Файл: Филаткин К.М. Радиометрист штурманский учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.06.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
этой силой является вращающееся магнитное поле, она будет стремиться увлечь за собой ротор. Скорость вра щения ротора несколько меньше скорости вращения магнитного поля.
Изменение направления вращения трехфазного асин хронного двигателя производится изменением направле ния вращения магнитного поля. Для этого достаточно переключить два любых провода, соединяющих обмотку статора с сетью. Запускается трехфазный асинхронный двигатель либо прямым включением в сеть, либо вклю чением при пониженном напряжении. При прямом включении во время пуска в сети возникает большое падение напряжения.
Рис. 27. Конструктивный состав асинхронного двигателя
Между приложенным напряжением и током, прохо дящим через обмотку статора, имеется сдвиг фаз, при чем, чем меньше нагрузка на валу, тем больше сдвиг по фазе. Поэтому мощность,- потребляемая асинхрон ным электродвигателем из сети трехфазного тока, будет определяться не только величиной приложенного на пряжения и тока, проходящего через статор, но и коси нусом угла сдвига фаз.
§ 7. Измерительные приборы
Электроизмерительные приборы служат для измере ния различных электрических величин. Электроизмери тельные приборы классифицируются по принципу дей ствия, роду измеряемой величины, роду тока, степени точности, характеру' применения и способу получения отсчета.
По принципу действия они делятся на приборы маг нитоэлектрической, электромагнитной, электродинами ческой, индукционной, тепловой, термоэлектрической,
57
электронной, выпрямительной и вибрационной систем, а также приборы сопротивления.
По роду измеряемой величины они делятся на ам перметры, вольтметры, ваттметры, гальванометры, частотометры, фазометры, счетчики, омметры и осцилло графы.
По роду измеряемого тока они делятся на приборы постоянного тока, переменного тока и комбинирован ные.
По степени точности электроизмерительные приборы делятся на восемь классов: 0,05; 0,1; 0,2; 0,5; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0. Цифры означают наибольшую допустимую по грешность, выраженную в процентах от номинального значения шкалы прибора.
По характеру применения измерительные приборы делятся на стационарные и переносные. По конструк ции защиты корпуса измерительные приборы бывают защищенного, брызгозащищенного, водозащищенного, герметического и взрывобезопасного исполнения.
По способу получения отсчета измерительные прибо ры делятся на приборы с непосредственным отсчетом; самопишущие приборы; интегрирующие приборы, т. е. приборы, позволяющие получать суммарное значение измеряемой величины за время действия прибора; компанирующие приборы, или приборы сравнения, т. е. при
боры, позволяющие |
сравнивать измеряемую величину |
с мерой. |
системы прибора, его назначения, |
Для определения |
рода измеряемого тока, класса точности и т. п. на шка лах ставятся условные знаки. Условные знаки приве дены в таблице.
Таблица условных знаков, помещаемых на шкалах электроизмерительных приборов
Условный
знак
Г ^ >
го
0
1
' А V
W
Значения знака |
Условный |
||
знак |
|||
|
|
||
Класс |
точности при |
( |
|
бора |
0,1 |
||
|
Прибор постоянного тока
Прибор переменного
тока
т г
Прибор постоянного н переменного тока
Прибор трехфазного \ тока
Изоляция прибора ис пытания напряже нием 2000 в
Магнитный экран
1
Вертикальное положе ние шкалы прибора п
Горизонтальное поло жение шкалы при бора
Положение прибора |
|
Амперметр |
|
Вольтметр |
mV |
|
|
Ваттметр |
Q |
|
Значения знака
Знак высокого напряжения
Магнитоэлектрическая система прибора
Электродинамическая система прибора
Электромагнитная система прибора
Тепловая система прибора
Индуки ионная систе ма прибора
Электростатическа я система прибора
Термоэлектрическая система прибора
Вибрационная систе ма прибора
Положение шкалы прибора под углом 60° к горизонталь ной плоскости
Миллиамперметр
Милливольтметр
Омметр
59
Для измерения тока используется амперметр, а для измерения напряжения — вольтметр. Амперметр вклю чается в цепь последовательно источнику тока и нагруз ке, а вольтметр — параллельно. Иногда пределы при бора не позволяют произвести измерение электрических величин, поэтому для расширения их возможностей ис пользуют добавочные сопротивления и шунты.
