ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 475
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Предпринимательство как особый вид деятельности
1.2. История российского предпринимательства
1.3. Концепции и родовые признаки бизнеса
1.4. Права и обязанности предпринимателей
1.5. Функции предпринимательства
1.6. Предприятие в системе бизнеса
1.8. Деловые интересы в бизнесе
2.1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
2.2. Определение видов юридической ответственности в сфере предпринимательской деятельности
2.3. Виды предпринимательской деятельности
2.4. Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности
3.1. Понятие конкуренция в предпринимательстве
3.2.Модель конкуренции М.Е.Портера
3.5. Конкурентные преимущества
3.6. Влияние государства на конкуренцию
4.1. Система налогообложения предпринимательской деятельности
4.2. Хозяйственные договоры в предпринимательской деятельности
5.1. Понятие коммерческих рисков, их классификация
5.3. Процесс управления рисками на предприятии
5.4. Методы управления рисками
5.5. Снижение предпринимательских рисков
5.6. Управление информационными рисками
5.7. Методы финансирования рисков
6.1. Организация и развитие собственного дела
6.2. Порядок создания нового предприятия
6.3. Порядок государственной регистрации предприятия на занятие предпринимательской деятельностью
6.4. Учредительные документы предприятия
6.5. Формирование уставного фонда
6.7. Прекращение деятельности предприятия
7.1.Основные функции бизнес-плана
7.2. Методические основы разработки бизнес – плана
8.1. Деловая этика и культура предпринимательства
8.2. Предпринимательский успех
9.1. Финансовая деятельность в организации
9.2. Кредитная система: сущность, структура, функции. Кредит и его формы
9.2. Кредитная система: сущность, структура, функции. Кредит и его формы
9.2. Кредитная система: сущность, структура, функции. Кредит и его формы
9.2. Кредитная система: сущность, структура, функции. Кредит и его формы
9.3. Инвестиционная деятельность в организации
9.4. Формирование имущества и источники финансирования предпринимательской деятельности
9.5. Основные показатели эффективности предпринимательской деятельности
Такой субъект бизнеса, как наемные работники связан с предприятием движением финансовых и трудовых ресурсов. Финансовые потоки между данными субъектами представлены, в основном, выплатой заработной платы. Кроме того, если организация распространяет между своими сотрудниками собственные акции и регулярно выплачивает по ним дивиденды, то они также входят в этот поток. Такая система получила название «участие в прибылях», она является одним из способов мотивации сотрудников предприятия. Финансовые потоки здесь направлены только от предприятия к наемным работникам, т.к. последние не создают предложение на финансовом рынке. Если они инвестируют свои сбережения, то выступают уже в качестве другого субъекта бизнеса - потребителей.
Со своей стороны наемные работники предоставляют организации результаты своего труда. Они заинтересованы в получении определенного вознаграждения за свою работу, которое может выражаться в заработной плате, премиальных, карьере, профессиональном росте и др. Таким образом, можно сказать, что они продают свой труд работодателю. Именно за счет этого осуществляется функционирование производственных мощностей на предприятиях, распространение продукции, работа всех рынков. Наемный труд - это основа современного бизнеса.
Тем самым взаимосвязь между наемным сотрудником и предприятием в конечном итоге обеспечивает удовлетворение запросов всех субъектов бизнеса, являясь движущей силой современной экономики. Поэтому любой предприниматель постоянно создает спрос на рынке труда, нуждаясь в новых профессиональных сотрудниках: от них во многом зависит успешность и эффективность его деятельности.
Основополагающей взаимосвязью в бизнесе является предприятие-потребители. Потребителями в широком понимании являются четыре основных субъекта: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государство и остальной мир. Наблюдая за поведением потребителей, можно констатировать, что к числу факторов, определяющих их спрос на рынке благ, относятся: доход от участия в производстве;
налоги и трансфертные платежи; размер имущества; доход с имущества. С учетом того, что потребители являются одним из главных субъектов экономики, к данным факторам следует отнести еще два: степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества; численность и возвратную структуру населения. Доход от участия в производстве и налоги объединились в понятие «располагаемый доход». Размер имущества и доход с имущества в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой из оставшихся факторов - располагаемый доход, размер имущества или его доходность - считать наиболее значимым, можно построить несколько разновидностей функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, получившей название «функция потребления». Как видно из рисунка 4.7, спрос потребителей осуществляется на рынке благ, а предложение - на финансовом рынке. Т.е. взаимосвязь предприятия и потребителей однозначна и сводится к обмену товаров, произведенных силами предприятий и необходимых потребителям, на финансовые ресурсы, которые, в свою очередь, необходимы предприятиям. Дж. М. Кейнс исходил из того, что спрос потребителей зависит от абсолютной величины текущего дохода. Характер этой зависимости он выразил так: «Основной психологический закон, в существовании которого мы можем быть вполне уверены не только из априорных соображений, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения прошлого опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход».
