Файл: Самохин А.Ф. Эксплуатация цифровых вычислительных машин [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Z/.0 -

центров. Схема технологического процесса показана па р и с.1 3 .2 .

Рис 13.2.

Входная информация из автом атизировав»: и неавтоматизи­ рованных подразделешгл ГА поступает по каналам связи (телеграф,

аппаратура передачи данных) пли по почте в группу связи с объек­ том. Далее поступившая информация (на машинных коситалях или в виде ручных документов) поступает в группу контроля и регистра­ ции, где она сортируется по виду документов, назначению и сро­ кам ввода в ЦВМ, контролируется с использованием различных ме­ тодов контроля (логический контроль, сравнение носителей при двухкратной передаче и т . д . ) , регистрируется и передается в груп­ пу подготовки машинных носителей, где выполняется перевод руч-

документов и носителей, не соответствующих установленным

-2 2 0 -

лВЦ машинам, на машинные носители пр1шлтого в данном ВЦ типа.

Полученные машинные носители передаются в группу ведения норма­ тивно-справочной информации и банка данных. Задачей этой группы является организация в машине общесистемного информационного массива (банка данных) и его корректировка по мере поступления новой информации. Устаревшая информация, выводимая из банка данных, передается в архив. Часть информации (информация разово­ го пользования), которую нет необходимости вводить в банк .дан­ ных .может передаваться непосредственно в группу обработки дан­ ных.

Группа обработки данных обеспечивает решение на ЦШ всех задач, предусмотренных в обслуживаемой АСУ, и выдачу результа­ тов в группу контроля и выпуска. Группа контроля и выпуска вы­ полняет формальный контроль выпускаемых документов, размножение документов (если в этом есть необходимость) и передачу их по­ требителям с курьером или через группу связи.

Кроме рассмотренной технологии движения информации в сис­ теме может быть предусмотрено непосредственное обращение поль­ зователей в ЦВМ (например, получение справок) с использованием терминалов, подключаемых к ЦВМ через аппаратуру передачи .данных

(АЛД) или без нее.

Общее руководство всем технологическим процессом осущест­ вляет диспетчерская группа (на схеме не показана), которая кон­ тролирует своевременность поступления информации, решение каж­ дой задачи в установленные для нее сроки, и своевременность выдачи результатов потребителям. Кроме показанных на схеме тех­ нологических групп в ВЦ должна быть группа, занимающаяся до­ работкой и совершенствованием внедряемых систем;

Техническое обслуживание всех технических средств осущест­ вляется специальными подразделениями, находящимися в ведении



- 230-

га авного инженере.

Ориентировочная организационная структура Щ показана на

рис. 1 3 .3 . Схема особых пояснений не требует, так как задачи каждого подразделения определяются его названием.

§ 1 3 .3 . Организация работы операторов на ЦЕМ

На ЦЕМ в вычислительном центре выполняются два вида работ:

производственный счет и отладка новых или доработка старых про­

греми с целью совершенствования эксплуатационных подсистем.

Производственный счет выполняется отделом обработки дан­ ных, в составе которого предусматривается ряд рабочих групп,

каждая из которых ведет ряд задач или комплексов задач. Кроме

т о г о , в отделе может быть предусмотрена группа дежурных опера­

торов, обеспечивающих выполнение счета по всем задачам, решав емым во время их дежурства. Каждая группа состоит из руководи­ теля группы (квалифицированного инженерасистемщика) и опера­ торов. Руководитель группы отвечает за своевременность выполне­ ния счета и достоверность результатов. Выход операторов груп­ пы на ЦЕМ осуществляется в запланированное для решения соответ­ ствующих задач время. В связи с тем, что, как показывает практи­ ка, значительная часть времени, отведенного для выполнения сче­ та (окало 30$) тратится на подготовительные операции (установ­ ка магнитных лент, перфокарт, выполнение предварительных опе­ раций на пульте и т . д . ) , целесообразно выходить на машину

2-м - 3-м операторам одновременно, с тем, чтобы подготовитель­ ные операции выполнять во время решения других задач. В том слу­ чае, когда операционная система машины и объем памяти позволя­ ют одновременно решать (в мультипрограммном режиме) несколько

Администрати&но-хо

Н ачальник ВЦ

зяйстбеяные ацркЪы

и$а6с Отдел

алгоритмизации Отдел

 

и

Рис. /3.3.


- 2 3 2 -

задач, на машину дшшш выходить одновременно все операторы,

задачи которых решаются в очередном сеансе, с тем, чтобы обес­

печить ЦВМ необходимой

информацией (!.И и ШС) н программами (о с ­

ла п ом едкие вводятся

пород решением).