Шунт применяется для расширения пределов изме рения амперметра. Он представляет собой сопротивле ние и включается параллельно амперметру.
ТТ-1
Добавочное сопротивление служит для расширения предела измерений вольтметра. Добавочное сопротив ление включается последовательно в цепь с вольтмет ром.
При работе с блоками радиолокационной станции часто бывает необходимо проверить различные участ ки электрической цепи. Для этой цели имеются специ альные приборы ампервольтметры (авометры) АВО-5М, ТТ-1 и другие.
Ампервольтметр типа ТТ-1 предназначен для изме рения сопротивления величин постоянного и переменно
60
го тока и напряжения. Расширение пределов измерения прибора по постоянному току и напряжению достига ется переключением добавочных сопротивлений и шун-
Рис. 29. Методы измерения напряжения тока и сопротивления с помощью ТТ-1
тов. Передняя панель прибора и его принципиальная схема приведены на рис. 28.
Измерение тока, напряжения и сопротивления с по мощью прибора показано на рис. 29.
Г л а в а III. ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СТАНЦИЙ
§ 1. Блок-схема системы питания радиолокационных станций
Работа радиолокационной станции требует различ ных напряжений. Приборы и блоки РЛС питаются на пряжением повышенной частоты 400—800 гц, это позво ляет уменьшить габариты ста-нции. Для питания син хронных передач применяется переменный ток ПО в, 50 гц. Исполнительные двигатели РЛС питаются посто янным током. Первичным источником питания РЛС ко
61
рабля является бортовая сеть, напряжение которой мо жет быть либо постоянным (110—220 в), либо перемен ным (127—220—380 в), 50 гц. Типовая блок-схема элек тропитания приведена на рис. 30. В нее входит агрегат
Рис. 30. Блок-схема электропитания РЛС
повышенной частоты 1, вырабатывающий основное на пряжение для питания станции. Запуск и остановка агрегата осуществляются магнитным пускателем 2. Ре гулировка напряжений осуществляется блоком компен сации и регулировки 3, органы управления данным бло ком выведены в специальный блок управления 4. На пряжение регулируется либо вручную, либо с помощью угольного регулятора напряжения 5. После регулиров ки напряжение подается на распределительный щи ток 6.
§2. Агрегат питания повышенной частоты
Всхемах электропитания РЛС применяются машин ные агрегаты питания типа АЛА и АЛП, преобразую-
62
щие переменные и постоянные напряжения в напряже ния повышенной частоты. Агрегаты АЛА применяются для преобразования напряжения бортовой сети пере менного тока, а агрегат АЛП — постоянного тока. Пре образователи АЛА и АЛП вырабатывают напряжение частотой 427 гц.
Данные преобразователи представляют собой индук ционный однофазный генератор с самовозбуждением (рис. 31). Обмотка возбуждения 4 и генераторная об-
Рис. 31. Преобразователь
мотка 2 расположены на статоре 1. Ротор 3 генератора (представляет собой металлическую болванку) набран из тонких листов железа и обмотки на себе не имеет. Генераторная обмотка выполнена из двух секций, ко торые размещены симметрично относительно обмотки возбуждения.
Части ротора, располагающиеся под генераторными
обмотками, изготовлены в виде зубчатых |
колец, |
они |
|
имеют выступы и впадины. Зазор между |
ротором |
и |
|
статором вследствие |
этого переменный. |
благодаря |
|
С пуском мотора |
в обмотках генератора |
остаточному магнетизму, возникает э.д.с., которая по ступает через выпрямитель на обмотку возбуждения.
Ток в обмотке возбуждения создает постоянное маг нитное поле, магнитные силовые линии которого замы каются через железо статора и ротора. При вращении ротора вследствие неравномерных расстояний между ротором и статором магнитное поле вращается и тем
6.3
самым наводит в обеих секциях генераторных обмоток э.д.с. индукции. Эта э.д.с. будет изменяться с частотой прохождения выступов. У подобного типа преобразова телей на роторе сделано 18 выступов, что равнозначно 9 магнитам.
