Файл: Филаткин К.М. Радиометрист штурманский учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

контуре возбуждаются затухающие синусоидальные колебания, за счет которых напряжение на сетке изме­ няется согласно сплошной кривой (рис. 94). В первый полупериод колебания на контуре ударного возбужде­ ния всегда отрицательные. Поэтому полупериод напря­ жения на сетке имеет положительную полярность. За­ тем следует отрицательный полупериод колебаний на­

пряжения на сетке.

Этим исключается возможность срабатывания бло- кинг-генератора, так как отрицательное напряжение на сетке значительно превышает напряжение, при котором

отпирается лампа.

Лишь

Си кхрюняs I•- у1С4Д!;е импульсы

к моменту прихода

чет­

Гл А Л Л А А

вертого импульса

напря­

жение на сетке становит­

ся близким к напряжению

Напряжение на cants

отпирания, и блокинг-ге-

 

 

нератор с приходом этого

 

 

импульса

срабатывает,

 

 

обеспечивая

деление

ча­

 

 

стоты в 4 раза.

 

 

 

 

Получаемые таким об­

 

 

разом импульсы

требуе­

 

 

мой

частоты

следования

 

 

подаются на

сетку

жду­

Рис. 94. График,

объясняющий

щего

блокинг-генератора,

собранного на лампе Л 3.

стабилизирующее

действие конту­

ра ударного

возбуждения

С катодного

сопротивле­

 

 

ния R2i этого блокинг-генератора снимаются выходные запускающие импульсы, имеющие положительную по­

лярность.

Эти импульсы имеют

частоту следования

3200, 1600

или 800 импульс/сек и длительность,

равную

2 мксек.

 

 

 

Низкое выходное сопротивление блокинг-генератора

на лампе

Л3 дает возможность

согласовывать

выход

блока формирования запускающих импульсов с линией задержки и волновым сопротивлением кабеля, через ко­ торый запускающие импульсы поступают в приемопе­ редатчик.

Блок формирования импульсов ПКД выдает перио­

дическую последовательность

положительных

импуль­

сов длительностью

0 , 2

мксек

с

частотой следования

3200 дмпу.л.ьс/сек, т.

е.

с периодом

следования,

соответ­

185


ствующим 25 милям. Блок собран на двух лампах типа

6Н1П.

На первой лампе выполнен селектор, схема которого аналогична схеме селектора из блока формирования за­ пускающих импульсов. На лампу селектора из блока фазовращателей подаются три синусоидальных напря­ жения переменной фазы. За каждый период самой низ­ кой частоты (3,2 кгц) селектируется один импульс, ко­ торый усиливается и запускает ждущий блокинг-гене- ратор. Вырабатываемые этим блокинг-генератором им­ пульсы и являются импульсами ПКД, подаваемыми на видеосмеситель.

§6. Агрегат питания

Взависимости от рода тока и величины напряжения бортовой сети навигационные станции комплектуются специальными агрегатами питания, которые преобразу­ ют энергию бортовой сети в напряжения 230 в, 427 гц.

Станция может питаться от бортовой сети судна на­ пряжениями ПО и 2 2 0 в постоянного тока, а также трех­ фазными напряжениями 127, 220 и 380 в промышленной частоты.

Если судно имеет бортовую сеть переменного

тока 127

(220—380)

в, то в этих случаях источниками

питания

могут быть

агрегаты

типа

АЛА-1,5М;

АЛА-1,5-МА1

(380 в); АЛА-1.5-МБ1

( 2 2 0

в) и АЛА-1.5-МВ1

(127 в).

Технические данные агрегатов следующие:

напряже­

ние питающей сети 380 (220, 127) в; потребляемый ток

4,7 (380 и 127 в) и 8 а (220 в);

скорость

вращения

2850 об/мин; напряжение генератора 230 в:

ток на­

грузки— 8 , 1 а; коэффициент мощности нагрузки — 0 ,8 .

• В комплект агрегата питания входят: машинный аг­ регат и пускорегулирующая аппаратура, состоящая из двухсетевого пускателя ДПТ-100, блока дистанционного управления ДКУ-100, блока компенсации и регулиро­ вания генератора БКР-100 и блока управления.

Блок дистанционного управления и блок управле­ ния располагаются обычно в штурманской рубке судна или в помещении, где установлен индикатор, вся ос­ тальная пускорегулирующая аппаратура монтируется в помещениях судна, где устанавливается машинный аг­ регат.

186


Применение двухсетевого пускателя позволяет осу­ ществлять питание станции от двух независимых сетей (левого или правого борта) и в случае необходимости переходить с одной бортовой сети на другую.

