Файл: Сегаль В.Ф. Динамические расчеты двигателей внутреннего сгорания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

написано более точным в зависимости от принятого числа членов ряда в выражении (1.6):

Pj Gn/lw (cos а + А, cos 2а — 0,26Х3 cos 4а -{-

 

-f 0,07Я5 cos 6а ...).

(1.43)

Как видим, помимо сил инерции первого и второго порядков имеют место силы инерции четвертого и высшего порядков. При встречающихся значениях К силы инерции начиная с четвертого порядка не существенны из-за относительно малой их абсолют­ ной величины (см. пример 15).

При некоторых резонансных колебаниях, когда решающее значение имеет частота возмущающей силы, а не ее наибольшее значение, рассматривают возмущающие силы более высоких по­ рядков.

Подтвердим теперь принятое выше допущение о незначитель­ ном влиянии сил инерции, относящихся к вращательному движе­ нию стержня шатуна (см. рис. 1.15). При этом движении угловые скорость и ускорение .стержня шатуна будут определяться фор­ мулами (1.21) и (1.22). Стержень шатуна поэтому должен оказаться под действием центробежной силы инерции С3 и тангенциальной силы инерции Т 3, показанных на рис, 1.15.

Сила С3 согласно (1.30) будет равна

Сз = — ©ш^?3>

где R 3— расстояние от оси пальца поршня до ц. т. стержня ша­

туна. Приняв приближенно R3 ^ -у- , получим с учетом (1.21),

что G3w -2-cos2a. Сравнивая силу инерции С3, относящуюся

к вращательному движению стержня шатуна, с силой инерции, возникающей при его поступательном движении,

Р 3 = G3w (cos а -f К cos 2 а),

видим, что они, являясь практически параллельными (ввиду малости угла ß), будут изменяться по разным законам и что ве­ личина С3 не будет превышать 0,1Р3.

Значение тангенциальной силы инерции Т 3 (см. пример 5)

Т3«=* еш ~ = Хш2

L sin а =

w sin а.

При своем наибольшем значении силу Т 3 можно считать нормаль­ ной к оси цилиндра. Эта сила будет оказывать давление на шатун­ ную шейку кривошипа и на палец поршня. На первую будет дей­ ствовать сила Т 2

30


Силу Т 2, действующую почти параллельно силе Св (см. рис. 1.15), можно по сравнению с последней считать пренебрежимо малой, так как G3 имеет значение порядка 0,Шш. Что касается составля­ ющей Т 3 силы Ту, то она оказывается существенно меньше ана­ логично направленной силы N, возникающей от давления газов на поршень и от сил инерции.

Таким образом, силами инерции, возникающими при враща­ тельном движении стержня шатуна, можно пренебрегать ввиду их малости по сравнению с другими силами. Приведенный анализ показывает, кроме того, что вращательное движение стержня шатуна нельзя учесть путем разноса его массы на оси пальца поршня и шатунной шейки кривошипа, так как законы движения этих сосредоточенных масс не совпадают с таковыми для враща­ тельного движения шатуна.

Теоретическая модель, у которой силы инерции, приложен­ ные к ее звеньям, совпадают с действительными, называется мо­ делью, динамически подобной реальной конструкции. Рассмо­ тренная выше модель (см. рис. 1.16) является приближенно дина­ мически подобной, но с допустимой для практических расчетов погрешностью.

В большинстве практических расчетов ограничиваются только составлением так называемой статически подобной модели. В этом случае вес шатуна Gm разделяют на две части с сохранением поло­ жения его ц. т. (см. рис. I. 14, б) и относят эти части к весу порш­ невой группы и к приведенному весу кривошипа. В результате

где

 

Сщ --

ш -р- GB- ш,

Ш -----

 

■—- ß

/,'- Гш > ^/, . Ш __

/,

L

 

 

 

 

' “б і .

 

 

1

В

Cl л

£

Здесь а — расстояние от ц. т. шатуна до оси поршневой головки. В этом случае вместо формул (1.35) и (1.36) применяют следу­

ющие:

Спд = - у (Gn + Gn.ш);

= ^ - ( 0 ш .ш + 2 - ^ 0 щ + 0 в. ш) .

(1.44)

Следует отметить, что формулы (1.35) и (1.36) по сравнению

с(1.44) являются теоретически более обоснованными. Для расчета по формулам (1.44) необходимо взвешивание шатуна и определение

спомощью специальных способов положения его ц. т. При исполь­ зовании формул (1.35) и (1.36) достаточно, зная общий вес шатуна, определить только вес его кривошипной головки; находить ц. т. шатуна при этом не требуется.

