ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 270
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Поразмышляйте над тем, какими бы вы хотели себя видеть: достаточно способным, но неорганизованным (т.е. человеком, который боится поражения и постоянно откладывает дело на потом) или недостаточно способным, но настойчивым и организованным (человеком, который боится неудач).. Подумайте, определяется ли поражение только отсутствием способностей? Какие другие факторы, по вашему мнению, могут определить неудачу? Свой ответ аргументируйте
3. Запишите позитивные моменты, связанные с неудачей (что дает вам неудача, чему учит?) Приведите примеры из вашей жизни.
4. Поразмышляйте, что бы вы сказали человеку – неудачнику. Запишите, как бы вы попробовали не только утешить, но и вдохновить человека на дальнейшую деятельность.
5. Подумайте и запишите, что бы вы сказали самому себе в минуты неудачи и разочарования. Какие слова смогли бы не только восстановить потерянное душевное равновесие, но и побудить к деятельности?
6. Придумайте текст, усовершенствуйте его и запишите крупными буквами на обложке тетради или карточке, попробуйте применять эти слова в сложных жизненных ситуациях.
Задание 3. Определите ведущий мотив поведения Сони Мармеладовой, Раскольникова, Печорина, Обломова, Хлестакова, Чацкого. Приведите свои примеры из истории, из художественной литературы (кинофильмов) героев с ярко выраженными мотивами. Как Вы считаете какие мотивы преобладают в вашем поведении?
Задание 4. А.Б. Орлов выделяет семь основных центраций учителя, каждая из которых может доминировать в педагогической деятельности в целом, так и в конкретных педагогических ситуациях. Внимательно прочтите их, и подумайте, какая из них оказывает наиболее негативное влияние на учеников (студентов)? А какая, по-вашему, оказывает позитивное влияние? Аргументируйте свой ответ.
-
Эгоистическая (в основе – интересы своего «Я» -
Бюрократическая (в основе - интересы администрации, руководителей); -
Конфликтная (в основе - интересы коллег); -
Авторитетная (в основе - интересы родителей учащихся); -
Познавательная (в основе - требования средств обучения и воспитания); -
Альтруистическая (в основе - интересы и потребности учащихся); -
Гуманистическая (в основе - интересы (проявления) своей сущности и сущности других людей).
Самостоятельная работа
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОЛЯ
План
-
Понятие о воле. Физиологические основы воли. -
Этапы сложного волевого действия. -
Волевые качества личности. -
Пути и средства выработки воли.
Литература: 7, 28, 30, 65, 71, 72.
Теоретическое введение
Воля– произвольное управление, самоуправление.
Воля – потребность преодоления препятствий (П.В. Симонов)
Воля – отношение человека к субъективным трудностям
Воля – цель, усилие, самоконтроль
Воля – реализация самоприказа по преодолению трудностей, устранению личностных недостатков
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в способности и умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. (В.Н. Селиванов).
Волевая регуляция – вид произвольного управления, связанный с преодолением трудностей.
Волевые действия – это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия.
Волевое усилие – это сознательное и преднамеренное напряжение физических и психических сил человеком, направленное на преодоление возникших трудностей (внешних и внутренних, объективных и субъективных).
Волевое усилие – дополнительное побуждение на преодоление трудностей.
Физиологическая основа воли – доминирующий очаг возбуждения (доминанта А.А.Ухтомского); сильная и инертная нервная система.
Этапы сложного волевого действия:
-
Стремление (чувство, потребность) к действию; -
Представление о цели, ее постановка; -
Размышление, борьба мотивов, выбор одной цели из нескольких; -
Составление программы действия с помощью имеющихся средств; -
Решение о начале действия; -
Исполнение действия:
а) сравнение достигаемых результатов с конечной целью (контроль);
б) возможная корректировка программы достижения результата;
в) привлечение дополнительной мотивации
-
Завершение действия, его оценка:
а) сопоставление достигнутых результатов с задуманными;
б) анализ хода реализации волевого действия;
в) возможная постановка новых целей.
Волевые качества личности
Волевое качество – длительно существующая, стабильная характеристика, способствующая волевой регуляции, последовательно проявляющуюся в различных ситуациях и имеющую широкий диапазон выражения у различных субъектов.
Основные волевые качества и их определение
Целеустремленность – сознательная направленность личности на достижение более или менее отдаленной по времени цели.
Терпеливость – однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам физиологического характера.
Упорство – стремление достичь успеха в деятельности, желаемого или необходимого результата вопреки имеющимся трудностям и неудачам.
Настойчивость – систематическое проявление силы воли при стремлении человека достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности.
Выдержка – устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, сильные влечения, желания, искушения.
Смелость – способность человека подавлять защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.
Решительность – минимальное время принятия решения в значимой ситуации, которая может привести к негативным последствиям для субъекта или его окружения.
Самостоятельность – способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи.
Инициативность – проявление почина, активности, энергичности, социальной смелости и ответственности в действиях отдельных людей или групп, приводящих к новому движению, изменению форм деятельности или уклада жизни.
Самообладание – сознательное контролирование себя в течение всего процесса деятельности: способность организованно влиять на исполнительные и регуляторные функции, не терять контроля над событиями при трудностях.
Пути и средства выработки воли
1. Используйте принцип «От простого – к сложному». Наметьте какую-либо ближнюю цель, не требующую приложения значительных усилий, но обязательно ее достигните (реализуйте). Не принимайтесь за новые дела, не окончив предыдущие (в исключительных случаях, реализуйте их в параллели). Постепенно усложняйте цели. Поставьте перед собой перспективные цели. Задумайтесь о смысле жизни…
2. Научитесь себе говорить «Нет». Откажитесь от принципа «Доживу до понедельника, а там …». Приступайте к реализации намеченного сразу же, не откладывая в «долгий ящик».
