Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 5
том данных третьего этапа) н оформляется расчетно-поясни тельная записка.
Содержание пояснительной записки:
а) введение с указанием, на основании каких документов разработан проект;
б) 'назначение и область применения проектируемого экс каватора;
в) техническая характеристика; г) описание и обоснование выбранной конструкции;
д) расчеты, подтверждающие работоспособность и на дежность;
е) ожидаемые технико-экономические показатели, уровень унификации;
ж) перечень использованной литературы.
Записка должна быть лаконичной. Каждую расчетную формулу следует записывать в общем виде, затем— ів циф ровом выражении. Результат подсчета по формуле сопровож дать указанием размерности. Выбор величин следует обосно вывать (дать ссылку на литературу, собственные соображе ния и т. д.). Желательно включить все варианты расчетов и дать их сравнение. Средний объем записки курсового проек та 50—60 страниц, дипломного— 120—150.
ГЛАВА II
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОНСТРУКЦИИ ЭКСКАВАТОРОВ [7, 9, 11, 22]
К конструкции экскаваторов, как и конструкции всякой другой машины, предъявляется ряд общих требований: высо кая производительность, экономичность, надежность и удоб ство эксплуатации при ремонте. Кроме того, для конструкции одноковшовых экскаваторов строительного типа характерны и специфические требования: выполнение одной машиной раз личного .вида работ сменным рабочим оборудованием, устой чивость машины при работе на косогорах и возможность ра боты в часто неблагоприятных полевых условиях.
Выполнение этих требований прежде всего обусловлива ется правильным выбором типа двигателя и конструкции главных узлов (компоновкой последних на экскаваторе) и выбором системы управления машиной. Нужно иметь в виду, что иногда удачное конструктивное решение с точки зрения производительности машины может оказаться неудовлетво рительным для ее надежности или экономичности.
Ниже приведены некоторые рекомендации для такого вы бора, которые, однако, нельзя рассматривать как готовые «рецепты», а следует оценивать критически и в связи с новы ми достижениями техники в области экскаваторостроения.
Тип двигателя зависит от условий работы, емкости ковша и блочное™ конструкции экскаватора. Основным типом дви гателя для универсальных экскаваторов небольшой емкости является дизель. В отечественных экскаваторах емкостью ков ша q= 0,15—3,0 м3 используются дизели мощностью от 40 до
300 л. |
с. (см. приложение 1). |
В зарубежной практике — |
дизели |
мощностью до 500 л. |
с. (для экскаваторов с |
q = 4—5 ж3). |
|
11
На экскаваторах емкостью ковша 0,5—1,5 м3 устанавли
ваются также асинхронные |
электродвигатели. |
При |
|
q= 0,5—0,8 м3 используются |
короткозамкнутые электродвига |
||
тели свыше 0,8 м3 с фазным |
ротором. |
|
При разработке конструкции экскаватора желательно пре дусмотреть взаимозаменяемость двигателя внутреннего сго рания электрическим.
В последнее время применяется индивидуальный дизельэлектрический привод или гидравлический. Как первый, так и второй обеспечивают создание блочной конструкции большой ремонтоспособности и облегченного веса.
К главной передаче экскаватора отнооятся редуктор и главная муфта, устанавливаемая обычно между ним и дви гателем. Конструктивно редукторы выполняются для малых моделей цепными, для крупных — зубчатыми. Реже пополь зуется клиінорѳМ'ѲНіная передача. Основное назначение глав ной передачи — первоначальное снижение оборотов двигате ля. При выборе передаточного числа редуктора можно исхо дить из того, чтобы число оборотов на выходе составляло 150—250 в минуту (меньшее значение для крупных машин).
Большое значение имеет выбор вида главной муфты. От ее конструкции зависит величина динамических нагрузок на узлы экскаватора и производительность. В настоящее время применяют специальные многодисковые и электромагнитные муфты и турботраінсформдторы.
Для фрикционных муфт коэффициент запаса К3 (отноше ние максимального крутящего момента, передаваемого муф той, к номинальному) следует выбирать в пределах 1,45—1,55. При слишком большом Кз величина динамических нагрузок при резком стопорении ковша может превысить статические в 5—6 раз, что совершенно недопустимо. При малом Кз сни жается производительность экскаватора и повышается износ муфты. Для увеличения махового' момента двигателя целе сообразно на его валу устанавливать маховик. Он позволя ет повысить в 3—4 раза маховой момент и сокращает рабо чий цикл на 15—18% за счет увеличения коэффициента ис пользования мощности.
