ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 262
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чувства – это переживаемое в различной форме отношение человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции в узком значении – это непосредственное временное переживание какого-либо чувства.
Индивидуальные особенности эмоциональной сферы складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом.
Функции эмоций и чувств
1. Отражательная – выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря отражательной функции эмоций человек может оценить предметы и явления с точки зрения их желательности.
2. Побудительная – проявляется в побуждении человека к действию. Например, страх при виде выбежавшей на дорогу собаки заставляет человека перейти на другую сторону.
3. Подкрепляющая – проявляется в том, что события, вызывающие эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запоминаются. Например, обычно люди хорошо помнят моменты своего успеха, триумфа.
4. Переключательная – обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Например, выбирая между отдыхом на природе и посещением ночного клуба, человек может отдать предпочтение тому, что приносит ему наибольшее удовольствие.
5. Приспособительная – связана с возможностью организма эффективно приспособиться к окружающим условиям. Например, в экстремальной ситуации человек в состоянии стресса может мобилизовать все свои душевные и физические силы, что позволяет ему справиться с возникшими трудностями.
6. Коммуникативная – проявляется в передаче своих переживаний другим людям, информировании их о своем отношении. Например, нахмуренные брови и опущенные глаза собеседника передают нам информацию о его эмоциональном состоянии.
Формы протекания эмоциональных состояний
Чувственный тон – эмоциональная окраска, своеобразный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.
Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека.
Аффект – сильное, кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств, сопровождается ослаблением сознательного контроля.
Стресс – эмоциональное состояние напряжение в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Фрустрация – состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. В этом состоянии человек может проявлять подавленность, агрессию.
Страсть – сильное, стойкое чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть избирательна и всегда предметна.
Виды эмоций.
В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребностей выделяют: положительные, отрицательные, амбивалентные (двойственные) и нейтральные эмоции.
В связи с влиянием на деятельность человека выделяют: стенические (стимулируют деятельность) и астенические (связаны с пассивностью, скованностью).
Виды высших чувств.
Нравственные – чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.
Интеллектуальные – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.
Эстетические – эмоциональные отношения человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей.
Практическая работа
Задание 1. Напишите, о каких формах переживания чувств идет речь в данных примерах. Обоснуйте ответы.
1) Обычно жизнерадостный студент, казался сегодня хмурым и безразличным. На вопрос, что с ним, ответил друзьям, что не знает, наверное, «встал не с той ноги».
2) Коллекционер со стажем готов очень скромно питаться, ограничивать себя в необходимом, чтобы приобрести новый желанный экспонат в свою коллекцию.
3) Услышав, что его дом сгорел, мужчина неестественно захохотал, схватился за голову и стал колотить кулаками по столу.
4) В магазине девушка говорит своей спутнице, что запах рыбы ей не приятен, и предлагает поскорей сделать покупки и выйти на улицу
5) Школьница рассказывает, что, несмотря на хорошую подготовку и успешные ответы на уроках, почему-то на экзамене у нее отнимается язык, скачут мысли, речь сбивчива.
Задание 2. Определите виды высших чувств каждого члена семьи в данной ситуации. Обоснуйте ответы.
1) Семья гуляла в лесу. Вдруг на тропинку выскочила лягушка. Дочка посмотрела на нее с ужасом, пятилетний сын – с любопытством, мама с брезгливостью отвернулась
, папа посмотрел равнодушно, а старичок-биолог – с восхищением (Какой великолепный экземпляр! Какие цвета! Какая идеальная форма!).
Задание 3. Измерение степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии. (Шкала ШСНС).
Инструкция испытуемому: Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и обведите в кружок одну из цифр, характеризующих Ваше самочувствие в настоящее время:
Обработка результатов и выводы
Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. В вопроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20)
«Обратные» ответы подсчитываются по обратной шкале: за ответ равный 1 ставиться 4 балла; за 2 – 3 балла; за 3 – 2 балла; за 4 – 1 балл. Затем баллы, набранные испытуемым по «прямым» и «обратным» ответам, суммируются.
Выпишите прямые и обратные (переведенные по обратной шкале) ответы в таблицу и найдите их сумму:
Полученную сумму разделите на 80, затем умножьте на 100. Сравните результат со шкалой:
ниже 50 баллов – не имеющие в момент опыта сниженного настроения;
от 51 до 59 баллов – незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения;
от 60 до 69 баллов – значительное снижение настроения;
выше 70 баллов – глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).
Обоснуйте полученный результат. Подкрепите его
соответствующими примерами.
Задание 4. 1. Вы – учитель входите в класс на перемене. Сейчас у Вас должен начаться урок в 8 классе. Двое мальчиков дерутся в классе и уже находятся в состоянии аффекта. Остальные ученики здесь же в кабинете наблюдают за происходящим или занимаются своими делами. Учитывая особенности аффекта, а также возрастные особенности ребят, предложить рекомендации по разрешению этой ситуации.
Задание 5. Возможно ли у человека, мозг которого подвергается лишь электростимуляции в центре удовольствия, возникновение, благодаря этому, положительных эстетических или интеллектуальных чувств? Обоснуйте ответ.
Индивидуальные особенности эмоциональной сферы складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом.
Функции эмоций и чувств
1. Отражательная – выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря отражательной функции эмоций человек может оценить предметы и явления с точки зрения их желательности.
2. Побудительная – проявляется в побуждении человека к действию. Например, страх при виде выбежавшей на дорогу собаки заставляет человека перейти на другую сторону.
3. Подкрепляющая – проявляется в том, что события, вызывающие эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запоминаются. Например, обычно люди хорошо помнят моменты своего успеха, триумфа.
