Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

том данных третьего этапа) н оформляется расчетно-поясни­ тельная записка.

Содержание пояснительной записки:

а) введение с указанием, на основании каких документов разработан проект;

б) 'назначение и область применения проектируемого экс­ каватора;

в) техническая характеристика; г) описание и обоснование выбранной конструкции;

д) расчеты, подтверждающие работоспособность и на­ дежность;

е) ожидаемые технико-экономические показатели, уровень унификации;

ж) перечень использованной литературы.

Записка должна быть лаконичной. Каждую расчетную формулу следует записывать в общем виде, затем— ів циф­ ровом выражении. Результат подсчета по формуле сопровож­ дать указанием размерности. Выбор величин следует обосно­ вывать (дать ссылку на литературу, собственные соображе­ ния и т. д.). Желательно включить все варианты расчетов и дать их сравнение. Средний объем записки курсового проек­ та 50—60 страниц, дипломного— 120—150.

ГЛАВА II

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОНСТРУКЦИИ ЭКСКАВАТОРОВ [7, 9, 11, 22]

К конструкции экскаваторов, как и конструкции всякой другой машины, предъявляется ряд общих требований: высо­ кая производительность, экономичность, надежность и удоб­ ство эксплуатации при ремонте. Кроме того, для конструкции одноковшовых экскаваторов строительного типа характерны и специфические требования: выполнение одной машиной раз­ личного .вида работ сменным рабочим оборудованием, устой­ чивость машины при работе на косогорах и возможность ра­ боты в часто неблагоприятных полевых условиях.

Выполнение этих требований прежде всего обусловлива­ ется правильным выбором типа двигателя и конструкции главных узлов (компоновкой последних на экскаваторе) и выбором системы управления машиной. Нужно иметь в виду, что иногда удачное конструктивное решение с точки зрения производительности машины может оказаться неудовлетво­ рительным для ее надежности или экономичности.

Ниже приведены некоторые рекомендации для такого вы­ бора, которые, однако, нельзя рассматривать как готовые «рецепты», а следует оценивать критически и в связи с новы­ ми достижениями техники в области экскаваторостроения.

Тип двигателя зависит от условий работы, емкости ковша и блочное™ конструкции экскаватора. Основным типом дви­ гателя для универсальных экскаваторов небольшой емкости является дизель. В отечественных экскаваторах емкостью ков­ ша q= 0,15—3,0 м3 используются дизели мощностью от 40 до

300 л.

с. (см. приложение 1).

В зарубежной практике —

дизели

мощностью до 500 л.

с. (для экскаваторов с

q = 4—5 ж3).

 

11


На экскаваторах емкостью ковша 0,5—1,5 м3 устанавли­

ваются также асинхронные

электродвигатели.

При

q= 0,5—0,8 м3 используются

короткозамкнутые электродвига­

тели свыше 0,8 м3 с фазным

ротором.

 

При разработке конструкции экскаватора желательно пре­ дусмотреть взаимозаменяемость двигателя внутреннего сго­ рания электрическим.

В последнее время применяется индивидуальный дизельэлектрический привод или гидравлический. Как первый, так и второй обеспечивают создание блочной конструкции большой ремонтоспособности и облегченного веса.

К главной передаче экскаватора отнооятся редуктор и главная муфта, устанавливаемая обычно между ним и дви­ гателем. Конструктивно редукторы выполняются для малых моделей цепными, для крупных — зубчатыми. Реже пополь­ зуется клиінорѳМ'ѲНіная передача. Основное назначение глав­ ной передачи — первоначальное снижение оборотов двигате­ ля. При выборе передаточного числа редуктора можно исхо­ дить из того, чтобы число оборотов на выходе составляло 150—250 в минуту (меньшее значение для крупных машин).

Большое значение имеет выбор вида главной муфты. От ее конструкции зависит величина динамических нагрузок на узлы экскаватора и производительность. В настоящее время применяют специальные многодисковые и электромагнитные муфты и турботраінсформдторы.

Для фрикционных муфт коэффициент запаса К3 (отноше­ ние максимального крутящего момента, передаваемого муф­ той, к номинальному) следует выбирать в пределах 1,45—1,55. При слишком большом Кз величина динамических нагрузок при резком стопорении ковша может превысить статические в 5—6 раз, что совершенно недопустимо. При малом Кз сни­ жается производительность экскаватора и повышается износ муфты. Для увеличения махового' момента двигателя целе­ сообразно на его валу устанавливать маховик. Он позволя­ ет повысить в 3—4 раза маховой момент и сокращает рабо­ чий цикл на 15—18% за счет увеличения коэффициента ис­ пользования мощности.

Фрикционные многодисковые муфты рекомендуется при­ менять на экскаваторах, работающих на грунтах средней твердости II и III категории. Турбопередачи — гидравличе­ ские муфты и гидротрансформаторы — на экекаіваторах, ра­ ботающих на крепких грунтах IV—V категории. Наиболее удобны для экскаваторов универсальные турботрансформато-

12


ры с непрозрачной характеристикой. Они создают постоян­ ную нагрузку на валу двигателя, за счет чего его долговеч­ ность повышается на 25—30% [7].

