Файл: Самохин А.Ф. Эксплуатация цифровых вычислительных машин [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
- Z/.0 -
центров. Схема технологического процесса показана па р и с.1 3 .2 .
Рис 13.2.
Входная информация из автом атизировав»: и неавтоматизи рованных подразделешгл ГА поступает по каналам связи (телеграф,
аппаратура передачи данных) пли по почте в группу связи с объек том. Далее поступившая информация (на машинных коситалях или в виде ручных документов) поступает в группу контроля и регистра ции, где она сортируется по виду документов, назначению и сро кам ввода в ЦВМ, контролируется с использованием различных ме тодов контроля (логический контроль, сравнение носителей при двухкратной передаче и т . д . ) , регистрируется и передается в груп пу подготовки машинных носителей, где выполняется перевод руч-
документов и носителей, не соответствующих установленным
-2 2 0 -
лВЦ машинам, на машинные носители пр1шлтого в данном ВЦ типа.
Полученные машинные носители передаются в группу ведения норма тивно-справочной информации и банка данных. Задачей этой группы является организация в машине общесистемного информационного массива (банка данных) и его корректировка по мере поступления новой информации. Устаревшая информация, выводимая из банка данных, передается в архив. Часть информации (информация разово го пользования), которую нет необходимости вводить в банк .дан ных .может передаваться непосредственно в группу обработки дан ных.
Группа обработки данных обеспечивает решение на ЦШ всех задач, предусмотренных в обслуживаемой АСУ, и выдачу результа тов в группу контроля и выпуска. Группа контроля и выпуска вы полняет формальный контроль выпускаемых документов, размножение документов (если в этом есть необходимость) и передачу их по требителям с курьером или через группу связи.
Кроме рассмотренной технологии движения информации в сис теме может быть предусмотрено непосредственное обращение поль зователей в ЦВМ (например, получение справок) с использованием терминалов, подключаемых к ЦВМ через аппаратуру передачи .данных
(АЛД) или без нее.
Общее руководство всем технологическим процессом осущест вляет диспетчерская группа (на схеме не показана), которая кон тролирует своевременность поступления информации, решение каж дой задачи в установленные для нее сроки, и своевременность выдачи результатов потребителям. Кроме показанных на схеме тех нологических групп в ВЦ должна быть группа, занимающаяся до работкой и совершенствованием внедряемых систем;
Техническое обслуживание всех технических средств осущест вляется специальными подразделениями, находящимися в ведении
- 230-
га авного инженере.
Ориентировочная организационная структура Щ показана на
рис. 1 3 .3 . Схема особых пояснений не требует, так как задачи каждого подразделения определяются его названием.
§ 1 3 .3 . Организация работы операторов на ЦЕМ
На ЦЕМ в вычислительном центре выполняются два вида работ:
производственный счет и отладка новых или доработка старых про
греми с целью совершенствования эксплуатационных подсистем.
Производственный счет выполняется отделом обработки дан ных, в составе которого предусматривается ряд рабочих групп,
каждая из которых ведет ряд задач или комплексов задач. Кроме
т о г о , в отделе может быть предусмотрена группа дежурных опера
торов, обеспечивающих выполнение счета по всем задачам, решав емым во время их дежурства. Каждая группа состоит из руководи теля группы (квалифицированного инженерасистемщика) и опера торов. Руководитель группы отвечает за своевременность выполне ния счета и достоверность результатов. Выход операторов груп пы на ЦЕМ осуществляется в запланированное для решения соответ ствующих задач время. В связи с тем, что, как показывает практи ка, значительная часть времени, отведенного для выполнения сче та (окало 30$) тратится на подготовительные операции (установ ка магнитных лент, перфокарт, выполнение предварительных опе раций на пульте и т . д . ) , целесообразно выходить на машину
2-м - 3-м операторам одновременно, с тем, чтобы подготовитель ные операции выполнять во время решения других задач. В том слу чае, когда операционная система машины и объем памяти позволя ют одновременно решать (в мультипрограммном режиме) несколько
Администрати&но-хо |
Н ачальник ВЦ |
зяйстбеяные ацркЪы |
и$а6с Отдел |
алгоритмизации Отдел |
|
и |
Рис. /3.3.