Фрикционные многодисковые муфты рекомендуется при менять на экскаваторах, работающих на грунтах средней твердости II и III категории. Турбопередачи — гидравличе ские муфты и гидротрансформаторы — на экекаіваторах, ра ботающих на крепких грунтах IV—V категории. Наиболее удобны для экскаваторов универсальные турботрансформато-
12
ры с непрозрачной характеристикой. Они создают постоян ную нагрузку на валу двигателя, за счет чего его долговеч ность повышается на 25—30% [7].
Электромагнитные муфты плохо предохраняют узлы от перегрузок при расположении на их валу двигателя, их мож но использовать лишь при установке на тихоходные валы (реверсивный вал). Такая установка может быть рекомендо вана и для фрикционных муфт.
Главная лебедка должна обеспечивать работу с основны ми видами рабочего оборудования: прямой и обратной лопа той, драглайном, краном и грейфером. Для этого лебедка снабжается двумя барабанами. Один из барабанов реверси руется за счет двигателя. Это необходимо для возвратного дви жения рукояти прямой лопаты и спуска груза «на режиме двигателя» при работе краном.
Конструктивно оба барабана можно располагать на одном общем валу (одновальная лебедка) или на различных валах (двухвалыная лебедка). Наибольшее применение в современ ных конструкциях получили одновальные лебедки. Они легче по весу, удобнее для ремонта и требуют меньшие размеры поворотной платформы. Двухвалшые лебедки чаще всего
применяют |
на экскаваторах небольшой емкости ковша |
(q = 0,5 м3), |
особенно когда отсутствует напорный механизм. |
Привод главного вала лебедки осуществляется от редуктора главной передачи или реверсивного — трансмиссионного ва ла через пару зубчатых колес. Передаточное число этой пары в существующих конструкциях составляет от 4,5 (легкие ма шины) до 7,0 (крупные машины).. Для уменьшения веса и габаритов зубчатых колес число зубьев у приводной шестер
ни |
берется |
минимальным z= (13—18) |
при |
модуле |
|||
т = 8 —14 мм и длине зуба Ь = (7 —10) т . |
Большие значения |
||||||
т |
и b применяются |
для |
экскаваторов |
с емкостью |
ковша |
||
q = 2-y2,5 и 3, |
меньшие— |
с q= 0,25~0,35 |
м3. |
|
|
||
|
Для главной лебедки используются ленточные муфты, ко |
||||||
эффициент К.ч запаса |
которых должен составлять [7] |
в сред |
нем 1,3. При пневматическом управлении следует отдавать предпочтение колодочным пневмокамеріным муфтам с Кз=1,15—1,25. Они имеют значительные преимущества перед ленточными и широко используются в последних моделях отечественных экскаваторов. Каждый барабан главной ле бедки должен снабжаться ленточным тормозом с Кз=1,4—1,6.
Выбор системы напорного механизма существенно влияет на расход мощности, производительность и рабочий процесс.
13
Для экскаваторов с емкостью ковша до 0,3 м3 часто иопользуетоя безнапорное рабочее оборудование. В этом случае уп рощается его конструкция и легко достигается унификация, т. е. оборудование прямой и обратной лопаты можно монти ровать .из одних и тех же узлов. Однако при безнапорном ра бочем оборудовании увеличивается расход мощности и ус ложняется рабочий процесс.
Напорные механизмы употребляются независимые, зави симые и комбинированные. Наибольшее распространение имеют независимый и комбинированный напоры. Первый применяется на экскаваторах с многомоторным приводом и для разработки скальных грунтов. Второй — на машинах с одномоторным приводом для разработки неоднородных грун тов. Зависимый напор имеет ограниченное применение.
При выборе скорости возвратного движения рукояти ее следует применять в l,5-f-2 раза выше скорости напора.
Лебедки подъема стрелы выполняют по двум вариантам: лебедки червячные, включаемые в кинематическую схему после механизма реверса и хода, и лебедки, устанавливаемые на валу реверса главной лебедки. У последнего вида лебе док опускание стрелы происходит под действием собственной тяжести и скорость спуска ограничивается специальными об гонными муфтами.
