Файл: Сегаль В.Ф. Динамические расчеты двигателей внутреннего сгорания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
где G — вес движущегося тела. Знак минус показывает, что на правление силы инерции противоположно направлению ускорения.
При равномерном вращении тела весом G с угловой скоростью со возникает центробежная сила инерции С (рис. 1.9, а), направлен ная от оси вращения и имеющая величину
с = |
“ ар’ • |
(L30) |
где р — расстояние от ц. т. тела7 |
до оси вращения. |
|
При вращении тела весом G с угловым ускорением е помимо центробежных сил инерции возникают тангенциальные силы
инерции, действующие на каждую |
|
|
элементарную массу (рис. 1.9,6), |
<71 , |
6) / |
dT j - —сШер.
Равнодействующая этих сил будет равна
Tj — — е Jр сШ,
где интегрирование распространяет ся на весь объем.
Момент элементарных сил инер ции относительно оси вращения окажется следующим:
М j — j р dTj = — 8 J р2 dM.
Рис. 1.9. К определению сил инерции
Последний интеграл, который берется также по всему объему, называемый моментом инерции вращающейся массы, обозначим буквой Ѳ
Ѳ= j р2 dM, |
(1.31) |
поэтому |
(1.32) |
■Mj = — eQ. |
Как видим, к массе, движущейся с ускорением прямолинейно, оказывается приложенной сила инерции Р , а на массу, враща ющуюся с угловым ускорением, действует момент сил инерции. Последнее может служит объяснением появления термина «момент инерции».
Момент инерции иногда можно представлять следующим обра зом:
Ѳ = Mp*, |
(1.33) |
где ру — радиус инерции вращающейся массы.
Сравнение формул (1.31) и (1.33) показывает, что при замене распределенной массы массой той же величины, но сосредоточен ной на расстоянии р;- от оси вращения, моменты инерции действи тельного тела (рис. 1.9) и теоретической модели (рис. 1.10) будут одинаковы.
25
Из (1.31) вытекает, что моменты инерции кольца и сплошного диска, имеющих радиус R 0 и одинаковые массы, получаются
соответственно MRo и у MRq.
Пример 4. Определить момент инерции маховика (рис. 1.11). Решение: применяя отмеченные выше выражения, находим
Когда R 2 мало отличается от R lt пользуются приближен ной формулой
Ѳ
ся массы |
где М і |
и М 2 — массы обода и диска ма- |
|
ховика. |
|
Пример 5. Определить моменты инерции стержня относительно его центра |
||
Рис. 1.10. |
К определению |
ции стержня |
К определению |
||
радиуса инер |
момента инер |
|
ции вращающей |
ции маховика |
|
тяжести и относительно оси вращения (рис. 1.12); равнодействующую танген циальных сил инерции и ее точку приложения.
Решение: по формуле (1.31) находим |
момент инерции относительно ц. т. |
||
t |
|
|
|
2 |
М . |
|
Ml2 |
Ѳо = 2 J Р2 |
ар |
12 |
|
I |
|
Момент инерции относительно оси вращения, учитывая переносный момент инерции,
I \2 MP
Ѳ = Ѳ,
Равнодействующая тангенциальных сил инерции
I |
I |
тг- ■— в J р сШ = — е |
Ml |
j" р dp — |
Момент сил инерции относительно оси вращения
МІ2
Л■ 80 :
^-
Точка приложения силы T j
М ,
I____(i = JL I
> Ti |
3 Іѣ |
26
4. ПРИВЕДЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ МАСС ЗВЕНЬЕВ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА К СОСРЕДОТОЧЕННЫМ
Из рис. 1.1 видно, что поршень и соединенные с ним детали (поршневые кольца, палец поршня и др.) совершают поступатель ное движение с одинаковым ускорением J , поэтому массу поршне вой группы можно считать сосредоточенной в точке пересечения оси пальца поршня и цилиндра.
Рассмотрим теперь колено вала (кривошип) и ограничимся случаем установившегося движения, когда угловая скорость вра
щения коленчатого вала постоянна |
(рис. 1.13). |
При |
таком до |
|||||
пущении необходимо |
учи |
|
|
|
||||
тывать |
только центробеж |
|
|
|
||||
ные |
силы |
инерции. |
Эти |
|
|
|
||
силы |
|
согласно |
формуле |
|
|
|
||
(1.30) возникнут только у |
|
|
|
|||||
тех |
элементов, |
ц. т. кото |
|
|
|
|||
рых не лежат на оси вра |
|
|
|
|||||
щения. Таких элементов, |
|
|
|
|||||
как |
видно |
из |
рис. |
1.13, |
|
|
|
|
будет два— шатунная шей |
|
|
|
|||||
ка кривошипа и прилегаю |
|
|
|
|||||
щие к |
ней тела |
вращения |
|
|
|
|||
с общей массой |
Gmm/g и |
|
|
|
||||
части щек, |
несимметрично |
|
массой G^/g для |
|||||
расположенные относительно оси вращения, с |
||||||||
каждой |
щеки |
(показаны на рис. |
1.13 крест-накрест). При |
|||||
меняя к этим элементам формулу |
(1.30), получим |
центробеж |
||||||
ную силу |
инерции, |
действующую |
на кривошип, |
|
||||
|
|
|
|
Ск = - ^ с о 3/? + |
2 - ^ с о 2Ріц, |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
О |
|
|
где рщ —■расстояние от ц. т. веса |
до оси вращения или |
где
Величины GK и GJg называют соответственно весом и массой кривошипа, приведенными к оси его шатунной шейки.