Для ориентировочного сравнения обоих способов примем

следующие исходные данные, которые можно считать близкими к действительным: GK = Gm = Gn = G; Gy = 0,18Gm; G2 = 0,7Gm

31


и G3 = 0,12Gm. По формулам (1.35) и (1.36) находим: Спд = 1,3G

и GB= 1,7G. По формулам (1.44) получаются следующие значе­ ния: Спд = 1,25G и GB= 1,75G. Как видим, результаты расчетов для статической модели и приближенно динамической модели практически совпадают. Учитывая наличие на заводах оборудова­ ния для определения ц. т. шатуна и большой опыт применения формул (1.44), эти формулы следует считать основными; формулы (1.35) и (1.36), не требующие определения ц. т. шатуна, можно рекомендовать как дополнительные при предварительных расче­ тах.

5. ДВИЖУЩАЯ СИЛА В КРИВОШИПНО-ШАТУННОМ МЕХАНИЗМЕ

Во время работы двигателя на поршень с одной стороны дей­ ствует давление газов рг, а с другой — атмосферное давление р 0. Сила, оказывающая давление на поршень, будет, следовательно, равна Р г = (рг — ро) F, эту силу называют избыточной. Учиты­ вая, что величина р 0 в течение почти всего рабочего цикла зна­ чительно меньше величины рг, вторым слагаемым пренебрегают и считают, что сила давления газов на поршень равна

Рг = p rF.

(1.45)

В соответствии со сделанным допущением наибольшую силу дав­ ления газов на поршень Рг получают, полагая рг = рг,

Рг = PzF.

(1.46)

Следует отметить, что сила Рг является наиболее характерной величиной при динамических и прочностных расчетах деталей ДВС; она определяет внешнюю нагрузку на эти детали.

Силу Р2 считают действующей в месте пересечения осей пальца поршня и цилиндра; в этой же точке полагают приложенной и силу инерции поступательно-движущихся масс Pj. Что касается сил тяжести и трения, то их, ввиду малости по сравнению с вели­ чиной РГ, при расчетах прочности не учитывают, они принимаются во внимание при определении потерь мощности. В результате суммарная сила Р, действующая на палец поршня, будет равна

Р = Рг + Рр

(1.47)

Величину Р условно называют движущей силой.

В литературе, относящейся к динамике автотракторных дви­ гателей, изданной до 1964 г., эта формула была основной, т. е. все расчеты производились в величинах, имеющих размерность силы (кгс или Н). При расчете стационарных судовых ДВС, а также автотракторных ДВС после 1964 г. все силы относят к пло­ щади поршня F и применяют величины, имеющие размерность кгс/см2 ИЛИ НІм2.

32


Вместо зависимости (1.47) получают, учитывая (1.45), следу­ ющую:

4 = Р г

+ - ^ .

(1.48)

Первое слагаемое выражает давление газов, а

второе — силы

инерции, отнесенные к площади

поршня.

 

Естественным развитием этих способов расчета является пере­ ход к общепринятым вычислениям с безразмерными величинами. При этом целесообразно относить движущую силу к наибольшему значению силы давления газов. Поделив для этого обе стороны равенства (1.47) на Рг и учтя значения Р Г и Рг, а также зависи­ мости (1.23) и (1.37), получим выражение для относительной (без­ размерной) движущей силы р° в следующем виде:

Рг ■г Ар/,

где

 

II

II

и

 

л

°ПД

A ^ - p - w .

(1.49)

(1.50)

(1.51)

Зависимость (1.49) показывает, что относительная (безразмер­ ная) движущая сила определяется ординатами безразмерной индикаторной диаграммы (см. рис. 1.4 или 1.5), текущим зна­

чением безразмерной силы инерции р;- (табл. 5) и постоянным для каждого двигателя параметром А.

Безразмерный параметр А представляет собой отношение наи­ большего значения силы инерции первого порядка, см. формулу (1.42), и силы давления газов. Величина А характеризует, следо­ вательно, силы инерции, возникающие в рассматриваемом дви­ гателе. Развернутое выражение для параметра А оказывается следующим:

А =

Gnflto^R

(1.52)

PzFg

 

 

Характерным является то, что пять независимых величин, входя­ щих в параметр А, изменяются весьма широко, а сам параметр А оказывается в пределах 0,1,— 0,4. Значения параметра А для по­ строенных двигателей привёдены в табл. 1. Вычислять параметр А удобно по формуле, вытекающей из (1.52) и (1.38),

Л = ° . ,лф ( ш ) 2« . <L53>

где R в см.