Разработка и отладка новых программ лллпалняштен отдею м

алгоритмизации п програшироппшт. Для этой цели исиальэует-

ся машинное

время,

свободное от производственного счета.

В тех

случаях,

когда в центре вводится большое количество

новых программ, время, затрачиваемое на отладку программ, ока­

зывается

дозально аемьинм. Вал:; отладка выполняется программис­

тами без

использования

отладочных программ, т о , калл показыва­

ет опыт,

значительная

часть машинного времени тратится непро­

изводительно на обдумывание причин неполадок в программе, визу­ альный контроль хода программы и принятие решения на последу­ ющие действия. Всё это время машша не используется.

Для устранения этого недостатка целесообразно вводить так называемую операторную отладку с использованием отладочных про­ грамм. Для этой цели в штатах должна быть предусмотрена группа операторов, а в расписании отводится время (желательно 2 -3 ра­ за в сутки) для операторной отладки. Программы вместе с инст­ рукцией оператору передаются для прокрутки в операторную группу. После выполнения прокрутки программист получает резуль­ тат с замечаниями оператора.

Как показывает опыт, операторная отладка позволяет сэко­ номить белее 50% машинного времени, затрачиваемого на обычную отладку. Разумеется, введение такой отладки возможно только при наличии эффективных отладочных программ.

-2 3 3 -

§13 .4 . Планирование и учет машинного времени

Всвязи с высокой стоимостью и быстрым моральным старением ЦВМ для повышения экономической эффективности их использова­

ния в настоящее время на ЦВМ организуется, как правило, кругло­ суточная работа без выходных дней. При этом ,не более 10$ вре­ мени отводится на профилактические и ремонтные работы, а все остальное время планируется на полезную работу.

Планирование общего массива машинного времени осуществля­ ется на год с разбивкой по кварталам. При этом выделяется по­ лезное время и время на профилактику и ремонт. Годовой план представляется в ЦСУ СССР.

Распределение полезного машинного времени между подсисте­ мами и задачами (комплексами задач) осуществляется также на год с разбивкой по кварталам и месяцам (при необходимости, и

на меньшие сроки). План распределения является внутренним до­ кументом ВЦ.

Основой для распределения машинного времени на производ­ ственный счет и ведение банка данных является сетевой график решения задач, в котором указываются: очередность решения за­ дач, предельные календарные сроки их решения и необходимое машинное время, а также график проведения профилактических работ.

Назначение плана распределения машинного времени - обес­ печение решения всех задач при равномерной загрузке машин.

Машинное время на отладку новых программ планируется на пери­ ода, не загруженные производственным счетом.

План распределения времени оперативно корректируется в течение всего года.

Ja n.027.


- 2 3*/-

На основе плана распределения с учетом сложившейся ситу­ ации на каждый день составляется расписание выхода операторов на машину. В расписании предусматривается время на проведение профилактик. Расписание составляется не менее, чем за сутки до планируемого дня, с таким расчетом, чтобы операторы рабо­ чих групп могли быть оповещены о времени выхода на машину.

Оператор несет ответственность за использование выделенного ему машинного времени.

Учет использования машины ведется в журнале учета машин­ ного времени, в котором фиксируется все время в течение суток с указанием, для каких целей оно использовано. В случае про­ стоя и з-за неисправности пли по другим причинам в журнале ука­ зывается причина простоя. ЗКурнал учета машинного времени яв­ ляется основным документом, на основе которого составляется отчет об использовании машин в ЦСУ СССР и для оценки качества работы операторов и технического персонала, обслуживающего ЦВЫ.

- Z i S -

Г л а в а Х1У

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЦВМ

§ 14Л . Назначение технического обслуживания ЦВМ

Основной задачей технического обслуживания яаляется обес печение надежной работы ЦВМ. Решение этой задачи обеспечивает ся выполнением следующих мероприятий:

1.Организации эффективного контроля в рабочем режиме и

врежиме профилактики.

2.Качественного и своевременного проведения профилакти­

ческих

работ.

3.

Эффективной организации текущего ремонта.

4.

Созданием нормальных условий работы техники и людей.

5.

Своевременного обеспечения ЦВМ запасным имуществом

и расходными материалами.

6.

Правильной организацией ведения документации.

7.

Проведением доработки и модернизации ЦВМ-

8.

Повышением квалификации обслуживающего персонала.

Рассмотрению этих вопросов посвящены последующие (вклю­ чая данную) главы пособия.