Агрегат питания типа АЛА состоит из трехфазного

. асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и однофазного синхронного генератора, у которого обмот­ ка переменного тока и обмотка возбуждения располо­ жены в статоре машины. Роторы асинхронного двига­ теля и синхронного генератора смонтированы на об­ щем валу.

§ 7. Эксплуатация РЛС

Большинство штурманских радиолокационных стан­ ций обслуживается одним оператором, место которого всегда возле индикатора станции.

На пульте управления перед экраном электронно­ лучевой трубки имеются органы управления, которыми пользуется оператор. При помощи этих органов управ­ ления оператор включает станцию, настраивает инди­ катор и подготавливает станцию к работе.

Для включения станции необходимо нажать кнопку «Пуск» на двухсетевом пускателе или в блоке дистан­ ционного управления. После загорания сигнальной лам­ пы, указывающей, что ротор двигателя набрал доста­ точную скорость, необходимо по вольтметру, размещен­ ному на панели контроля, убедиться, что напряжение, развиваемое генератором, достигло номинального зна­ чения. При отклонении напряжения от номинальной величины необходимо произвести регулировку напря­ жения на блоке управления агрегатом. Убедиться, что переключатель «Резерв—Работа» на панели основного индикатора установлен в положение «Резерв» и вклю­ чить переключатель «Питание». При этом загорается сигнальная лампа, а на экране трубки появляется раз­ вертка с расположенными на ней точками НКД. По­ тенциометром «Яркость» устанавливают яркость линии развертки такую, чтобы она была едва видимая, а по­ тенциометром НКД и ПКД яркость точек. Потенциомет­ ром «Фокус» добиваются хорошей фокусировки. После этого включается вращение антенны. Проверяется на есех щкадах, $сть ли неподвижные кольца дальности.

187

На каждой шкале при этом производится центриро­ вание развертки.

Через три минуты после включения питания пере­ ключатель «Резерв—Работа» необходимо перевести в положение «Работа». О работе станции сигнализирует специальная лампочка и прибор, указывающий ток магнетрона. Ток магнетрона обычно должен быть 8— 10 ма. Если он будет отличаться от данной величины, необходимо произвести регулировку тока магнетрона с помощью реостата, расположенного в приемопередат­ чике.

По микроамперметру, находящемуся па панели уп­ равления основного индикатора, проверяется ток кри­ сталлов приема, который должен составлять 500—■ 1400 мка, и ток кристалла АПЧ, нормально имеющий величину в пределах 200—900 мка.

Потенциометр «Усиление» должен быть отрегулиро­ ван так, чтобы отраженные от объектов импульсы бы­ ли отчетливо видны на фоне шумов.

Если станция используется только периодически, а не все время, то для готовности ее в любой момент сле­ дует главный переключатель держать в положении «Ре­ зерв». Это даст возможность при включении станции избежать потерн времени на разогрев и обеспечить ее постоянную готовность.

При работе на станции можно измерять дистанцию либо ориентировочно, либо точно. Ориентировочное из­ мерение дальности производится по положению отра­ женных импульсов относительно неподвижных колец дальности. Для более точного измерения дальности не­ обходимо с помощью штурвала дальномера совместить подвижное кольцо дальности с отметкой от объекта. Отсчет дальности производится по счетчику, находяще­ муся на панели управления.

Для измерения угловых координат (пеленга и кур­ сового угла), а также курса своего судна использует­ ся визирная линейка, которая проходит через центр экрана и может поворачиваться на 360° относительно двух шкал, окружающих экран.

Наружная, неподвижная, шкала разделена на 360°, ее нуль находится у крайней верхней точки экрана. Каждая половина подвижной шкалы разделена на 180”. Если включена связь с гирокомпасом, то подвижная

188


Шкала поворачивается в соответствий с изменениями курса судна. Ее нуль показывает по делениям наружной неподвижной шкалы курс своего судна.

Для измерения курсового угла при стабилизации от­ метки курса визир следует совместить с отметкой от объекта и произвести отсчет по делениям неподвижной шкалы.

При стабилизации направления на север отметка курса совпадает с нулем подвижной шкалы и при из­ менениях курса судна перемещается вместе с нулем шкалы. Для измерения курсового угла и пеленга необ­ ходимо визир совместить с отметкой от объекта. Отсчет курсового угла в этом случае производится по внутрен­ ней шкале, а отсчет пеленга по наружной.

С помощью радиолокационной станции можно ус­ пешно решать следующие навигационные задачи: опоз­ нание береговой черты по вееру пеленгов и расстояний; определение места корабля по точечным ориентирам; определение места корабля по пространственным ори­ ентирам.

