Файл: Тронов В.П. Обезвоживание и обессоливание нефти из опыта работы об-ния Татнефть.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.06.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 5
ветственно оборудованных резервуаров с защитным по крытием потери легких фракций практически исключа ются по двум причинам. Первая причина состоит в том, что после ступени горячей сепарации длина трубопрово дов между сепараторами и товарным парком может быть подобрана таким образом, чтобы температура нефти на входе в резервуар была не ниже 20° С; вторая — в том, что технологические резервуары можно эксплуатировать в режиме транзита. Это позволяет исключить потери за счет больших дыханий.
Таким образом, осуществление этих мероприятий по зволит не только решить задачу по снижению упругости паров до требуемых норм, но и значительно уменьшить возможные потери в товарных парках.
Пропускная способность одного резервуара объемом 5000 м3 на промыслах Татарии достигает 10—12 тыс. т в сутки. Эго эквивалентно работе термохимической уста новки производительностью около 4 млн. тв год.
Стоимость технологического резервуара такого объе ма вместе с дозирующими и другими устройствами со ставляет около 50 тыс. руб. Стоимость термохимической установки обычного типа — более миллиона рублей. Кро
ме того, часто требуются дополнительные |
затраты |
на |
сооружение при термохимической установке |
(ТХУ) |
то |
варного парка. |
|
не |
На промыслах, где строительство резервуаров |
предусмотрено проектами, сброс воды может осущест вляться из горизонтальных отстойников, работающих под давлением. Для этих же целей могут быть использованы концевые сепарационные установки.
При использовании в качестве водоотделителей булитов даже объемом по 200 м3 каждый капиталовложения резко возрастают.
Применение булитов целесообразно лишь тогда, ког да непосредственно из них можно непрерывно подавать нефть на внешний транспорт. При этом должна быть предусмотрена такая схема движения нефти, при которой вплоть до нефтеперерабатывающего завода исключена возможность контакта нефти с атмосферой. В резер вуары промысла нефть в этом случае будет направляться только в аварийных ситуациях.
Применение больших емкостей, которые могут ис пользоваться как в технологических целях, так и в каче-
40
стве буферных резервуаров для обеспечения непрерыв ной подачи нефти на внешний транспорт, значительно экономичней, чем эксплуатация большого числа булитов.
Роль таких емкостей могут играть резервуары с гер метичными крышами, имеющие газоуравнительную об вязку. Однако в практике добычи и подготовки нефти всегда имеются случаи, когда товарный парк по какойлибо причине не может бьпь использован в технологи ческом цикле. Тогда совмещение процессов разрушения эмульсии с ее транспортированием по промысловым, системам сбора или другим трубопроводам является, очевидно, наиболее эффективным средством для сокра щения времени пребывания нефти в булитах.
|
|
|
|
Таблица |
I |
|
|
Температура, “С |
Остаточ- |
||
|
|
|
|
ное |
|
Вид обработки |
|
началь |
при |
содержа |
|
|
|
ная |
отстое |
ние |
% |
|
|
|
|
воды, |
|
Кратковременное смешение с ре |
|
|
|
||
агентом и последующий отстой |
17 |
17 |
21,5 |
|
|
(холодная деэм ульеация) |
................ |
|
|||
Кратковременное смешение |
с |
|
|
|
|
реагентом и последующий |
отстой |
|
|
|
|
нагретой эмульсии (обычный тер |
40 |
8 |
|
||
мохимический метод) ....................... |
|
17 |
|
||
Длительное разрушение |
эмульсин |
|
|
|
|
в трубопроводах в процессе |
дви |
17 |
з . о |
|
|
жения .................................................. |
|
17 |
|
||
Длительное разрушение |
предва |
|
|
|
|
рительно нагретой и охлаждающей |
|
|
|
||
ся в процессе движения |
по трубо |
17 |
1,0 |
|
|
проводам эм у л ьси и ........................... |
|
40 |
|
В ряде случаев совмещение процесса обезвоживания нефти с ее трапспортиванием по промысловым системам сбора или прокачкой через смонтированные перед водо отделителями трубопроводы может быть осуществлено при помощи горячих дренажных вод, сбрасываемых с действующих установок по подготовке нефти. В этих случаях горячая дренажная вода подается по трубопро воду, врезаемому в линию сырой нефти на подход к во доотделителям (за 300—400 .«). и перемешивается с эмульсией.
41
Соотношение дренажной воды и обрабатываемой неф ти зависит от качества смешиваемых жидкостей и подби рается опытным путем. Для условий Ромашкинского ме
сторождения |
оказалось приемлемым соотношение 1: 3 |
(один объем дренажной воды на три объема нефти). |
|
Такая схема с высокой степенью эффективности ис |
|
пользована |
в нефтегазодобывающих управлениях |
(НГДУ) «Актюбанефть», «Альметьевнефть», «Елховнефть» и др. Остаточное содержание воды в сдаваемой нефти, подготовленной по этой схеме, составляет 0,5— 1,5%.
