Файл: Учебное пособие для слушателей Частного Учреждения Дополнительного Профессионального Образования Центр инфо Бушуева Е. Б.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
климат делового сотрудничества, доверия, взаимопонимания и уважения.

 

Вопросы по самопроверки:

1.  Что понимают под коммуникативным поведением?

2.  От чего может меняться тактика речевого общения?

3.  К чему приводит смена тактик в разговоре?

4.  Чтобы управлять течением беседы, необходимо…

5.  Что является психотипом человека?

6.  В чем особенность типов психологи личности по А.Е. Личко?

7.  Опишите психологические типы по К. Леонгарду.

8.  В чем недостаток любой типологии личности?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Богомолова Т.П. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематический курс, тесты и практико-ориентированные задания) / Т.П. Богомолова, Э.А. Понуждаев. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 418 с.: табл., ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9883-9; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

2.  Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты: учебник / Т.Н. Кильмашкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. –287 с. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-01542-2; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

3.  Шарков Ф.И. Общая конфликтология: учебник / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский; под общ. ред. Ф.И. Шаркова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М.: Дашков и К°, 2018. – 238 с.: ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-02402-3; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

4.  Язык и конфликт: учебное пособие / сост. Т.С. Вершинина, М.О. Гузикова, О.Л. Кочева; Министерство образования и науки Российской Федерации и др. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА: УрФУ, 2017. – 81 с. – Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9765-3318-9. – ISBN 978-5-7996-1370-9 (Изд-во Урал. ун-та); То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

 

Дополнительная литература:

1.  Белинская А.Б. Конфликтология в социальной работе: учебное пособие / А.Б. Белинская. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 215 с.: табл. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9630-9; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

2.  Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник / М.Ю. Зеленков. – М.: Дашков и К, 2015. – 324 с.: табл. – (Учебные издания для бакалавров). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-01918-0; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

3.  Конфликтология: учебник / под ред. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 543 с.: табл., граф., ил., схемы. – (Золотой фонд российских учебников). – Библиогр.: с. 527-531 - ISBN 978-5-238-02174-4; То же [Электронный ресурс]. – URL:
http://biblioclub.ru/

4.  Левкин В.Е. Тренинг конфликтонезависимости: учебное пособие / В.Е. Левкин. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 166 с.: ил., табл. – Библиогр.: с. 153–162 – ISBN 978-5-4475-8756-7; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

5.  Мандель Б.Р. Психология общения: история и проблематика: учебное пособие для обучающихся в системе среднего профессионального образования / Б.Р. Мандель. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 422 с.: ил. – ISBN 978-5-4475-2809-6; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

6.  Суворова А.В. Психология конфликта: учебное пособие / А.В. Суворова, С.В. Нищитенко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь: СКФУ, 2018. – 105 с.: схем., ил. – Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

 

Интернет-ресурсы:

1.  Электронный журнал «Конфликтология / nota bene» - https://e-notabene.ru/knt/

2.  Вопросы психологии - http://www.voppsy.ru

3.  Библиотека психологической литературы - http://www.koob.ru

4.  Университетская библиотека онлайн - http://biblioclub.ru/

5.  Портал «Медиация и практическая Конфликтология» - http://www.conflictology.spb.ru/

 

Тема 5. Оптимизация реагирования на конфликтогены

 

Цели и задачи, достигаемые при изучении темы: определить понятие коммуникативного поведения, изучить виды речевого общения, разобрать формы оптимального и не оптимального реагирования на конфликтогены, ознакомится с правилами работы с конфликтогенами.

 

Вопросы темы:

1.  Ориентировка в процессе инициального коммуникативного поведения.

2.  Неоптимальные и оптимальные формы реагирования.

3.  Условия, которые надо учитывать при выработке тактики реагирования на конфликтогены.

 

Вопрос 1. Ориентировка в процессе инициального коммуникативного поведения.

 

Под коммуникативным поведением в самом общем виде предлагается понимать реализуемые в коммуникации правила и традиции общения той или иной общности.

Известную модель коммуникативного поведения в социальной психологии предложил К. Шеннон и впоследствии модифицировал лингвист Р. Якобсон. Согласно этой модели, основными компонентами речевого акта являются: отправитель (адресант), получатель (адресат), канал связи, сообщение, код, контекст (ситуация).



Сообщение понимается как процесс и результат порождения речи, т. е. текст. Референция – это содержание сообщения. Код в речевой коммуникации – это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль, инвектива), который используют участники данного коммуникативного акта.

Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие. Важнейшим структурным компонентом любой коммуникативной ситуации является обратная связь. Реакция слушающих на высказывание говорящего по сути составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации: не получая ответ на заданный вопрос, человек чувствует себя задетым и обычно либо добивается ответа, либо прекращает разговор.

К психологическим структурным компонентам коммуникативного поведения следует в первую очередь отнести намерение и цель, т. е. мотивационную составляющую, которая определяет, что, зачем и почему хочет сказать автор высказывания. Коммуникативное намерение (коммуникативная интенция) – желание вступить в общение с другим лицом.

В речевом общении различают два вида целей, которые может преследовать говорящий – ближайшую, непосредственно выражаемую говорящим и более отдаленную, долговременную, нередко воспринимаемую как целевой подтекст, подчас трудно разгадываемый. Тот и другой вид целей имеет много разновидностей. Основными разновидностями ближайшей цели общения являются:

получение информации, в том числе оценочной; выяснение позиций;

·     поддержка мнения;

·     развитие темы;

·     разъяснение;

·     критика;

·     поддержка или отталкивание партнера;

·     развитие или прекращение коммуникации (цель, связанная с установлением характера отношений);

·     побуждение к действию;

·     изменение эмоционального состояния партнера.