Электромагнитные муфты плохо предохраняют узлы от перегрузок при расположении на их валу двигателя, их мож­ но использовать лишь при установке на тихоходные валы (реверсивный вал). Такая установка может быть рекомендо­ вана и для фрикционных муфт.

Главная лебедка должна обеспечивать работу с основны­ ми видами рабочего оборудования: прямой и обратной лопа­ той, драглайном, краном и грейфером. Для этого лебедка снабжается двумя барабанами. Один из барабанов реверси­ руется за счет двигателя. Это необходимо для возвратного дви­ жения рукояти прямой лопаты и спуска груза «на режиме двигателя» при работе краном.

Конструктивно оба барабана можно располагать на одном общем валу (одновальная лебедка) или на различных валах (двухвалыная лебедка). Наибольшее применение в современ­ ных конструкциях получили одновальные лебедки. Они легче по весу, удобнее для ремонта и требуют меньшие размеры поворотной платформы. Двухвалшые лебедки чаще всего

применяют

на экскаваторах небольшой емкости ковша

(q = 0,5 м3),

особенно когда отсутствует напорный механизм.

Привод главного вала лебедки осуществляется от редуктора главной передачи или реверсивного — трансмиссионного ва­ ла через пару зубчатых колес. Передаточное число этой пары в существующих конструкциях составляет от 4,5 (легкие ма­ шины) до 7,0 (крупные машины).. Для уменьшения веса и габаритов зубчатых колес число зубьев у приводной шестер­

ни

берется

минимальным z= (13—18)

при

модуле

т = 8 —14 мм и длине зуба Ь = (7 —10) т .

Большие значения

т

и b применяются

для

экскаваторов

с емкостью

ковша

q = 2-y2,5 и 3,

меньшие—

с q= 0,25~0,35

м3.

 

 

 

Для главной лебедки используются ленточные муфты, ко­

эффициент К.ч запаса

которых должен составлять [7]

в сред­

нем 1,3. При пневматическом управлении следует отдавать предпочтение колодочным пневмокамеріным муфтам с Кз=1,15—1,25. Они имеют значительные преимущества перед ленточными и широко используются в последних моделях отечественных экскаваторов. Каждый барабан главной ле­ бедки должен снабжаться ленточным тормозом с Кз=1,4—1,6.

Выбор системы напорного механизма существенно влияет на расход мощности, производительность и рабочий процесс.

13


Для экскаваторов с емкостью ковша до 0,3 м3 часто иопользуетоя безнапорное рабочее оборудование. В этом случае уп­ рощается его конструкция и легко достигается унификация, т. е. оборудование прямой и обратной лопаты можно монти­ ровать .из одних и тех же узлов. Однако при безнапорном ра­ бочем оборудовании увеличивается расход мощности и ус­ ложняется рабочий процесс.

Напорные механизмы употребляются независимые, зави­ симые и комбинированные. Наибольшее распространение имеют независимый и комбинированный напоры. Первый применяется на экскаваторах с многомоторным приводом и для разработки скальных грунтов. Второй — на машинах с одномоторным приводом для разработки неоднородных грун­ тов. Зависимый напор имеет ограниченное применение.

При выборе скорости возвратного движения рукояти ее следует применять в l,5-f-2 раза выше скорости напора.

Лебедки подъема стрелы выполняют по двум вариантам: лебедки червячные, включаемые в кинематическую схему после механизма реверса и хода, и лебедки, устанавливаемые на валу реверса главной лебедки. У последнего вида лебе­ док опускание стрелы происходит под действием собственной тяжести и скорость спуска ограничивается специальными об­ гонными муфтами.

Механизм реверса поворота и хода в универсальных экс­ каваторах объединяются обычно в один узел. Конструктивно механизмы реверса выполняются по трем схемам (рис. 1) [7, 10]:

1)с коническими зубчатыми колеоами;

2)с цилиндричеокиіміи зубчатыми колесами;

3)с цилиндрическими зубчатыми колесами и цепной пе­

редачей.

Наиболее распространены конические реверсы (первая схема), отличающиеся компактностью. Они служат одновре­ менно и редукторами с передаточным числом 1,5.

Впоследних моделях экскаваторов применяются ревер­ сивные механизмы с цилиіндричвакиміи зубчатыми колесами.

Вкачестве муфт для включения реверсивных механизмов чаще используются конусные фрикционные муфты. При пневматическом управлении следует применять пневматиче­ ские муфты. Коэффициент запаса муфт реверсивного меха­ низма берется в среднем 1,25.

Для изменения скорости поворота и хода используются механизмы перемены передач. За счет этих механизмов транс-

14


Рис. 1. Схема механизмов реверса: а) с коническими зубчаты­ ми колесами; б) с цилиндрическими зубчатыми колесами; в) с цилиндрическими зубчатыми колесами и цепной передачей.

