Файл: Протокол 1 от 13. 01. 2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;

способность точно различать звуки по высоте;

последовательность, обоснованность, логичность рассуждения;

эмоциональная отзывчивость на происходящее, способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать другому человеку;

изобретательность, находчивость в решении вопроса;

умение передавать свои мысли и чувства с помощью наглядных образов;

способность к анализу и синтезу образного материала.

Задание 3. Методика. Экспресс – диагностика эмпатии (Э – ДЭ). ( И. М. Юсупов).

Предлагаемая ниже методика И.М.Юсупова направлена на изучение эмпатии.

Эмпатия – это один из механизмов восприятия и понимания партнера по общению через эмоциональное вчувствование, эмоциональный отклик на него. Эмпатия может рассматриваться как ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют понимания внутреннего мира другого человека. Прежде всего, эмпатия необходима в педагогической деятельности, и поэтому рассматривается как профессионально важное качество педагога. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего - с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях».

Инструкция испытуемому: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам, слева от номеров вопросов, следующие числа: если Вы ответили «не знаю» — 0; ответу «нет, никогда» припишите –1; «иногда» — 2; «часто» — 3; «почти всегда» — 4; и ответу «да, всегда» — 5.

Отвечать нужно на все пункты.

Текст опросника.

  1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

  2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

  3. Мне нравится рассуждать о причинах успехов и неудач других людей.

  4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современных музыкальных направлениях.

  5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упрёки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

  6. Больному человеку можно помочь даже словом.

  7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

  8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

  9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слёзы.

  10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на моё настроение.

  11. Я равнодушен к критике в свой адрес.

  12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

  13. Я всегда всё прощал родителям, даже если они были неправы.

  14. Если лошадь плохо тянет, её нужно хлестать.

  15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

  16. Родители относятся к своим детям справедливо.

  17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

  18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

  19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

  20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьёзных людей.

  21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

  22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

  23. Все люди необоснованно озлоблены.

  24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

  25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

  26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

  27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

  28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

  29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

  30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

  31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

  32. Если ребёнок плачет, на то есть свои причины.

  33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

  34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

  35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

  36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.


Обработка результатов и выводы

  1. Шкала лжи.

  2. Испытуемый получает по одному баллу за ответы «не знаю» на утверждения под номерами: 3 ,9 ,11 , 13, 28, 36, и за ответы «да, всегда» на утверждения под номерами: II, 13, 15, 27. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям дано не более трех неискренних ответов. При четырех неискренних ответах следует сомневаться в достоверности результатов, а при пяти — данные можно считать недостоверными.

  3. Показатель развитости эмпатийных тенденций определяется через сумму всех баллов. Приписанных ответам на утверждения под номерами: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 32.

Интерпретация

От 82 до 90 баллов — очень высокий уровень эмпатийности. Чрезмерно развитое сопереживание.

От 63 до 81 балла — высокая эмпатийности, неподдельный интерес к людям, эмоциональная отзывчивость, общительность.

От 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатийности.

От 12 до 36 баллов — низкий уровень эмпатийности, затруднения в установлении контактов с людьми, недостаточное понимание других.

11 баллов и менее — очень низкий уровень эмпатии, трудности в контактах с людьми, большая продуктивность в индивидуальной работе.

Опишите и приведите соответствующие примеры.

К кому из перечисленного у Вас наиболее выражена эмпатия: животным, героям художественных произведений, детям, родителям, старикам и т.п. Сделайте вывод ваших эмпатийных способностях в целом.
Самостоятельная работа
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Потребности и мотивы.


План

  1. Понятие о потребностях.

  2. Виды и иерархия потребностей.

  3. Направленность и мотивы.


Литература: 1, 24, 35, 48, 70, 73, 83.
Теоретическое основание
Общепринятым в психологии является положение о том, что потребности человека выступают источником его активности, побудителями побудительных сил человека.

Потребность – испытываемая человеком нужда в чем–либо. Это состояние физического и психологического дискомфорта, возникающего у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Оно взывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.

В потребностях человека выражается характер и степень его зависимости от конкретных условий существования, жизни и деятельности.

По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта.

Потребности человека обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности – объектами потребностей.

Потребности различают по видам: потенциальные и актуализированные.

Потребности у человека могут быть: здоровыми (полезными) и нездоровыми (вредными)

В зависимости от предмета выделяют потребности: материальные духовные.

