Файл: Сегаль В.Ф. Динамические расчеты двигателей внутреннего сгорания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
написано более точным в зависимости от принятого числа членов ряда в выражении (1.6):
Pj — Gn/lw (cos а + А, cos 2а — 0,26Х3 cos 4а -{- |
|
-f 0,07Я5 cos 6а ...). |
(1.43) |
Как видим, помимо сил инерции первого и второго порядков имеют место силы инерции четвертого и высшего порядков. При встречающихся значениях К силы инерции начиная с четвертого порядка не существенны из-за относительно малой их абсолют ной величины (см. пример 15).
При некоторых резонансных колебаниях, когда решающее значение имеет частота возмущающей силы, а не ее наибольшее значение, рассматривают возмущающие силы более высоких по рядков.
Подтвердим теперь принятое выше допущение о незначитель ном влиянии сил инерции, относящихся к вращательному движе нию стержня шатуна (см. рис. 1.15). При этом движении угловые скорость и ускорение .стержня шатуна будут определяться фор мулами (1.21) и (1.22). Стержень шатуна поэтому должен оказаться под действием центробежной силы инерции С3 и тангенциальной силы инерции Т 3, показанных на рис, 1.15.
Сила С3 согласно (1.30) будет равна
Сз = — ©ш^?3>
где R 3— расстояние от оси пальца поршня до ц. т. стержня ша
туна. Приняв приближенно R3 ^ -у- , получим с учетом (1.21),
что G3w -2-cos2a. Сравнивая силу инерции С3, относящуюся
к вращательному движению стержня шатуна, с силой инерции, возникающей при его поступательном движении,
Р 3 = G3w (cos а -f К cos 2 а),
видим, что они, являясь практически параллельными (ввиду малости угла ß), будут изменяться по разным законам и что ве личина С3 не будет превышать 0,1Р3.
Значение тангенциальной силы инерции Т 3 (см. пример 5)
Т3«=* еш ~ = Хш2 |
L sin а = |
w sin а. |
При своем наибольшем значении силу Т 3 можно считать нормаль ной к оси цилиндра. Эта сила будет оказывать давление на шатун ную шейку кривошипа и на палец поршня. На первую будет дей ствовать сила Т 2
30
Силу Т 2, действующую почти параллельно силе Св (см. рис. 1.15), можно по сравнению с последней считать пренебрежимо малой, так как G3 имеет значение порядка 0,Шш. Что касается составля ющей Т 3 силы Ту, то она оказывается существенно меньше ана логично направленной силы N, возникающей от давления газов на поршень и от сил инерции.
Таким образом, силами инерции, возникающими при враща тельном движении стержня шатуна, можно пренебрегать ввиду их малости по сравнению с другими силами. Приведенный анализ показывает, кроме того, что вращательное движение стержня шатуна нельзя учесть путем разноса его массы на оси пальца поршня и шатунной шейки кривошипа, так как законы движения этих сосредоточенных масс не совпадают с таковыми для враща тельного движения шатуна.
Теоретическая модель, у которой силы инерции, приложен ные к ее звеньям, совпадают с действительными, называется мо делью, динамически подобной реальной конструкции. Рассмо тренная выше модель (см. рис. 1.16) является приближенно дина мически подобной, но с допустимой для практических расчетов погрешностью.
В большинстве практических расчетов ограничиваются только составлением так называемой статически подобной модели. В этом случае вес шатуна Gm разделяют на две части с сохранением поло жения его ц. т. (см. рис. I. 14, б) и относят эти части к весу порш невой группы и к приведенному весу кривошипа. В результате
где |
|
Сщ -- |
ш -р- GB- ш, |
|
Ш ----- |
|
■—- ß |
/,'- Гш > ^/, . Ш __ |
|
/, |
L |
|||
|
|
|
|
|
' “б і . |
|
|
1 |
В |
Cl л
£
Здесь а — расстояние от ц. т. шатуна до оси поршневой головки. В этом случае вместо формул (1.35) и (1.36) применяют следу
ющие:
Спд = - у (Gn + Gn.ш);
= ^ - ( 0 ш .ш + 2 - ^ 0 щ + 0 в. ш) . |
(1.44) |
Следует отметить, что формулы (1.35) и (1.36) по сравнению
с(1.44) являются теоретически более обоснованными. Для расчета по формулам (1.44) необходимо взвешивание шатуна и определение
спомощью специальных способов положения его ц. т. При исполь зовании формул (1.35) и (1.36) достаточно, зная общий вес шатуна, определить только вес его кривошипной головки; находить ц. т. шатуна при этом не требуется.
