Файл: Тронов В.П. Обезвоживание и обессоливание нефти из опыта работы об-ния Татнефть.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ветственно оборудованных резервуаров с защитным по­ крытием потери легких фракций практически исключа­ ются по двум причинам. Первая причина состоит в том, что после ступени горячей сепарации длина трубопрово­ дов между сепараторами и товарным парком может быть подобрана таким образом, чтобы температура нефти на входе в резервуар была не ниже 20° С; вторая — в том, что технологические резервуары можно эксплуатировать в режиме транзита. Это позволяет исключить потери за счет больших дыханий.

Таким образом, осуществление этих мероприятий по­ зволит не только решить задачу по снижению упругости паров до требуемых норм, но и значительно уменьшить возможные потери в товарных парках.

Пропускная способность одного резервуара объемом 5000 м3 на промыслах Татарии достигает 10—12 тыс. т в сутки. Эго эквивалентно работе термохимической уста­ новки производительностью около 4 млн. тв год.

Стоимость технологического резервуара такого объе­ ма вместе с дозирующими и другими устройствами со­ ставляет около 50 тыс. руб. Стоимость термохимической установки обычного типа — более миллиона рублей. Кро­

ме того, часто требуются дополнительные

затраты

на

сооружение при термохимической установке

(ТХУ)

то­

варного парка.

 

не

На промыслах, где строительство резервуаров

предусмотрено проектами, сброс воды может осущест­ вляться из горизонтальных отстойников, работающих под давлением. Для этих же целей могут быть использованы концевые сепарационные установки.

При использовании в качестве водоотделителей булитов даже объемом по 200 м3 каждый капиталовложения резко возрастают.

Применение булитов целесообразно лишь тогда, ког­ да непосредственно из них можно непрерывно подавать нефть на внешний транспорт. При этом должна быть предусмотрена такая схема движения нефти, при которой вплоть до нефтеперерабатывающего завода исключена возможность контакта нефти с атмосферой. В резер­ вуары промысла нефть в этом случае будет направляться только в аварийных ситуациях.

Применение больших емкостей, которые могут ис­ пользоваться как в технологических целях, так и в каче-

40


стве буферных резервуаров для обеспечения непрерыв­ ной подачи нефти на внешний транспорт, значительно экономичней, чем эксплуатация большого числа булитов.

Роль таких емкостей могут играть резервуары с гер­ метичными крышами, имеющие газоуравнительную об­ вязку. Однако в практике добычи и подготовки нефти всегда имеются случаи, когда товарный парк по какойлибо причине не может бьпь использован в технологи­ ческом цикле. Тогда совмещение процессов разрушения эмульсии с ее транспортированием по промысловым, системам сбора или другим трубопроводам является, очевидно, наиболее эффективным средством для сокра­ щения времени пребывания нефти в булитах.

 

 

 

 

Таблица

I

 

 

Температура, “С

Остаточ-

 

 

 

 

ное

 

Вид обработки

 

началь­

при

содержа­

 

 

ная

отстое

ние

%

 

 

 

 

воды,

Кратковременное смешение с ре­

 

 

 

агентом и последующий отстой

17

17

21,5

 

(холодная деэм ульеация)

................

 

Кратковременное смешение

с

 

 

 

реагентом и последующий

отстой

 

 

 

нагретой эмульсии (обычный тер­

40

8

 

мохимический метод) .......................

 

17

 

Длительное разрушение

эмульсин

 

 

 

в трубопроводах в процессе

дви­

17

з . о

 

жения ..................................................

 

17

 

Длительное разрушение

предва­

 

 

 

рительно нагретой и охлаждающей­

 

 

 

ся в процессе движения

по трубо­

17

1,0

 

проводам эм у л ьси и ...........................

 

40

 

В ряде случаев совмещение процесса обезвоживания нефти с ее трапспортиванием по промысловым системам сбора или прокачкой через смонтированные перед водо­ отделителями трубопроводы может быть осуществлено при помощи горячих дренажных вод, сбрасываемых с действующих установок по подготовке нефти. В этих случаях горячая дренажная вода подается по трубопро­ воду, врезаемому в линию сырой нефти на подход к во­ доотделителям (за 300—400 .«). и перемешивается с эмульсией.

41


Соотношение дренажной воды и обрабатываемой неф­ ти зависит от качества смешиваемых жидкостей и подби­ рается опытным путем. Для условий Ромашкинского ме­

сторождения

оказалось приемлемым соотношение 1: 3

(один объем дренажной воды на три объема нефти).

Такая схема с высокой степенью эффективности ис­

пользована

в нефтегазодобывающих управлениях

(НГДУ) «Актюбанефть», «Альметьевнефть», «Елховнефть» и др. Остаточное содержание воды в сдаваемой нефти, подготовленной по этой схеме, составляет 0,5— 1,5%.

Вариант совмещенной технологической схемы подго­ товки нефти в интервале скважина — промысловый то­ варный парк как для обустроенных, так и для вновь вводимых в разработку месторождений представлен на рис. 1 (элементы I—V).