По происхождению потребности различают как естественные, социальные, культурные.

В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальные, групповые, общества в целом.

У человека могут проявляться:

Ведущие, основные потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию, приводит к разрушению физиологических систем организма, деградации личности.

Дополнительные (второстепенные).

Выделяют также потребности:

Доминантные, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени.

Недоминантные, косвенно влияющие на особенности реализации первых.

Различают три типа доминантных потребностей человека;

  1. Ситуативные, кратковременные потребности.

  2. Жизненные, определяющие жизненную стратегию, линию поведения человека.

  3. Потребности деятельности – потребности текущих дел, относительно длительные.


Иерархия потребностей, по А. Маслоу, включает:

  1. Физиологические потребности

  2. Потребность в безопасности

  3. Потребность в социальных связях, привязанности и любви.

  4. Потребность в признании (компетентности) и оценке.

  5. Потребность в самоактуализации.

Направленность личности – это обусловленная системой побуждения личная целеустремленность человека.

Система направленности личности включает следующие основные компоненты:

1. Систему ценностно–смысловых образований личности.

2. Притязания личности, как основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации, обстановки ожидания личностью определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.д. Притязания личности – интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности.

Направленность личности характеризуется:

- Уровнем зрелости (степень общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией.

- Широтой (диапазоном сфер устремлений личности по реализации поставленных целей).

- Интенсивностью (силой устремлений личности по реализации поставленных целей).

- Иерархией видов направленности конкретной личности.

Мотивы личности – внутренние психические побуждения к деятельности и поведению, обусловленные актуализацией тех или иных потребностей личности. Это опредмеченная потребность и конкретные формы проявления потребностей.

Люди могут по разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого различают следующие мотивы:

Эмоциональные мотивы – желания, хотения, влечения.

Рациональные мотивы – стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Можно выделить две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

Мотивы целей (генерализованные мотивы, содержание которых выражает предмет потребностей и направленность устремлений личности).

Мотивы выбора путей, средств, способов достижений, реализациицели: инструментальные мотивы.

По степени общественной значимости выделяют: мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), мотивы групповые и индивидуально–личностные мотивы.

Различают также мотивы достижения цели, ( противоположный -избегания неудач) , аффилиации (стремление к людям), альтруистические мотив, мотив власти.

Мотив достижения – устойчивое стремление в достижении результата в работе. Мотив достижения показывает, насколько человек стремиться к повышению уровня своих возможностей. В основе мотива достижения выделяются три компонента: стремление к мастерству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), работе (удовольствие от хорошо выполненной сложной работы).


Мотив аффилиации - это стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение, дружбу. Цель аффилиации – взаимный поиск приятия, принятие дружеской поддержки и симпатии. Существует две формы аффилиативного мотивы – надежда на аффилиацию и боязнь отвержения.

Альтруизм это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в его основе лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради других, потребность отдавать и чувство ответственности. Чаще оказывают помощь те, те, кто сам раньше ее получал, те, кто обладает эмпатией, способностью к сопереживанию.

Мотив власти можно определить как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими, склонность управлять социальным окружением.

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл (А.Н. Леонтьев).

Практическая работа
Задание 1. Указывая на ошибки – отметьте улучшения.

Очень часто воспитатели, учителя, родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка.Выходом из этой ситуации может послужить прием не только указывать на ошибки, но и активизировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные моменты в определенном компоненте деятельности:

  1. Пусть ошибок еще много, но они не такие серьезные, как те, которые ты допускал раньше.

  2. Пусть трудностей еще немало, но в этом компоненте ты продвинулся далеко вперед.

  3. Пусть еще не все удается, но обрати внимание: над эти ты хорошо поработал и уже видны позитивные изменения. Есть возможность развития и в других направлениях.

Укажите на недостатки, ошибки ученика, ребенка, но вместе с тем акцентируйте внимание на достижениях, изменениях в лучшую сторону. Примеры запишите.

Задание 2. Избегание неудач

Рассмотрим одну из форм поведения, направленного на избегание неудач: откладывание на потом. Откладывание работы – типичный случай избегания неудачи. Люди часто прибегают к нему, оправдываясь: «Я еще успею это сделать», «Не следует спешить», «Я обязательно начну это с понедельника». Но с понедельника не начинают, не начинают и со следующего, ссылаясь на обстоятельства, нехватку времени и т.п.