4. Переключательная – обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Например, выбирая между отдыхом на природе и посещением ночного клуба, человек может отдать предпочтение тому, что приносит ему наибольшее удовольствие.
5. Приспособительная – связана с возможностью организма эффективно приспособиться к окружающим условиям. Например, в экстремальной ситуации человек в состоянии стресса может мобилизовать все свои душевные и физические силы, что позволяет ему справиться с возникшими трудностями.
6. Коммуникативная – проявляется в передаче своих переживаний другим людям, информировании их о своем отношении. Например, нахмуренные брови и опущенные глаза собеседника передают нам информацию о его эмоциональном состоянии.
Формы протекания эмоциональных состояний
Чувственный тон – эмоциональная окраска, своеобразный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.
Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека.
Аффект – сильное, кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств, сопровождается ослаблением сознательного контроля.
Стресс – эмоциональное состояние напряжение в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Фрустрация – состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. В этом состоянии человек может проявлять подавленность, агрессию.
Страсть – сильное, стойкое чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть избирательна и всегда предметна.
Виды эмоций.
В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребностей выделяют: положительные, отрицательные, амбивалентные (двойственные) и нейтральные эмоции.
В связи с влиянием на деятельность человека выделяют: стенические (стимулируют деятельность) и астенические (связаны с пассивностью, скованностью).
Виды высших чувств.
Нравственные – чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.
Интеллектуальные – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.
Эстетические – эмоциональные отношения человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей.
Практическая работа
Задание 1. Напишите, о каких формах переживания чувств идет речь в данных примерах. Обоснуйте ответы.
1) Обычно жизнерадостный студент, казался сегодня хмурым и безразличным. На вопрос, что с ним, ответил друзьям, что не знает, наверное, «встал не с той ноги».
2) Коллекционер со стажем готов очень скромно питаться, ограничивать себя в необходимом, чтобы приобрести новый желанный экспонат в свою коллекцию.
3) Услышав, что его дом сгорел, мужчина неестественно захохотал, схватился за голову и стал колотить кулаками по столу.
4) В магазине девушка говорит своей спутнице, что запах рыбы ей не приятен, и предлагает поскорей сделать покупки и выйти на улицу
5) Школьница рассказывает, что, несмотря на хорошую подготовку и успешные ответы на уроках, почему-то на экзамене у нее отнимается язык, скачут мысли, речь сбивчива.
Задание 2. Определите виды высших чувств каждого члена семьи в данной ситуации. Обоснуйте ответы.
1) Семья гуляла в лесу. Вдруг на тропинку выскочила лягушка. Дочка посмотрела на нее с ужасом, пятилетний сын – с любопытством, мама с брезгливостью отвернулась
, папа посмотрел равнодушно, а старичок-биолог – с восхищением (Какой великолепный экземпляр! Какие цвета! Какая идеальная форма!).
Задание 3. Измерение степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии. (Шкала ШСНС).
Инструкция испытуемому: Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и обведите в кружок одну из цифр, характеризующих Ваше самочувствие в настоящее время:
-
1 -
нет, неверно;
2 -
пожалуй, так
3 -
верно
4 -
совершенно верно
1 | Я чувствую подавленность, тоску | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Утром я чувствую себя лучше всего | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | У меня близко слезы | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | У меня плохой ночной сон | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | У меня аппетит не хуже обычного | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Мне приятно общаться с привлекательными мужчинами (женщинами) | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Я теряю в весе | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Меня беспокоят запоры | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Мое сердце бьется быстрее, чем обычно | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я устаю без всяких причин | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я мыслю также ясно, как и всегда | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Мне легко делать то, что я умею | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я надеюсь на будущее | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я более раздражителен, чем обычно | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Мне легко принимать решения | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я чувствую, что полезен и необходим | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я живу достаточно полной жизнью | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Меня и сейчас радует то, что радовало всегда | 1 | 2 | 3 | 4 |
Обработка результатов и выводы
Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. В вопроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20)
«Обратные» ответы подсчитываются по обратной шкале: за ответ равный 1 ставиться 4 балла; за 2 – 3 балла; за 3 – 2 балла; за 4 – 1 балл. Затем баллы, набранные испытуемым по «прямым» и «обратным» ответам, суммируются.
Выпишите прямые и обратные (переведенные по обратной шкале) ответы в таблицу и найдите их сумму:
Прямая шкала | № вопроса | 1 | 3 | 4 | 7 | 8 | 9 | 10 | 13 | 15 | 19 | Сумма | Общая сумма |
Ответ | | | | | | | | | | | | ||
Обратная шкала | № вопроса | 2 | 5 | 6 | 11 | 12 | 14 | 16 | 17 | 18 | 20 | Сумма | |
Ответ | | | | | | | | | | | | |
Полученную сумму разделите на 80, затем умножьте на 100. Сравните результат со шкалой:
ниже 50 баллов – не имеющие в момент опыта сниженного настроения;
от 51 до 59 баллов – незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения;
от 60 до 69 баллов – значительное снижение настроения;
выше 70 баллов – глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).
Обоснуйте полученный результат. Подкрепите его
соответствующими примерами.
Задание 4. 1. Вы – учитель входите в класс на перемене. Сейчас у Вас должен начаться урок в 8 классе. Двое мальчиков дерутся в классе и уже находятся в состоянии аффекта. Остальные ученики здесь же в кабинете наблюдают за происходящим или занимаются своими делами. Учитывая особенности аффекта, а также возрастные особенности ребят, предложить рекомендации по разрешению этой ситуации.
Задание 5. Возможно ли у человека, мозг которого подвергается лишь электростимуляции в центре удовольствия, возникновение, благодаря этому, положительных эстетических или интеллектуальных чувств? Обоснуйте ответ.