ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 265
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;
способность точно различать звуки по высоте;
последовательность, обоснованность, логичность рассуждения;
эмоциональная отзывчивость на происходящее, способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать другому человеку;
изобретательность, находчивость в решении вопроса;
умение передавать свои мысли и чувства с помощью наглядных образов;
способность к анализу и синтезу образного материала.
Задание 3. Методика. Экспресс – диагностика эмпатии (Э – ДЭ). ( И. М. Юсупов).
Предлагаемая ниже методика И.М.Юсупова направлена на изучение эмпатии.
Эмпатия – это один из механизмов восприятия и понимания партнера по общению через эмоциональное вчувствование, эмоциональный отклик на него. Эмпатия может рассматриваться как ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют понимания внутреннего мира другого человека. Прежде всего, эмпатия необходима в педагогической деятельности, и поэтому рассматривается как профессионально важное качество педагога. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего - с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях».
Инструкция испытуемому: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам, слева от номеров вопросов, следующие числа: если Вы ответили «не знаю» — 0; ответу «нет, никогда» припишите –1; «иногда» — 2; «часто» — 3; «почти всегда» — 4; и ответу «да, всегда» — 5.
Отвечать нужно на все пункты.
Текст опросника.
Обработка результатов и выводы
Интерпретация
От 82 до 90 баллов — очень высокий уровень эмпатийности. Чрезмерно развитое сопереживание.
От 63 до 81 балла — высокая эмпатийности, неподдельный интерес к людям, эмоциональная отзывчивость, общительность.
От 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатийности.
От 12 до 36 баллов — низкий уровень эмпатийности, затруднения в установлении контактов с людьми, недостаточное понимание других.
11 баллов и менее — очень низкий уровень эмпатии, трудности в контактах с людьми, большая продуктивность в индивидуальной работе.
Опишите и приведите соответствующие примеры.
К кому из перечисленного у Вас наиболее выражена эмпатия: животным, героям художественных произведений, детям, родителям, старикам и т.п. Сделайте вывод ваших эмпатийных способностях в целом.
Самостоятельная работа
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Потребности и мотивы.
План
Литература: 1, 24, 35, 48, 70, 73, 83.
Теоретическое основание
Общепринятым в психологии является положение о том, что потребности человека выступают источником его активности, побудителями побудительных сил человека.
Потребность – испытываемая человеком нужда в чем–либо. Это состояние физического и психологического дискомфорта, возникающего у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Оно взывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.
В потребностях человека выражается характер и степень его зависимости от конкретных условий существования, жизни и деятельности.
По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта.
Потребности человека обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности – объектами потребностей.
Потребности различают по видам: потенциальные и актуализированные.
Потребности у человека могут быть: здоровыми (полезными) и нездоровыми (вредными)
В зависимости от предмета выделяют потребности: материальные духовные.
По происхождению потребности различают как естественные, социальные, культурные.
В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальные, групповые, общества в целом.
У человека могут проявляться:
Ведущие, основные потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию, приводит к разрушению физиологических систем организма, деградации личности.
Дополнительные (второстепенные).
Выделяют также потребности:
Доминантные, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени.
Недоминантные, косвенно влияющие на особенности реализации первых.
Различают три типа доминантных потребностей человека;
Иерархия потребностей, по А. Маслоу, включает:
Направленность личности – это обусловленная системой побуждения личная целеустремленность человека.
Система направленности личности включает следующие основные компоненты:
1. Систему ценностно–смысловых образований личности.
2. Притязания личности, как основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации, обстановки ожидания личностью определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.д. Притязания личности – интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности.
Направленность личности характеризуется:
- Уровнем зрелости (степень общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией.
- Широтой (диапазоном сфер устремлений личности по реализации поставленных целей).
- Интенсивностью (силой устремлений личности по реализации поставленных целей).
- Иерархией видов направленности конкретной личности.
Мотивы личности – внутренние психические побуждения к деятельности и поведению, обусловленные актуализацией тех или иных потребностей личности. Это опредмеченная потребность и конкретные формы проявления потребностей.
Люди могут по разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого различают следующие мотивы:
Эмоциональные мотивы – желания, хотения, влечения.
Рациональные мотивы – стремления, интересы, идеалы, убеждения.
Можно выделить две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:
Мотивы целей (генерализованные мотивы, содержание которых выражает предмет потребностей и направленность устремлений личности).
Мотивы выбора путей, средств, способов достижений, реализациицели: инструментальные мотивы.
По степени общественной значимости выделяют: мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), мотивы групповые и индивидуально–личностные мотивы.
Различают также мотивы достижения цели, ( противоположный -избегания неудач) , аффилиации (стремление к людям), альтруистические мотив, мотив власти.
Мотив достижения – устойчивое стремление в достижении результата в работе. Мотив достижения показывает, насколько человек стремиться к повышению уровня своих возможностей. В основе мотива достижения выделяются три компонента: стремление к мастерству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), работе (удовольствие от хорошо выполненной сложной работы).
