Файл: Семейно демографическая политика в условиях депопуляции в России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы семейно-демографической политики государства
1.1 Сущность и понятие семейно-демографической политики государства
1.2 Основные модели современной семейно-демографической политики: история возникновения и специфика
2.2 Демографическая ситуация в современной России: на пути к депопуляции.
Глава 3. Семейно-демографическая политика Российской Федерации в условиях депопуляции
3.1 Семейная политика в СССР как предшественник российской семейно-демографической политики
3.2 Семейно-демографическая политика в Российской Федерации: в условиях депопуляции
В последующие годы в экономически развитых странах мира продолжительность жизни выросла до 78 – 80 лет (в Японии до 82 лет), т.е. на 10 – 12 лет, тогда как в России она сократилась на 4 года (с 69.5 в 1965–1966 гг. до 65.3 лет – в 2001 г., лишь к 2014 г. достигнув уровня середины 60-х.). В настоящее время средняя продолжительность жизни в России значительно ниже, чем в большинстве европейских стран, причем разница в продолжительности жизни мужчин и женщин в России составляет более 10 лет.
И до начала реформ Россия отставала по уровню ожидаемой продолжительности жизни от экономически развитых стран. Но в период реформ потери продолжительности жизни оказались в целом выше, чем в предшествовавшее двадцатилетие (1965–1984гг.). Помимо увеличения масштабов потерь, произошли качественные деформации в их формировании, которые также свидетельствуют о негативной роли факторов, связанных с кризисом.
Базовым фактором роста смертности и сокращения продолжительности жизни явился системный кризис. Ухудшение здоровья и рост смертности населения вызваны развалом системы здравоохранения и санитарного надзора (появились забытые холера, туберкулёз другие болезни, почти полностью устраненные в советские годы); недоступности эффективных лекарств из–за их дороговизны в условиях одновременного навязывания населению рекламируемых через СМИ подделок вместо лекарств; ухудшения баланса и режима питания; недоступности для большей части населения страны полноценного отдыха и проведения досуга; игнорирования норм охраны труда и техники безопасности, «либерализации» дорожно–транспортного движения; отсутствия действенного контроля за производимыми и ввозимыми в страну товарами и насыщения потребительского рынка фальсифицированным продовольствием и алкоголем; постоянного всплеска стрессовых ситуаций, следствие которых – рост самоубийств и психических расстройств; ухудшения криминогенной ситуации, распространения наркомании и т.д.
Лишь в самые последние годы наметились некоторые положительные сдвиги в динамике смертности. Если еще в 2005г. количество умерших превышало 2.3 млн. человек, то уже в 2006г. оно сократилось до 2166 тыс. и в 2007г. – до 2080 тыс. В 2008г. число умерших сохранилось на уровне предшествующего года. Что повлияло на некоторое улучшение показателей смертности предстоит еще выяснить, а будет ли подобная динамика длительной, покажет время, но очевидно, что нынешний уровень смертности и продолжительности жизни в России не соответствует её экономическим возможностям и противоречит основополагающему принципу Конституции о том, что Россия – социальное государство.
Рост смертности и сокращение рождаемости привели к тому, что, начиная с 1992г. в стране происходит естественная убыль населения. В течение 1993 – 2005гг. естественная убыль составляла 750 – 950 тыс. человек в год. Если бы в России до настоящего времени, даже, при существовавших числах родившихся, в расчете на 1000 человек умирало столько же, сколько в странах Центральной или Западной Европы, то ни какой естественной убыли не было бы. Заметим, что речь не идет о воспроизводстве населения, которое формирует будущую динамику и в этом смысле его уровень для страны не менее опасен, чем естественная убыль населения, от которой страна ежегодно теряет сотни тысяч человек.
2005 г. явился переломным в масштабах естественной убыли населения. С этого времени началось сокращение её объемов: в 2006г. – она стала менее 700 тыс., в 2007г. – 500 тыс. и в 2008г. опустилась ниже 360 тыс., т.е. стала в два с лишним раза меньше по сравнению с 2005 г. Тем не менее, за период 1992–2013 гг. естественная убыль населения России составила 13,2 млн. человек, а положительный миграционный обмен (т.е. компенсация естественной убыли за счёт миграционного прироста) достиг 8,37 млн. человек. В результате за указанный период российское население сократилось на 4,85 млн. человек1.
Таким образом, мы можем сделать ряд выводов.
