Файл: Хайзерук Е.М. Кабелеукладчики. Вопросы теории и расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

каких-либо специфических особенностей.

Техническая

харак­

теристика

пропорщиков

отечественного

производства

дана

в табл. 22.

 

 

 

 

§ 2.

ТРАНШЕЕЗАСЫПЩИКИ

 

После

прокладки кабеля на поверхности

грунта вблизи

тран­

шеи, образованной проходом кабелепрокладочного ножа (пассив­ ного типа), остаются валы вспученного грунта. Ширина зоны вспученного грунта зависит от его связности (см. § 3 гл. II) и глубины хода кабелепрокладочного ножа. Для ножей серповид­

ной

формы и ножей, снабженных долотом, при

глубине

реза­

ния

1,2 м ширина зоны вспученного грунта 1,8—2,2 м, а наиболь­

шая высота валов грунта 0,3—0,6 м. Если глубина

резания

соста­

вляет 0,5

м, то

ширина зоны

вспученного грунта 0,7—1,1 м,

а высота

валов

грунта вблизи

траншеи 0,2—0,4

м.

 

С целью предотвращения размыва траншеи во время паводка или дождей ее засыпают, срезая и перемещая в нее вспученный грунт. Для этой операции применяют траншеезасыпщики. Они представляют собой прицепные землеройные механизмы с рабочим органом, состоящим из двух отвалов, которые установлены под углом к направлению движения. Задние концы отвалов обращены один к другому, в промежуток между ними к центру траншеи проходит грунт, срезаемый нижними кромками отвалов. Рама траншеезасыпщика имеет два опорных колеса. Техническая характеристика траншеезасыпщиков отечественного производства дана в табл. 23.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 23

 

Техническая

характеристика траншеезасыпщиков

 

 

 

 

 

 

 

Ш и р и н а и высота

Габаритные

 

Тип

 

Тип

шасси

 

о б р а з у е м о г о

размеры (длина X

Масса

 

 

валика грунта

X ширина х

в т

 

 

 

 

 

 

в мм

X высота) в мм

 

ТЗ-2Б

Одноосный

прицеп

на

1000—500

4150Х2100Х

1,17

 

пневмоколесах

 

и 500—250

X 1300

 

ТЗ-2В

То же

 

 

 

 

1000—500

4150Х2700Х

1,40

ТЗ-3

Одноосный прицеп

на

и 500—250

X 1700

 

750 и 250

4800Х2200Х

1,06

 

пневмоколесах.

Пра­

(ширина

X 1200

 

 

вое

колесо

смещено

захвата

 

 

 

вперед

относительно

1,5—1,7 м)

 

 

КМ-126М

левого

 

 

опи­

500 и 300

3800X2650X

1,17

Рама

с отвалами,

ТЗ-1

рающимися

на грунт

 

ХЛ200

 

Одноосный

 

прицеп с

1000—500

3050Х2600Х

1,20

 

пневмоколесами

 

и 500—250

X1700 •

 

Два косо установленных отвала траншеезасыпщика имеют постоянный радиус кривизны. Каждый из них обеспечивает

185


движение срезанного грунта вдоль отвала к центру траншеи с одновременным перемещением призмы волочения перед отва­ лом. Установлено, что наиболее эффективно перемещение грунта

всторону производится отвалом с постоянным радиусом кривизны.

Вобщем случае сопротивление косо поставленного отвала состоит из сопротивлений: резанию 11^ (рис. 113, а), перемещению грунта вверх по отвалу W.z (рис. 113,6), перемещению призмы

 

 

 

 

 

 

 

C„psmil

Gnp

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6)

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

113.