Перейдем теперь к шатуну, который согласно рис. 1.14, а удобно разделить на три части, имеющие вес Glt G2 и G3. Общий вес шатуна Gm будет очевидно равен
Gm = Gj + G2 + G3. |
(1-34) |
Из рассмотрения рис. 1.14 следует, что с достаточной точностью обе головки шатуна можно считать телами вращения. Так как
27
поршневая головка шатуна движется поступательно с поршнем, а кривошипная головка шатуна вращается вместе с кривошипом, то массу первой GJg следует отнести к массе группы поршня, а массу второй G2/g добавить к приведенной массе кривошипа GJg. Следует отметить, что обе головки будут еще вращаться относи тельно пальца поршня и шатунной шейки кривошипа. Но, по скольку массы головок практически распределены осесимметрично,
Рис. 1.14. Приведенные массы |
Рис. 1.15. Силы инер- |
Рис. 1.16. Теоретиче- |
|
шатуна к осям пальца поршня |
ции, возникающие в |
ская |
модель КШМ с |
и шатунной шейки кривошипа |
стержне шатуна |
двумя |
сосредоточен |
|
|
ными массами |
а их радиусы незначительны по сравнению с длиной шатуна, силами инерции этих головок от указанного вращения будем пренебрегать.
Для учета влияния массы стержня шатуна, соединяющего обе головки, заметим, что он совершает поступательное движе ние вместе с пальцем поршня и вращательное движение (как маятник) около этого пальца (рис. 1.15). Участие в первом дви жении дает основание массу стержня шатуна G3/g отнести, так же, как и его поршневую головку, к массе поршневой группы.
Пренебрегая вращательным движением стержня шатуна, что, как будет показано ниже, вполне допустимо, можно, подводя итоги изложенному выше, записать следующие формулы для при веденных масс звеньев КШМ, показанных на рис. 1.16.
Приведенная поступательно-движущаяся масса (ПДМ)
■ ^ = ф (0 „ + 0 1 + 0,), |
(1.35) |
28
приведенная неуравновешенная вращающаяся масса (НВМ)
■у = д г ( ° ш-ш + |
2 ^ G *4 + G2) . |
(1-36) |
•Применяя к сосредоточенной |
приведенной массе GnJ g |
фор |
мулу (1.29), получим действующую на нее силу инерции |
|
|
Рі = — Д г / = — |
° П Д Щ = GnpWPj. |
(1.37) |
В формуле (1.37) на основании (1.19) для краткости дальней |
||
шего изложения введено сокращенное обозначение |
|
|
w = ( |
|
(1.38) |
S |
|
|
выражающее отношение нормального ускорения к ускорению силы тяжести. Такие отношения принято называть перегрузкой.
Во второй формуле (1.38) R в см, так как g = |
981 в см/с2. Заменяя |
|||
в (1.37) — / на величину |
ру-, которую |
можно |
назвать безразмер |
|
ной силой инерции, получим третье |
выражение для |
Рг Как |
||
видим, сила инерции Pj |
(рис. 1.16) |
зависит от двух |
постоян |
ных множителей 0 ПДи ш и о т переменного множителя pjt который
согласно (1.19) |
будет |
равен |
|
|
Рі = — |
cos (а + |
ß) |
cos*5а |
■(cos а + Я cos 2а). (1.39) |
cos |
|
cos3 ß . |
||
Точные значения р,- |
в зависимости |
от а и Я даны в табл. 5. |
||
Аналогично на основании |
(1.38) придем к выражению для цент |
робежной силы инерции Св, действующей на приведенную сосре доточенную массу GJg (рис. 1.16),
Св = GBw. |
(1.40) |
На основании формул (1.37) и (1.40) действительный кривошипно шатунный механизм можно заменить теоретической моделью, имею щей две сосредоточенные массы ПДМ и НВМ, показанные на рис. 1.16. Эти формулы по сравнению с применяемыми удобны тем, что в них исключены массы, вместо которых введены веса ПДМ и НВМ и величина w. Пользуясь (1.37) и приближенным выражением для pj (1.39) силу инерции Pj представляют в виде суммы двух сил
р ^ р і + рн |
(1.41) |
где |
(1.42) |
Р 1= — GTOffiicosa; Р п = — Я0пдаусоз2а. |
Индексы j для упрощения записи опускаем. Перваяиз этих сил зависит от угла а, а вторая — от угла 2а, поэтому их называют силами инерции первого и второго порядков. Формулы (1.42) как весьма удобные для аналитических исследований находят очень большое практическое применение; они вместе с выраже нием (1.40) являются основными. Выражение (1.41) является приближенным, однако, используя работу [7], оно может быть
29