Файл: Сегаль В.Ф. Динамические расчеты двигателей внутреннего сгорания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где G — вес движущегося тела. Знак минус показывает, что на­ правление силы инерции противоположно направлению ускорения.

При равномерном вращении тела весом G с угловой скоростью со возникает центробежная сила инерции С (рис. 1.9, а), направлен­ ная от оси вращения и имеющая величину

с =

“ ар’ •

(L30)

где р — расстояние от ц. т. тела7

до оси вращения.

 

При вращении тела весом G с угловым ускорением е помимо центробежных сил инерции возникают тангенциальные силы

инерции, действующие на каждую

 

 

элементарную массу (рис. 1.9,6),

<71 ,

6) /

dT j - —сШер.

Равнодействующая этих сил будет равна

Tj — — е Jр сШ,

где интегрирование распространяет­ ся на весь объем.

Момент элементарных сил инер­ ции относительно оси вращения окажется следующим:

М j j р dTj = — 8 J р2 dM.

Рис. 1.9. К определению сил инерции

Последний интеграл, который берется также по всему объему, называемый моментом инерции вращающейся массы, обозначим буквой Ѳ

Ѳ= j р2 dM,

(1.31)

поэтому

(1.32)

■Mj = — eQ.

Как видим, к массе, движущейся с ускорением прямолинейно, оказывается приложенной сила инерции Р , а на массу, враща­ ющуюся с угловым ускорением, действует момент сил инерции. Последнее может служит объяснением появления термина «момент инерции».

Момент инерции иногда можно представлять следующим обра­ зом:

Ѳ = Mp*,

(1.33)

где ру — радиус инерции вращающейся массы.

Сравнение формул (1.31) и (1.33) показывает, что при замене распределенной массы массой той же величины, но сосредоточен­ ной на расстоянии р;- от оси вращения, моменты инерции действи­ тельного тела (рис. 1.9) и теоретической модели (рис. 1.10) будут одинаковы.

25


Из (1.31) вытекает, что моменты инерции кольца и сплошного диска, имеющих радиус R 0 и одинаковые массы, получаются

соответственно MRo и у MRq.

Пример 4. Определить момент инерции маховика (рис. 1.11). Решение: применяя отмеченные выше выражения, находим

Когда R 2 мало отличается от R lt пользуются приближен­ ной формулой

Ѳ

ся массы

где М і

и М 2 — массы обода и диска ма-

 

ховика.

 

Пример 5. Определить моменты инерции стержня относительно его центра

Рис. 1.10.

К определению

ции стержня

К определению

радиуса инер­

момента инер­

 

ции вращающей­

ции маховика

 

тяжести и относительно оси вращения (рис. 1.12); равнодействующую танген­ циальных сил инерции и ее точку приложения.

Решение: по формуле (1.31) находим

момент инерции относительно ц. т.

t

 

 

 

2

М .

 

Ml2

Ѳо = 2 J Р2

ар

12

I

 

Момент инерции относительно оси вращения, учитывая переносный момент инерции,

I \2 MP

Ѳ = Ѳ,

Равнодействующая тангенциальных сил инерции

I

I

тг- — в J р сШ = — е

Ml

j" р dp —

Момент сил инерции относительно оси вращения

МІ2

Л80 :

^-

Точка приложения силы T j

М ,

I____(i = JL I

> Ti

3 Іѣ

26


4. ПРИВЕДЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ МАСС ЗВЕНЬЕВ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА К СОСРЕДОТОЧЕННЫМ

Из рис. 1.1 видно, что поршень и соединенные с ним детали (поршневые кольца, палец поршня и др.) совершают поступатель­ ное движение с одинаковым ускорением J , поэтому массу поршне­ вой группы можно считать сосредоточенной в точке пересечения оси пальца поршня и цилиндра.

Рассмотрим теперь колено вала (кривошип) и ограничимся случаем установившегося движения, когда угловая скорость вра­

щения коленчатого вала постоянна

(рис. 1.13).

При

таком до­

пущении необходимо

учи­

 

 

 

тывать

только центробеж­

 

 

 

ные

силы

инерции.

Эти

 

 

 

силы

 

согласно

формуле

 

 

 

(1.30) возникнут только у

 

 

 

тех

элементов,

ц. т. кото­

 

 

 

рых не лежат на оси вра­

 

 

 

щения. Таких элементов,

 

 

 

как

видно

из

рис.

1.13,

 

 

 

будет два— шатунная шей­

 

 

 

ка кривошипа и прилегаю­

 

 

 

щие к

ней тела

вращения

 

 

 

с общей массой

Gmm/g и

 

 

 

части щек,

несимметрично

 

массой G^/g для

расположенные относительно оси вращения, с

каждой

щеки

(показаны на рис.

