Файл: Протокол 1 от 13. 01. 2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Поразмышляйте над тем, какими бы вы хотели себя видеть: достаточно способным, но неорганизованным (т.е. человеком, который боится поражения и постоянно откладывает дело на потом) или недостаточно способным, но настойчивым и организованным (человеком, который боится неудач).. Подумайте, определяется ли поражение только отсутствием способностей? Какие другие факторы, по вашему мнению, могут определить неудачу? Свой ответ аргументируйте

3. Запишите позитивные моменты, связанные с неудачей (что дает вам неудача, чему учит?) Приведите примеры из вашей жизни.

4. Поразмышляйте, что бы вы сказали человеку – неудачнику. Запишите, как бы вы попробовали не только утешить, но и вдохновить человека на дальнейшую деятельность.

5. Подумайте и запишите, что бы вы сказали самому себе в минуты неудачи и разочарования. Какие слова смогли бы не только восстановить потерянное душевное равновесие, но и побудить к деятельности?

6. Придумайте текст, усовершенствуйте его и запишите крупными буквами на обложке тетради или карточке, попробуйте применять эти слова в сложных жизненных ситуациях.

Задание 3. Определите ведущий мотив поведения Сони Мармеладовой, Раскольникова, Печорина, Обломова, Хлестакова, Чацкого. Приведите свои примеры из истории, из художественной литературы (кинофильмов) героев с ярко выраженными мотивами. Как Вы считаете какие мотивы преобладают в вашем поведении?

Задание 4. А.Б. Орлов выделяет семь основных центраций учителя, каждая из которых может доминировать в педагогической деятельности в целом, так и в конкретных педагогических ситуациях. Внимательно прочтите их, и подумайте, какая из них оказывает наиболее негативное влияние на учеников (студентов)? А какая, по-вашему, оказывает позитивное влияние? Аргументируйте свой ответ.

  1. Эгоистическая (в основе – интересы своего «Я»

  2. Бюрократическая (в основе - интересы администрации, руководителей);

  3. Конфликтная (в основе - интересы коллег);

  4. Авторитетная (в основе - интересы родителей учащихся);

  5. Познавательная (в основе - требования средств обучения и воспитания);

  6. Альтруистическая (в основе - интересы и потребности учащихся);

  7. Гуманистическая (в основе - интересы (проявления) своей сущности и сущности других людей).

Самостоятельная работа
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОЛЯ


План


  1. Понятие о воле. Физиологические основы воли.

  2. Этапы сложного волевого действия.

  3. Волевые качества личности.

  4. Пути и средства выработки воли.


Литература: 7, 28, 30, 65, 71, 72.
Теоретическое введение
Воля– произвольное управление, самоуправление.

Воля – потребность преодоления препятствий (П.В. Симонов)

Воля – отношение человека к субъективным трудностям

Воля – цель, усилие, самоконтроль

Воля – реализация самоприказа по преодолению трудностей, устранению личностных недостатков

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в способности и умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. (В.Н. Селиванов).

Волевая регуляция – вид произвольного управления, связанный с преодолением трудностей.


Волевые действия – это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия.

Волевое усилие – это сознательное и преднамеренное напряжение физических и психических сил человеком, направленное на преодоление возникших трудностей (внешних и внутренних, объективных и субъективных).

Волевое усилие – дополнительное побуждение на преодоление трудностей.

Физиологическая основа воли доминирующий очаг возбуждения (доминанта А.А.Ухтомского); сильная и инертная нервная система.

Этапы сложного волевого действия:

  1. Стремление (чувство, потребность) к действию;

  2. Представление о цели, ее постановка;

  3. Размышление, борьба мотивов, выбор одной цели из нескольких;

  4. Составление программы действия с помощью имеющихся средств;

  5. Решение о начале действия;

  6. Исполнение действия:

а) сравнение достигаемых результатов с конечной целью (контроль);

б) возможная корректировка программы достижения результата;

в) привлечение дополнительной мотивации

  1. Завершение действия, его оценка:

а) сопоставление достигнутых результатов с задуманными;

б) анализ хода реализации волевого действия;

в) возможная постановка новых целей.