Вариант совмещенной технологической схемы подго товки нефти в интервале скважина — промысловый то варный парк как для обустроенных, так и для вновь вводимых в разработку месторождений представлен на рис. 1 (элементы I—V).
Для оценки эффективности совмещенных схем под готовки нефти и определения набора дополнительного оборудования необходимо располагать данными предва рительных исследований. Для этого в лабораторных ус ловиях определяется глубина обезвоживания нефти при использовании в технологических целях промысловых трубопроводов для трех основных режимов: без подогре ва, с подогревом при отстое, с путевым подогревом.
На промыслах предварительно отбираются |
про!бы |
обводненной нефти, а затем в лабораторных |
условиях |
моделируется режим разрушения эмульсии в процессе ее движения по промысловым трубопроводам.
По данным замеров строятся графики зависимости остаточного содержания воды в нефти для каждого из режимов. Из трех режимов выбирается тот, который обеспечивает возможность получения нефти, обезвожен ной до заданной глубины при длительности ее обработ ки, эквивалентной среднему времени движения эмульсии по промысловым системам сбора. Оценив капитальные затраты и возможную себестоимость подготовки нефти для каждого из режимов, принимают решение о выборе технологической схемы. Система сбора должна пред усматривать раздельный транспорт обводненной и без водной продукции скважин и прием ее в отдельные груп пы резервуаров товарного парка или других технологи ческих аппаратов, которые могут выполнять роль водоотделителей. Затем на участках с обводнившейся
42
нефтью осуществляется монтаж блочных дозирующих устройств для подачи реагента в трубопроводы.
Если принята схема подготовки нефти с путевым или местным подогревом, то осуществляется монтаж нагре вательных элементов. Общая стоимость узла подогрева на 2 млн. т нефти в год вместе со строймонтажными ра ботами составляет примерно 46 тыс. рублей.
В число объектов, сооружаемых в первую очередь, обязательно включаются и очистные сооружения. Это позволяет нормально эксплуатировать месторождения и решать с небольшими затратами проблему подготовки нефти при максимальном использовании всего промысло вого оборудования.
Улучшение качества нефти при ее транспортировании в интервале «промысловый товарный парк — головные сооружения»
Исследования качества обезвоженной нефти, посту пающей на головные сооружения из промысловых товар ных парков без дополнительной обработки реагентом, показали, что капли оставшейся в нефти воды представ лены в основном мелкими глобулами с прочными брони рующими оболочками. При введении реагента в обезво женную нефть и последующем моделировании процесса движения эмульсии по трубопроводам остаточное содер жание воды в пробах нефти в подавляющем большин стве случаев снижается до «следов» с одновременным удалением солей до 150—300 мг/л. Результаты лабора торных исследований позволили выдвинуть предположе ние о целесообразности улучшения качества нефти вплоть до ее обессоливания при естественной темпера туре без введения пресной промывочной воды. Промыш ленные испытания внедрения этого способа были осуще ствлены в интервале чишминский товарный парк — азнакаевские головные сооружения.
Испытания проводились по следующей технологиче ской схеме. Предварительно обезвоженная на техноло
гическом комплексе при чишминском |
товарном |
парке, |
работающем в блоке с промысловой |
системой |
сбора, |
нефть с балластом до 2,0% и содержанием солей выше 3600 мг!л перекачивалась по трубопроводу Чишма — Азпакаево протяженностью 40,4 км. Одновременно на при
43
ем насосов внешней перекачки ЧТГ1 подавался реагентдеэмульгатор (дисолван) в количестве 20—40 г/г. Режим работы нефтепровода в процессе промышленных испыта ний характеризовался параметром Рейнольдса от 11 000 и выше, временем пребывания в трубопроводе около 4,5 ча са и температурой потока 16—25° С. Конечное качество нефти определялось в резервуарах азнакаевских голов ных сооружений, работающих в обычном для них режи ме. В период промышленных испытаний были отрабо таны режимы, при которых возможно осуществление обессоливания всего объема перекачиваемой нефти до 300—1800 мг/л. Результаты испытаний в зимний пери од за февраль — март и в летнее время — июль — август различны. Анализ графиков указывает на высокую ста бильность процесса и его независимость от исходного со держания балласта в нефти.
Наиболее глубокое обессоливание достигается в лет ний (рис. 5) период. Так, среднее качество нефти за июль— август определяется содержанием воды — 0,21 %, солей — 715 мл/л против 0,47% воды, 1145 мг/л солей в зимних условиях (по данным за февраль — март).
При температуре нефти в пределах 20—22° С можно достигнуть обессоливания всего объема нефти до содер жания солей в ней менее 300 мг/л при минимальных за тратах реагента.
