Файл: Учебное пособие для слушателей Частного Учреждения Дополнительного Профессионального Образования Центр инфо Бушуева Е. Б.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, представьте его мысли и чувства, вызываемые обстоятельствами, вашими словами и действиями, то есть проявите эмпатию. (Эмпатия – это способность «вчувствоваться» в другого человека.) Тот, кто кажется вам обидчиком, таковым может вовсе и не быть. Часто такое просто кажется.

Правило 4. Проявляйте как можно больше благожелательности к окружающим.

Благожелательное проявление – понятие, противоположное конфликтогену. Это все то, что поднимает настроение: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение и т. п.

Конфликтогены настраивают нас на борьбу, что сопровождается выделением в кровь адреналина – спутника агрессии. Напротив, благожелательные проявления настраивают на комфортное, бесконфликтное общение, они вызывают выделение так называемых «гормонов удовольствия» – эндорфинов.

Каждый из нас нуждается в положительных эмоциях, поэтому человек, одаривающий благожелательными проявлениями, становится желанным собеседником и тем самым защищенным от конфликтов.

Правило 5. Для предотвращения появления конфликтогенов делайте упреждающие разъяснения.

 

Вопросы для самопроверки:

1.  Что понимают под коммуникативным поведением?

2.  В чем проявляются стилевые характеристики участников коммуникативного поведения?

3.  Какие роли участников относят к социально-ролевым структурным компонентам коммуникативного поведения?

4.  Какие требования необходимо учитывать при реагировании на конфликтоген?

5.  Какие эмоции вызывают сльные конфликтогены?

6.  Какие можно использовать правила работы с конфликтогенами?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Богомолова Т.П. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематический курс, тесты и практико-ориентированные задания) / Т.П. Богомолова, Э.А. Понуждаев. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 418 с.: табл., ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9883-9; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

2.  Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты: учебник / Т.Н. Кильмашкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. –287 с. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-01542-2; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

3.  Шарков Ф.И. Общая конфликтология: учебник / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский; под общ. ред. Ф.И. Шаркова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М.: Дашков и К°, 2018. – 238 с.: ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-02402-3; То же [Электронный ресурс]. – URL:
http://biblioclub.ru/

4.  Язык и конфликт: учебное пособие / сост. Т.С. Вершинина, М.О. Гузикова, О.Л. Кочева; Министерство образования и науки Российской Федерации и др. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА: УрФУ, 2017. – 81 с. – Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9765-3318-9. – ISBN 978-5-7996-1370-9 (Изд-во Урал. ун-та); То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

 

Дополнительная литература:

1.  Белинская А.Б. Конфликтология в социальной работе: учебное пособие / А.Б. Белинская. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 215 с.: табл. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9630-9; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

2.  Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник / М.Ю. Зеленков. – М.: Дашков и К, 2015. – 324 с.: табл. – (Учебные издания для бакалавров). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-01918-0; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

3.  Конфликтология: учебник / под ред. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 543 с.: табл., граф., ил., схемы. – (Золотой фонд российских учебников). – Библиогр.: с. 527-531 - ISBN 978-5-238-02174-4; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

4.  Левкин В.Е. Тренинг конфликтонезависимости: учебное пособие / В.Е. Левкин. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 166 с.: ил., табл. – Библиогр.: с. 153–162 – ISBN 978-5-4475-8756-7; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

5.  Мандель Б.Р. Психология общения: история и проблематика: учебное пособие для обучающихся в системе среднего профессионального образования / Б.Р. Мандель. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 422 с.: ил. – ISBN 978-5-4475-2809-6; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

6.  Суворова А.В. Психология конфликта: учебное пособие / А.В. Суворова, С.В. Нищитенко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь: СКФУ, 2018. – 105 с.: схем., ил. – Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

 

Интернет-ресурсы:

1.  Электронный журнал «Конфликтология / nota bene» - https://e-notabene.ru/knt/

2.  Вопросы психологии - http://www.voppsy.ru

3.  Библиотека психологической литературы - http://www.koob.ru

4.  Университетская библиотека онлайн - http://biblioclub.ru/

5.  Портал «Медиация и практическая Конфликтология» - http://www.conflictology.spb.ru/

 


Тема 6. Пути деконфликтизации общения. Профилактика конфликтного поведения

 

Цели и задачи, достигаемые при изучении темы: определить понятие манипуляции и аутентичности, изучить как они проявляются в повседневной жизни, рассмотреть, как использовать синтоны в повседневной речи, разобрать методы профилактики конфликтов и стрессов.

 

Вопросы темы:

1.  Манипуляция и аутентичность в общении.

2.  Правила подачи синтонов.

3.  Социально-психологические условия профилактики конфликтов и психологические факторы нормализации стресса.

 

Вопрос 1. Манипуляция и аутентичность в общении.

 

В сознании большинства из нас слово «манипуляция» вызывает зачастую отрицательные эмоции.

Многие могут сказать: манипуляции в общении – это обман, ложь, подача заведомо недостоверной информации. Но это понятие намного шире.

Что есть манипуляция в общении?

Это техники воздействия на неосознанную часть психики человека с целью получения выгоды, достижения цели. Можно сказать, что это стремление манипулятора управлять другим человеком (его мыслями, действиями) без его ведома.

Классификация манипуляций, используемых в общении:

·     манипуляции в бизнесе (взаимодействия партнеров с целью заключения контракта);

·     манипуляции в коллективе;

·     манипуляции в семье (будь то отношения супругов или родственников);

·     манипуляции в воспитании («родители-ребенок»);

·     манипуляции в СМИ (навязывание мнения через газеты, телевидение);

·     манипуляции в общественной жизни (политика).