Волевые качества личности

Волевое качество – длительно существующая, стабильная характеристика, способствующая волевой регуляции, последовательно проявляющуюся в различных ситуациях и имеющую широкий диапазон выражения у различных субъектов.

Основные волевые качества и их определение

Целеустремленность – сознательная направленность личности на достижение более или менее отдаленной по времени цели.

Терпеливость – однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам физиологического характера.

Упорство – стремление достичь успеха в деятельности, желаемого или необходимого результата вопреки имеющимся трудностям и неудачам.

Настойчивость – систематическое проявление силы воли при стремлении человека достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности.

Выдержка – устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, сильные влечения, желания, искушения.


Смелость – способность человека подавлять защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.

Решительность – минимальное время принятия решения в значимой ситуации, которая может привести к негативным последствиям для субъекта или его окружения.

Самостоятельность – способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи.

Инициативность – проявление почина, активности, энергичности, социальной смелости и ответственности в действиях отдельных людей или групп, приводящих к новому движению, изменению форм деятельности или уклада жизни.

Самообладание – сознательное контролирование себя в течение всего процесса деятельности: способность организованно влиять на исполнительные и регуляторные функции, не терять контроля над событиями при трудностях.

Пути и средства выработки воли

1. Используйте принцип «От простого – к сложному». Наметьте какую-либо ближнюю цель, не требующую приложения значительных усилий, но обязательно ее достигните (реализуйте). Не принимайтесь за новые дела, не окончив предыдущие (в исключительных случаях, реализуйте их в параллели). Постепенно усложняйте цели. Поставьте перед собой перспективные цели. Задумайтесь о смысле жизни…

2. Научитесь себе говорить «Нет». Откажитесь от принципа «Доживу до понедельника, а там …». Приступайте к реализации намеченного сразу же, не откладывая в «долгий ящик».

3. Одним из эффективных средств развития воли является саморегуляция (см. ДЗ).

Саморегуляция (приводить в порядок, налаживать)свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуаций (Н.И. Конюхов, 1996);

Саморегуляция – система сознательных актов, действий направленных на поддержание, достижение необходимого психологического состояния, управление своей психикой. Может достигаться самоубеждением, самоприказом, самопринуждением, а также систематической аутогенной тренировки и др.
Практическая работа
Задание 1. Определение уровня развития воли с помощью вопросника «Воля» (В.П. Прядеин).

Инструкция испытуемому. Выразите свое согласие или несогласие при ответе на следующие вопросы в баллах:

7 баллов — безусловно, да, полностью согласен;

6 баллов — да, согласен;

5 баллов — возможно, да, согласен частично;


4 балла — ответ нейтральный (прибегать не более 5 — 6 раз);

3 балла — возможно, нет, не согласен частично;

2 балла — нет, не согласен;

1 балл — безусловно, нет, не согласен абсолютно.

Соответствующие баллы поставьте слева от номеров вопроса.
Текст вопросника

  1. Охотно ли вы беретесь за задания, требующие значительных усилий?

  2. Можете ли вы отказаться от заманчивого предложения, зная, что вас ожидают неоконченные дела?

  3. Способны ли вы прилюдно признаться в своих ошибках?

  4. Всегда ли вы доводите начатое дело до конца?

  5. Ответственны ли вы в своих делах и поступках?

  6. Всегда ли вы способны удержать, скрыть свои эмоции?

  7. Дав слово, всегда ли вы сдерживаете его?

  8. Вы любите работу, связанную с преодолением трудностей?

  9. Можете ли вы длительное время поддерживать свое внимание, не отвлекаться?

  10. Способны ли вы в сложной ситуации принять решение немедленно?

  11. Уверенность и спокойствие не покидает вас даже в трудной ситуации?