 

В качестве отдаленной цели может быть выяснение истины, намерение заявить о себе, утвердить свой статус, установление добрых отношений; побуждение к действию формой реализации воспитательных воздействий (формирование готовности и умения взаимодействовать с другими людьми, способности уступать, соподчинять свои интересы с интересами других и т. д.).

К социально-ролевым структурным компонентам коммуникативного поведения относятся статусные и ситуативные роли участников общения, а также используемые ими стилевые приемы.

Стилевые характеристики участников коммуникативного поведения проявляются в особенностях речевого стиля коммуникантов, в используемой ими коммуникативной стратегии и тактике.


 

Вопрос 2. Неоптимальные и оптимальные формы реагирования.

 

При реагировании на конфликтоген необходимо учитывать ряд очевидных требований: сохранение достоинства как своего, так и партнера, наказание за поданный конфликтоген (подкрепление конфликтогенного поведения неуспехом), конструктивное противоречие, снижение внутриличностной и межличностной напряженности, управляемость ситуации. Очевидно, что при использовании перечисленных выше форм неоптимального реагирования на конфликтоген указанные требования не выполняются.

Почему же люди практикуют неоптимальные формы? Все же в неуправляемом конфликте первый выплеск агрессии приносит нам сладостную радость, способствует разрядке внутренней напряженности; партнер может испугаться дальнейших таких же конфликтов и уступить. В холодной напряженности отсутствует внешне агрессивное поведение, а партнер, хотя и взглядом или мысленно, но осужден. При пристройке снизу мы получаем хоть какой-нибудь результат, да и уровень агрессии явно низок. При избегании мы можем на некоторое время отвлечься от проблем.

Чаще всего люди реагируют на поступающий конфликтоген неоптимально:

1.  вступают в неуправляемый конфликт – в ответ на конфликтоген выдается конфликтоген. Таким образом, чрезмерная реакция на конфликтоген – нача­ло неуправляемого конфликта. Если же конфликтогены сдерживаются на первом же витке, то получаем латентную форму конфликта – холодную напряженность;

2.  пристройка снизу, которая заключается в принятии условий «агрессора», идут на заведомо несправедливые условия, на которых он готов прекратить конфликтогенное поведение;

3.  избегание, долговременная тактика реагирования на вероятностные конфликтогены. Избегание контакта – во избежание конфликта. Избегание происходит потому, что перечисленные выше формы реагирования неприятны.

 

Конфликтогены настраивают нас на борьбу, поэтому сопровождаются выделением в кровь адреналина, придающего нашему поведению агрессивность. Сильные конфликтогены, вызывающие гнев, ярость, сопровождаются выделением норадреналина. И наоборот, благожелательные посылы настраивают нас на комфортное, бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых «гормонов удовольствия» – эндорфинов. Каждый из нас нуждается в положительных эмоциях, поэтому человек, одаривающий благожелательными посылами, становится желанным собеседником.


Почему же люди практикуют неоптимальные формы? Все же в неуправляемом конфликте первый выплеск агрессии приносит нам сладостную радость, способствует разрядке внутренней напряженности; партнер может испугаться дальнейших таких же конфликтов и уступить. В холодной напряженности отсутствует внешне агрессивное поведение, а партнер, хотя и взглядом или мысленно, но осужден. При пристройке снизу мы получаем хоть какой-нибудь результат, да и уровень агрессии явно низок. При избегании мы можем на некоторое время отвлечься от проблем.

Однако намного лучше использовать оптимальные формы реагирования на конфликтогены: мягкая конфронтация, жесткая конфронтация, управляемый конфликт.

Мягкая конфронтация. Мягкая конфронтация осуществляется по следующему алгоритму:

Описание своего состояния. Речь идет об описании психологического состояния, связанного с получением конфликтогена. Описание своего состояния все же не обвинение, т.е. мягкое воздействие, а с другой стороны – это сопротивление. Иногда бывает достаточно мягкого намека на неудобства, и партнер, допустивший неумышленный конфликтоген, сам исправит положение.

Например: Буфетчица, которая, после того как считала деньги, берет бутерброд немытыми руками, а не щипцами: «Вы знаете, все-таки малоприятно, что вы берете руками, а не щипцами».

Описание своего состояния, с одной стороны, все же не обвинение, а следовательно, более мягкое воздействие. Ас другой стороны, это все же сопротивление, а не проглатывание пилюли. Иногда бывает даже достаточно мягкого намека на неудобство, и партнер, допустивший незлоумышленный конфликтоген, может быть, засмущается, засуетится, как бы исправить положение.

Просьба снять конфликтоген. Если описания состояния явно недостаточно, вводим этот блок. Опять повышение давления, но мягкое.

Например, другу: «Ну может все-таки ты мне поможешь?»; таксисту мягко-настоятельно: «Пожалуйста, включите счетчик, поедем».

Частичное оправдание партнера. Этот блок как бы смягчает первые два. Частично оправдываем партнера своим поведением или обстоятельствами. Это полностью не снимает вины с партнера, это смягчение ситуации.

Например, таксисту: «Я понимаю, у вас трудности: запчасти за свой счет и прочие «накладные» расходы». Это обстоятельства, которые как-то делают понятным желание таксиста выгадать на нас. Мужу: «Сережа, ну, я, конечно, не оговорила перед свадьбой наше равенство на кухне». Тут имеется в виду, что я не ставила условие, не предупредила, значит, я