Для ориентировочного сравнения обоих способов примем
следующие исходные данные, которые можно считать близкими к действительным: GK = Gm = Gn = G; Gy = 0,18Gm; G2 = 0,7Gm
31
и G3 = 0,12Gm. По формулам (1.35) и (1.36) находим: Спд = 1,3G
и GB= 1,7G. По формулам (1.44) получаются следующие значе ния: Спд = 1,25G и GB= 1,75G. Как видим, результаты расчетов для статической модели и приближенно динамической модели практически совпадают. Учитывая наличие на заводах оборудова ния для определения ц. т. шатуна и большой опыт применения формул (1.44), эти формулы следует считать основными; формулы (1.35) и (1.36), не требующие определения ц. т. шатуна, можно рекомендовать как дополнительные при предварительных расче тах.
5. ДВИЖУЩАЯ СИЛА В КРИВОШИПНО-ШАТУННОМ МЕХАНИЗМЕ
Во время работы двигателя на поршень с одной стороны дей ствует давление газов рг, а с другой — атмосферное давление р 0. Сила, оказывающая давление на поршень, будет, следовательно, равна Р г = (рг — ро) F, эту силу называют избыточной. Учиты вая, что величина р 0 в течение почти всего рабочего цикла зна чительно меньше величины рг, вторым слагаемым пренебрегают и считают, что сила давления газов на поршень равна
Рг = p rF. |
(1.45) |
В соответствии со сделанным допущением наибольшую силу дав ления газов на поршень Рг получают, полагая рг = рг,
Рг = PzF. |
(1.46) |
Следует отметить, что сила Рг является наиболее характерной величиной при динамических и прочностных расчетах деталей ДВС; она определяет внешнюю нагрузку на эти детали.
Силу Р2 считают действующей в месте пересечения осей пальца поршня и цилиндра; в этой же точке полагают приложенной и силу инерции поступательно-движущихся масс Pj. Что касается сил тяжести и трения, то их, ввиду малости по сравнению с вели чиной РГ, при расчетах прочности не учитывают, они принимаются во внимание при определении потерь мощности. В результате суммарная сила Р, действующая на палец поршня, будет равна
Р = Рг + Рр |
(1.47) |
Величину Р условно называют движущей силой.
В литературе, относящейся к динамике автотракторных дви гателей, изданной до 1964 г., эта формула была основной, т. е. все расчеты производились в величинах, имеющих размерность силы (кгс или Н). При расчете стационарных судовых ДВС, а также автотракторных ДВС после 1964 г. все силы относят к пло щади поршня F и применяют величины, имеющие размерность кгс/см2 ИЛИ НІм2.
32
Вместо зависимости (1.47) получают, учитывая (1.45), следу ющую:
4 = Р г |
+ - ^ . |
(1.48) |
Первое слагаемое выражает давление газов, а |
второе — силы |
|
инерции, отнесенные к площади |
поршня. |
|
Естественным развитием этих способов расчета является пере ход к общепринятым вычислениям с безразмерными величинами. При этом целесообразно относить движущую силу к наибольшему значению силы давления газов. Поделив для этого обе стороны равенства (1.47) на Рг и учтя значения Р Г и Рг, а также зависи мости (1.23) и (1.37), получим выражение для относительной (без размерной) движущей силы р° в следующем виде:
— Рг ■г Ар/,
где |
|
II |
II |
и |
|
л |
°ПД |
A ^ - p - w .