  12. Вы остаетесь настойчивым и решительным при психическом утомлении?

  13. Всегда ли вы видите ясно и четко цель вашей работы?

  14. Предпочитаете ли вы составлять план и действовать по нему?

  15. Способны ли вы продолжать свою работу при негативных взглядах на нее со стороны окружающих?

  16. Быстро ли вы справляетесь с отрицательными эмоциями?

  17. Можете ли вы «бороться до конца», не смотря на трудности?

  18. Можете ли вы удержаться от дурных поступков?

  19. Беретесь ли вы за трудную работу, зная, что без посторонней помощи вам будет трудно с. ней справиться?

  20. Пытаетесь ли вы найти свой путь в решении проблемы?

  21. Можете ли вы долго выполнять скучную и монотонную, но нужную работу?

  22. Существует ли у вас активное стремление к преодолению собственных недостатков?

  23. Способны ли вы, открыто противопоставить свое мнение мнению окружающих?

  24. Можете ли вы себя отнести к отважным людям?

  25. Относите ли вы себя к инициативным людям?

  26. Ответственно ли вы выполняете поручения?

  27. Удается ли вам эффективно регулировать свое настроение?

  28. Продолжаете ли вы действовать, если нет приближения к цели?

  29. Способны ли вы принять решение и следовать ему, несмотря ни на какие препятствия?

  30. Любите ли вы работу, требующую значительных усилий?

  31. Доводите ли вы до конца предыдущую работу, если вас ожидает другая, более интересная?

  32. Склонны ли вы к быстрым и решительным действиям?

  33. Обычно вы легко и свободно говорите в присутствии старших по служебному положению?

  34. Для достижения цели вы используете разные приемы, методы, средства?

  35. Заглядываете ли вы в конец остросюжетного детектива, повествования, чтобы узнать финал?

  36. Можете ли вы в ущерб своим делам отдаться настроению и ничего не делать?

  37. Трудно ли утром вам встать рано, если вы знаете, что вам не нужно никуда спешить?

  38. Откладываете ли вы на завтра то, что можете сделать сегодня?

  39. Часто ли вы отвлекаетесь, когда выполняете задания?

  40. Наступает ли у вас в момент утомления состояние отрешенности и безразличия?

  41. При неприятностях часто ли вы плачете?

  42. Для облегчения делитесь ли вы с кем-то своими бедами и горем?

  43. Часто ли вы отвлекаетесь от основной намеченной цели?

  44. Часто ли вы в процессе работы отвлекаетесь и занимаетесь посторонними делами?

  45. Долго ли вас преследуют неприятные чувства после пережитой неудачи?

  46. Несправедливость, допущенная по отношению к вам, надолго выбивает вас из колеи?

  47. Бывает ли у вас состояние, когда вы «теряете голову»?

  48. Часто ли вы ловите себя на мысли, что решение к вам пришло слишком поздно?

  49. Мучают ли вас сомнения после того, когда решение уже принято?

  50. Сильно ли вам мешают сосредоточиться посторонний шум и разговоры?

  51. Стремитесь ли вы побыстрее поделиться своими радостями и успехами?

  52. Пытаетесь ли вы перенять чужие манеры, привычки?

  53. При неожиданных трудностях отказываетесь ли вы от цели своей деятельности?

  54. Случалось ли вам страдать от своей несдержанности?

  55. Пытаетесь ли вы оправдать себя или найти виновных в собственной неудаче?

  56. У вас бывают случаи невыполнения того, что вы обещали обязательно сделать?

  57. Часто ли от возникшего волнения вы не находите себе места?

  58. Случалось, что вы принимали решения слишком поздно?

  59. Пытаетесь ли вы оттянуть подольше выполнение не интересных, но нужных дел?

  60. Оправдываетесь ли вы перед собой в случае невыполнения задания?

  61. Отдаетесь ли вы модному течению, даже если оно вам не по душе?

  62. Много ли у вас на сегодня неоконченных дел?