Наиболее важной в экономике любой страны является взаимосвязь предприятие - деловые партнеры. Как правило, на практике деловые партнеры предъявляют спрос на инвестиционные блага (в рамках финансовых потоков) для восстановления изношенного капитала; увеличения производственных мощностей и др.
Если результат производства в национальном хозяйстве представлять национальным доходом, а не ВВП, то спрос предприятий на рынке сводится к чистым инвестициям. Спрос на финансовые ресурсы - самая изменчивая часть совокупного спроса на блага. С одной стороны, финансовые ресурсы сильнее всего реагируют на изменение экономической конъюнктуры, а с другой, именно изменение их объема чаще всего служит причиной конъюнктурных колебаний. Специфика воздействия инвестиций на экономическую конъюнктуру состоит в том, что в момент их осуществления возрастает спрос на блага, а предложение последних увеличится лишь через некоторое время, когда в действие вступят новые производственные мощности. Поэтому в статических и краткосрочных макроэкономических моделях инвестиции влияют только на объем совокупного спроса. Кроме того, финансовые потоки между деловыми партнерами обусловлены платой за производственное сырье, материалы, комплектующие изделия и услуги.
Наиболее сложными во взаимосвязи деловых партнеров являются информационные потоки. Это любая полезная коммерческая информация, которая способна облегчить работу предприятия по направлениям деятельности. В каждой отрасли существует разная информация, которую стремятся получить предприятия данной отрасли (для банков - бюро кредитных историй, для страховых компаний - клиентская база, для производственников - логистические схемы и т.д.). Для бизнеса любого государства эффективность и надежность связей между деловыми партнерами создает все предпосылки для экономического роста национальной экономики.
1.7. Субъекты бизнеса
Субъект бизнеса - это активная сторона любой сделки, носитель совокупности прав и ответственности, возникающих в ходе подготовки и реализации сделки. Сам термин «субъект бизнеса», равно как и его английский эквивалент - «бизнесмен» («businessman») не имеют однозначного определения в принятых в России нормативно-правовых документах, поэтому в дальнейшем, используя названное понятие, мы будем руководствоваться следующим:
1) субъектами бизнеса выступают отдельные люди (их обычно определяют в качестве физических лиц), фирмы, в том числе учреждения, организации, предприятия, партнерства, фонды, товарищества, общества (их обычно определяют в качестве юридических лиц), а также иные субъекты, не являющиеся ни физическими лицами, ни юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством той или иной страны (в России к таковым относятся собственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования);
2) субъекты бизнеса, руководствуясь деловыми интересами, могут заниматься любым типом и любым видом деловой деятельности, не запрещенными действующим законодательством;
3) деятельность субъектов бизнеса является экстерриториальной, это означает, что никакие различия в национальном законодательстве различных стран не могут отменить способности субъектов бизнеса вступать в деловые отношения между собой по всему свету;
4) «субъекты бизнеса» - это категория, характерная для любой исторической формы существования человеческого общества; в каждой из таких форм родовые признаки бизнеса выступают на поверхности явлений с учетом особенностей, присущих именно данной форме, каковой, к примеру, является рыночная экономика.
Рисунок 5 - Субъекты бизнеса
С юридической точки зрения субъект - это носитель прав и ответственности.
В условиях современной рыночной экономики основу отношений между ее субъектами составляет поиск каждым из таких субъектов способов реализации своего дела (Рисунок 5). Поэтому субъектами бизнеса выступают:
-
предприниматели, т. е. лица, осуществляющие инициативную инновационную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность; -
коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации; -
индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, а также союзы и ассоциации потребителей; -
работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы; -
государственные структуры в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение цен, состава и объемов льгот при выполнении специальных работ и др.), а также государственные служащие.
В современном бизнесе все его субъекты связаны системой обмена благами. Связующими звеньями этой системы выступают различного рода рынки, взаимосвязь которых с субъектами бизнеса изображена на Рисунке 6.
Рисунок 6 - Взаимосвязь субъектов бизнеса
Как видно из приведенной схемы, современная система бизнеса объединяет следующих субъектов.
Предприниматели, которые ведут различного рода деятельность с целью удовлетворения эгоистических и общественных интересов. Это непосредственные организаторы деловых отношений, они составляют фундамент бизнеса.
Наемные работники, непосредственно создающие блага, процесс производства которых организован предпринимателем. Наемные работники осуществляют свою деятельность на возмездной основе, получая от бизнесмена заработную плату. Кроме того, к данной категории можно отнести и безработных, но ведущих активный поиск работы, поскольку они являются участниками рынка труда.