При подходе корабля к берегу с моря возникает не­ обходимость опознания береговой черты в сложных по­ годных условиях или ночью. Для этого необходимо с помощью индикатора радиолокационной станции одно­ временно или по возможности быстрее измерить нес­ колько пеленгов и соответствующие им расстояния до характерных на берегу ориентиров. В средний момент измерений замерить время по часам и отсчет лага. За­ тем нанести эти пеленги с одной точки на кальке. По­ лучим веер пеленгов и расстояний. Кальку наложить на карту в районе счислимого места и перемещать ее до тех пор, сохраняя параллельность линии пути, пока еозможно большее число отложенных на кальке рас­ стояний не совпадет с характерными объектами на кар­ те. Точка, из которой мы проводили пеленги, даст при»- ближенное место корабля. Для достижения достовер­ ности рекомендуется проделать подобное определение несколько раз.

Если на месте имеются хорошо известные ориенти­ ры, которые также нанесены на карте, и эти ориенти­ ры хорошо наблюдаются 'на индикаторе радиолокаци­ онной станции, то в данном случае определение места корабля по точечным ориентирам производится так же

189


il теми же способами, как это описано в разделе «Осно­ вы кораблевождения». При этом определение будет бо­ лее достоверно, так как наряду с пеленгом мы можем точно замерить и расстояние до пеленгуемого объекта.

Самым распространенным способом определения ме­ ста корабля с помощью РЛС является определение по пространственным ориентирам. При определении места корабля этим способом нужно учитывать особенности изображения берега на индикаторе РЛС. Горы, холмы, возвышенности экранируют расположенную за ними местность. Поэтому полуостров или мыс могут быть приняты за остров, что повлечет за собой опасную ошибку.

Гла в а II. БОЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЛС

§1. Организация радиотехнической службы корабля

Весь личный состав корабля составляет его экипаж. Во главе корабля стоит командир корабля. В помощь ему назначаются старший помощник, заместитель по по­ литической части и помощник. В целях лучшего исполь­ зования оружия и технических средств, а также удоб­ ства управления на корабле создаются боевые части и службы, во главе которых стоят командиры или началь­ ники.

К боевым частям корабля относятся: штурманская, ракетная (ракетно-артиллерийская), минно-торпед­ ная, связи и электромеханическая; к службам — радио­ техническая, химическая, медицинская и снабжения.

Для действий в боевой обстановке личный состав ко­ рабля распределяется по командным пунктам и боевым пестам.

Командным пунктом называется место, откуда ко­ мандир (начальник) управляет действиями подчинен­ ных ему подразделений, руководит использованием оружия, технических средств и борьбой за их живу­ честь, а также поддерживает связь со старшим коман­ диром и взаимодействующими частями и подразделе­ ниями.

190

Боевым постом называется место на корабле с На­ ходящимся на нем оружием или техническими средства­ ми, имеющими определенное боевое назначение, а так­ же с личным составом, предназначенным для обслужи­ вания и использования данного оружия или технических

средств.

личный

состав

командир

боевого по­

Возглавляет

ста.

боевая

часть,

помимо

классических

Штурманская

способов определения места корабля в море, исполь­ зует для этой цели также радиолокационные станции. Знание окружающей корабль обстановки может быть обеспечено радиолокационными станциями наблюдения, которые входят в состав радиотехнической службы.

Радиотехническая служба корабля подразделяется на группы и боевые посты. Группа наблюдения и груп­ па сбора, обработки и выдачи информации являются основными группами радиотехнической службы. Часть радиотехнических средств находится в прямом подчи­ нении командиров боевых частей.

Все штурманские станции на корабле находятся в подчинении командира штурманской боевой части .и вы­ полняют задачи, решаемые в интересах безопасности плавания корабля.

§ 2. Обслуживание РЛС

Штурманские радиолокационные станции представ­ ляют собой комплект отдельных приборов и блоков, ко­ торые, в свою очередь, состоят из различных узлов, эле­ ментов и деталей. Все они требуют для нормальной ра­ боты определенных режимов и условий правильной экс­ плуатации и постоянного ухода. Систематический уход за РЛС может в значительной мере предотвратить воз­ никновение неисправностей, а следовательно, и выход их из строя.

Основная цель ухода за радиотехническими станци­ ями состоит в том, чтобы обеспечить поддержание стан­ ций в постоянной боевой готовности; поддержание по­ стоянства их тактико-технических данных в соответствии с формулярными; предупреждение неисправностей, поломок и преждевременного выхода станций из строя. Это достигается своевременным проведением мероприя-

191