов изображения в старшей группе.


  • Комбинированный способ:


П редмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали. Таким же образом по частям в дымковской игрушке лепятся барыня, всадники.
Пластический способ лепки.
Л епка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины. Примером такого способа лепки в дымковской игрушке может служить утушка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Комок глины скатать в шар, захватить пальцами с одной стороны и слегка вытянуть – получится голова, сгладить переход от головы к туловищу. На голове слегка вытянуть клювик. С другой стороны фигурки оттянуть немного глины и сформировать хвостик. Таким способом лепятся фигурки наиболее простые по силуэту. Например, для филимоновской (птичка-невеличка, петушки и др. зверушки) и каргопольской игрушки (утка, кошка, собачка и др.)
характерна очень условная, обобщающая передача образа. Формы игрушек предельно упрощены, имеют меньше налепных деталей, чем в дымковской игрушке. Такие фигурки лепятся из одного куска глины.

Ленточный способ –лепка из полос


С начала раскатывается пласт, который разрезается на полоски шириной не более 3 см (для круглых форм они должны быть узкими). Внутренняя поверхность между ними укладывается жгутами диаметром 2 см (жгуты лепятся в руках, т.е. не требуется их ровное раскатывание, как в спиральной технике), затем большими пальцами прижимаются друг к другу и получившийся прямоугольник из уложенных жгутов раскатывается скалкой. От жгутов до линеек должно оставаться расстояние, чтоб глина не попадала на бруски и периодически пласт нужно приподнимать, чтоб он не прилипал к ткани. Высота готового пласта 8 мм. Нарезаются полосы по линейке длиной, равной длине окружности основания. Первая полоска укладывается на основание с насечкой, а не по его диаметру и верхняя ее сторона смотрит не внутрь формы, а открывается на внешнюю сторону, если мы делаем не цилиндр, а вазу, горшок цветочный, т.е трапецевидную форму. К концам уложенной полоски присоединяется вторая в стык, в местах соединения делается насечка изнутри. Затем в месте соединения с основанием тоненький жгутик укладывается с внутренней стороны и замазывается шов до выравнивания поверхности. Все последующие полосы в высоту укладываются тоже в стык с насечкой по диаметру и в местах соединения, но ни снаружи, ни изнутри соединения не должно быть видно (поверхность разглаживается инструментом). При этом способе тоже важно не допустить, чтоб соединения жгутов находились друг над другом. Если ваза закрывается в верхней части, то полосы от места сужения формы укладываются соответствующим образом.

группа

Прием обследования


Лепка в 1 младшей группе.


Основной приём это показ и подробное пояснение своих действий («Я беру кусок пластилина на левую ладошку, накрываю правой и катаю вперёд назад…). Можно проводить занятия, демонстрируя процесс изображения знакомых детям предметов. Использование игровых приёмов и их обыгрывание. По мере приобретения навыков при работе с глиной, дети могут лепить по собственному замыслу, но при этом напомнить, что до этого лепим (например, хлебные палочки, колбаски, карандаши, мячики и т.д., а теперь лепите, кто что будет). Положительная оценка деятельности детей

Лепка во

2 младшей группе.

1. обследование предмета (ребёнок обводит предмет, катает его между ладонями, чтобы ощутить форму);

2. показ и объяснение;

3. игровые приёмы

4. анализ всех работ (положительный).

Лепка в средней группе.

Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети становятся более внимательными к процессу занятия. Однако, результат работы ещё мало отличается от младшей группы, т.к. дети ещё не владеют способами изображения. У детей нет ясного представления о предметах и формах, строении, нарушаются пропорции, нет чёткости в передаче формы, не прочно скрепляются части (скрепление путём сглаживания)

Лепка в старшей группе.

Использование натуры. Полный показ приёмов изображения в старшей группе почти не применяется. Показываются только новые приёмы. Беседа направлена на решение композиции (какая должна быть подставка, как примазать). Применяются игровые приёмы (например, «ребята, мы сегодня будем гончарами»). Используется художественное слово (загадки, стихи).



Средняя группа. Тема: “Булочная” (лепка из теста).


Программное содержание:

1.расширить знания детей о процессе выращивания хлеба;

2.учить лепить разнообразные хлебобулочные изделия: булки, кренделя, ватрушки и др.;

3.учить использовать в своей работе приемы преобразования цилиндрической формы: скручивание, сворачивание в кольцо и др.;

4.учить преобразовывать дискообразную форму: скручивать, сворачивать и др.;

5.закреплять умение украшать свою работу мелкими деталями, пользоваться стекой;

6.поощрять любые проявления творчества, воспитывать уважение к труду пекаря.

Предшествующая работа: беседа с детьми на тему “Откуда берется хлеб?”

Ход: Звучит музыка...

- Ребята, сегодня утром к нам прилетели инопланетяне. Они узнали, что у нас на Земле есть невиданный продукт. Как вы думаете, что это за продукт? Не знаете? Тогда сейчас я загадаю загадку, и вы сразу поймете, о чем идет речь.

Растили, растили,
Били, били,
Мяли, мяли,
В печи выпекали,
К столу подавали.

(Хлеб).

- Правильно. Это хлеб. А откуда мы берем хлеб? Он, наверное, на деревьях растет, а люди его собирают и продают? Нет? Действительно, это тяжелый труд людей. Давайте, вместе вспомним, что нужно делать, чтобы вырастить хлеб. Итак, что нужно сделать сначала? Посадить зерно. Что происходит дальше? Что люди делают, когда колосья выросли и созрели? Правильно, жнут. А дальше? Колосья обмолачивают. Потом зерно смалывают в жерновах в муку. А уже пекарь из муки заводит тесто, и выпекает разнообразные хлебобулочные изделия: булочки, ватрушки, плетенки и многое другое. Вот и мы с вами сегодня будем настоящими пекарями и постряпаем разные изделия из теста.

Пальчиковая гимнастика

У вас на столах есть кусочек теста. Разделите его на две равные части и сделайте два любых хлебобулочных изделия. Для того, чтобы получить бублик, нужно раскатать цилиндр и соединить два конца, если цилиндр скрутить, то получится плетенка, если скатать, то получится булочка. А если скатать цилиндрическую форму, то получится рулет. Сейчас каждый из вас хорошо подумает, что он будет лепить, и после этого можно будет приступать к работе.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель напоминает, как нужно правильно сидеть за столом.

Индивидуальная работа:

- напоминаются приемы лепки;