- 2 3 2 -
задач, на машину дшшш выходить одновременно все операторы,
задачи которых решаются в очередном сеансе, с тем, чтобы обес
печить ЦВМ необходимой |
информацией (!.И и ШС) н программами (о с |
ла п ом едкие вводятся |
пород решением). |
Разработка и отладка новых программ лллпалняштен отдею м |
алгоритмизации п програшироппшт. Для этой цели исиальэует-
ся машинное |
время, |
свободное от производственного счета. |
В тех |
случаях, |
когда в центре вводится большое количество |
новых программ, время, затрачиваемое на отладку программ, ока
зывается |
дозально аемьинм. Вал:; отладка выполняется программис |
|
тами без |
использования |
отладочных программ, т о , калл показыва |
ет опыт, |
значительная |
часть машинного времени тратится непро |
изводительно на обдумывание причин неполадок в программе, визу альный контроль хода программы и принятие решения на последу ющие действия. Всё это время машша не используется.
Для устранения этого недостатка целесообразно вводить так называемую операторную отладку с использованием отладочных про грамм. Для этой цели в штатах должна быть предусмотрена группа операторов, а в расписании отводится время (желательно 2 -3 ра за в сутки) для операторной отладки. Программы вместе с инст рукцией оператору передаются для прокрутки в операторную группу. После выполнения прокрутки программист получает резуль тат с замечаниями оператора.
Как показывает опыт, операторная отладка позволяет сэко номить белее 50% машинного времени, затрачиваемого на обычную отладку. Разумеется, введение такой отладки возможно только при наличии эффективных отладочных программ.
-2 3 3 -
§13 .4 . Планирование и учет машинного времени
Всвязи с высокой стоимостью и быстрым моральным старением ЦВМ для повышения экономической эффективности их использова
ния в настоящее время на ЦВМ организуется, как правило, кругло суточная работа без выходных дней. При этом ,не более 10$ вре мени отводится на профилактические и ремонтные работы, а все остальное время планируется на полезную работу.
Планирование общего массива машинного времени осуществля ется на год с разбивкой по кварталам. При этом выделяется по лезное время и время на профилактику и ремонт. Годовой план представляется в ЦСУ СССР.
Распределение полезного машинного времени между подсисте мами и задачами (комплексами задач) осуществляется также на год с разбивкой по кварталам и месяцам (при необходимости, и
на меньшие сроки). План распределения является внутренним до кументом ВЦ.
Основой для распределения машинного времени на производ ственный счет и ведение банка данных является сетевой график решения задач, в котором указываются: очередность решения за дач, предельные календарные сроки их решения и необходимое машинное время, а также график проведения профилактических работ.
Назначение плана распределения машинного времени - обес печение решения всех задач при равномерной загрузке машин.
Машинное время на отладку новых программ планируется на пери ода, не загруженные производственным счетом.
План распределения времени оперативно корректируется в течение всего года.
Ja n.027.
- 2 3*/-
На основе плана распределения с учетом сложившейся ситу ации на каждый день составляется расписание выхода операторов на машину. В расписании предусматривается время на проведение профилактик. Расписание составляется не менее, чем за сутки до планируемого дня, с таким расчетом, чтобы операторы рабо чих групп могли быть оповещены о времени выхода на машину.
Оператор несет ответственность за использование выделенного ему машинного времени.
Учет использования машины ведется в журнале учета машин ного времени, в котором фиксируется все время в течение суток с указанием, для каких целей оно использовано. В случае про стоя и з-за неисправности пли по другим причинам в журнале ука зывается причина простоя. ЗКурнал учета машинного времени яв ляется основным документом, на основе которого составляется отчет об использовании машин в ЦСУ СССР и для оценки качества работы операторов и технического персонала, обслуживающего ЦВЫ.
- Z i S -
Г л а в а Х1У
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЦВМ
§ 14Л . Назначение технического обслуживания ЦВМ
Основной задачей технического обслуживания яаляется обес печение надежной работы ЦВМ. Решение этой задачи обеспечивает ся выполнением следующих мероприятий:
1.Организации эффективного контроля в рабочем режиме и
врежиме профилактики.
2.Качественного и своевременного проведения профилакти
ческих |
работ. |
3. |
Эффективной организации текущего ремонта. |
4. |
Созданием нормальных условий работы техники и людей. |
5. |
Своевременного обеспечения ЦВМ запасным имуществом |
и расходными материалами. |
|
6. |
Правильной организацией ведения документации. |
7. |
Проведением доработки и модернизации ЦВМ- |
8. |
Повышением квалификации обслуживающего персонала. |
Рассмотрению этих вопросов посвящены последующие (вклю чая данную) главы пособия.