Схема

сил,

действующих

на отвал

траншеезасыпщпка

грунта

перед

отвалом

3

и перемещению

грунта в

сторону Wtl

(рис. 113,

в).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопротивление

грунта

резанию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

W!

k0Lh

sin

ф кгс,

 

 

 

 

где

/г„ — сопротивление

грунта

лобовому

резанию

в

кгс/см2

 

 

 

(k0

=

2000-^4000

кгс/см2 );

 

 

 

 

 

 

 

L — длина отвала

в

м;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h — толщина

стружки

в м;

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф угол

захвата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопротивление

от

перемещения грунта вверх по отвалу

(рис. 113,

б)

равно

по

величине

проекции

на

горизонтальную

ось

силы

трения,

которая

развивается

от

перемещения

грунта

по

отвалу:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

W г

=

Gnji c

o s 2

б sin

ф,

 

 

 

 

где

G,lp

— вес

грунта в призме

волочения

в кгс;

 

 

 

/\—коэффициент

трения

грунта

о сталь

(/^ = 0,5-7-0,6);

 

б — угол

резания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вес

призмы

волочения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G„p

= V n p S 0

кгс,

 

 

 

 

 

где

Vnp

— объем призмы волочения

в м3 ;

 

 

 

 

 

6 0 — объемный вес

грунта (б0 = 1400-Т-1600 кгс/м3 ).

 

Принято считать в первом приближении, что призма имеет

высоту Я и длину L, равную соответствующим величинам отвала.

Угол между

передней

поверхностью

призмы и

дневной

поверх-

186


ностыо

грунта

равен углу

срх

естественного откоса

 

 

 

V

 

=^l'k

 

 

где кпр

 

v

пр

2 up*

 

 

поправочный коэффициент, зависящий

от отноше­

H/L

ния

HIL:

 

 

 

 

 

 

 

0,15

0,30

0,45

кпр

для грунтов:

 

1,3

1,3

1,2

 

связных

 

 

 

несвязных

 

0,9

0,8

0,7

Сопротивление от перемещения призмы перед

отвалом

Wa = Gnph sin ер,

 

где / а — коэффициент трения

грунта

о грунт (/2 = 0,8н-1,0).

В процессе перемещения

призма

волочения

прижимается

к отвалу силой

 

 

 

W3

= Gn p /2 .

 

 

От действия этой силы при перемещении грунта вдоль поверх­ ности отвала развиваются силы трения, проекция которых на ось,

Рис.

114. Трап шеезасып-

 

щик

T3-3:

/ н 8

— левый и правый от­

валы;

2 и 4

— л е в о е и п р а ­

вое

колеса;

3 — винтовая

с т я ж к а ; 5 н

7 — кривошипы

осей правого

н левого ко ­

 

лес; 6 — тяга

совпадающую с направлением движения, будет представлять

собой сопротивление от перемещения

грунта в сторону:

 

 

^4 = GnpfJs cos

ф.

Общее тяговое сопротивление траншеезасыпщика на горизон­

тальном

участке

 

 

 

 

1*7=2 (W,

+ W2 + W3

- I -

W4) + /„GT 3 ,

где / 0

— коэффициент

сопротивления

качению опорных колес

 

траншеезасыпщика;

 

 

GT 3

вес траншеезасыпщика.

 

 

187


На связных грунтах, а также на грунтах, содержащих остатки корней, пространство, охватываемое отвалами, может забиваться грунтом, который иногда образует призму волочения, заполняю­ щую почти все указанное пространство. При этом нормальная работа траншеезасыпщика нарушается. Для предотвращения ука­ занного явления один из отвалов размещают впереди другого. Однако такой прием вызывает неустойчивый ход траншеезасып­ щика по трассе (под углом к траншее) вследствие разности мо­ ментов равнодействующих сопротивлений каждого отвала отно­ сительно точки прицепа. В траншеезасыпщпке ТЗ-3 этот дефект устранен благодаря сдвигу опорного колеса перед задним отва­ лом назад, ближе к рабочей поверхности этого отвала (рис. 114). Боковая реакция грунта на колесо препятствует повороту дан­ ного траншеезасыпщика под углом к оси траншеи. В транспорт­ ном положении оба колеса устанавливаются на одной оси.

§ 3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КАБЕЛЕУКЛАДЧИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ

Технологические приемы использования кабелеукладчиков в различной обстановке освещены в специальной литературе [3, 7, 8J. Здесь приводится лишь краткое их изложение с учетом вопросов, рассмотренных в предыдущих главах.

