Файл: Самохин А.Ф. Эксплуатация цифровых вычислительных машин [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-250-

§1 4 .7 . Доработка и модернизация ЦВМ.

Повышение квалификации обслуживающего персонала

Учитывая, что даже серийно выпускаемые ЦДЛ не яаллютея

совершенными, в процессе эксплуатации на основе накапливаемо­ го опыта производится их совершенствование и доработка по предложениям разработчиков. Доработка выполняется по докумен­

тации орга1шзацшг, проектировавшей или выпускающей данную

ЦВМ, силами пользователя или завода-иэготовителя. Основными направлениями доработки являются: повышение надежности, рас­ ширение возможностей машины, обеспечение совместимости с другими ЦДЛ, подключение дополнительных устройств или заме­ на устаревших более совершенными и т .д .

Наряду с доработками, выполняемыми по предложениям раз­

работчиков, в организации, эксплуатирующей ЦВМ, выполняется юс модернизация с целью максимального удовлетворения специфи­ ческих ннужд данной, организации. Модернизация выполняется силами пользователя. Основным направлением модернизации яв­

ляется обычно приспособление ЦДЛ к специфике задач, решаемых в данной организации. Принципиальной разницы между доработ­ ками и модернизацией нет.

В связи с тем, что квалификация обслуживающего персона­ ла весьма существенно сказывается на коэффициенте исполь­ зования машины (плавным образом, за счет сокращения потерь времени на рем онт), этому вопросу следует уделить самое серьезное внимание.

Повышение уровня подготовки инженерно-технического пер­ сонала обычно осуществляется в направлении детального осво­ ения эксплуатации возможно большего количества устройств ма­

- 2 S 1 -

шины, изучения вопросов, смежных с технической эксплуатацией

(например, программирования), развития инженерного логическо­ го мышления, разработшл и освоения научных методов эксплуата­ ции, ознакомления с опытом эксплуатации в других организаци­ ях и т .п . С целью повышения эффективности этой работы она

должна планироваться и учитываться при подведении итогов нарав­ не с планированием машинного времени и других видов работ.

Повышение подготовки осуществляется путем самостоятельной работы сотрудников над документацией и литературой в свободное от работы время, посещения других, эксплуатирующих ЦШ, орга­ низации, участия в конференциях, семинарах, симпозиумах и т .д .

Для повышения ответственности и оценки качества работы сотрудников в вопросе повышения квалификации целесообразно по окончании изучения сотрудником очередного задания принимать зачеты.


- 2 5 2 -

Г л а в а ХУ РЕМОНТ Ц В М

§ 15Л . Виды ремонта

Ремонтом ЦВМ называется совокупность мероприятий по обнару­ жению, установлению места и устранению возникших или потенциаль­ ных неисправностей.

По назначению ремонт делится на профилактический и текущий.

Профилактический ремонт производится с целью предупреждения, в

основном, постепенных отказов и выполняется при проведении профи­ лактических работ. Текущий ремонт предназначен для устранения не­ исправностей, возникающих в процессе выполнешш счета. Текущий и профилактический ремонт выполняется обслуживающим инженерно-тех­ ническим персоналом.

По трудоемкости ремонт делится на мелкий, средний и капиталь­ ный. Текущий ремонт может быть мелким и средним, профилактичес­ кий - мелким, средним и капитальным. При капитальном ремонте от­ дельные электромеханические устройства могут направляться для восстановления на заводы или в специальные реморганы. Электрон­ ная аппаратура, как правило, ремонтируется на месте.

§ 1 5 .2 . Ремонтопригодность

Ремонтопригодность ЭВМ - это приспособленность машины к обнаружению, отысканию и устранению неисправностей.

-2 5 3 -

Вкачестве количественных показателей ремонтопригодности обычно используют показатели, связанные с затратами времени и средств на обнаружение, устранение и предупреждение отказов. Все показатели ремонтопригодности можно разделить на временные, вероят­

ностные и стоимостные.

 

 

В р е м е н н ы е

п о к а з а т е л и

обычно используют­

ся для оценки технического качества ЭВМ и для планирования тех­ нического обслуживания. Основным показателем является среднее время ремонта ТСр>рем> (см. § 1 .4 ). Время ремонта t р является случайной величиной, зависящей от случайности возникновения са­ мих отказов',' от квалификации персонала, от внешних условий эксплу­ атации и т .д .

Интегральная оценка среднего времени ремонта определяется выражения!

1 5 .1

-функция распределения.

Внекоторых случаях используют дисперсию времени ремонта

В большинстве случаев при оценке ремонтпригодности ЭВМ мож­ но считать, что распределение времени ремонта подчиняется экспо­ ненциальному закон- ~ ~

В суммарное время ремонта входит: время установления факта не­


 

- 2 5 4 -

 

 

 

 

исправности

, время установления характера

неисправности

t x , время отыскания места

неисправности

1 0

, время замены

неисправного

элемента t^ .

и время контроля

работоспособности

после ремонта

Ьц

 

 

 

 

 

 

= t f + tx +

+

+ i K ■

 

Разделение времени ремонта на составляющие позволяет выявить, ка­ кие этапы ремонта следует совершенствовать в первую очередь.

Опыт эксплуатации ЦВМ первого и второго поколений показывает, что врага ремонта распределяется следующим образом:

Зна» и ^ , _____ лабой

оснащенностью этих ЦВМ средствами контроля и поиска неисправнос­

тей . В ЦВМ третьего поколения

следует

ожидать перераспределения

времени ремонта между этапами за счет

оснащения их средствами

схемного контроля и системой диагностических тестов .

