Файл: Протокол 1 от 13. 01. 2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чувства – это переживаемое в различной форме отношение человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции в узком значении – это непосредственное временное переживание какого-либо чувства.

Индивидуальные особенности эмоциональной сферы складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом.

Функции эмоций и чувств

1. Отражательная – выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря отражательной функции эмоций человек может оценить предметы и явления с точки зрения их желательности.

2. Побудительная – проявляется в побуждении человека к действию. Например, страх при виде выбежавшей на дорогу собаки заставляет человека перейти на другую сторону.

3. Подкрепляющая – проявляется в том, что события, вызывающие эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запоминаются. Например, обычно люди хорошо помнят моменты своего успеха, триумфа.

4. Переключательная – обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Например, выбирая между отдыхом на природе и посещением ночного клуба, человек может отдать предпочтение тому, что приносит ему наибольшее удовольствие.

5. Приспособительная – связана с возможностью организма эффективно приспособиться к окружающим условиям. Например, в экстремальной ситуации человек в состоянии стресса может мобилизовать все свои душевные и физические силы, что позволяет ему справиться с возникшими трудностями.

6. Коммуникативная – проявляется в передаче своих переживаний другим людям, информировании их о своем отношении. Например, нахмуренные брови и опущенные глаза собеседника передают нам информацию о его эмоциональном состоянии.

Формы протекания эмоциональных состояний

Чувственный тон – эмоциональная окраска, своеобразный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека.

Аффект – сильное, кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств, сопровождается ослаблением сознательного контроля.

Стресс – эмоциональное состояние напряжение в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.


Фрустрация – состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. В этом состоянии человек может проявлять подавленность, агрессию.

Страсть – сильное, стойкое чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть избирательна и всегда предметна.

Виды эмоций.

В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребностей выделяют: положительные, отрицательные, амбивалентные (двойственные) и нейтральные эмоции.

В связи с влиянием на деятельность человека выделяют: стенические (стимулируют деятельность) и астенические (связаны с пассивностью, скованностью).

Виды высших чувств.

Нравственные – чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

Интеллектуальные – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.

Эстетические – эмоциональные отношения человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей.
Практическая работа
Задание 1. Напишите, о каких формах переживания чувств идет речь в данных примерах. Обоснуйте ответы.

1) Обычно жизнерадостный студент, казался сегодня хмурым и безразличным. На вопрос, что с ним, ответил друзьям, что не знает, наверное, «встал не с той ноги».

2) Коллекционер со стажем готов очень скромно питаться, ограничивать себя в необходимом, чтобы приобрести новый желанный экспонат в свою коллекцию.

3) Услышав, что его дом сгорел, мужчина неестественно захохотал, схватился за голову и стал колотить кулаками по столу.

4) В магазине девушка говорит своей спутнице, что запах рыбы ей не приятен, и предлагает поскорей сделать покупки и выйти на улицу

5) Школьница рассказывает, что, несмотря на хорошую подготовку и успешные ответы на уроках, почему-то на экзамене у нее отнимается язык, скачут мысли, речь сбивчива.

Задание 2. Определите виды высших чувств каждого члена семьи в данной ситуации. Обоснуйте ответы.

1) Семья гуляла в лесу. Вдруг на тропинку выскочила лягушка. Дочка посмотрела на нее с ужасом, пятилетний сын – с любопытством, мама с брезгливостью отвернулась
, папа посмотрел равнодушно, а старичок-биолог – с восхищением (Какой великолепный экземпляр! Какие цвета! Какая идеальная форма!).

Задание 3. Измерение степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии. (Шкала ШСНС).

Инструкция испытуемому: Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и обведите в кружок одну из цифр, характеризующих Ваше самочувствие в настоящее время:


1 -

нет, неверно;

2 -

пожалуй, так

3 -

верно

4 -

совершенно верно



1

Я чувствую подавленность, тоску

1

2

3

4

2

Утром я чувствую себя лучше всего

1

2

3

4

3

У меня близко слезы

1

2

3

4

4

У меня плохой ночной сон

1

2

3

4

5

У меня аппетит не хуже обычного

1

2

3

4

6

Мне приятно общаться с привлекательными мужчинами (женщинами)

1

2

3

4

7

Я теряю в весе

1

2

3

4

8

Меня беспокоят запоры

1

2

3

4

9

Мое сердце бьется быстрее, чем обычно

1

2

3

4

10

Я устаю без всяких причин

1

2

3

4

11

Я мыслю также ясно, как и всегда

1

2

3

4

12

Мне легко делать то, что я умею

1

2

3

4

13

Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте

1

2

3

4

14

Я надеюсь на будущее

1

2

3

4

15

Я более раздражителен, чем обычно

1

2

3

4

16

Мне легко принимать решения

1

2

3

4

17

Я чувствую, что полезен и необходим

1

2

3

4

18

Я живу достаточно полной жизнью

1

2

3

4

19

Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет

1

2

3

4

20

Меня и сейчас радует то, что радовало всегда

1

2

3

4



Обработка результатов и выводы

Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. В вопроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20)

«Обратные» ответы подсчитываются по обратной шкале: за ответ равный 1 ставиться 4 балла; за 2 – 3 балла; за 3 – 2 балла; за 4 – 1 балл. Затем баллы, набранные испытуемым по «прямым» и «обратным» ответам, суммируются.

Выпишите прямые и обратные (переведенные по обратной шкале) ответы в таблицу и найдите их сумму:

Прямая шкала

№ вопроса

1

3

4

7

8

9

10

13

15

19

Сумма

Общая сумма

Ответ


































Обратная шкала

№ вопроса

2

5

6

11

12

14

16

17

18

20

Сумма




Ответ





































Полученную сумму разделите на 80, затем умножьте на 100. Сравните результат со шкалой:

ниже 50 баллов – не имеющие в момент опыта сниженного настроения;

от 51 до 59 баллов – незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения;

от 60 до 69 баллов – значительное снижение настроения;

выше 70 баллов – глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).

Обоснуйте полученный результат. Подкрепите его

соответствующими примерами.

Задание 4. 1. Вы – учитель входите в класс на перемене. Сейчас у Вас должен начаться урок в 8 классе. Двое мальчиков дерутся в классе и уже находятся в состоянии аффекта. Остальные ученики здесь же в кабинете наблюдают за происходящим или занимаются своими делами. Учитывая особенности аффекта, а также возрастные особенности ребят, предложить рекомендации по разрешению этой ситуации.


Задание 5. Возможно ли у человека, мозг которого подвергается лишь электростимуляции в центре удовольствия, возникновение, благодаря этому, положительных эстетических или интеллектуальных чувств? Обоснуйте ответ.