Характер трассы кабельной линии определяет типы кабеле­ укладчиков, которые целесообразно использовать при строитель­ стве этой линии. Местность, по которой прокладывается кабель при помощи кабелеукладчиков, можно разделить на следующие виды: 1) равнинная, не содержащая заболоченных участков; 2) пересеченная, с участками потъемов, спусков и поперечных склонов; 3) болота или участки болот; 4) пересеченная с водными преградами в виде рек и водоемов.

Болота в зависимости от проходимости по ним строительных

механизмов по .классификации

Гипроспецгаза [8] подразделяются

на

три типа:

 

 

 

 

 

 

I — целиком

заполненные

торфом,

допускающие

работу

и

многократный проход болотной техники со средним

давлением

на

грунт 0,2—0,3 кгс/см2 ;

 

 

 

 

 

I I — целиком

заполненные

торфом,

допускающие

работу

бо­

лотной техники только с помощью средств (еланей, щитов), обес­

печивающих снижение давления на поверхность торфяной

залежи

до 0,1 кгс/см2 и ниже;

 

I I I — допускающие работу специальной техники на

понтонах

или обычной техники с плавучих средств.

Указанная классификация болот дополнена ВНИИСТом, при­ менительно к задачам строительства кабельных линий, двумя подтипами: а) допускающими проход техники с давлением на поверхность грунта более 0,3 кгс/см2 ; б) с твердым дном глуби­ ной до 1 м.

188


На равнинной местности без заболоченных участков и на пере­ сеченной местности с участками подъемов, спусков и поперечных склонов могут применяться кабелеукладчики всех типов с различ­ ной ходовой частью (одноосной, многоколесной, типа лодкиволокуши, гусеничной).

На болотах или участках болот I типа с двумя подтипами болот наиболее эффективно использование кабелеукладчиков с много­ колесной ходовой частью, имеющих корпус типа лодки-воло­

куши. На болотах

I I

типа

целесообразно

использование болот­

ных кабелеукладчиков

без

понтонов, а на болотах I I I типа — бо­

лотных

кабелеукладчиков

с

понтонами.

 

На

пересеченной

местности

с водными

преградами (реками,

водоемами) для прокладки кабеля в донный грунт эффективно применение кабелеукладчиков с многоколесной ходовой частью, имеющих корпус типа лодки-волокуши.

Комплектование кабелеукладочных агрегатов требует учета

ряда особенностей

трассы.

При

работе

на участках

местности

с подъемами тяговое сопротивление кабелеукладчнка

возрастает

на величину GK sin а п ,

а тяговое

усилие

тракторов

сцепа умень­

шается на величину

G0 sin ссп (здесь

GK — вес

кабелеукладчнка

с кабельными барабанами,

a G 0

полный вес тракторов). Сумма

указанных величин (GK +

G0) sin а п

для

углов

ссп, равных 10,

15 и 20°, соответственно составляет

17,26

и 34%

от

суммы весов

кабелеукладчнка

и сцепа

тракторов.

 

 

 

 

Тяговое сопротивление

кабелепрокладочного

и

пропорочного

ножей кабелеукладчнка пропорционально прочности грунта, ко­ торая при увлажнении последнего снижается, а с понижением влажности возрастает. При изысканиях трассы целесообразно прочность грунта определять при помощи плотномера ДорНИИ. Тяговое сопротивление кабелепрокладочного и пропорочного ножей пропорционально среднему числу ударов Сс плотномера ДорНИИ.

Комплектование сцепа тракторов, буксирующих прицепной кабелеукладчик, должно производиться так, чтобы рама любого трактора в сцепе не нагружалась тяговым усилием более чем от одного трактора.

При прокладке кабеля по дну рек или водоемов путем букси­ ровки кабелеукладчнка по дну общее необходимое тяговое уси­

лие на береговом конце

троса

 

 

 

Рв = кбх + Р?р),

 

где Рх

— горизонтальная

составляющая тягового сопротивле­

 

ния кабелеукладчнка на его прицепной серьге;

 

Р т р

— сопротивление

движения буксирного троса за счет

кб

трения его о грунт;

 

 

— коэффициент,

учитывающий

сопротивление воды

и

 

другие неучтенные факторы

(можно принимать k6

=

 

= 1,25).

 

 

 

189