Файл: Самохин А.Ф. Эксплуатация цифровых вычислительных машин [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
-250-
§1 4 .7 . Доработка и модернизация ЦВМ.
Повышение квалификации обслуживающего персонала
Учитывая, что даже серийно выпускаемые ЦДЛ не яаллютея
совершенными, в процессе эксплуатации на основе накапливаемо го опыта производится их совершенствование и доработка по предложениям разработчиков. Доработка выполняется по докумен
тации орга1шзацшг, проектировавшей или выпускающей данную
ЦВМ, силами пользователя или завода-иэготовителя. Основными направлениями доработки являются: повышение надежности, рас ширение возможностей машины, обеспечение совместимости с другими ЦДЛ, подключение дополнительных устройств или заме на устаревших более совершенными и т .д .
Наряду с доработками, выполняемыми по предложениям раз
работчиков, в организации, эксплуатирующей ЦВМ, выполняется юс модернизация с целью максимального удовлетворения специфи ческих ннужд данной, организации. Модернизация выполняется силами пользователя. Основным направлением модернизации яв
ляется обычно приспособление ЦДЛ к специфике задач, решаемых в данной организации. Принципиальной разницы между доработ ками и модернизацией нет.
В связи с тем, что квалификация обслуживающего персона ла весьма существенно сказывается на коэффициенте исполь зования машины (плавным образом, за счет сокращения потерь времени на рем онт), этому вопросу следует уделить самое серьезное внимание.
Повышение уровня подготовки инженерно-технического пер сонала обычно осуществляется в направлении детального осво ения эксплуатации возможно большего количества устройств ма
- 2 S 1 -
шины, изучения вопросов, смежных с технической эксплуатацией
(например, программирования), развития инженерного логическо го мышления, разработшл и освоения научных методов эксплуата ции, ознакомления с опытом эксплуатации в других организаци ях и т .п . С целью повышения эффективности этой работы она
должна планироваться и учитываться при подведении итогов нарав не с планированием машинного времени и других видов работ.
Повышение подготовки осуществляется путем самостоятельной работы сотрудников над документацией и литературой в свободное от работы время, посещения других, эксплуатирующих ЦШ, орга низации, участия в конференциях, семинарах, симпозиумах и т .д .
Для повышения ответственности и оценки качества работы сотрудников в вопросе повышения квалификации целесообразно по окончании изучения сотрудником очередного задания принимать зачеты.
- 2 5 2 -
Г л а в а ХУ РЕМОНТ Ц В М
§ 15Л . Виды ремонта
Ремонтом ЦВМ называется совокупность мероприятий по обнару жению, установлению места и устранению возникших или потенциаль ных неисправностей.
По назначению ремонт делится на профилактический и текущий.
Профилактический ремонт производится с целью предупреждения, в
основном, постепенных отказов и выполняется при проведении профи лактических работ. Текущий ремонт предназначен для устранения не исправностей, возникающих в процессе выполнешш счета. Текущий и профилактический ремонт выполняется обслуживающим инженерно-тех ническим персоналом.
По трудоемкости ремонт делится на мелкий, средний и капиталь ный. Текущий ремонт может быть мелким и средним, профилактичес кий - мелким, средним и капитальным. При капитальном ремонте от дельные электромеханические устройства могут направляться для восстановления на заводы или в специальные реморганы. Электрон ная аппаратура, как правило, ремонтируется на месте.
§ 1 5 .2 . Ремонтопригодность
Ремонтопригодность ЭВМ - это приспособленность машины к обнаружению, отысканию и устранению неисправностей.
-2 5 3 -
Вкачестве количественных показателей ремонтопригодности обычно используют показатели, связанные с затратами времени и средств на обнаружение, устранение и предупреждение отказов. Все показатели ремонтопригодности можно разделить на временные, вероят
ностные и стоимостные. |
|
|
В р е м е н н ы е |
п о к а з а т е л и |
обычно используют |
ся для оценки технического качества ЭВМ и для планирования тех нического обслуживания. Основным показателем является среднее время ремонта ТСр>рем> (см. § 1 .4 ). Время ремонта t р является случайной величиной, зависящей от случайности возникновения са мих отказов',' от квалификации персонала, от внешних условий эксплу атации и т .д .
Интегральная оценка среднего времени ремонта определяется выражения!
1 5 .1
-функция распределения.
Внекоторых случаях используют дисперсию времени ремонта
В большинстве случаев при оценке ремонтпригодности ЭВМ мож но считать, что распределение времени ремонта подчиняется экспо ненциальному закон- ~ ~
В суммарное время ремонта входит: время установления факта не
|
- 2 5 4 - |
|
|
|
|
|
исправности |
tф , время установления характера |
неисправности |
||||
t x , время отыскания места |
неисправности |
1 0 |
, время замены |
|||
неисправного |
элемента t^ . |
и время контроля |
работоспособности |
|||
после ремонта |
Ьц |
|
|
|
|
|
|
= t f + tx + |
+ |
+ i K ■ |
|
Разделение времени ремонта на составляющие позволяет выявить, ка кие этапы ремонта следует совершенствовать в первую очередь.