3. Одним из эффективных средств развития воли является саморегуляция (см. ДЗ).
Саморегуляция (приводить в порядок, налаживать) – свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуаций (Н.И. Конюхов, 1996);
Саморегуляция – система сознательных актов, действий направленных на поддержание, достижение необходимого психологического состояния, управление своей психикой. Может достигаться самоубеждением, самоприказом, самопринуждением, а также систематической аутогенной тренировки и др.
Практическая работа
Задание 1. Определение уровня развития воли с помощью вопросника «Воля» (В.П. Прядеин).
Инструкция испытуемому. Выразите свое согласие или несогласие при ответе на следующие вопросы в баллах:
7 баллов — безусловно, да, полностью согласен;
6 баллов — да, согласен;
5 баллов — возможно, да, согласен частично;
4 балла — ответ нейтральный (прибегать не более 5 — 6 раз);
3 балла — возможно, нет, не согласен частично;
2 балла — нет, не согласен;
1 балл — безусловно, нет, не согласен абсолютно.
Соответствующие баллы поставьте слева от номеров вопроса.
Текст вопросника
-
Охотно ли вы беретесь за задания, требующие значительных усилий? -
Можете ли вы отказаться от заманчивого предложения, зная, что вас ожидают неоконченные дела? -
Способны ли вы прилюдно признаться в своих ошибках? -
Всегда ли вы доводите начатое дело до конца? -
Ответственны ли вы в своих делах и поступках? -
Всегда ли вы способны удержать, скрыть свои эмоции? -
Дав слово, всегда ли вы сдерживаете его? -
Вы любите работу, связанную с преодолением трудностей? -
Можете ли вы длительное время поддерживать свое внимание, не отвлекаться? -
Способны ли вы в сложной ситуации принять решение немедленно? -
Уверенность и спокойствие не покидает вас даже в трудной ситуации? -
Вы остаетесь настойчивым и решительным при психическом утомлении? -
Всегда ли вы видите ясно и четко цель вашей работы? -
Предпочитаете ли вы составлять план и действовать по нему? -
Способны ли вы продолжать свою работу при негативных взглядах на нее со стороны окружающих? -
Быстро ли вы справляетесь с отрицательными эмоциями? -
Можете ли вы «бороться до конца», не смотря на трудности? -
Можете ли вы удержаться от дурных поступков? -
Беретесь ли вы за трудную работу, зная, что без посторонней помощи вам будет трудно с. ней справиться? -
Пытаетесь ли вы найти свой путь в решении проблемы? -
Можете ли вы долго выполнять скучную и монотонную, но нужную работу? -
Существует ли у вас активное стремление к преодолению собственных недостатков? -
Способны ли вы, открыто противопоставить свое мнение мнению окружающих? -
Можете ли вы себя отнести к отважным людям? -
Относите ли вы себя к инициативным людям? -
Ответственно ли вы выполняете поручения? -
Удается ли вам эффективно регулировать свое настроение? -
Продолжаете ли вы действовать, если нет приближения к цели? -
Способны ли вы принять решение и следовать ему, несмотря ни на какие препятствия? -
Любите ли вы работу, требующую значительных усилий? -
Доводите ли вы до конца предыдущую работу, если вас ожидает другая, более интересная? -
Склонны ли вы к быстрым и решительным действиям? -
Обычно вы легко и свободно говорите в присутствии старших по служебному положению? -
Для достижения цели вы используете разные приемы, методы, средства? -
Заглядываете ли вы в конец остросюжетного детектива, повествования, чтобы узнать финал? -
Можете ли вы в ущерб своим делам отдаться настроению и ничего не делать? -
Трудно ли утром вам встать рано, если вы знаете, что вам не нужно никуда спешить? -
Откладываете ли вы на завтра то, что можете сделать сегодня? -
Часто ли вы отвлекаетесь, когда выполняете задания? -
Наступает ли у вас в момент утомления состояние отрешенности и безразличия? -
При неприятностях часто ли вы плачете? -
Для облегчения делитесь ли вы с кем-то своими бедами и горем? -
Часто ли вы отвлекаетесь от основной намеченной цели? -
Часто ли вы в процессе работы отвлекаетесь и занимаетесь посторонними делами? -
Долго ли вас преследуют неприятные чувства после пережитой неудачи? -
Несправедливость, допущенная по отношению к вам, надолго выбивает вас из колеи? -
Бывает ли у вас состояние, когда вы «теряете голову»? -
Часто ли вы ловите себя на мысли, что решение к вам пришло слишком поздно? -
Мучают ли вас сомнения после того, когда решение уже принято? -
Сильно ли вам мешают сосредоточиться посторонний шум и разговоры? -
Стремитесь ли вы побыстрее поделиться своими радостями и успехами? -
Пытаетесь ли вы перенять чужие манеры, привычки? -
При неожиданных трудностях отказываетесь ли вы от цели своей деятельности? -
Случалось ли вам страдать от своей несдержанности? -
Пытаетесь ли вы оправдать себя или найти виновных в собственной неудаче? -
У вас бывают случаи невыполнения того, что вы обещали обязательно сделать? -
Часто ли от возникшего волнения вы не находите себе места? -
Случалось, что вы принимали решения слишком поздно? -
Пытаетесь ли вы оттянуть подольше выполнение не интересных, но нужных дел? -
Оправдываетесь ли вы перед собой в случае невыполнения задания? -
Отдаетесь ли вы модному течению, даже если оно вам не по душе? -
Много ли у вас на сегодня неоконченных дел?