Как видим, для движущей силы можно написать три выраже­ ния: (1.47), (1.48), (1.49). Первое из них необходимо составлять для каждого двигателя, выражение (1.48) будет уже справедливо

3 В . Ф . Сегаль

33


М ТАБЛИЦА 7

Относительные силы и безразмерные крутящие моменты в четырехтактном

cf

(X

8

1

0

1 5

3 0

6 0

9 0

1 2 0

1 5 0

1 8 0

2 1 0

2 4 0

2 7 0

3 0 0

3 3 0

3 6 0

3 9 0

4 2 0

4 5 0

4 8 0

5 1 0

5 4 0

5 7 0

6 0 0

6 3 0

6 6 0

6 9 0

трехцилиндровом двигателе (1-2-3) для Я = 0,25, - B L = 0,15

Р г

)3

( ир .с

®Р

2

0 , 6

0 , 9 5

0 , 6

0 , 2 3

0 , 1 1

0 , 0 6

0 , 0 3 5

0 , 0 1 5

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0 , 0 0 5

0 , 0 2 5

0 , 0 7 5

0 , 2 1

ІО

Ч

СО

 

 

+

ѵо

 

03

II

С-1

Н

7

 

о — .

с Г

о.

о

 

3

4

5

- 1 , 2 5

— 0 , 2 5

0 , 3 5

— 1 , 1 8

— 0 , 2 3 6

0 , 7 1 4

— 0 , 9 9 6

— 0 , 1 9 9

0 , 4 0 1

— 0 , 3 7 5

— 0 , 0 7 5

0 , 1 5 5

0 , 2 5 8

0 , 0 5 2

0 , 1 6 2

0 , 6 2 5

0 , 1 2 5

0 , 1 8 5

0 , 7 3 6

0 , 1 4 7

0 , 1 8 2

0 , 7 5

0 , 1 5

0 , 1 6 5

0 , 7 3 6

0 , 1 4 7

0 , 1 4 7

0 , 6 2 5

0 , 1 2 5

0 , 1 2 5

0 , 2 5 8

0 , 0 5 2

0 , 0 5 2

— 0 , 3 7 5

— 0 , 0 7 5

— 0 , 0 7 5

— 0 , 9 9 6

— 0 , 1 9 9

— 0 , 1 9 9

— 1 , 2 5

— 0 , 2 5

— 0 , 2 5

— 0 , 9 9 6

— 0 , 1 9 9

— 0 , 1 9 9

— 0 , 3 7 5

— 0 , 0 7 5

— 0 , 0 7 5

0 , 2 5 8

0 , 0 5 2

0 , 0 5 2

0 , 6 2 5

0 , 1 2 5

0 , 1 2 5

0 , 7 3 6

0 , 1 4 7

0 , 1 4 7

0 , 7 5

0 , 1 5

0 , 1 5

0 , 7 3 6

0 , 1 4 7

0 , 1 4 7

0 , 6 2 5

0 , 1 2 5

0 , 1 3 0

0 , 2 5 8

0 , 0 5 2

0 , 0 7 7

— 0 , 3 7 5

— 0 , 0 7 5

0

— 0 , 9 9 6

— 0 , 1 9 9

0 , 0 1 1

10)

т( ба .л

gt ß

6

0

0 , 0 6 5

0 , 1 2 6

0 , 2 2 2

0 , 2 5 8

0 , 2 2 2

0 , 1 2 6

0

— 0 , 1 2 6

— 0 , 2 2 2

— 0 , 2 5 8

— 0 , 2 2 2

— 0 , 1 2 6 0 0 , 1 2 6

0 , 2 2 2

0 , 2 5 8

0 , 2 2 2

0 , 1 2 6

0

— 0 , 1 2 6

— 0 , 2 2 2

— 0 , 2 5 8

— 0 , 2 2 2

— 0 , 1 2 6

( о

ю

т

с

7

0

0 , 0 4 6

0 , 0 5 0

0 , 0 3 5

0 , 0 4 2

0 , 0 4 1

0 , 0 2 3

0

0 , 0 1 8

0 , 0 2 8

0 , 0 1 3

0 , 0 1 7

0 , 0 2 5

0

0 , 0 2 5

0 , 0 1 6

0 , 0 1 3

0 , 0 2 8

0 , 0 1 8

0

0 , 0 1 8

0 , 0 2 9

0 , 2

0

0 , 0 0 1

+ ß )

СО.’“*1

( a

О Е-

s

о

\ о

c o

 

то

 

ь

 

8

1

0 , 9 4 9

0 , 8 0 3

0 , 3 0 8

0 , 2 5 8

0 , 6 9 2

0 , 9 2 9

1

0 , 9 2 9

0 , 6 9 2

0 , 2 5 8

0 , 3 0 8

0 , 8 0 3

1

0 , 8 0 3

0 , 3 0 8

0 , 2 5 8

0 , 6 9 2

0 , 9 2 9

1

0 , 9 2 9

0 , 6 9 2

0 , 2 5 8

0 , 3 0 8

0 , 8 0 3

со

ю .