За период промышленных испытаний было |
обессоле |
|
но 5 518 289 г нефти, из |
них с содержанием |
солей до |
300 мг/л — 155 266 г, до |
1800 мг/л — 5 363 023 г. В настоя |
|
щее время технологическая схема выведена на |
постоян |
ный режим работы с производительностью более 6,5 млн. т нефти.
После проведения промышленных испытаний и вывода системы на постоянный режим работы был произведен расчет экономической эффективности предложенного ме тода. Годовой экономический эффект от улучшения ка чества нефти па этом узле составил 83 745 тыс. руб.
Таким образом, рассмотренная технологическая схе ма улучшения качества нефти с использованием нефте
проводов в интервале промысловый |
товарный |
парк |
(Т П )— головные сооружения является |
весьма |
эффек |
тивным и экономичным средством, обеспечивающим при низких эксплуатационных затратах и капитальных
44
вложениях резкое снижение содержания солей в нефти. Такая технологическая схема улучшения качества неф ти в процессе ее транспортирования по трубопроводам получила широкое распространение не только на промыс лах Татарии, но и в других районах страны. На этом же технологическом узле была показана возможность обес соливания девонской нефти до экспортных кондиций при низкой температуре (не более 30° С) и небольшом расхо де пресной воды (около 4%). Себестоимость обессолива ния нефти в трубопроводах оказалась в 3,5—4 раза ни
же, чем на установках традиционного типа [81].
Разрушение в трубопроводах угленосных эмульсий
Для поддержания 100-миллионного уровня добычи нефти до 1975 г. в объединении «Татнефть» осуществля ется широкий комплекс мероприятий, направленных на ввод в разработку угленосных залежей верхних горизон тов. Однако вопрос рациональной технологии подготовки этих нефтей, несмотря на некоторый опыт промышлен ной эксплуатации угленосных горизонтов, до конца не ис следован. Было ясно, что решение проблемы подготов ки угленосной нефти старыми традиционными средства
ми потребует значительных капиталовложений, так |
как |
подготовка смесей угленосных и девонских нефтей |
во |
многих случаях оказывается довольно сложной. Для определения наиболее оптимальных решений в этой об ласти был выполнен комплекс исследований на промыс лах НГДУ «Бавлынефть». Сбор угленосной нефти Бавлинского месторождения осуществляется с южного и восточного участков Мово-Бавлинской площади, обу строенной по групповой системе.
В товарный парк поступало 5000—5500 г угленосной нефти в сутки с обводненностью около 30—44%. Время движения эмульсии по промысловым коммуникациям в зависимости от режима откачки изменяется в пределах от 5 до 8 часов, скорость движения в трубопроводах со ставляет 0,8—1,3 м/сек, а числа Рейнольдса—4500—7000 соответственно.
Для определения глубины и характера разрушения угленосных эмульсий при транспортировке по трубопро водам в наиболее удаленных от товарного парка группо
45
вых установках (Г'ЗНУ) и дожимных насосных станциях
(ДНС) |
в поток нефти с помощью насосов |
типа |
НДУ- |
50/150 |
дозировали реагент (дисолван) |
из |
расчета |
15—20 г на 1 т обрабатываемой жидкости.
Изучение кинетики разрушения угленосной эмульсии в процессе движения в интервале ДНС-1— ТГ1 осущест влялось с помощью микрокиносъемки потока, а также путем отбора и исследования проб нефти по длине трубо провода.
Отбор проб нефти и микрокиносъемка процессов раз рушения угленосной эмульсии в трубопроводе осущест вляли с помощью пробоотборных кранов специальной конструкции, установленных на трубопроводе. Устрой ства позволяли отбирать пробы по его сечению. Темпе ратура нефти в трубопроводе при исследованиях со ставляла 14—17° С.
Для оценки глубины и темпа обезвоживания нефти после ее обработки реагентом в трубопроводе отобранные пробы отстаивались при t=20—25° С. Наблюдения за ди намикой отделения воды от нефти осуществлялись в те чение 10 часов, после чего определяли остаточное водосодержание. Анализ показал, что угленосная эмульсия, отобранная в середине и в конце трубопровода, эффек тивно отстаивается при температуре 20—25° С, причем остаточное содержание воды в нефти составляет 0,6—2%. Следует отметить, что 80—90% воды выделяется уже че рез 1—3 часа после отбора проб нефти.
Были исследованы и седиментационные процессы, ко торые в значительной мере характеризуют тенденции по тока к расслоению как по его сечению, так и по длине трубопровода.
В практических условиях эти явления значительно осложняются возмущающим действием перекачивающих насосов на дожимных насосных станциях, подключением к сборному трубопроводу других нефтепроводов, в связи с чем могут в значительных пределах изменяться обвод ненность нефти, скорость и режим ее движения.
В этой связи были рассмотрены седиментационные тенденции в потоке по длине сборного трубопровода с учетом реальных осложняющих факторов в интервале ГЗНУ-812— товарный парк.
До подачи реагента на ГЗНУ-812 и в других точках никаких тенденций к расслоению потока по пути его дви-
46