 

Каждый хоть раз в своей жизни манипулировал в общении с людьми с целью получения какой-то выгоды, будь то родители, возлюбленный, коллеги по работе или друзья. Человек в общении с людьми придерживается своей определенной цели (не всегда корыстной).

Пример манипуляции в торговле: в магазине покупатель выбирает товар, нерешительно рассматривая то более дешевые, то более дорогие вещи. В общем, определяется покупатель. И тут появляется продавец, который «помогает» выбрать товар:

«Эта модель лучше, но она, пожалуй, дороговата для вас».

 

На что Покупатель:

«Вот ее-то я и возьму».

 

На внешнем уровне продавец констатировал правдивые факты: высокое качество вещи и невысокие финансовые возможности покупателя. Скрытый смысл этой манипуляции – расчет на желание покупателя хотя бы перед продавцом (и значит, в какой-то мере перед собой) выглядеть респектабельно. Покупатель взял дорогую вещь, побаловав свое самолюбие и утерев (как ему кажется) нос продавцу.


Любая манипуляция - это вид коммуникации, вид общения. Но не каждая коммуникация - есть манипуляция.

Основа манипулирования, управления вами – давление на эмоции. А эмоции могут быть разными:

·     Жалость – друг показывает себя несчастным, неумехой или неудачником.

·     Чувство гордости – коллега вам говорит, что вы специалист, мастер своего дела.

·     Страх потери – вторая половинка показывает, что вы можете потерять.

·     Чувство вины – «Как же мы теперь будем без тебя, мы всю жизнь в тебя вложили, а ты нас бросаешь».

·     Соблазнение – человек пробуждает в вас желание, например, сексуальное или пищевое.

·     Манипуляция любовью – «Если ты будешь так кривляться, я тебя любить не буду».

 

Умелый манипулятор незаметно для своего партнера побуждает его к решениям и действиям, которые не соответствуют его (партнера) намерениям и интересам, но являются желательными для самого манипулятора.

Управление эмоциями – самый действенный способ, как противостоять манипуляциям.

Манипуляторы быстро теряют интерес к людям, которые не реагируют на них эмоционально. И чем меньше вы обращаете внимание на манипулятора, тем меньше играете по его правилам.

Если говорить проще, представьте: каждая эмоция – это камешек через реку, от манипулятора к вам. Реагируя на поддевки, вы выстилаете мостик к своему личному пространству, времени и ресурсам. А если нет камешка (нужной эмоции) – манипулятор «падает в воду».

Важно понимать разницу – человек может манипулировать вами осознанно и неосознанно.

Осознанные манипуляции – когда человек на 100% осознает, что манипулирует, то есть у него есть скрытая цель и он понимает, какими способами к ней придет.

Например, карточный игрок. Если ему выпали хорошие карты, он пытается изобразить досаду и разочарование. Зачем? Чтобы ввести соперников в заблуждение. Аналогичные ситуации нередко встречаются во время многостадийных переговоров, когда манипулятивная стратегия рассчитана на несколько шагов и в результате эмоциональной или логической манипуляции, вторая сторона идет на уступки.

Неосознанные манипуляции в общении – когда человек пытается управлять вами инстинктивно.

Самой вредоносной является как раз неявная манипуляция, которую человек не отслеживает. Увы, этот способ манипулирования чаще всего встречается между людьми. Получается, человек не использует манипуляцию ответственно и не управляет процессом.


Пример: ребенок захотел игрушку, но вы ему отказали. Он расстроился, заплакал, и вы, чтобы успокоить его, купили ему игрушку. Если такой это проделать несколько раз, то ребенок будет плакать, чтобы получить желаемое.

Что касается аутентичности, то аутентичный – это характеристика, означающая, что объект, о котором идет речь, является настоящим, подлинным, не поддельным.

Например, аутентичность поведения человека – это то, насколько отличается его поведение «на людях» и когда на него никто не смотрит.

Понятие «аутентичность» активно используется в психологии. Здесь оно означает способность человека адекватно выражать свои подлинные чувства в процессе общения с окружающими (отказаться от различных социальных ролей).

Чем меньше разница между поведением человека в одиночестве и «на людях», тем более он аутентичен.

Признаки аутентичного человека:

1.  реалистичное восприятие себя и окружающих;

2.  открытое выражение своих эмоций и мнений, даже тех, что отличаются от мнения большинства;

3.  отсутствие заявлений и поступков, противоречащих жизненным ориентирам;

4.  самодостаточность, отсутствие дискомфорта при нахождении в одиночестве (интерверсия);

5.  безразличие к сплетням и необоснованным слухам, отсутствие обид за критику со стороны других людей и склонности к осуждению поступков окружающих.

 

С точки зрения психологии, словами, близкими по значению к слову «аутентичный», являются понятия «искренний», «открытый», «честный». Эти качества проявляются не только по отношению к другим людям, но и к самому себе.

 

Вопрос 2. Правила подачи синтонов.

 

Синтонное общение - общение доброжелательное и сотрудническое, теплое и легкое, уютное для всех партнеров.

Синтоны - в первую очередь элемент общения, позитивный коммуникативный посыл. Однако синтоны - элементы не только общения, не только коммуникации, это все те наши слова и поступки, все мелочи и детали в общении и взаимоотношениях, которые приятны собеседнику.

Синтоны - все те наши слова и поступки, все мелочи и детали в общении и взаимоотношениях, которые соответствуют потребностям партнера по общению, сообразуются с его ожиданиями.

А.П. Егидес соединил в одну таблицу варианты конфликтогенного, нейтрального и синтонного поведения: