Файл: Книга это открытие мира. Читая, учащиеся начальной школы, знакомятся с окружающей действительностью с природой, со сверстниками, взрослыми людьми, их радостями, неудачами, поведением в обществе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Былины на уроках литературного чтения в начальной школе
1.1 Уроки литературного чтения в начальной школе
1.2 Особенности изучения жанра былин в начальной школе
Глава 2. Особенности изучения русских былин на уроках литературного чтения в начальных классах
2.1 Приемы изучения русских былин на уроках литературного чтения в начальных классах
2.2 Диагностика предметных результатов по литературному чтению в начальной школе
Задачу духовно- нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения можно решать в единстве нравственного и умственного развития, а также совершенствования читательской деятельности.
Глава 2. Особенности изучения русских былин на уроках литературного чтения в начальных классах
2.1 Приемы изучения русских былин на уроках литературного чтения в начальных классах
На уроках литературного чтения необходимо стремиться к обязательной мотивации учебной деятельности для повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала, формированию навыков работы с традиционными текстами, развитию способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с различной информацией.
Интерактивные методы можно рассматривать как способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий развития. Младший школьник, работая с текстом, учится понимать, осмысливать информацию, соотносить ее с собственным опытом, делать выводы.
При чтении и анализе былин можно использовать следующие интерактивные приемы по составлению вопросов:
– прием «Работа с вопросником»;
– прием «Толстые и тонкие вопросы»;
– прим «Ромашка Блума».
Прием «Работу с вопросником» можно применять после вторичного чтения былины на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка правильности и точности найденных ответов. Анализируя былину «Три поездки Ильи Муромца» [2], предлагаем вопросы: – Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги? Чем закончились поездки богатыря? Какие надписи сделал он на камне? – Расскажи об Илье Муромце. Выбери опорные слова: смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, бескорыстный, жадный, способный к состраданию. Объясни свой выбор. Приведи примеры из текста былины. – Найди в былине эпитеты. В каких былинах и сказках встречались такие образные определения? Какова их роль в тексте? – Перечитай последние строчки былины: «Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла». Как они помогают понять характер героя? При анализе текста можно использовать таблицу «тонких» и «толстых» вопросов. Необходимо учить детей различать «толстые» вопросы – проблемные, предполагающие неоднозначные ответы и «тонкие», на которые можно дать однозначный ответ.
Работая над былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник» [3], учащиеся задают по таблице вопросы друг другу. Работая над составлением вопросов, учитель предлагает опорные слова, с которых они начинаются. Для того, чтобы учащиеся успешно справились с поставленным заданием, можно предложить дополнительные задания по тексту: перечитать отдельные части былины, разделить текст на части, пересказать былину.
Таблица 1.
Работая над былиной, можно предложить «тонкий» вопрос и к нему параллельно «толстый» на конкретную тему (Кто персонажи этой былины? Объясните, почему одни из них обычные, а другие волшебные?). Анализируя былинный текст, можно использовать вопросы разного плана, так называемый прием «Ромашка Блума». Так, при чтении былины «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» [3] учащиеся учатся задавать разные вопросы и отвечать на них.
1. Простые вопросы. Назови персонажей этой былины? Что случилось с Ильей? Кто исцелил богатыря? Куда уехал Илья из родного села Карачарова?
2. Уточняющие вопросы. Насколько я поняла, Илья Муромец после чудесного исцеления обрел силу несметную?
3. Интерпретирующие вопросы. Почему Илья поехал в стольный Киев-град? Почему былина «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» героическая? Докажи: назови события, героических персонажей.
4. Оценочные вопросы. Какие черты сказочного жанра тебе удалось обнаружить в былине? Приведи примеры.
5. Творческие вопросы. Как вы думаете, что произошло, если бы калики перехожие не пришли к Илье в дом?
6. Практические вопросы. Как ты поступил бы на месте Ильи Муромца, если бы стал «самым могучим богатырем на Руси»? К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» можно обратиться в процессе анализа былины «Илья Муромец и Святогор» [4].
Дети самостоятельно составляют таблицу, где пишут, что знали о героических былинах и что хотели бы узнать, читая былину «Илья Муромец и Святогор».
Таблица 2.
Прием «Уголки» можно использовать для сравнения былин и сказок, а также сказок, былин разных типов, для выявления характерных черт героев былин и сказок. Например, при обобщении по разделу «В мире сказки» класс делится на две группы. Одна вспоминает признаки волшебных сказок, другая – бытовых.
Учитель предлагает план:
1) изученные сказки раздела;
2) герои, их черты;
3) помощники, враги;
4) переплетение реальных и фантастических событий;
5) как выходит из трудного положения герой бытовой сказки, как – герой волшебной сказки;
6) язык сказки.
Предварительно на дом детям предлагаются, помимо изученных сказок, дополнительные тексты для изучения. Данный приѐм используется в конце изучения темы. В конце урока делаются совместные выводы: – Какие человеческие качества осуждаются в волшебных и бытовых сказках? А что ценится? На чьей стороне симпатии народа? – Докажи, что в народной сказке добро побеждает зло. Используй для этого прочитанные в разделе сказки.
Так, при обобщении по главе I «Корни есть не только у дерева» и главе II «В жизни всегда есть место подвигу» [4] класс делится на две группы. Одна вспоминает признаки волшебных сказок, другая – героических былин.