Опыт эксплуатации ЦВМ первого и второго поколений показывает, что врага ремонта распределяется следующим образом:
Зна» и ^ , _____ лабой
оснащенностью этих ЦВМ средствами контроля и поиска неисправнос
тей . В ЦВМ третьего поколения |
следует |
ожидать перераспределения |
|
времени ремонта между этапами за счет |
оснащения их средствами |
||
схемного контроля и системой диагностических тестов . |
|
||
В е р о я т н о с т н ы е |
п о к а з а т е л и |
р е м о н |
т о п р и г о д н о с т и применяются, плавным образом, для
оценки тактических вопросов использования ЦВМ, таких, например,
как планирование задан, |
решаемых на ЦВМ, решение вопроса о необ |
ходимости резервирования и др. |
|
Основным вероятностным показателем может служить вероятность |
|
то го , что за время / я , |
машина будет отремонтирована |
С т о и м о с т н ы е |
п о к а з а т е л и |
характеризу |
ют экономическую сторону |
ремонтопригодности ЦВМ. |
Очевидно, ст о - |
- Z S 5 -
ниость ремонта должна включать в себя: стоимость потерянного и з -
за простоя машинного времени, стошюоть расходных материалов, сто имость контрольно-измерительной аппаратуры, а для управляющих ДЕМ и стоимость ущерба, нанесенного простоем машины.
Набор статистики по перечисленным характеристикам и ее ана лиз позволяет не только оценить качество эксплуатируемой ЦВМ,
но и совершенствовать ее эксплуатацию, выявляя наиболее слабые места.
Ремонтопригодность ЦВМ определяется, плавным образом, ее кон струкцией и оснащенностью системами контроля.
От конструктивных особенностей машины зависит время отыскаг-
ния неисправностей и технологичность их устранения. С цель» со кращения времени отыскания неисправностей отдельные участки схем машины объединяются в отдельные сменные конструктивные узлы (мо дули, ячейки, кассеты ), так как всегда легче выделить некоторую группу деталей, включающую неисправный элемент. Для сокращения времени устранения неисправности эти узлы должны быть легко заме няемыми. В качестве сменных конструктивных единиц обычно выделя ют части схем, объединяемые по функциональному признаку. (Ленные узлы могут быть ремонтируемыми и нереглонтируемыми, т .е . подлежа щими в случае выхода из строя замене без восстановления. Ремон тируемые узлы восстанавливаются, как правило, силами обслужива ющего персонала или специальной группы ремонта в эксплуатирующем подразделении.
Существенное влияние на ремонтопригодность оказывает система контроля. Чем выше контролирующие способности системы контроля,
тем выше, за счет сокращения t 0 , ремонтопригодность.
Существенное влияние на ремонтепригодность оказывают усло вия и организация эксплуатации. Отклонение внешних условии
- 2 S G -
(температуры, влажности, запшенности и т . д . ) от нормальных уве личивает интенсивность отказов, приводит к появлению групповых отказов и затрудняет отыскание и устранение неисправностей.
Хорошая организация контроля, своевременное и качественное выполнение профилактических работ, высокая квалификация и пра вильная расстановка обслуживающего персонала значительно повышает ремонтопригодность. Недостаточное обеспечение запасным имущест вом (ячейками, модулями и т .п .) увеличивает время ремонта за счет затраты времени на приобретение нового или ремонт неисправ ного алемента.
Важным элементом эксплуатации, влияющим на ремонтопригод ность, является ведение технической документации. Качественное ведение документов по отказам и техническому обслуживанию поз воляет анализировать состояние машины, выявлять слабые места, на капливать опыт по отысканию, устранению неисправностей, прини мать меры к своевременному устранению потенциальных отказов.
§ 1 5 .3 . Признаки неисправностей и способы поиска отказавших элементов
Наличие в ЭВМ неисправности может быть выявлено по одному не сяедущ их признаков:
- показания сигнальных устройств (или останов машины), пред усмотренных в системе аппаратного контроля,
-неправильное прохождение теста ,
-появление ошибок в результатах вычислений,
-срабатывание устройств защиты,
-наличие пассивных признаков, таких, как визуальные, звуко
вые , осязательные и т .п .
|
|
- ? £ 7 - |
|
С и г н а л ы |
о т |
с и с т е м ы |
а п п а р а т н о г о |
к о н т р о л я позволяют, |
как правило, |
не только установить факт |
наличия неисправности, но и с определенной степенью точности опре
делить место неисправности. Степень локализации места неисправ
ности (определения части схемы, в которой возникла неисправность)
зависит от развитости системы контроля. Обычно аппаратный конт роль позволяет определить место неисправности с точностью до
устройства, блока или узла. |
Дальнейшее уточнение места неисправ |
||||
ности выполняется с помощью тестов и контрольно-измерительной |
|||||
аппаратуры. |
|
|
|
|
|
Н е п р а в и л ь н о е |
п р о х о ж д е н и е |
п р о |
|||
в е р о ч н ы х |
т е с т о в |
является |
одним из |
основных (е с |
|
ли нет системы аппаратного |
контроля) |
признаков, |
позволяющих |
установить факт неисправной работы машины. Анализ неправильного
прохождения теста или совокупности тестов позволяет, как прави л о , установить характер неисправности, а иногда и место ее воз
никновения. При этом следует иметь в виду, что при одном прогоне теста ошибка может возникнуть из-за сбоя. Поэтому тест следует
повторить. Если в ЭВМ |
предусмотрены диагностические тесты, уточ |
|||
нение места неисправности выполняется с их помощью. |
||||
П о я в л е н и е |
о ш и б о к |
в |
р е |
з у л ь т а т а х |
в ы ч и с л е н и й |
не всегда свидетельствует |
о наличии неис |
правности, так как ошибка может возникнуть из-за сбоя и из-за ошибок в программе или исходной информации. Поэтому обычно при обнаружении ошибки в вычислениях по отлаженной программе произ водят контроль ЭШ с помощью тестов . Следует иметь в виду, что анализ ошибок в вычислениях во многих случаях позволяет опреде
лить характер к место неисправности. |
|
|
С р а б а т ы в а н и е |
у с т р о й с т в |
з а щ и т ы , |
как правило, свидетельствует |
о наличии в машине |
неисправности |