Мотив аффилиации - это стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение, дружбу. Цель аффилиации – взаимный поиск приятия, принятие дружеской поддержки и симпатии. Существует две формы аффилиативного мотивы – надежда на аффилиацию и боязнь отвержения.
Альтруизм это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в его основе лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради других, потребность отдавать и чувство ответственности. Чаще оказывают помощь те, те, кто сам раньше ее получал, те, кто обладает эмпатией, способностью к сопереживанию.
Мотив власти можно определить как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими, склонность управлять социальным окружением.
Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл (А.Н. Леонтьев).
Практическая работа
Задание 1. Указывая на ошибки – отметьте улучшения.
Очень часто воспитатели, учителя, родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка.Выходом из этой ситуации может послужить прием не только указывать на ошибки, но и активизировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные моменты в определенном компоненте деятельности:
Укажите на недостатки, ошибки ученика, ребенка, но вместе с тем акцентируйте внимание на достижениях, изменениях в лучшую сторону. Примеры запишите.
Задание 2. Избегание неудач
Рассмотрим одну из форм поведения, направленного на избегание неудач: откладывание на потом. Откладывание работы – типичный случай избегания неудачи. Люди часто прибегают к нему, оправдываясь: «Я еще успею это сделать», «Не следует спешить», «Я обязательно начну это с понедельника». Но с понедельника не начинают, не начинают и со следующего, ссылаясь на обстоятельства, нехватку времени и т.п.
способность точно различать звуки по высоте;
последовательность, обоснованность, логичность рассуждения;
эмоциональная отзывчивость на происходящее, способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать другому человеку;
изобретательность, находчивость в решении вопроса;
умение передавать свои мысли и чувства с помощью наглядных образов;
способность к анализу и синтезу образного материала.
Задание 3. Методика. Экспресс – диагностика эмпатии (Э – ДЭ). ( И. М. Юсупов).
Предлагаемая ниже методика И.М.Юсупова направлена на изучение эмпатии.
Эмпатия – это один из механизмов восприятия и понимания партнера по общению через эмоциональное вчувствование, эмоциональный отклик на него. Эмпатия может рассматриваться как ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют понимания внутреннего мира другого человека. Прежде всего, эмпатия необходима в педагогической деятельности, и поэтому рассматривается как профессионально важное качество педагога. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего - с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях».
Инструкция испытуемому: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам, слева от номеров вопросов, следующие числа: если Вы ответили «не знаю» — 0; ответу «нет, никогда» припишите –1; «иногда» — 2; «часто» — 3; «почти всегда» — 4; и ответу «да, всегда» — 5.
Отвечать нужно на все пункты.
Текст опросника.
-
Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей». -
Взрослых детей раздражает забота родителей. -
Мне нравится рассуждать о причинах успехов и неудач других людей. -
Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современных музыкальных направлениях. -
Чрезмерную раздражительность и несправедливые упрёки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами. -
Больному человеку можно помочь даже словом. -
Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами. -
Старые люди, как правило, обидчивы без причин. -
Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слёзы. -
Раздраженное состояние моих родителей влияет на моё настроение. -
Я равнодушен к критике в свой адрес. -
Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами. -
Я всегда всё прощал родителям, даже если они были неправы. -
Если лошадь плохо тянет, её нужно хлестать. -
Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной. -
Родители относятся к своим детям справедливо. -
Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь. -
Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей. -
Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела. -
Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьёзных людей. -
Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей. -
В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак. -
Все люди необоснованно озлоблены. -
Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь. -
В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам. -
При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь. -
Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы. -
Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей. -
Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение. -
Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина. -
Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно. -
Если ребёнок плачет, на то есть свои причины. -
Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков. -
Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы. -
Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать. -
Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Обработка результатов и выводы
-
Шкала лжи. -
Испытуемый получает по одному баллу за ответы «не знаю» на утверждения под номерами: 3 ,9 ,11 , 13, 28, 36, и за ответы «да, всегда» на утверждения под номерами: II, 13, 15, 27. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям дано не более трех неискренних ответов. При четырех неискренних ответах следует сомневаться в достоверности результатов, а при пяти — данные можно считать недостоверными. -
Показатель развитости эмпатийных тенденций определяется через сумму всех баллов. Приписанных ответам на утверждения под номерами: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 32.
Интерпретация
От 82 до 90 баллов — очень высокий уровень эмпатийности. Чрезмерно развитое сопереживание.
От 63 до 81 балла — высокая эмпатийности, неподдельный интерес к людям, эмоциональная отзывчивость, общительность.
От 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатийности.
От 12 до 36 баллов — низкий уровень эмпатийности, затруднения в установлении контактов с людьми, недостаточное понимание других.
11 баллов и менее — очень низкий уровень эмпатии, трудности в контактах с людьми, большая продуктивность в индивидуальной работе.
Опишите и приведите соответствующие примеры.
К кому из перечисленного у Вас наиболее выражена эмпатия: животным, героям художественных произведений, детям, родителям, старикам и т.п. Сделайте вывод ваших эмпатийных способностях в целом.
Самостоятельная работа
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Потребности и мотивы.
План
-
Понятие о потребностях. -
Виды и иерархия потребностей. -
Направленность и мотивы.
