ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 268
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Значит ли это, такие «живые головы» будут обладать сознанием? Дайте развернутый ответ.
Задание 7. В западной психологии распространены 2 направления, по-разному объясняющие поведение человека. Согласно первому, поведением человека управляют биологические влечения, и в первую очередь половой инстинкт и инстинкт самосохранения.
Сторонники другого направления считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и любое проявления поведения - продукт внешней стимуляции. Человек - это пассивный механизм, машина и реакция человека на воздействия никак не зависит от его психики.
Объясните, в чем ошибочность первого и второго пониманий сущности психологии человека. Как называются направления в психологии, которые придерживаются описанных взглядов?
Задание 8. Ниже дается краткое описание основных методов современной психологии. Определите, о каких методах идет речь:
а) кратковременное психологическое испытание, проводится (по заданию стандартной формы) с целью выяснить насколько психологические качества испытуемого (способности, навыки, умения и др.) соответствуют установленным психологическим нормам и стандартам. Применяется, главным образом, для определения пригодности к той или иной профессии;
б) индивида систематически изучают в обычной повседневной жизни. Исследователь не вмешивается в естественный ход событий. Пример этого метода - ведение дневника матерью. Эти сведения служат исходным материалом для психологических выводов, которые следует проверять другими методами;
в) исследуемое явление изучается в точно описываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторе этих условий;
г) с целью изучения общительности испытуемого ему был задан ряд вопросов.
Задание 9. Составить графическую схему основных отраслей психологии (с указанием критериев классификации разных отраслей).
Задание 10. Составить конспект по методам исследования, придерживаясь следующего плана: определение метода, виды метода, достоинства и недостатки, требования к методу. (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 2000, с. 38-53).
Самостоятельная работа
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
План
1.Понятие о деятельности
2.Структура деятельности
3.Знания, умения, навыки как способы выполнения действий
4.Структура навыков и их виды. Перенос и интерференция.
Литература: 14, 35, 40, 48, 60, 63,83.
Теоретическое введение
Деятельность в психологии выступает в двух ипостасях:
1) деятельность как необходимое условие психического развития личности; деятельностный принцип психологии разработан отечественными психологами Выготским Л.С., Рубинштейном С.Л. и др. 2) деятельность изучается в качестве специального предмета изучения (Леонтьев А.Н. и др.); каждый психический познавательный процесс рассматривается как вид деятельности (перцептивная деятельность, мнемическая деятельность, мыслительная деятельность).
Деятельность – это внутренняя психическая и внешняя физическая активность человека, регулируемая сознательно поставленной целью.
Внутренняя психическая активность предполагает включение в ее состав мотивов, отбора и переработки информации, определение способов действия.
Внешняя физическая активность определяется в действиях и движениях, на основе которых формируются знания, умения и навыки. И внешняя, и внутренняя активность регулируется целью. Цель определяет все наши действия.
Структура деятельности включает в себя: наличие цели; наличие мотивов; наличие движений и действий; эмоциональное отношение к процессу и результату деятельности.
Центральным компонентом структуры деятельности являются движения и действия. Движения – это моторная функция организма. Качественное отличие человеческого движения от движения животного заключается в том, что движение человека есть продукт его трудовой деятельности. В особенностях движения, сказывается культура общества, уровень его развития, а также психологические особенности личности, поэтому движение изучается психологией. В психологии выделяют безусловно - рефлекторные (врожденные) движения и условно - рефлекторные (приобретенные) движения. Среди условно приобретенных движений различают: рабочие движения, с помощью которых человек выполняет те или иные трудовые операции; речевые движения; семантические движения, что-либо обозначающие; локомоторные движения, возникающие при перемещении тела в пространстве.
Чтобы движения были достаточно совершенными, скоординированными необходимы сила, быстрота и ритмичность движений.
Совокупность некоторых движений, объединенных единой целью носит название действие. Действие включает в себя: моторный компонент, обеспечивающий функцию исполнения; центральный или мыслительный компонент, выполняющий функцию регулирования; сенсорный или чувственный компонент – функцию контроля.
