Файл: Книга это открытие мира. Читая, учащиеся начальной школы, знакомятся с окружающей действительностью с природой, со сверстниками, взрослыми людьми, их радостями, неудачами, поведением в обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В-третьих, в соответствии с требованиями реализуемого стандарта появляется «система планируемых результатов», в которую входят личностные, метапредметные и предметные результаты. Данная система устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся начальной школы. Для того чтобы решить данные задачи, младшие школьники должны овладеть системой универсальных учебных действий (УУД). Следует обратить внимание на то, что УУД имеют свою специфику в рамках каждого учебного предмета, в том числе и литературного чтения и педагогу необходимо об этом помнить. Как не следует забывать и о том, что принципиальное отличие стандартов первого и второго поколения заключается в том, что ФГОС НОО второго поколения требует обязательную опору на деятельностную парадигму образования, что предполагает включение в тематическое планирование специальной структурной единицы – характеристики деятельности обучающихся. Таким образом, мы можем пронаблюдать, как меняется традиционная модель взаимодействия «учитель-ученик» на модель «обучения в группе».

Подобная модель обучения требует от педагога определенной профессиональной деятельности, в рамках которой он должен:

 помогать обучающимся в поиске необходимой информации;

 исправлять ошибочные действия учеников;

 оказывать академическую помощь, когда это необходимо;

 организовывать процесс групповой работы; обеспечивать обратную связь, создавать и поддерживать положительный психологический климат в группе;

 способствовать успешному профессиональному самоопределению и личностному развитию.

В-четвертых, ФГОС НОО второго поколения предполагает духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся в начальной школе. Как мы понимаем, именно урочная и внеурочная деятельность по литературе в начальной школе позволяет заниматься подобной деятельностью органично, в процессе формирования компетентного читателя.

Под компетентным читателем мы подразумеваем, прежде всего:

 грамотного, культурного читателя, который способен понимать тексты различного рода и жанра литературы;

 умеет приводить их в связь в более широком жизненном контексте;

 в состоянии использовать полученную из текста информацию для различных целей


В-пятых, ФГОС начальной школы направлен на становление личностных характеристик выпускника. Выпускник начальной школы должен быть:

 любящий свой народ, свой край и свою Родину;

 уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

 любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

 владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

 готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

 доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Как на уроках литературного чтения, так и во внеурочной деятельности по данному учебному предмету можно сформировать такую личность. При этом подобная деятельность может осуществляться систематически, и не будет вступать в противодействие с основными структурными компонентами на уроках различных типов.

Например, в процессе чтения и анализа литературы разных родов и жанров, младший школьник знакомится с различными типами и характеристиками героев; выясняет мотивы поступков и критерии их оценки обществом. Подобная деятельность помогает ребенку сформировать модель личностного поведения внутри общества, позволяющую развиваться индивиду и чувствовать себя комфортно внутри общества, а не только быть принятым в него. Знакомство с фольклором позволяет раскрыть перед младшими школьниками основы жизненного уклада наших предков, познакомиться с историей своей Родины, а лирика как род литературы заставит погрузиться в мир образов и чувств и поразмыслить над основными жизненными ценностями каждого человека. Научно-познавательная литература раскроет прежде всего главный закон взаимодействия человека и природы и убедительно, при помощи фактов докажет невозможность противоречий между природой и человеком на Земле и в мире.



1.2 Особенности изучения жанра былин в начальной школе



Внимание былинному эпосу уделяется давно, он отражает жизненный опыт народов, он являются выражением художественно-исторической памяти народа. Сложно переоценить значение былин в воспитании патриотических представлений, и шире, личности младшего школьника. По мнению современного исследователя И.Г. Минераловой, литература призвана воспитывать в мальчике мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества [1, с. 26].


Значимыми работами в области изучения былин можно считать академические труды Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, П.В. Киреевского, А.Н. Веселовского, а также труды современных педагогов С.В. Вчекановой, Н.В. Дужкиной.

Историческими памятниками фольклора и письменной литературы можно считать предания, сказания, летописи, былины — это те остатки, по которым мы знакомимся с былою судьбой, они нам рисуют народ в его раннем возрасте, они нам дают понятия о том, каков он был прежде.

Особое значение изучение былин приобретает в практике современной начальной школы на уроках литературного чтения. Цели изучения литературного чтения в начальной школе по ФГОС НОО направлены на достижения: развития художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости; формирование эстетического отношения к искусству слова; обогащение нравственного опыта средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле; ценностное отношение к культуре народов многонациональной России и других стран [10, с. 135, 10 с. 18].

Таким образом, к одному из направлений развития патриотизма у младших школьников можно отнести работу по изучение былин, знакомству с былинными героями - богатырями, так как богатыри считаются народным эталоном мужества, справедливости, патриотизма и силы.

Согласно словарю литературоведческих терминов понятие былина трактуется следующим образом: былина — русская народная эпическая песня героико-патриотичнского содержания. Былина повествует о подвигах богатырей и отражает жизнь Древней Руси IX – XIII веков.