Для оценки эффективности совмещенных схем под­ готовки нефти и определения набора дополнительного оборудования необходимо располагать данными предва­ рительных исследований. Для этого в лабораторных ус­ ловиях определяется глубина обезвоживания нефти при использовании в технологических целях промысловых трубопроводов для трех основных режимов: без подогре­ ва, с подогревом при отстое, с путевым подогревом.

На промыслах предварительно отбираются

про!бы

обводненной нефти, а затем в лабораторных

условиях

моделируется режим разрушения эмульсии в процессе ее движения по промысловым трубопроводам.

По данным замеров строятся графики зависимости остаточного содержания воды в нефти для каждого из режимов. Из трех режимов выбирается тот, который обеспечивает возможность получения нефти, обезвожен­ ной до заданной глубины при длительности ее обработ­ ки, эквивалентной среднему времени движения эмульсии по промысловым системам сбора. Оценив капитальные затраты и возможную себестоимость подготовки нефти для каждого из режимов, принимают решение о выборе технологической схемы. Система сбора должна пред­ усматривать раздельный транспорт обводненной и без­ водной продукции скважин и прием ее в отдельные груп­ пы резервуаров товарного парка или других технологи­ ческих аппаратов, которые могут выполнять роль водоотделителей. Затем на участках с обводнившейся

42


нефтью осуществляется монтаж блочных дозирующих устройств для подачи реагента в трубопроводы.

Если принята схема подготовки нефти с путевым или местным подогревом, то осуществляется монтаж нагре­ вательных элементов. Общая стоимость узла подогрева на 2 млн. т нефти в год вместе со строймонтажными ра­ ботами составляет примерно 46 тыс. рублей.

В число объектов, сооружаемых в первую очередь, обязательно включаются и очистные сооружения. Это позволяет нормально эксплуатировать месторождения и решать с небольшими затратами проблему подготовки нефти при максимальном использовании всего промысло­ вого оборудования.

Улучшение качества нефти при ее транспортировании в интервале «промысловый товарный парк — головные сооружения»

Исследования качества обезвоженной нефти, посту­ пающей на головные сооружения из промысловых товар­ ных парков без дополнительной обработки реагентом, показали, что капли оставшейся в нефти воды представ­ лены в основном мелкими глобулами с прочными брони­ рующими оболочками. При введении реагента в обезво­ женную нефть и последующем моделировании процесса движения эмульсии по трубопроводам остаточное содер­ жание воды в пробах нефти в подавляющем большин­ стве случаев снижается до «следов» с одновременным удалением солей до 150—300 мг/л. Результаты лабора­ торных исследований позволили выдвинуть предположе­ ние о целесообразности улучшения качества нефти вплоть до ее обессоливания при естественной темпера­ туре без введения пресной промывочной воды. Промыш­ ленные испытания внедрения этого способа были осуще­ ствлены в интервале чишминский товарный парк — азнакаевские головные сооружения.

Испытания проводились по следующей технологиче­ ской схеме. Предварительно обезвоженная на техноло­

гическом комплексе при чишминском

товарном

парке,

работающем в блоке с промысловой

системой

сбора,

нефть с балластом до 2,0% и содержанием солей выше 3600 мг!л перекачивалась по трубопроводу Чишма — Азпакаево протяженностью 40,4 км. Одновременно на при­

43

ем насосов внешней перекачки ЧТГ1 подавался реагентдеэмульгатор (дисолван) в количестве 20—40 г/г. Режим работы нефтепровода в процессе промышленных испыта­ ний характеризовался параметром Рейнольдса от 11 000 и выше, временем пребывания в трубопроводе около 4,5 ча­ са и температурой потока 16—25° С. Конечное качество нефти определялось в резервуарах азнакаевских голов­ ных сооружений, работающих в обычном для них режи­ ме. В период промышленных испытаний были отрабо­ таны режимы, при которых возможно осуществление обессоливания всего объема перекачиваемой нефти до 300—1800 мг/л. Результаты испытаний в зимний пери­ од за февраль — март и в летнее время — июль — август различны. Анализ графиков указывает на высокую ста­ бильность процесса и его независимость от исходного со­ держания балласта в нефти.

Наиболее глубокое обессоливание достигается в лет­ ний (рис. 5) период. Так, среднее качество нефти за июль— август определяется содержанием воды — 0,21 %, солей — 715 мл/л против 0,47% воды, 1145 мг/л солей в зимних условиях (по данным за февраль — март).

При температуре нефти в пределах 20—22° С можно достигнуть обессоливания всего объема нефти до содер­ жания солей в ней менее 300 мг/л при минимальных за­ тратах реагента.

За период промышленных испытаний было

обессоле­

но 5 518 289 г нефти, из

них с содержанием

солей до

300 мг/л — 155 266 г, до

1800 мг/л — 5 363 023 г. В настоя­

щее время технологическая схема выведена на

постоян­

ный режим работы с производительностью более 6,5 млн. т нефти.