1.13 крест-накрест). При­

меняя к этим элементам формулу

(1.30), получим

центробеж­

ную силу

инерции,

действующую

на кривошип,

 

 

 

 

 

Ск = - ^ с о 3/? +

2 - ^ с о 2Ріц,

 

 

 

 

 

 

 

5

О

 

 

где рщ —■расстояние от ц. т. веса

до оси вращения или

где

Величины GK и GJg называют соответственно весом и массой кривошипа, приведенными к оси его шатунной шейки.

Перейдем теперь к шатуну, который согласно рис. 1.14, а удобно разделить на три части, имеющие вес Glt G2 и G3. Общий вес шатуна Gm будет очевидно равен

Gm = Gj + G2 + G3.

(1-34)

Из рассмотрения рис. 1.14 следует, что с достаточной точностью обе головки шатуна можно считать телами вращения. Так как

27



поршневая головка шатуна движется поступательно с поршнем, а кривошипная головка шатуна вращается вместе с кривошипом, то массу первой GJg следует отнести к массе группы поршня, а массу второй G2/g добавить к приведенной массе кривошипа GJg. Следует отметить, что обе головки будут еще вращаться относи­ тельно пальца поршня и шатунной шейки кривошипа. Но, по­ скольку массы головок практически распределены осесимметрично,

Рис. 1.14. Приведенные массы

Рис. 1.15. Силы инер-

Рис. 1.16. Теоретиче-

шатуна к осям пальца поршня

ции, возникающие в

ская

модель КШМ с

и шатунной шейки кривошипа

стержне шатуна

двумя

сосредоточен­

 

 

ными массами

а их радиусы незначительны по сравнению с длиной шатуна, силами инерции этих головок от указанного вращения будем пренебрегать.

Для учета влияния массы стержня шатуна, соединяющего обе головки, заметим, что он совершает поступательное движе­ ние вместе с пальцем поршня и вращательное движение (как маятник) около этого пальца (рис. 1.15). Участие в первом дви­ жении дает основание массу стержня шатуна G3/g отнести, так же, как и его поршневую головку, к массе поршневой группы.

Пренебрегая вращательным движением стержня шатуна, что, как будет показано ниже, вполне допустимо, можно, подводя итоги изложенному выше, записать следующие формулы для при­ веденных масс звеньев КШМ, показанных на рис. 1.16.

Приведенная поступательно-движущаяся масса (ПДМ)

■ ^ = ф (0 „ + 0 1 + 0,),

(1.35)

28

приведенная неуравновешенная вращающаяся масса (НВМ)

■у = д г ( ° ш-ш +

2 ^ G *4 + G2) .

(1-36)

•Применяя к сосредоточенной

приведенной массе GnJ g

фор­

мулу (1.29), получим действующую на нее силу инерции

 

Рі = — Д г / =

° П Д Щ = GnpWPj.

(1.37)

В формуле (1.37) на основании (1.19) для краткости дальней­

шего изложения введено сокращенное обозначение

 

w = (

 

(1.38)

S

 

 

выражающее отношение нормального ускорения к ускорению силы тяжести. Такие отношения принято называть перегрузкой.

Во второй формуле (1.38) R в см, так как g =

981 в см/с2. Заменяя

в (1.37) — / на величину

ру-, которую

можно

назвать безразмер­

ной силой инерции, получим третье

выражение для

Рг Как

видим, сила инерции Pj

(рис. 1.16)

зависит от двух

постоян­

ных множителей 0 ПДи ш и о т переменного множителя pjt который

согласно (1.19)

будет

равен

 

 

Рі = —

cos (а +

ß)

cos*5а

■(cos а + Я cos 2а). (1.39)

cos

 

cos3 ß .

Точные значения р,-

в зависимости

от а и Я даны в табл. 5.

Аналогично на основании

(1.38) придем к выражению для цент­

робежной силы инерции Св, действующей на приведенную сосре­ доточенную массу GJg (рис. 1.16),

Св = GBw.

(1.40)

На основании формул (1.37) и (1.40) действительный кривошипно­ шатунный механизм можно заменить теоретической моделью, имею­ щей две сосредоточенные массы ПДМ и НВМ, показанные на рис. 1.16. Эти формулы по сравнению с применяемыми удобны тем, что в них исключены массы, вместо которых введены веса ПДМ и НВМ и величина w. Пользуясь (1.37) и приближенным выражением для pj (1.39) силу инерции Pj представляют в виде суммы двух сил

р ^ р і + рн

(1.41)

где

(1.42)

Р 1= — GTOffiicosa; Р п = — Я0пдаусоз2а.

Индексы j для упрощения записи опускаем. Перваяиз этих сил зависит от угла а, а вторая — от угла 2а, поэтому их называют силами инерции первого и второго порядков. Формулы (1.42) как весьма удобные для аналитических исследований находят очень большое практическое применение; они вместе с выраже­ нием (1.40) являются основными. Выражение (1.41) является приближенным, однако, используя работу [7], оно может быть

29