Литература: 1, 24, 35, 48, 70, 73, 83.
Теоретическое основание
Общепринятым в психологии является положение о том, что потребности человека выступают источником его активности, побудителями побудительных сил человека.
Потребность – испытываемая человеком нужда в чем–либо. Это состояние физического и психологического дискомфорта, возникающего у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Оно взывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.
В потребностях человека выражается характер и степень его зависимости от конкретных условий существования, жизни и деятельности.
По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта.
Потребности человека обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности – объектами потребностей.
Потребности различают по видам: потенциальные и актуализированные.
Потребности у человека могут быть: здоровыми (полезными) и нездоровыми (вредными)
В зависимости от предмета выделяют потребности: материальные духовные.
По происхождению потребности различают как естественные, социальные, культурные.
В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальные, групповые, общества в целом.
У человека могут проявляться:
Ведущие, основные потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию, приводит к разрушению физиологических систем организма, деградации личности.
Дополнительные (второстепенные).
Выделяют также потребности:
Доминантные, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени.
Недоминантные, косвенно влияющие на особенности реализации первых.
Различают три типа доминантных потребностей человека;
-
Ситуативные, кратковременные потребности. -
Жизненные, определяющие жизненную стратегию, линию поведения человека. -
Потребности деятельности – потребности текущих дел, относительно длительные.
Иерархия потребностей, по А. Маслоу, включает:
-
Физиологические потребности -
Потребность в безопасности -
Потребность в социальных связях, привязанности и любви. -
Потребность в признании (компетентности) и оценке. -
Потребность в самоактуализации.
Направленность личности – это обусловленная системой побуждения личная целеустремленность человека.
Система направленности личности включает следующие основные компоненты:
1. Систему ценностно–смысловых образований личности.
2. Притязания личности, как основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации, обстановки ожидания личностью определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.д. Притязания личности – интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности.
Направленность личности характеризуется:
- Уровнем зрелости (степень общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией.
- Широтой (диапазоном сфер устремлений личности по реализации поставленных целей).
- Интенсивностью (силой устремлений личности по реализации поставленных целей).
- Иерархией видов направленности конкретной личности.
Мотивы личности – внутренние психические побуждения к деятельности и поведению, обусловленные актуализацией тех или иных потребностей личности. Это опредмеченная потребность и конкретные формы проявления потребностей.
Люди могут по разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого различают следующие мотивы:
Эмоциональные мотивы – желания, хотения, влечения.
Рациональные мотивы – стремления, интересы, идеалы, убеждения.
Можно выделить две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:
Мотивы целей (генерализованные мотивы, содержание которых выражает предмет потребностей и направленность устремлений личности).
Мотивы выбора путей, средств, способов достижений, реализациицели: инструментальные мотивы.
По степени общественной значимости выделяют: мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), мотивы групповые и индивидуально–личностные мотивы.
Различают также мотивы достижения цели, ( противоположный -избегания неудач) , аффилиации (стремление к людям), альтруистические мотив, мотив власти.
Мотив достижения – устойчивое стремление в достижении результата в работе. Мотив достижения показывает, насколько человек стремиться к повышению уровня своих возможностей. В основе мотива достижения выделяются три компонента: стремление к мастерству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), работе (удовольствие от хорошо выполненной сложной работы).
Мотив аффилиации - это стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение, дружбу. Цель аффилиации – взаимный поиск приятия, принятие дружеской поддержки и симпатии. Существует две формы аффилиативного мотивы – надежда на аффилиацию и боязнь отвержения.
Альтруизм это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в его основе лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради других, потребность отдавать и чувство ответственности. Чаще оказывают помощь те, те, кто сам раньше ее получал, те, кто обладает эмпатией, способностью к сопереживанию.
Мотив власти можно определить как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими, склонность управлять социальным окружением.
Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл (А.Н. Леонтьев).
Практическая работа
Задание 1. Указывая на ошибки – отметьте улучшения.
Очень часто воспитатели, учителя, родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка.Выходом из этой ситуации может послужить прием не только указывать на ошибки, но и активизировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные моменты в определенном компоненте деятельности:
-
Пусть ошибок еще много, но они не такие серьезные, как те, которые ты допускал раньше. -
Пусть трудностей еще немало, но в этом компоненте ты продвинулся далеко вперед. -
Пусть еще не все удается, но обрати внимание: над эти ты хорошо поработал и уже видны позитивные изменения. Есть возможность развития и в других направлениях.
Укажите на недостатки, ошибки ученика, ребенка, но вместе с тем акцентируйте внимание на достижениях, изменениях в лучшую сторону. Примеры запишите.
Задание 2. Избегание неудач
Рассмотрим одну из форм поведения, направленного на избегание неудач: откладывание на потом. Откладывание работы – типичный случай избегания неудачи. Люди часто прибегают к нему, оправдываясь: «Я еще успею это сделать», «Не следует спешить», «Я обязательно начну это с понедельника». Но с понедельника не начинают, не начинают и со следующего, ссылаясь на обстоятельства, нехватку времени и т.п.