(1.49)
(1.50)
(1.51)
Зависимость (1.49) показывает, что относительная (безразмер ная) движущая сила определяется ординатами безразмерной индикаторной диаграммы (см. рис. 1.4 или 1.5), текущим зна
чением безразмерной силы инерции р;- (табл. 5) и постоянным для каждого двигателя параметром А.
Безразмерный параметр А представляет собой отношение наи большего значения силы инерции первого порядка, см. формулу (1.42), и силы давления газов. Величина А характеризует, следо вательно, силы инерции, возникающие в рассматриваемом дви гателе. Развернутое выражение для параметра А оказывается следующим:
А = |
Gnflto^R |
(1.52) |
|
PzFg |
|||
|
|
Характерным является то, что пять независимых величин, входя щих в параметр А, изменяются весьма широко, а сам параметр А оказывается в пределах 0,1,— 0,4. Значения параметра А для по строенных двигателей привёдены в табл. 1. Вычислять параметр А удобно по формуле, вытекающей из (1.52) и (1.38),
Л = ° . ,лф ( ш ) 2« . <L53>
где R в см.
Как видим, для движущей силы можно написать три выраже ния: (1.47), (1.48), (1.49). Первое из них необходимо составлять для каждого двигателя, выражение (1.48) будет уже справедливо
3 В . Ф . Сегаль |
33 |
М ТАБЛИЦА 7
Относительные силы и безразмерные крутящие моменты в четырехтактном
cf
(X
8
1
0
1 5
3 0
6 0
9 0
1 2 0
1 5 0
1 8 0
2 1 0
2 4 0
2 7 0
3 0 0
3 3 0
3 6 0
3 9 0
4 2 0
4 5 0
4 8 0
5 1 0
5 4 0
5 7 0
6 0 0
6 3 0
6 6 0
6 9 0
трехцилиндровом двигателе (1-2-3) для Я = 0,25, - B L = 0,15
Р г
)3
( ир .с
®Р
2
0 , 6
0 , 9 5
0 , 6
0 , 2 3
0 , 1 1
0 , 0 6
0 , 0 3 5
0 , 0 1 5
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0 , 0 0 5
0 , 0 2 5
0 , 0 7 5
0 , 2 1
ІО
Ч |
СО |
|
|
+ |
|
ѵо |
|
|
03 |
II |
С-1 |
Н |
7 |
|
|
о — . |
|
с Г |
о. |
о |
|
||
3 |
4 |
5 |
- 1 , 2 5 |
— 0 , 2 5 |
0 , 3 5 |
— 1 , 1 8 |
— 0 , 2 3 6 |
0 , 7 1 4 |
— 0 , 9 9 6 |
— 0 , 1 9 9 |
0 , 4 0 1 |
— 0 , 3 7 5 |
— 0 , 0 7 5 |
0 , 1 5 5 |
0 , 2 5 8 |
0 , 0 5 2 |