§ 3. Магнитные пускатели
Для запуска электрических машин в цепях радиоло кационных станций используются автоматические маг нитные пускатели. Они подразделяются на пускатели постоянного и переменного тока. При запуске электро двигателей постоянного тока в обмотке якоря возника ет большой пусковой ток. Чтобы предохранить электро двигатель от аварии, в цепь якоря во время пуска вво дится пусковое сопротивление. В дальнейшем пусковое сопротивление автоматически отключается. Роль авто- мата-отключателя выполняет магнитный пускатель.
На рис. 32 приведена схема магнитного пускателя электродвигателя постоянного тока. Пускатель состоит из линейного контактора КЛ, у которого имеется два контакта: главный — КЛ1 и блок-контакт КЛ2; контак тора ускорения КУ с двумя обмотками: сериесной К.У’
|
и шунтовой КУ ш ; двух |
||||
|
блок-контактов |
КУ1 |
и |
||
|
КУг; |
экономического |
|||
|
сопротивления |
СЭ |
и |
||
|
пускового |
сопротивле |
|||
|
ния ПС. |
Для запуска и |
|||
|
остановки |
электродви |
|||
|
гателя имеются кнопки |
||||
|
«ПУСК» и «СТОП». |
||||
|
При нажатии |
кнопки |
|||
|
«ПУСК» питание от |
||||
|
бортовой сети поступит |
||||
|
на шунтовую |
обмотку |
|||
|
КУЩ. Контактор сра |
||||
|
ботает |
и |
разомкнет |
||
|
контакт КУ1 и замкнет |
||||
|
контакт |
КУ2 . |
При раз |
||
|
мыкании контакта |
КУ1 |
|||
Рис. 32. Схема магнитного пускателя |
последовательно в цепь |
||||
электродвигателя постоянного тока |
якоря для |
ограничения |
64
пускового |
тока включается |
сопротивление |
ПС и |
|
сериесная |
обмотка КУС. При замыкании |
контакта |
||
КУ2 будет |
подано |
питание |
на обмотку |
линей |
ного контактора К.Л, он сработает и замкнет главный контакт КЛj, одновременно разомкнет контакт КЛ2 и обесточит обмотку КУШ. Пусковой ток якоря при этом пойдет по цепи от плюса источника питания через замкнутый главный контакт КЛ, обмотку КУС, пусковое сопротивление ПС, обмотку якоря и на минус источни ка, в результате чего электродвигатель запустится. Не смотря на то, что обмотка КУ,„ обесточена, контакт КУ2 не разомкнется, так как якорь контактора будет удер живаться сериеоной обмоткой КУС.
С увеличением оборотов электродвигателя из-за ро ста обратной э.д.с. пусковой ток будет уменьшаться и наступит момент, когда по сериесной обмотке контакто ра ускорения пройдет такой малый ток, который не смо жет удержать якорь контактора замкнутым. При этом контакт КУ замкнется и зашунтирует пусковое сопро тивление ПС и обмотку КУС, а контакт КУ2 разомк нется и создаст цепь питания обмотки линейного кон тактора через экономическое сопротивление СЭ. На этом запуск электродвигателя заканчивается. Для остановки электродвигателя необходимо нажать кнопку «СТОП».
§ 4. Угольный регулятор напряжения
Угольный регулятор напряжения предназначен для автоматического поддержания постоянства напряжения,
выработанного генератором |
повышенной |
частоты. |
Угольный регулятор (рис. 33) |
состоит из |
ребристого |
корпуса 1, катушки 2, якоря 3, угольного столбика 4, пружины 5 и скобы с нажимным винтом 6 для крепле ния всех деталей регулятора.
При прохождении постоянного тока через катушку 2 якорь 3 втягивается, увлекая за собой сердечник, на который надеты шайбы угольного столбика. Угольный
столбик — переменное |
сопротивление, |
зависящее от |
степени сжатия. С увеличением сжатия |
величина сопро |
|
тивления уменьшается, |
так как улучшается контакт |
между шайбами, при растяжении контакт ухудшается и величина сопротивления увеличивается.
5—499 |
65 |