Файл: Семейно демографическая политика в условиях депопуляции в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.

Резкий поворот в советской семейной политике, по мнению И.Н.Тартаковской, был обозначен публикацией работы директора института Маркса-Энгельса Дмитрия Рязанова «Маркс и Энгельс против «вульгарного коммунизма» и половой вседозволенности (1927 г.)». В ней и в ряде других официальных публицистических статей осуждались сексуальная свобода, разврат, невоздержанность; поднимались вопросы защиты прав матерей с несовершеннолетними детьми.

Ужесточение моральных норм и ограничение сексуальных свобод сказались и на отношении к абортам. В 1926 г. были полностью запрещены аборты женщинам, забеременевшим впервые или перенесшим эту операцию менее полугода назад. Попутно, с середины 20-х гг. началась кампания против абортов, затем была введена плата за эту операцию и, наконец, введение полного запрета на аборт в советских медицинских учреждениях и уголовной ответственности за криминальный аборт для самой женщины, врача, лиц, выполнявших посреднические функции.

Так в середине 20-х - начале 30-х гг. начался второй период в истории советской социальной политики, продолжившийся вплоть до середины 50-х гг. Он может быть охарактеризован как период введения репрессивного законодательства в отношении семьи, сексуальности и ответственности женщин и мужчин за сексуальные отношения и родительство1.Можно согласиться с мнением ряда отечественных и зарубежных ученых, согласно которому введение репрессивных мер в семейную политику было связано в первую очередь с необходимостью увеличения рождаемости.

Именно в 30-е гг. получила широкое распространение малая (нуклеарная) семья. Ее появление можно рассматривать в качестве своего рода «побочного» продукта сталинской индустриализации, который был связанн с характерной для индустриальных обществ тенденцией к индивидуализации частной жизни и масштабным миграциям. Постепенно происходит изменение характера внутрисемейных отношений – российская семья отходит от модели авторитарно-патриархатных отношений к более демократичным и равноправным, как между супругами, так и между родителями и детьми. Наблюдается и изменение отношения к ребенку/детям выражающееся в изменениях репродуктивного поведения супругов и в становлении семьи детоцентристского типа.

Проводившаяся в СССР в рассматриваемый период политика в сфере рождаемости была направлена на поощрение большого числа детей в семье. С этой целью впервые были введены государственные пособия многодетным матерям постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов,
детских садов и детских яслей, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». Государственное пособие выдавалось многосемейным матерям, имеющим 6 детей, при рождении каждого следующего ребенка в размере 2 000 рублей ежегодно в течение пяти лет со дня рождения ребенка, а матерям, имеющим 10 детей, – единовременное государственное пособие при рождении каждого следующего ребенка в размере 5 000 рублей и со второго года ежегодное пособие 3 000 рублей, выдаваемое в течение следующих четырех лет со дня рождения ребенка. По сравнению с пособиями на кормление ребенка (10 руб. в месяц) и на приданное (45 руб. единовременно), выплачиваемые всем работницам и служащим, суммы пособий для многодетных матерей были достаточно внушительными1.

Семейная политика Советского государства этого периода развивалась в сторону ужесточения законодательства по пути «принудительной стабилизации семьи». Указ Президиума Верховного Совета СССР 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении Ордена «Материнская слава» и медали «Материнство» вновь менял статус и конфигурацию и семьи, и внутрисемейных отношений1. Он придавал правовое значение только зарегистрированным бракам (при этом всем лицам, вступившим в фактические брачные отношения в период с 1926 г. по 1944 г., предписывалось зарегистрировать брак, в противном случае брак объявлялся не действительным). Ужесточалась процедура развода: было введено обязательное судебное разбирательство при разводе, с процедурой примирения в народном суде и решением дела по существу только в вышестоящей судебной инстанции; брак расторгался только в случае признания судом необходимости его прекращения; делам о разводе стала придаваться широкая огласка (публичное судопроизводство, с привлечением свидетелей, обязательная публикация в местной прессе объявлений о слушании дел о разводах).

Указом также запрещалось установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака
, что фактически вновь вводило понятие «незаконнорожденный», поскольку дети, рожденные вне брака, не могли получить фамилию отца, даже если последний давал на это согласие. Ребенку присваивалась фамилия матери, а в свидетельстве о рождении (метрике) в графе «отец» – ставился прочерк. Таким образом, вся ответственность за внебрачную близость ложилась на женщину и впоследствии на ее ребенка. Государство снимало ответственность за внебрачного ребенка с отцов и перекладывало ее на матерей и частично на себя, обязавшись выплачивать ежемесячные пособия на каждого рожденного вне брака ребенка. Так решался вопрос воспроизводства населения в военные и послевоенные годы.

Эти изменения в законодательстве о семье выполняли одновременно две важнейшие задачи в области семейной политики: первая, практическая задача, была связана со стимулированием рождаемости в условиях войны и ликвидацией демографического перекоса полов (нехватки мужчин); вторая задача - идеологическая - была связана с потребностью стабилизации общества и постулированием (введением) семейных норм жизни малой семьи.

Вторая задача была предельно важна, ибо в условиях войны, массовых миграций, эвакуации, плена, оккупации происходил распад семей, и государство путем ограничения разводов стремилось ограничить индивидуальные свободы и индивидуальную мобильность своих граждан. С другой стороны, в военных и послевоенных условиях реальной нехватки мужчин нормой повседневной жизни становилась материнская семья, поэтому было необходимо ввести в повседневность понятие «нормальной» семьи, состоящей из отца, матери и ребенка/детей. Понятие нормы семьи задавалось через конструирование понятия неполная семья, через дискредитацию фактических браков и материнских семей, введение в повседневную практику понятия «незаконнорожденный».