0 , 1 6 2 |
0 , 6 2 5 |
0 , 1 2 5 |
0 , 1 8 5 |
0 , 7 3 6 |
0 , 1 4 7 |
0 , 1 8 2 |
0 , 7 5 |
0 , 1 5 |
0 , 1 6 5 |
0 , 7 3 6 |
0 , 1 4 7 |
0 , 1 4 7 |
0 , 6 2 5 |
0 , 1 2 5 |
0 , 1 2 5 |
0 , 2 5 8 |
0 , 0 5 2 |
0 , 0 5 2 |
— 0 , 3 7 5 |
— 0 , 0 7 5 |
— 0 , 0 7 5 |
— 0 , 9 9 6 |
— 0 , 1 9 9 |
— 0 , 1 9 9 |
— 1 , 2 5 |
— 0 , 2 5 |
— 0 , 2 5 |
— 0 , 9 9 6 |
— 0 , 1 9 9 |
— 0 , 1 9 9 |
— 0 , 3 7 5 |
— 0 , 0 7 5 |
— 0 , 0 7 5 |
0 , 2 5 8 |
0 , 0 5 2 |
0 , 0 5 2 |
0 , 6 2 5 |
0 , 1 2 5 |
0 , 1 2 5 |
0 , 7 3 6 |
0 , 1 4 7 |
0 , 1 4 7 |
0 , 7 5 |
0 , 1 5 |
0 , 1 5 |
0 , 7 3 6 |
0 , 1 4 7 |
0 , 1 4 7 |
0 , 6 2 5 |
0 , 1 2 5 |
0 , 1 3 0 |
0 , 2 5 8 |
0 , 0 5 2 |
0 , 0 7 7 |
— 0 , 3 7 5 |
— 0 , 0 7 5 |
0 |
— 0 , 9 9 6 |
— 0 , 1 9 9 |
0 , 0 1 1 |
10)
т( ба .л
gt ß
6
0
0 , 0 6 5
0 , 1 2 6
0 , 2 2 2
0 , 2 5 8
0 , 2 2 2
0 , 1 2 6
0
— 0 , 1 2 6
— 0 , 2 2 2
— 0 , 2 5 8
— 0 , 2 2 2
— 0 , 1 2 6 0 0 , 1 2 6
0 , 2 2 2
0 , 2 5 8
0 , 2 2 2
0 , 1 2 6
0
— 0 , 1 2 6
— 0 , 2 2 2
— 0 , 2 5 8
— 0 , 2 2 2
— 0 , 1 2 6
( о
ю
т
с
7
0
0 , 0 4 6
0 , 0 5 0
0 , 0 3 5
0 , 0 4 2
0 , 0 4 1
0 , 0 2 3
0
—0 , 0 1 8
—0 , 0 2 8
—0 , 0 1 3
0 , 0 1 7
0 , 0 2 5
0
—0 , 0 2 5
—0 , 0 1 6
0 , 0 1 3
0 , 0 2 8
0 , 0 1 8
0
—0 , 0 1 8
—0 , 0 2 9
—0 , 2
0
—0 , 0 0 1
+ ß ) |
СО.’“*1 |
|
( a |
О Е- |
|
s |
о |
\ о |
c o |
|
то |
|
ь |
|
|
8 |
■ |
1
0 , 9 4 9
0 , 8 0 3
0 , 3 0 8
—0 , 2 5 8
—0 , 6 9 2
—0 , 9 2 9
—1
—0 , 9 2 9
—0 , 6 9 2
—0 , 2 5 8
0 , 3 0 8
0 , 8 0 3
1
0 , 8 0 3
0 , 3 0 8
—0 , 2 5 8
—0 , 6 9 2
—0 , 9 2 9
—1
—0 , 9 2 9
—0 , 6 9 2
—0 , 2 5 8
0 , 3 0 8
0 , 8 0 3
со
ю .
¥
V.
9
0 , 3 5
0 , 6 7 7
0 , 3 2 2
0 , 0 4 8
—0 , 0 4 2
—0 , 1 2 8
—0 , 1 6 9
—0 , 1 6 5
—0 , 1 3 7
—0 , 0 8 7
—0 , 0 1 3
—0 , 0 2 3
—0 , 1 6 0
—0 , 2 5
—0 , 1 6 0
—0 , 0 2 3
—0 , 0 1 3
—0 , 0 8 6
—0 , 1 3 7
—0 , 1 5
—0 , 1 3 7
—0 , 0 9
—0 , 2
0
0 , 0 0 9
Л = 0 2
|
|
|
|
О |
|
о |
|
|
|
|
|
00 |
|
гр |
|
£ |
|
|
О |
ГР |
+ |
CN |
+ |
|
ß 4) |
+ |
“Ь |
||||
+ |
|
|
£ |
|
|
СО |
|
|
o s л . |
|
|
|
|||
|
|
ю |
|
|
|
|
|
С |
c т( а б |
||_ |
1 |
и § |
+ |
II 2 |
|
|
|
Ус-і _|_ |
аісо |
||||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
10 |
П |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
0 |
|
0 |
0 , 0 9 4 |
0 , 0 9 4 |
— 0 , 0 9 4 |
0 |
|
0 , 3 2 1 |
||||||
|
|
|
|
|
|
||
|
0 , 6 0 9 |
0 , 2 4 4 |
0 , 0 5 7 |
0 , 3 0 1 |
— 0 , 0 5 |
0 , 2 5 1 |
|
|
0 , 9 7 7 |
0 , 1 5 1 |
0 |
0 , 1 5 1 |
0 , 0 7 3 |
0 , 2 2 4 |
|
|
1 |
|
0 , 1 6 2 |
— 0 , 0 5 7 |
0 , 1 0 5 |
0 , 1 2 1 |
0 , 2 2 6 |
|
0 , 7 5 5 |
0 , 1 4 0 |
— 0 , 0 9 8 |
0 , 0 4 2 |
0 |
0 , 0 4 2 |
|
|
0 , 3 9 |
0 , 0 7 1 |
— 0 , 0 7 7 |
— 0 , 0 0 6 |
— 0 , 1 2 1 |
— 0 , 1 2 7 |
|
|
0 |
|
0 |
0 |
0 |
— 0 , 0 7 3 |
— 0 , 0 7 3 |
— 0 , 3 9 |
— 0 , 0 5 7 |
— 0 , 0 0 7 |
— 0 , 0 6 2 |
0 , 0 5 2 |
— 0 , 0 1 |
||
— 0 , 0 7 5 |
— 0 , 0 9 4 |
0 |
— 0 , 0 9 4 |
0 , 0 9 4 |
0 |
||
— 1 |
|
— 0 , 0 5 |
0 , 2 4 4 |
0 , 1 9 4 |
0 , 0 5 7 |
0 , 2 5 1 |
|
— 0 , 9 7 7 |
0 , 0 7 3 |
0 , 1 5 1 |
0 , 2 2 4 |
0 |
0 , 2 2 4 |
||
— 0 , 6 0 9 |
0 , 1 2 1 |
0 , 1 6 2 |
0 , 2 8 3 |
— 0 , 0 5 7 |
0 , 2 2 6 |
||
|
0 |
|
0 |
0 , 1 4 0 |
0 , 1 4 0 |
— 0 , 0 9 8 |
0 , 0 4 2 |
|
0 , 6 0 9 |
— 0 , 1 2 1 |
0 , 0 7 1 |
— 0 , 0 5 |
— 0 , 0 7 7 |
— 0 , 1 2 7 |
|
|
0 , 9 7 7 |
— 0 , 0 7 3 |
0 |
— 0 , 0 7 3 |
0 |
— 0 , 0 7 3 |
|
|
1 |
|
0 , 0 5 2 |
— 0 , 0 5 7 |
— 0 , 0 0 5 |
— 0 , 0 0 7 |
— 0 , 0 1 2 |
|
0 , 7 5 5 |
0 , 0 9 4 |
— 0 , 0 9 4 |
0 |
0 |
0 |
|
|
0 , 3 9 |
0 , 0 5 7 |
— 0 , 0 5 |
0 , 0 0 7 |
0 , 2 4 4 |
0 , 2 5 1 |
|
|
0 |
|
0 |
0 , 0 7 3 |
0 , 0 7 3 |
0 , 1 5 1 |
0 , 2 2 1 |
— 0 , 3 9 |
— 0 , 0 5 7 |
0 , 1 2 1 |
0 , 0 6 4 |
0 , 1 6 2 |
0 , 2 2 6 |
||
— 0 , 7 5 5 |
— 0 , 0 9 8 |
0 |
— 0 , 0 9 8 |
0 , 1 4 0 |
0 , 0 4 2 |
||
— 1 |
|
— 0 , 0 7 7 |
— 0 , 1 2 1 |
— 0 , 1 9 8 |
— 0 , 0 7 1 |
— 0 , 1 2 7 |
|
— 0 , 9 7 7 |
0 |
— 0 , 0 7 3 |
— 0 , 0 7 3 |
0 |
0 , 0 7 |
||
— 0 , 6 0 9 |
— 0 , 0 0 7 |
0 , 0 5 2 |
0 , 0 4 5 |
— 0 , 0 5 7 |
— 0 , 0 1 2 |