Действия разделяют по направленности на предметные и действия, направленные на окружающих людей. Предметные действия - взять, переложить, отпустить. Действия, направленные на окружающих людей, соответствующие установленным нормам поведения, носят название поступков; противоречащие нормам поведения – проступков.
По степени осознанности действия бывают импульсивные, недостаточно осознанные, и волевые, предполагающие продуманность целей, возможные последствия.
Действия делят на внешние практические и внутренние умственные действия. Деление условно, так как при выполнении практической деятельности человек использует умственные действия и наоборот. Деление условно также и потому, что генетически все умственные действия возникли из практических. Согласно исследованиям Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Леонтьева А.Н, умственные действия формируются вначале в практической деятельности, а затем переносятся во внутренний план.
Перевод внешних действий во внутренний план носит название интериоризация. Обратный процесс перевода внутренних действий во внешний план, в действия с предметами называется экстериоризацией.
На основе движений и действий формируются знания, умения, навыки.Знания представляют собой совокупность общечеловеческого опыта. Умения проявляются вслед за знаниями в простых и сложных элементах деятельности. Умение – способ успешного выполнения деятельности. Для формирования умения необходимо, чтобы ученик знал: что делать, каких результатов добиться и какими приемами для этого пользоваться. Навыки формируются на основе знаний и умений. Всякий навык есть умение, но не всякое умение есть навык. Навык – частично автоматизированный способ действия. Автоматизируются различные компоненты действия. Осознанными остаются цели действия и условия, в которых оно выполняется. Чем больше навыков, тем больше возникает возможности для осуществления творческой деятельности. Различают двигательные, сенсорные, умственные и другие навыки. Для выработки умений нужны упражнения с различным содержанием, а для навыков – однотипные упражнения. Положительное влияние ранее выработанного навыка на формирование нового навыка носит название
переноса. Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми навыками носит название интерференции. В процессе обучения учитель должен осуществлять перенос, то есть говорить, чем данный навык схож с имеющимися навыками и предупреждать интерференцию.
Практическая работа
Задание 1. Прочитать два отрывка и ответить на вопросы: «В каком отрывке описаны движения? В каком – действия? Дайте качественную характеристику и движений, и действий. Используя предложенные отрывки, назовите общие и отличительные признаки движений и действий».
а) «Он (О.Ренуар) постоянно говорил о руках. По ним надо судить о новом знакомце: «Ты видел этого человека…, пока он открывал пачку сигарет? Несомненно, хам…. А та женщина, которая поправляла прядь волос движение указательного пальца… наверняка, славная особа».
б) « …В пекарном деле, очень нужны умелые руки пекаря. Основными орудиями труда при ручных операциях являются специальные лопата и нож. Люлька с полуфабрикатами … приближается к пекарю. Он кладет лопату на стол, берет с люльки конвейера лист с заготовками, ловким движением опрокидывает его над лопатой, и все заготовки оказываются на лопате. Быстро и точно пекарь подрезает ножом будущие изделия, берет лопату за рукоятку и поворачивает к печи».
Задание 2. В нашей стране с 1975 года выходит серия сборников «Человек и профессия» (под ред. Е.А.Климова). Описание каждой из профессий включает: перечень необходимых профессиональных действий, характеристику требований профессии к личностным свойствам токаря, монтажника, паспортистки, пекаря, инженера, декоратора и т.д.; характеристику условий труда.
Почему описание деятельности людей разных профессий дается именно по этим параметрам?
Задание 3. Экспериментальное исследование центральной природы регуляции навыка.
Ход эксперимента. Предлагается написать произвольно взятое слово или предложение, держа ручку: а) в правой руке, б) в правом кулаке, в) в левой руке, г) в левом кулаке, д) между ладонями, е) зажав ручку в локтевом сгибе. Возможны и иные варианты. Использовать печатные буквы не рекомендуется, поскольку это затрудняет последующий анализ.
Анализ результатов. Сравниваются особенности почерка, основные элементы букв. Делается вывод о том, что во всех случаях написание букв сходно. Хотя навык письма был выработан для правой руки, модель действия сохраняется независимо от того, какая группа мышц, включена в исполнение?