¥

V.

9

0 , 3 5

0 , 6 7 7

0 , 3 2 2

0 , 0 4 8

0 , 0 4 2

0 , 1 2 8

0 , 1 6 9

0 , 1 6 5

0 , 1 3 7

0 , 0 8 7

0 , 0 1 3

0 , 0 2 3

0 , 1 6 0

0 , 2 5

0 , 1 6 0

0 , 0 2 3

0 , 0 1 3

0 , 0 8 6

0 , 1 3 7

0 , 1 5

0 , 1 3 7

0 , 0 9

0 , 2

0

0 , 0 0 9

Л = 0 2

 

 

 

 

О

 

о

 

 

 

 

 

00

 

гр

 

£

 

 

О

ГР

+

CN

+

 

ß 4)

+

“Ь

+

 

 

£

 

 

СО

 

o s л .

 

 

 

 

 

ю

 

 

 

 

С

c т( а б

||_

1

и §

+

II 2

 

 

Ус-і _|_

аісо

 

 

 

 

 

 

 

 

10

П

12

13

14

15

 

0

 

0

0 , 0 9 4

0 , 0 9 4

— 0 , 0 9 4

0

 

0 , 3 2 1

 

 

 

 

 

 

 

0 , 6 0 9

0 , 2 4 4

0 , 0 5 7

0 , 3 0 1

— 0 , 0 5

0 , 2 5 1

 

0 , 9 7 7

0 , 1 5 1

0

0 , 1 5 1

0 , 0 7 3

0 , 2 2 4

 

1

 

0 , 1 6 2

— 0 , 0 5 7

0 , 1 0 5

0 , 1 2 1

0 , 2 2 6

 

0 , 7 5 5

0 , 1 4 0

— 0 , 0 9 8

0 , 0 4 2

0

0 , 0 4 2

 

0 , 3 9

0 , 0 7 1

— 0 , 0 7 7

— 0 , 0 0 6

— 0 , 1 2 1

— 0 , 1 2 7

 

0

 

0

0

0

— 0 , 0 7 3

— 0 , 0 7 3

— 0 , 3 9

— 0 , 0 5 7

— 0 , 0 0 7

— 0 , 0 6 2

0 , 0 5 2

— 0 , 0 1

— 0 , 0 7 5

— 0 , 0 9 4

0

— 0 , 0 9 4

0 , 0 9 4

0

1

 

— 0 , 0 5

0 , 2 4 4

0 , 1 9 4

0 , 0 5 7

0 , 2 5 1

— 0 , 9 7 7

0 , 0 7 3

0 , 1 5 1

0 , 2 2 4

0

0 , 2 2 4

— 0 , 6 0 9

0 , 1 2 1

0 , 1 6 2

0 , 2 8 3

— 0 , 0 5 7

0 , 2 2 6

 

0

 

0

0 , 1 4 0

0 , 1 4 0

— 0 , 0 9 8

0 , 0 4 2

 

0 , 6 0 9

— 0 , 1 2 1

0 , 0 7 1

— 0 , 0 5

— 0 , 0 7 7

— 0 , 1 2 7

 

0 , 9 7 7

— 0 , 0 7 3

0

— 0 , 0 7 3

0

— 0 , 0 7 3

 

1

 

0 , 0 5 2

— 0 , 0 5 7

— 0 , 0 0 5

— 0 , 0 0 7

— 0 , 0 1 2

 

0 , 7 5 5

0 , 0 9 4

— 0 , 0 9 4

0

0

0

 

0 , 3 9

0 , 0 5 7

— 0 , 0 5

0 , 0 0 7

0 , 2 4 4

0 , 2 5 1

 

0

 

0

0 , 0 7 3

0 , 0 7 3

0 , 1 5 1

0 , 2 2 1

— 0 , 3 9

— 0 , 0 5 7

0 , 1 2 1

0 , 0 6 4

0 , 1 6 2

0 , 2 2 6

— 0 , 7 5 5

— 0 , 0 9 8

0

— 0 , 0 9 8

0 , 1 4 0

0 , 0 4 2

1

 

— 0 , 0 7 7

— 0 , 1 2 1

— 0 , 1 9 8

— 0 , 0 7 1

— 0 , 1 2 7

— 0 , 9 7 7

0

— 0 , 0 7 3

— 0 , 0 7 3

0

0 , 0 7

— 0 , 6 0 9

— 0 , 0 0 7

0 , 0 5 2

0 , 0 4 5

— 0 , 0 5 7

— 0 , 0 1 2