Файл: Дипломная работа др. 40. 02. 01. 12усз. 18. Пз специальность 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций. Так, например, можно выделить Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. №172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы"

В РФ проживает 31,6 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей) и дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей). Указанные группы детей нуждаются, в первую очередь, в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.

Ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, ведут к росту детской заболеваемости и инвалидности.

Только 30% новорожденных могут быть признаны здоровыми. Более половины детей имеют функциональные отклонения, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий.

Поэтому одновременно с развитием федерального законодательства в сфере обеспечения прав и интересов детей сформированы основы соответствующего регионального законодательства. Важнейшим направлением обеспечения прав и интересов детей в субъектах РФ является принятие специальных законов по защите прав детей. Так, например, такие законы приняты в Республике Саха (Якутия) - "О правах ребенка"; Красноярском крае - "О защите прав ребенка"; Приморском крае - "О защите прав ребенка в Приморском крае"; Томской области - "Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области".

Обращает на себя внимание, что во многих северных субъектах приняты специальные законы, направленные на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса и улучшение положения в них детей. В их числе Республика Бурятия, Красноярский край, Архангельская, Амурская, Магаданская и другие области.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в РФ, обуславливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.


В результате реализации Программы часть средств федерального и регионального бюджетов будет сэкономлена за счет снижения потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов. Экономия бюджетных средств произойдет в результате снижения инвалидности детей в результате скрининга новорожденных, улучшения состояния здоровья детей, сокращения затрат на содержание детей в учреждениях интернатного типа, а также сокращения затрат на интеграцию в общество выпускников этих учреждений, что позволит переориентировать освободившиеся средства на организацию работы с детьми и их семьями, нуждающимися в особой заботе государства.

Реализация Программы в части усиления профилактической направленности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей будет способствовать сокращению факторов социального неблагополучия семей с детьми, приводящих к социальному сиротству, и снижению тем самым доли детей, нуждающихся в государственном попечении.

Система учреждений, предоставляющих социальные услуги, позволит превентивно решать многие возникающие проблемы и избегать попадания семей с детьми в ситуацию социального риска.

Повышение эффективности работы и оптимизация использования государственных ресурсов в сфере профилактики социального неблагополучия семей с детьми и социального сиротства будет способствовать

Таким образом, государственная политика по поддержке материнства и детства регламентирована рядом законодательных и иных правовых документов: от международных до внутригосударственных (федеральных, региональных и муниципальных). Среди организационных мероприятий важное место занимают целевые программы указанного профиля.

Пути решения проблем

Способами решения проблемы являются обеспечение государственной политики в области охраны материнства и повышение ответственности всех структур власти за ее реализацию:

- внедрение в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения женщин и детей;

- социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей;

- повышение квалификации специалистов, работающих в службе детства и родовспоможения;

- укрепление материально-технической базы детских и родовспомогательных учреждений;

- медико-санитарное просвещение по вопросам охраны здоровья женщин и детей, "ответственного родительства", здорового образа жизни;



- взаимодействие с общественными организациями, фондами по поддержке охраны здоровья матери и ребенка.

В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, одна треть находится в специализированных детских учреждениях. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.

Главная задача государства по решению проблем семей, которые воспитывают детей-инвалидов, - поддержать эти семьи, помочь родителям осуществлять процесс реабилитации ребенка.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Одна из основных проблем семей, где есть ребенок с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид, заключается в том, что дети находятся в почти изолированном состоянии, их семья замыкается в своем пространстве, сосредотачиваясь на своей беде. Ребенок лишается активного социального развития, а это, в свою очередь, ведет к нарушению его адаптации в обществе.
3.3 Социальное сиротство
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.


Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека - это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных. Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей.

К ним относятся дети, родители которых:

- умерли;

- лишены родительских прав;

- ограничены в родительских правах;

- признаны безвестно отсутствующими;

- недееспособны (ограниченно дееспособны);

- отбывают наказание в исправительных колониях, обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

- уклоняются от воспитания детей;

- отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство - норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.


4 Материнский капитал
4.1 Права родителей с маткапиталом
ФЗ №256-Фзст.5Ч. 1.2 Право на маткапитал подтверждает сертификат. Его выдает пенсионный фонд. Прийти на прием в отделение фонда или в МФЦ, написать заявление, принести подтверждающие документы и получить сертификат на руки. В прошлом году сертификаты стали электронными — бумажный документ можно было не забирать. с 15 апреля 2020 года оформление упростили еще больше: теперь сертификаты будут оформляться автоматически при рождении ребенка. Писать заявление и забирать бумажный сертификат не придется.

Государство называет такую систему проактивной. Работает это так: загс регистрирует рождение ребенка и вносит сведения в специальный государственный реестр. Из этого реестра сведения поступают в пенсионный фонд. Тот оформляет электронный сертификат и направляет сведения о нем в личный кабинет мамы. Можно пользоваться личным кабинетом на сайте пенсионного фонда или на Госуслугах.

Заявление о выдаче сертификата можно подать самому — если, например, что-то не сработало и сведения о сертификате не появляются в личном кабинете. Так бывает, если данные о рождении ребенка не попали в общий реестр. Заявление можно подать через Госуслуги или на сайте ПФР.

Если ребенок не рожден, а усыновлен, подача заявления — единственный способ получить сертификат. Для усыновителей проактивное оформление не предусмотрено.

ФЗ № 256-ФЗ ст. 3 ч. 1 пп. 3 и 5, ч. 3

Материнский капитал , что его получают матери. Отцы могут его получить только в том случае, если мама по каким-то причинам воспользоваться своим правом не может. То есть их право производно от права матери. Это законно, так говорит Конституционный суд. Понятия «отцовский капитал» в законе нет, но есть термин «семейный капитал».

Вот в каких случаях отцы могут получить маткапитал и распорядиться им:

а) мать ребенка умерла или признана судом умершей;

б) мать лишена родительских прав или ограничена в них из-за умышленного преступления;

в) усыновление в отношении матери отменено;

г) отец — единственный усыновитель.

Есть один случай, который не учитывается в законе. Это ситуация, когда у ребенка юридически вообще не было мамы, то есть он появился на свет в результате искусственного оплодотворения, а вынашивала плод суррогатная мать. Суды в этих случаях на стороне отцов.