Учитель предлагает план:
1) изученные сказки и былины раздела («Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Илья Муромец и Святогор»);
2) герои сказок и былин, их черты;
3) помощники, враги;
4) переплетение реальных и фантастических событий;
5) как выходит из трудного положения герой волшебной сказки, как – герой героической былины;
6) язык сказки и былины (эпитеты, повторы, сравнения, гиперболы).
Учитель предлагает вопросы: – Какие произведения из второй главы учебника можно было поместить в первую главу. А какие из первой главы – во вторую? Чем ты объяснишь тот факт, что тексты легко поддаются передвижению? Какие сюжеты из обеих глав тебе понравились больше всего и почему? Попробуй подобрать свой эпиграф ко второй главе. Приѐм «Уголки» учит детей умению анализировать полученную информацию, диалогу, культуре общения. Интерактивные приемы «Работа с вопросником», «Знаю, узнал, хочу узнать», «Уголки» способствуют развитию творческого воображения, логики, мышления и речи детей. Если решены задачи обучения, осознаны школьниками способы и приемы образования переносных значений слов, дети понимают выразительно- изобразительные средства и используют их в устной и письменной речи, в этом случае они приобрели элементарные знания о построении яркой образной речи, что способствует решению главной задачи – повышению речевой культуры младших школьников.
2.2 Диагностика предметных результатов по литературному чтению в начальной школе
Любой процесс обучения, управления, требует надёжной обратной связи на любом уровне. Именно контроль обеспечивает такую обратную связь, являясь важным источником информации для каждого участника процесса. Все диагностируемые предметные результаты сводятся в таблицы разной модификации, так называемые технологические карты. Исходными являются таблицы, отражающие индивидуальный уровень достижений каждого ученика по каждому заданию.
Диагностика является способом управления качеством образования. И именно сегодня диагностика как никогда является эффективным путём повышения качества знаний детей, как в любой школе, так и любым учителем.
Педагогический мониторинг – новая функция и управления, и обучения. Мониторинг – такой метод постоянного исследования, в реализации которого группой исследователей осуществляется нормативная контрольно-аналитическая деятельность на основе её совершенствования инструментария, а также его основы – педагогической диагностики.
Диагностика – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе.
Суть и содержание диагностики предметных результатов по литературному чтению является составляющей целостного педагогического мониторинга. Работа по данной технологии позволяет учителю при меньших затратах добиваться более значимых результатов, более высокого качества литературного образования.
Выстраивая систему диагностики предметных результатов, педагог опирается на программу по литературе, на планируемые результаты и систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Проанализировав существующие программы по литературному чтению в начальной школе, можно выделить те главные умения, которые подлежат обязательному отслеживанию.
Это:
читательские умения: темп чтения вслух и про себя, выразительность, виды пересказа, виды чтения, составление плана по прочитанному;
читательский кругозор: тематическое многообразие литературы разных времён и народов, разные виды искусства, ориентирование в мире книг, знание писателей, поэтов и их произведений;
читательское восприятие литературы: средства художественной выразительности, особенности художественных текстов, жанры литературы и их отличия, осмысление прочитанного, понимание героя и его характера.
Из этих показателей складывается вывод о типе правильной читательской самостоятельности, о наличии личностных свойств, об умениях талантливого читателя, а главное педагог видит и знает, как идёт усвоение предметных результатов учащихся по литературному чтению. Результат и успех любой диагностики во многом зависит от правильного подбора методов диагностирования.
Главное, чтобы они адекватно, надёжно, точно производили исследование, определяли зоны активного развития, ставили условия перехода с одного качественного уровня на другой. Предмет литературного чтения позволяет использовать весь спектр существующих методов диагностирования: наблюдение и его виды, опрос и его виды, интервьюирование, тестирование (компьютерное в том числе), а также традиционные методы контроля, оценки, проверки, учёта предметных результатов обучающихся.
Рассмотрим периодичность предметной диагностики.
Так как это кропотливый труд педагога, требующий огромных временных и физических затрат, то целесообразнее выстроить такую схему диагностики:
1. Вводная (предварительная) Её цель: определить уровень предметных результатов обучающихся, усвоенных в прошлом учебном году или выявить готовность ребёнка к обучению в 1 классе.
2. Промежуточная (за 1 полугодие). Её цель: определить качество усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, а также систематизации и обобщения знаний.
3. Итоговая (за год).
Так как временные рамки велики, то по усмотрению учителя можно использовать и так называемое текущее отслеживание. Оно применительно как к классу в целом, так и к отдельным ученикам. Его цель: оценить успешность продвижения учащихся по разным темам. Технологическая карта, куда будут фиксироваться результаты, примерно будет выглядеть так (таблица 3).
Таблица 3.
Особой процедурой в диагностике является измерение отдельных свойств, признаков, показателей изучаемого объекта, процесса. Сущность измерения состоит в том, что объекты измерения накладываются на определённую числовую систему. Оценки уровней изменений могут выражаться: балльно, бинарно, словесно, числом, знаком, цветом.
Все результаты сводятся в таблицы разной модификации. Исходными являются таблицы, отражающие индивидуальный уровень достижений каждого ученика по каждому заданию. На основе данной диагностики удаётся осуществлять дифференцированно-развивающую работу с учащимися, как коллективную, так и индивидуальную, зная характер затруднений детей; обоснованно отбирать оптимальные способы учебной деятельности по отдельным темам и всему курсу предметного обучения. Приведем примеры технологических карт, которые построены с учётом основных предметных результатов обучающихся по литературному чтению. Все они делятся на две группы: групповые, индивидуальные.