 

В е р о я т н о с т н ы е

п о к а з а т е л и

р е м о н ­

т о п р и г о д н о с т и применяются, плавным образом, для

оценки тактических вопросов использования ЦВМ, таких, например,

как планирование задан,

решаемых на ЦВМ, решение вопроса о необ­

ходимости резервирования и др.

Основным вероятностным показателем может служить вероятность

то го , что за время / я ,

машина будет отремонтирована

С т о и м о с т н ы е

п о к а з а т е л и

характеризу­

ют экономическую сторону

ремонтопригодности ЦВМ.

Очевидно, ст о -


- Z S 5 -

ниость ремонта должна включать в себя: стоимость потерянного и з -

за простоя машинного времени, стошюоть расходных материалов, сто­ имость контрольно-измерительной аппаратуры, а для управляющих ДЕМ и стоимость ущерба, нанесенного простоем машины.

Набор статистики по перечисленным характеристикам и ее ана­ лиз позволяет не только оценить качество эксплуатируемой ЦВМ,

но и совершенствовать ее эксплуатацию, выявляя наиболее слабые места.

Ремонтопригодность ЦВМ определяется, плавным образом, ее кон­ струкцией и оснащенностью системами контроля.

От конструктивных особенностей машины зависит время отыскаг-

ния неисправностей и технологичность их устранения. С цель» со ­ кращения времени отыскания неисправностей отдельные участки схем машины объединяются в отдельные сменные конструктивные узлы (мо­ дули, ячейки, кассеты ), так как всегда легче выделить некоторую группу деталей, включающую неисправный элемент. Для сокращения времени устранения неисправности эти узлы должны быть легко заме­ няемыми. В качестве сменных конструктивных единиц обычно выделя­ ют части схем, объединяемые по функциональному признаку. (Ленные узлы могут быть ремонтируемыми и нереглонтируемыми, т .е . подлежа­ щими в случае выхода из строя замене без восстановления. Ремон­ тируемые узлы восстанавливаются, как правило, силами обслужива­ ющего персонала или специальной группы ремонта в эксплуатирующем подразделении.

Существенное влияние на ремонтопригодность оказывает система контроля. Чем выше контролирующие способности системы контроля,

тем выше, за счет сокращения t 0 , ремонтопригодность.

Существенное влияние на ремонтепригодность оказывают усло­ вия и организация эксплуатации. Отклонение внешних условии

- 2 S G -

(температуры, влажности, запшенности и т . д . ) от нормальных уве­ личивает интенсивность отказов, приводит к появлению групповых отказов и затрудняет отыскание и устранение неисправностей.

Хорошая организация контроля, своевременное и качественное выполнение профилактических работ, высокая квалификация и пра­ вильная расстановка обслуживающего персонала значительно повышает ремонтопригодность. Недостаточное обеспечение запасным имущест­ вом (ячейками, модулями и т .п .) увеличивает время ремонта за счет затраты времени на приобретение нового или ремонт неисправ­ ного алемента.

Важным элементом эксплуатации, влияющим на ремонтопригод­ ность, является ведение технической документации. Качественное ведение документов по отказам и техническому обслуживанию поз­ воляет анализировать состояние машины, выявлять слабые места, на­ капливать опыт по отысканию, устранению неисправностей, прини­ мать меры к своевременному устранению потенциальных отказов.

§ 1 5 .3 . Признаки неисправностей и способы поиска отказавших элементов

Наличие в ЭВМ неисправности может быть выявлено по одному не сяедущ их признаков:

- показания сигнальных устройств (или останов машины), пред­ усмотренных в системе аппаратного контроля,

-неправильное прохождение теста ,

-появление ошибок в результатах вычислений,

-срабатывание устройств защиты,

-наличие пассивных признаков, таких, как визуальные, звуко­

вые , осязательные и т .п .


 

 

- ? £ 7 -

 

С и г н а л ы

о т

с и с т е м ы

а п п а р а т н о г о

к о н т р о л я позволяют,

как правило,

не только установить факт

наличия неисправности, но и с определенной степенью точности опре

делить место неисправности. Степень локализации места неисправ­

ности (определения части схемы, в которой возникла неисправность)

зависит от развитости системы контроля. Обычно аппаратный конт­ роль позволяет определить место неисправности с точностью до

устройства, блока или узла.

Дальнейшее уточнение места неисправ­

ности выполняется с помощью тестов и контрольно-измерительной

аппаратуры.

 

 

 

 

 

Н е п р а в и л ь н о е

п р о х о ж д е н и е

п р о ­

в е р о ч н ы х

т е с т о в

является

одним из

основных (е с ­

ли нет системы аппаратного

контроля)

признаков,

позволяющих

установить факт неисправной работы машины. Анализ неправильного

прохождения теста или совокупности тестов позволяет, как прави­ л о , установить характер неисправности, а иногда и место ее воз­

никновения. При этом следует иметь в виду, что при одном прогоне теста ошибка может возникнуть из-за сбоя. Поэтому тест следует

повторить. Если в ЭВМ

предусмотрены диагностические тесты, уточ­

нение места неисправности выполняется с их помощью.

П о я в л е н и е

о ш и б о к

в

р е

з у л ь т а т а х

в ы ч и с л е н и й

не всегда свидетельствует

о наличии неис­

правности, так как ошибка может возникнуть из-за сбоя и из-за ошибок в программе или исходной информации. Поэтому обычно при обнаружении ошибки в вычислениях по отлаженной программе произ­ водят контроль ЭШ с помощью тестов . Следует иметь в виду, что анализ ошибок в вычислениях во многих случаях позволяет опреде­

лить характер к место неисправности.

 

С р а б а т ы в а н и е

у с т р о й с т в

з а щ и т ы ,

как правило, свидетельствует

о наличии в машине

неисправности