Былины делятся на новеллистические, т.е. написанные на социально-бытовые сюжеты, и богатырские — посвященные героической борьбе богатырей с иноземными захватчиками.

По месту создания былины объединяются в циклы: киевские, новгородские и др. Современные исследователи группируют былины по следующим сюжетно-тематическим разделам: о старших богатырях, о младших богатырях, о заезжих богатырях, о схватке с чудовищами, о борьбе с иноземными врагами, о сватовстве, о состязаниях богатырей.

Жанровая сложность былин заключается также в ее синтетическом характере, который включает в себя и эпический рассказ, и быль, и сказку, и песню.

Рассмотрим методические особенности изучения жанра былин в начальной школе. Для сопоставительного анализа мы взяли комплекты УМК«Планета знаний» автор Э.Э. Кац и «Начальная школа XXI века» авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. Авторы современных УМК знакомят учащихся с былинами не одновременно.


Так, например, УМК «Планета знаний» автор Э.Э. Кац [6, 7] вводит в читательский кругозор былины только в четвертом классе. Изучение жанра в программе литературного чтения только 4 класса объясняется сложностью жанра, его синтетическим характером. Только к четвертому классу учащиеся получают представления о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. По мнению автора, немаловажным фактором является и возрастные особенности учащихся. К 10–11 годам у детей обогащаются знания о внутреннем духовном мире человека, расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни. В урочное время учащиеся знакомятся с двумя произведениями данного жанра. Это былина «Как Илья богатырем стал» в обработке Карнауховой и «Илья Муромец и Соловей разбойник» (дано в сокращении). После прочтения каждой былины предусмотрены следующие методические задания, направленные на усвоение учащимися смысла прочитанного. Ученикам задаются вопросы на понимание содержания былины, после прочтения второй былины предусмотрено творческо-поисковое задание. Данное задание заключается в сопоставительном анализе образа главного героя Ильи Муромца с другими героями народных сказок. Изучение данного раздела заканчивается внеклассным чтением. Для внеклассного чтения ученикам рекомендованы былины о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче в обработке В. Аникина или Ю. Круглова, в пересказе А. Нечаева или И. Карнауховой. После прочтения учениками былин дается аналогичное задание: сравнительный анализ образов богатырей с Ильей Муромцем.

Мы проанализировали изучение былин в следующем комплекте учебников «Начальная школа XXI века» авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова [2, 3, 4]. 

Во втором классе учащиеся знакомятся с былиной «Как Илья из Мурома богатырем стал» в пересказе И. Карнауховой и «Три поездки Ильи Муромца» (отрывок). На данных уроках учащиеся знакомятся с былинными героями, учатся составлять план былины, анализируют былины с точки зрения повторов, напевности и особенности языка, сравнивают былины в пересказе с отрывком из былины в обработке.

В третьем классе данной программы на изучение былин выделено четыре урока. К обязательному чтению рекомендованы такие былины как «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула». Список дополнительной литературы включает в себя былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович».


Методические подходы к изучению былин направлены на формирование понятий о былине как жанре устного народного творчества; на умение сравнивать былины в обработке и в пересказе; на умение выделять такие качества героев как их внешний вид, поступки, миссии; на умение выделять особенности жанра: напевность, особенность языка, повторы, устойчивые эпитеты, гиперболизацию; на умение работать с элементами книги: титульный лист, содержание.

Знакомство с былинами в третьем классе завершается написанием мини-проекта «Былинные герои».

В четвертом классе изучение былин является завершающим этапом ранее изученного материала, который носит обобщающий характер. Первоначально учащиеся читают былины «Волх Всеславович» и «Вольга Святославович». Методическая работа направлена на повторение учащимися жанра былин с точки зрения наследования фольклорных традиций.

Содержание работы также включает поэтапный анализ былин: вначале учащиеся составляют плана ключевых событий повествования, далее следует рассказывание былины по плану. Завершающим этапом является пересказ по опорным пунктам плана, либо творческий с любимыми фабульными эпизодами, которые произвели наиболее сильное впечатление на учащихся. Для дополнительного закрепления материала рекомендованы книги о былинных героях.

Из анализа УМК «Планета знаний» Э.Э. Кац и «Начальная школа XXI века» авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова мы можем сделать вывод, что в УМК «Начальная школа XXI века» организация изучения жанра былин носит четкий поэтапный характер. Структура и содержание работы направлены на заинтересованность и активность учащихся.

Такой подход позволяет учителю не только подробно изучить особенный жанр литературы — былина, то и сформировать у них исторические представления, сформировать гражданские чувства, привить любовь к Родине, народу, семье. Таким образом, на наш взгляд, культуросберегающая функция былин соположена целеполагающей идеи авторов УМК «Начальная школа XXI века».

Большой потенциал возможностей духовно-нравственного воспитания заложен в содержании произведений, с которыми дети знакомятся на уроках литературного чтения. При чтении и размышлении над прочитанным у младших школьников осуществляется развитие моральных качеств и гражданского сознания, формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Задача духовно-нравственного воспитания отвечает основным требованиям федерального государственного образовательного стандарта, продолжает традиции российского образования [11; 12].