Большое значение имело и учреждение этим Указом ордена «Мать-героиня», «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Медаль «Медаль материнства» II и I степеней — вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава» III, II, I степеней — вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей.

В рамках решения данных задач продолжали действовать и меры по поощрению рождаемости, направленные на поддержку многодетной семьи. В частности, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., устанавливал ежемесячное пособие многодетным семьям, начиная с четвертого ребенка в размере 4 руб. в месяц. С рождением каждого последующего ребенка размер пособия увеличивался, достигая максимума 15 руб. в месяц на одиннадцатого и каждого последующего ребенка. Такой мерой правительство пыталось стимулировать рождаемость, поощряя многодетности и усиливая охрану материнства и детства. Указ сыграл положительную роль в 1940–1950-е гг., когда двух-трехдетные семьи имели широкое распространение, и регулярную помощь было целесообразно оказывать лишь семьям с четырьмя и более детьми.


Следует подчеркнуть, что эти суммы были явно недостаточными для нормального обеспечения жизни детей и их матерей, поскольку мало соответствовали уровню цен на товары.

Третий период в истории советской социальной политики в отношении семьи начался после 1953 г. и продлился до распада СССР в 1991 г. Он характеризовался постепенным «смягчением» практик государственного нормирования семейных и внутрисемейных отношений. Указами Президиума Верховного Совета СССР в 1954 г. была снята уголовная ответственность за подпольный аборт, а в 1955 г. разрешен аборт по медицинским и социальным показаниям. Тогда же, в 1955 г. отпуск по уходу за ребенком был увеличен и составил 56 дней до и 56 дней после родов, введен оплаченный больничный лист по уходу за заболевшим ребенком и т.д.

Однако в 60-е годы ХХ столетия в СССР наблюдается значительное снижение рождаемости, что приводит к изменениям в семейной политике.

Уже в 1968 г. были приняты Основы законодательства о браке и семье Союза СССР и республик. В 1969 г. с опорой на эти Основы в РСФСР был принят республиканский Кодекс о браке и семье. Новое законодательство значительно упростило процедуру развода (через ЗАГС, в спорных случаях – через суд), узаконило аборт по личному выбору женщины, признало право установления отцовства в добровольном и в судебном порядке, подтвердило режим общей собственности для супругов, регулировало алиментные отношения.

В 1970-е гг. правительство активно стремилось воздействовать на процесс рождаемости. Так, в 1970 г. было принято Положение о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям1. Государственные пособия назначались женщинам, имеющим двух детей, при рождении третьего и последующих детей и выплачивались до достижения ими пятилетнего возраста.

Единовременное пособие выплачивалось при рождении ребенка, а ежемесячное – со второго года после рождения ребенка до достижения им 5-летнего возраста. Все пособия назначались и выплачивались матерям независимо от получения ими пособия на ранее рожденных детей.

Совершенствуя политику в сфере рождаемости, 12 сентября 1974 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем улучшении материальной помощи малообеспеченным семьям, имеющим детей», предусматривающее выплату ежемесячного пособия в размере 12 руб. в месяц на каждого ребенка в семьях с совокупным доходом менее 50 руб. в месяц, а также материальную помощь многодетным.


Наконец, 25 сентября 1974 г. Совет Министров СССР утвердил Положение о порядке назначения и выплаты пособий на детей малообеспеченным семьям, которое закрепило право получения пособия на ребенка до достижения им 8-летнего возраста.

В 80-х гг. были реализованы вполне «социал-демократические» меры в области социальной политики в отношении женщин-матерей: введены единовременные пособия на каждого ребенка, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до одного года, ряд производственных льгот работающим матерям. В течение 80-х - начала 90-х гг. был увеличен оплачиваемый до- и послеродовой отпуск до 70 дней (вместо 56), продлен до 1,5 лет частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, введен отпуск по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет без содержания, но с сохранением рабочего стажа (дающего право на пенсию) и рабочего места, а также ряд других протекционистских мер по защите и стимулированию материнства. Эти действия советского государства можно определить как реализацию варианта социал-демократической модели социальной политики с высоким уровнем занятости и низким уровнем бедности, универсальным правом всех граждан на государственное социальное обеспечение и протекционистскими мерами по защите интересов выделенных социальных групп (в данном случае – работающих матерей и несовершеннолетних детей)1.

С 1 ноября 1982 г. была введена выплата единовременного пособия при рождении ребенка и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. В 1985 г. произошло увеличение выплаты населению пенсий и пособий. В 1985 г. пособие по уходу за детьми составляло 35 рублей. В случае рождения близнецов единовременное пособие работающим или обучающимся с отрывом от производства женщинам выплачивалось в размере 100 рублей на каждого ребенка, независимо от числа детей, родившихся ранее. Если мать не работала и не училась, единовременное пособие выдавалось отцу детей в размере 30 рублей на каждого ребенка.

В рамках поощрения рождаемости определенные льготы предоставлялись многодетным и малообеспеченным семьям. Так, у рабочих и служащих, на иждивении которых было четверо и более детей, размер подоходного налога по месту основной работы уменьшался на 30 %. Эта льгота предоставлялась обоим супругам. Кроме того, матерям, имеющим двух и более детей в возрасте до двенадцати лет, предоставлялось первоочередное право на ежегодные отпуска в летнее или удобное для них время. Работница по согласованию с администрацией могла взять две недели (без сохранения заработной платы) по уходу за детьми, если позволяли производственные условия.