миссия от двигателя до поворотного вала (или ходового ва­ ла) может іиметь обычно два разных передаточных числа (I—II скорость). В среднем отношение большего передаточ­ ного числа к меньшему для отечественных экскаваторов рав­

но 2ч-2,3.

Конструктивно механизмы перемены передач выполняют­ ся в виде двухскоростных редукторов с цилиндрическими ко­ лесами с включением кулачковыми муфтами или с включе­ нием за счет передвижения блоков шестерен по валам. Рас­ полагаться механизмы перемены передач могут между дви­ гателем и реверсом (конструктивно совмещаясь с главным редуктором) или после реверса. В первом случае снижаются габариты и вес редуктора, но ухудшается работа фрикцион­ ных муфт реверса.

Поворотный механизм состоит из трансмиссии привода поворота и опорно-поворотного устройства. Наибольшее пе­

редаточное

число

(і = 7-—10)

из

всех

кинематических пар

трансмиссии

имеет

пара: поворотная

шестерня — зубчатый

венец опорного круга. Эта

пара

выполняется с внутренним

15

или внешним зацеплением в зависимости от конструкции опорно-поворотного устройства и места расположения пово­ ротного вала на платформе. При наличии катков-захватов и расположении поворотного вала в передней части платфор­ мы более удобно внутреннее зацепление.

Возможные схемы опорно-поворотных устройств показаны на рис. 2. В общем эти устройства можно разделить на малокатковые с 3—8 катками (рис. 2 а, в, д ) и многокатковые с 20 40 катками (б, г). В последнее время нашло широкое применение опорно-поворотное шариковое и роликовое уст-

к

t/

п

/17

2 16

18

т Ы

п

т / к Ш

//І/1//ІІІ41hnn/lhi/m.

 

 

 

ЛІ/)

 

3

 

 

 

іЛѵ

 

 

 

 

Рис.

2.

 

16

ройство (рис. 2 е, ж, з). Малокатковые устройства просты по конструкции и удобны в регулировке при эксплуатации, но имеют большой износ трущихся поверхностей. Катки многокатковых устройств воспринимают меньшие нагрузки и име­ ют меньший износ трущихся поверхностей. Такие опорные устройства целесообразно применять для крупных строи­ тельных экскаваторов с емкостью ковша более 1—2 м*3. Од­ нако в практике многокатковые опоры ставятся и на мень­ шие экскаваторы с q = 0,5—0,6 м3. Наиболее перспективными являются шариковые и роликовые опорно-поворотные устрой­ ства, при которых снижается центр тяжести, уменьшаются зазоры и уменьшается износ трущихся поверхностей.

Рабочее оборудование является одним из важнейших уз­ лов одноковшовых экскаваторов, влияющих на производи­ тельность, энергетические и весовые показатели машины. К рабочему оборудованию относятся прежде всего ковши, рукояти, стрелы.

В экскаваторах, предназначенных для работы на однород­ ных грунтах, следует отдавать предпочтение ковшам е полу­ круглой режущей кромкой, на каменистых — ковшаім с зубь­ ями. В качестве материала для режущей части ковша необ-

Рис. 2. Схема опорно-поворотных устройств одноковшо­ вых экскаваторов: а) малокатковое устройство с опорны­ ми колесами и центральной цапфой, воспринимающей от­ рывающие нагрузки; б) многокатковая обойма с цент­ ральной неразгруженной цапфой; в) опорные колеса (ма­ локатковое опорное устройство) с захватами и централь­ ной цапфой; г) многороликовая обойма с захватными ро­ ликами и центральной цапфой; д) малокатковое устрой­ ство с опорно-захватными роликами, обкатывающимися по нижнему и верхнему опорным кольцам; е) однорядное шариковое опорно-поворотное устройство, ж) двурядное опорно-поворотное устройство; з) роликовое крестообраз­ ное опорно-поворотное устройство (оси вращения роликов

пересекаются);

1 — нижний круг

катания;

2 — поворотная платформа;

3 — центральная опора; 4 центральная втулка; 5 — цент­

ральная цапфа; 6 — колесо

(каток); 7 — зубчатый

венец

(с внутренним или наружным зацеплением); 8 — нижняя

ходовая рама; 9 — роликовая обойма; 10 — захват;

11

захватные ролики;

12 — опорный круг с верхними и ниж­

ними дорожками

катания;

13 — опорно-захватные

роли­

ки; 14 — шарики;

15 — опорное и захватное кольца по­

воротной платформы;

16 — опорные

и захватные кольца

 

нижней ходовой рамы с зубчатым венцом;

17 — опорно­

 

захватное кольцо с

зубчатым венцом;

18 — ролик.

 

 

I

Гос. ,;у6-И~)зая

17

 

.

иауччо-і0ЛЧ;іч*^;ая

і

 

1

б*ѵ.>л;:ог,,кв С

 

 

I

ЭКЗЕМПЛЯР

j

\ ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА |