Файл: Титульный лист Москва 2022 оглавление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эксплуатационной стадия является завершающим этапом реализации инновационного проекта. На данном этапе происходит сдача результатов проекта заказчику, закрытие проекта и использование результатов проекта (новых видов товаров или услуг) [99].

В диссертационной работе анализируются инновационные проекты технических систем на предынвестиционной стадии, позволяющей провести процесс исследования и обоснования возможностей реализации проекта, анализа его эффективности и оценки рисков до начала реализации проекта.

Таким образом, инновация является результатом научной либо интеллектуальной деятельности. Жизненный цикл инновационного проекта включает три стадии: предынвестиционная, инвестиционная и эксплуатационная. В диссертационной работе анализируются инновационные проекты технических систем на предынвестиционной стадии, позволяющей провести процесс исследования и обоснования возможностей реализации проекта, анализа его эффективности и оценки рисков.

1.2. Обзор современного состояния проблемы анализа эффективности инновационных проектов технических систем

Сегодня Россия ставит перед собой важнейшие цели долгосрочного развития, заключающиеся в закрепление положения страны как одного из экономических лидеров и обеспечение высокого уровня благосостояния населения. Единственным возможным способом достижения поставленных целей является ориентация экономики на инновационную модель развития [30, с.5], т.е. необходимость формирования экономики инноваций и прежде всего в технических системах.

На основании данных Минэкономразвития России [30], количественные показатели экономики к 2020 году должны соответствовать следующим пунктам: занятие существенной доли (в 5-10 процентов) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз увеличение доли инновационно-активных предприятий (с 9,4 до 40-50 процентов) (таблица 1) [30, с.5].

Мировой экономический кризис 2008-2009 года осложнил реализацию поставленных целей, что привело к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострило структурные слабости российской инновационной системы [29].


Тем не менее, сложная экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не говорит о необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, скорее серьезно «повышается планка» для темпов и качества экономического развития в 2013-2020 годах [23, с. 100].

Таблица 1. Концепция долгосрочного развития РФ до 2020 года

Показатель

2010

2020

Доля предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации

9,3%

40-50%

Удельный вес экспорта российской высокотехнологичной продукции в общемировом объеме

0,35 (2008)

2%

Валовая добавленная стоимость инновационного сектора в ВВП

12,7% (2009)

17-18%

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции

4,9%

25-35%

Внутренние затраты на исследования и разработки как доля от ВВП в том числе, доля частного сектора

1,3%

2,5-3% более 50%

Доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах

2,31%

3%

Средняя цитируемость научных работ российских исследователей

2,4 ссылки на статью

3 ссылки на статью

Число российских вузов среди 200 ведущих мировых университетов

1

Не менее 5

Количество патентов, регистрируемых ежегодно российскими юр. и физ. лицами в ЕС, США и Японии

63 (2009)

2500-3000

Решение задач посткризисного восстановления, ускорения перехода на инновационный путь развития будет проходить в условиях воздействия на Россию ряда внешних и внутренних вызовов, с одной стороны осложняющих достижение поставленных целей, с другой стороны диктующих необходимость еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в российской экономике и инновационной системе проблем [29]. Ключевыми из таких внешних вызовов в части инновационного развития являются [30, с.6]:

  1. Ускорение технологического развития мировой экономики.

  2. Усиление в глобальном масштабе конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем.

  3. Изменение климата, строение населения и вызовы здравоохранения, продовольственная безопасность в глобальном масштабе.


Следует отметить, что несмотря на предпринятые Правительством Российской Федерации усилия, в российской экономике не сформировалась окончательно тенденция инновационного поведения бизнеса. Поставленные в предыдущей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года целевые показатели, связанные с расширением инновационной активности компаний реального сектора, в том числе, вследствие замедления роста, обусловленного кризисом 2008 - 2009 годов, в основном не достигнуты (внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП планировалось довести к 2010 г. до 2%, удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке планировался в 2010 г. на уровне 15% (достигнуто 9,4), удельный вес инновационной продукции в экспорте промышленной продукции планировался в 2010 г. на уровне 12%, удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем их числе должен был составить 15% в 2010 г.) [30, с.15].

Созданная за последние годы весьма развитая инновационная инфраструктура не задействована в полной мере компаниями реального сектора [29].

Критическими проблемами инновационного развития сегодня являются создание мотивов инновационного поведения всех субъектов экономики и углублении их кооперации с сектором исследований и разработок, с опорой на развивающуюся инновационную инфраструктуру (рисунок 1).

Таким образом, Россия ставит перед собой цель - перевод к 2020 году экономики на инновационный путь развития, характеризующийся следующими основными показателями [30, с. 18]:

  • доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40 -50 процентов;



Рисунок 1. Позиция России в международном сопоставлении развития науки и инноваций (ОЭСР - 100%)

  • доля России в мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 5-10 процентов в 5-7 и более секторах к 2020 году;

  • удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится на 25-35 процентов в 2020 году.

В настоящее время в России для оценки инновационных проектов используют зарубежные методики, которые разрабатываются банками развития и международными финансовыми организациями, прежде всего, Всемирным банком и организациями Европейского Сообщества [21, 84], не учитывающие специфику научно-исследовательской деятельности и особые виды инвестиционных рисков. Среди отечественных методик до сих пор основным является «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» 2000 г., использующие методы проектного анализа и имеющие статус официального издания [2, 3].


Данные методические рекомендации, регламентирующие основные процедуры оценки эффективности инновационных проектов, нуждаются сегодня в серьезной переработке.

К основным недостаткам можно отнести следующее [2, 3, 45]:

  • в рекомендациях была предпринята попытка учесть факторы неопределенности и риска при оценке эффективности проектов. Однако учет факторов риска ограничивается в основном качественным анализом.

  • в условиях, когда любые расчеты по оценке эффективности проектов характеризуются достаточно высокой степенью неточности исходных данных, принимать окончательное решение по однозначно полученной детерминированной оценке показателя эффективности, является некорректным. Целесообразнее рассматривать интервальные оценки по применяемым критериям оптимальности проекта.

Следует также отметить, что в последние годы оценка многих инновационных проектов регламентируется методиками Инвестиционного фонда (2006, 2008), требующими проведения одновременной оценки и финансовой, и экономической эффективности, а также сравнения показателей с государственной поддержкой и без нее [45, с. 100].

По мнению Л.С.Орбачевского, основная проблема развития и анализа эффективности инновационных проектов сегодня заключается в следующем: «при доходности много большей, чем от других видов деятельности, по совокупности технологий долгосрочном периоде каждая из технологий пред-полагает высокий риск (только 1-3% прибыльных проектов), большие затраты (в 200—500 раз большие, чем на создание технологии) и длительный период развития (5-7 лет). С точки зрения бедного и неготового к риску инвестора инновационные проекты бесперспективны. Хотя именно они обеспечивают самый высокий доход, определяют направление технического прогресса, наиболее эффективно решают социальные задачи, создают политический имидж технологически развитого государства» [45, с. 132].

Эксперт по внедрению Э.Рагин отмечает следующее: «основной инновационной силой в России являются компании среднего бизнеса, сотни и тысячи из которых сейчас уже реально внедряют инновации в нашей стране. Однако все эти компании, за редким исключением, не обладают соответствующей политической поддержкой, что делает их практически беззащитными перед лицом государственного аппарата. Успешная инновационная стратегия для России требует, на мой взгляд, создания особой структуры государственного управления, которая бы непосредственно покровительствовала инноваторам» [45, с. 101].


Таким образом, основная проблема реализации проектов в современных условиях связана с представлением на рынке информации о различных видах эффективности: финансовой (коммерческой) эффективности, учитывающей выгоды и затраты при реализации проекта с точки зрения частных участников проектов, и экономической (общественной) эффективности, учитывающей последствия реализации проекта с точки зрения общества в целом. Соответствующую информационную проблему можно представить в форме айсберга. При этом разделяется выступающая на поверхности явлений информация о финансовой эффективности проектов и скрывающаяся под водой информация о превышении экономической эффективности по сравнению с финансовой. Частные участники при принятии решений ориентируются на возвышающиеся над водой наблюдаемые показатели финансовой эффективности (например, финансового чистого дисконтированного дохода) и не заинтересованы в инвестициях для таких проектов, несмотря на их высокую экономическую эффективность и соответствующий разрыв между экономической и финансовой эффективностью.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать следующие выводы:

  1. Необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики является эффективная инновационная политика, ведущая к увеличению объемов производства, росту национального дохода, развитию различных отраслей и предприятий.

  2. Успешность любого хозяйствующего субъекта в настоящее время определяется его конкурентоспособностью, которая, в свою очередь, является результатом проводимой этим субъектом инновационной политики.

  3. При разработке и анализе эффективности тех или иных инновационных проектов, часто приходится сталкиваться с тем, что рассматриваемые при их оценке потоки денежных средств относятся к будущим периодам и носят прогнозный характер. Неопределенность прогнозируемых результатов приводит к возникновению риска того, что цели, поставленные в проекте, могут быть не достигнуты полностью или частично.

  4. В настоящее время используются устаревшие методики анализа эффективности инновационных проектов, не учитывающих высокий риск для таких проектов.

1.3. Обзор областей анализа эффективности инновационных проектов

технических систем

В современной научной литературе, посвященной проблемам реализации и управления инновационными проектами большое внимание, уделяется проведению анализа эффективности предлагаемых к реализации инновационных проектов [4, 13, 17, 38, 52, 83]. Эффективность является одним из главных критериев при принятии решений о реализации проекта практически для всех его участников.