-
Современная российская семья переживает серьезный кризис, который связан не только с завершением начавшегося еще в советский период процесса смены типа семьи (с большой крестьянской на нуклеарную), но и с усилением негативных тенденций в развитии российской семьи в постсоветский период (резкий рост числа разводов, увеличение количества малодетных семей и сокращение многодетных). -
Данный кризис обусловлен как общемировыми тенденциями развития семьи, так и спецификой исторического развития семьи в России, в том числе сжатыми сроками, за которые происходила смена типов семьи и неблагоприятными социально-экономическими и политическими условиями развития страны в конце XX – начале XXI вв. -
В конце ХХ – начале XXI века в России наблюдается резкий спад рождаемости, что в сочетании с устойчивой тенденцией к повышению смертности приводит страну к депопуляции. -
Важнейшими факторами сокращения населения в современной России являются вступление страны в фазу демографического перехода, резкое сокращение количества многодетных семей и изменение основного типа семьи на нуклеарный. -
Вышеперечисленные факторы привели к необходимости поведения активной семейно-демографической политики, которая в целом привела к смягчению, но не устранению кризисных тенденций.
Глава 3. Семейно-демографическая политика Российской Федерации в условиях депопуляции
3.1 Семейная политика в СССР как предшественник российской семейно-демографической политики
Как мы могли убедиться в первой и второй главах, многие проблемы российской семьи имеют исторические корни и не могут быть проанализированы вне исторического контекста. Поэтому, прежде чем приступить к анализу непосредственно российской семейно-демографической политики, мы затронем основные вехи формирования семейной политики Советского Союза. Она была тесно связана с происходящими как в советском обществе в целом, так и в советской семье изменениями, но при этом, по справедливому мнению С.В. Дармодехина, не являлась системной, отождествляясь с социальной политикой в целом. Она базировалась на идеологии равенства (классового и полового) и отрицании буржуазных форм брака и семьи, сосредотачиваясь на регуляции брачно-семейных отношений работающих женщин, вопросах охраны и материальной поддержки материнства и детства.
Отечественными исследователями выделяется несколько периодов в истории семейной политики советского государства1.
Первый период (1917 г. - середина 20-х гг. - начало 30-х гг.) часто характеризуется как период радикального переустройства института семьи и сексуальной революции в России. В этот период происходит либерализация семейного законодательства и легитимация целого ряда запрещенных дореволюционный период индивидуальных, в том числе сексуальных, прав и свобод2.
Так, декретом «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния» 1917 г. утверждалась единая процедура гражданской, светской регистрации брака. Отменялась церковная регистрация, считавшуюся в предшествующий период единственно легитимной и легальной. Узаконивалось формальное равенство женщин и мужчин во всех сферах жизни, в доступе к работе, образованию, социальным услугам и благам. При этом Россия стала первой страной, в которой стала проводиться целенаправленная социальная политика по созданию условий для реализации равных прав и равных возможностей для женщин. Следствием этого стало создание в СССР одной из первых эмансипаторских в отношении
женщин и детей систем социального обеспечения1.
Уже в 20-х гг. появились теоретические работы Александры Коллонтай, в которых ставился вопрос о необходимости введения специальной государственной политики в отношении семьи и женщин2. А.Коллонтай предлагала отказаться от традиционных форм семьи и семейной жизни, подчеркивая необходимость «революции быта», реорганизации частной и семейной жизни путем социализации домашнего труда (включении женщин в производство, оказании материальной поддержки матерям, организации общественных столовых, прачечных, ремонтных мастерских, яслей, детских садов).
Однако жизнь в значительной степени отличалась от теории. В условиях существования упрощенной процедуры развода, неразвитости социальных служб, при отсутствии обязательной поддержки со стороны государства женщины, в первую очередь с несовершеннолетними детьми, сохраняли экономическую зависимость от своих мужей. В городе и деревне оставленные (разведенные) матери с несовершеннолетними детьми вели нищенское существование.
В целом, по мнению С. Чуйкиной, семейная идеология тех лет характеризовалась двумя важнейшими принципами: 1) декларированным стремлением к достижению равенства возможностей мужчин и женщин в профессиональном плане и равенства ответственности в семейной жизни и в родительстве; 2) принципиальной открытостью публичных дискуссий о семье, любви, сексе. Однако декларации не соответствовали реалиям семейных практик, которые при облегчении процедуры развода вели к полному переносу ответственности за детей на женщин. Более того, у молодого советского государства отсутствовали ресурсы для осуществления объявленных программ по освобождению женщин от быта и от ответственности за воспитание детей1.
Таким образом, первый период в истории советской социальной политики характеризовался многоукладностью и разнообразием форм семейной жизни. Апробировались и легализовывались как разные формы семейных союзов (гражданский брак, тройственные союзы, семьи-коммуны, и т.д.), так и государственные практики социальной поддержки матерей и несовершеннолетних детей