После проведения промышленных испытаний и вывода системы на постоянный режим работы был произведен расчет экономической эффективности предложенного ме­ тода. Годовой экономический эффект от улучшения ка­ чества нефти па этом узле составил 83 745 тыс. руб.

Таким образом, рассмотренная технологическая схе­ ма улучшения качества нефти с использованием нефте­

проводов в интервале промысловый

товарный

парк

(Т П )— головные сооружения является

весьма

эффек­

тивным и экономичным средством, обеспечивающим при низких эксплуатационных затратах и капитальных

44


вложениях резкое снижение содержания солей в нефти. Такая технологическая схема улучшения качества неф­ ти в процессе ее транспортирования по трубопроводам получила широкое распространение не только на промыс­ лах Татарии, но и в других районах страны. На этом же технологическом узле была показана возможность обес­ соливания девонской нефти до экспортных кондиций при низкой температуре (не более 30° С) и небольшом расхо­ де пресной воды (около 4%). Себестоимость обессолива­ ния нефти в трубопроводах оказалась в 3,5—4 раза ни­

же, чем на установках традиционного типа [81].

Разрушение в трубопроводах угленосных эмульсий

Для поддержания 100-миллионного уровня добычи нефти до 1975 г. в объединении «Татнефть» осуществля­ ется широкий комплекс мероприятий, направленных на ввод в разработку угленосных залежей верхних горизон­ тов. Однако вопрос рациональной технологии подготовки этих нефтей, несмотря на некоторый опыт промышлен­ ной эксплуатации угленосных горизонтов, до конца не ис­ следован. Было ясно, что решение проблемы подготов­ ки угленосной нефти старыми традиционными средства­

ми потребует значительных капиталовложений, так

как

подготовка смесей угленосных и девонских нефтей

во

многих случаях оказывается довольно сложной. Для определения наиболее оптимальных решений в этой об­ ласти был выполнен комплекс исследований на промыс­ лах НГДУ «Бавлынефть». Сбор угленосной нефти Бавлинского месторождения осуществляется с южного и восточного участков Мово-Бавлинской площади, обу­ строенной по групповой системе.

В товарный парк поступало 5000—5500 г угленосной нефти в сутки с обводненностью около 30—44%. Время движения эмульсии по промысловым коммуникациям в зависимости от режима откачки изменяется в пределах от 5 до 8 часов, скорость движения в трубопроводах со­ ставляет 0,8—1,3 м/сек, а числа Рейнольдса—4500—7000 соответственно.

Для определения глубины и характера разрушения угленосных эмульсий при транспортировке по трубопро­ водам в наиболее удаленных от товарного парка группо­

45

вых установках (Г'ЗНУ) и дожимных насосных станциях

(ДНС)

в поток нефти с помощью насосов

типа

НДУ-

50/150

дозировали реагент (дисолван)

из

расчета

15—20 г на 1 т обрабатываемой жидкости.

Изучение кинетики разрушения угленосной эмульсии в процессе движения в интервале ДНС-1— ТГ1 осущест­ влялось с помощью микрокиносъемки потока, а также путем отбора и исследования проб нефти по длине трубо­ провода.

Отбор проб нефти и микрокиносъемка процессов раз­ рушения угленосной эмульсии в трубопроводе осущест­ вляли с помощью пробоотборных кранов специальной конструкции, установленных на трубопроводе. Устрой­ ства позволяли отбирать пробы по его сечению. Темпе­ ратура нефти в трубопроводе при исследованиях со­ ставляла 14—17° С.

Для оценки глубины и темпа обезвоживания нефти после ее обработки реагентом в трубопроводе отобранные пробы отстаивались при t=20—25° С. Наблюдения за ди­ намикой отделения воды от нефти осуществлялись в те­ чение 10 часов, после чего определяли остаточное водосодержание. Анализ показал, что угленосная эмульсия, отобранная в середине и в конце трубопровода, эффек­ тивно отстаивается при температуре 20—25° С, причем остаточное содержание воды в нефти составляет 0,6—2%. Следует отметить, что 80—90% воды выделяется уже че­ рез 1—3 часа после отбора проб нефти.

Были исследованы и седиментационные процессы, ко­ торые в значительной мере характеризуют тенденции по­ тока к расслоению как по его сечению, так и по длине трубопровода.

В практических условиях эти явления значительно осложняются возмущающим действием перекачивающих насосов на дожимных насосных станциях, подключением к сборному трубопроводу других нефтепроводов, в связи с чем могут в значительных пределах изменяться обвод­ ненность нефти, скорость и режим ее движения.

В этой связи были рассмотрены седиментационные тенденции в потоке по длине сборного трубопровода с учетом реальных осложняющих факторов в интервале ГЗНУ-812— товарный парк.

До подачи реагента на ГЗНУ-812 и в других точках никаких тенденций к расслоению потока по пути его дви-

46