Механизм реверса поворота и хода в универсальных экс каваторах объединяются обычно в один узел. Конструктивно механизмы реверса выполняются по трем схемам (рис. 1) [7, 10]:
1)с коническими зубчатыми колеоами;
2)с цилиндричеокиіміи зубчатыми колесами;
3)с цилиндрическими зубчатыми колесами и цепной пе
редачей.
Наиболее распространены конические реверсы (первая схема), отличающиеся компактностью. Они служат одновре менно и редукторами с передаточным числом 1,5.
Впоследних моделях экскаваторов применяются ревер сивные механизмы с цилиіндричвакиміи зубчатыми колесами.
Вкачестве муфт для включения реверсивных механизмов чаще используются конусные фрикционные муфты. При пневматическом управлении следует применять пневматиче ские муфты. Коэффициент запаса муфт реверсивного меха низма берется в среднем 1,25.
Для изменения скорости поворота и хода используются механизмы перемены передач. За счет этих механизмов транс-
14
Рис. 1. Схема механизмов реверса: а) с коническими зубчаты ми колесами; б) с цилиндрическими зубчатыми колесами; в) с цилиндрическими зубчатыми колесами и цепной передачей.
миссия от двигателя до поворотного вала (или ходового ва ла) может іиметь обычно два разных передаточных числа (I—II скорость). В среднем отношение большего передаточ ного числа к меньшему для отечественных экскаваторов рав
но 2ч-2,3.
Конструктивно механизмы перемены передач выполняют ся в виде двухскоростных редукторов с цилиндрическими ко лесами с включением кулачковыми муфтами или с включе нием за счет передвижения блоков шестерен по валам. Рас полагаться механизмы перемены передач могут между дви гателем и реверсом (конструктивно совмещаясь с главным редуктором) или после реверса. В первом случае снижаются габариты и вес редуктора, но ухудшается работа фрикцион ных муфт реверса.
Поворотный механизм состоит из трансмиссии привода поворота и опорно-поворотного устройства. Наибольшее пе
редаточное |
число |
(і = 7-—10) |
из |
всех |
кинематических пар |
трансмиссии |
имеет |
пара: поворотная |
шестерня — зубчатый |
||
венец опорного круга. Эта |
пара |
выполняется с внутренним |
15
или внешним зацеплением в зависимости от конструкции опорно-поворотного устройства и места расположения пово ротного вала на платформе. При наличии катков-захватов и расположении поворотного вала в передней части платфор мы более удобно внутреннее зацепление.
Возможные схемы опорно-поворотных устройств показаны на рис. 2. В общем эти устройства можно разделить на малокатковые с 3—8 катками (рис. 2 а, в, д ) и многокатковые с 20 40 катками (б, г). В последнее время нашло широкое применение опорно-поворотное шариковое и роликовое уст-
*г
к
t/ |
п |
/17 |
1к |
2 16 |
18 |
т Ы |
п |
т / к Ш |
//І/1//ІІІ41hnn/lhi/m. |
||
|
|
|
ЛІ/) |
|
3 |
|
|
|
іЛѵ |
|
|
|
|
|
Рис. |
2. |
|
16
ройство (рис. 2 е, ж, з). Малокатковые устройства просты по конструкции и удобны в регулировке при эксплуатации, но имеют большой износ трущихся поверхностей. Катки многокатковых устройств воспринимают меньшие нагрузки и име ют меньший износ трущихся поверхностей. Такие опорные устройства целесообразно применять для крупных строи тельных экскаваторов с емкостью ковша более 1—2 м*3. Од нако в практике многокатковые опоры ставятся и на мень шие экскаваторы с q = 0,5—0,6 м3. Наиболее перспективными являются шариковые и роликовые опорно-поворотные устрой ства, при которых снижается центр тяжести, уменьшаются зазоры и уменьшается износ трущихся поверхностей.
Рабочее оборудование является одним из важнейших уз лов одноковшовых экскаваторов, влияющих на производи тельность, энергетические и весовые показатели машины. К рабочему оборудованию относятся прежде всего ковши, рукояти, стрелы.
В экскаваторах, предназначенных для работы на однород ных грунтах, следует отдавать предпочтение ковшам е полу круглой режущей кромкой, на каменистых — ковшаім с зубь ями. В качестве материала для режущей части ковша необ-
Рис. 2. Схема опорно-поворотных устройств одноковшо вых экскаваторов: а) малокатковое устройство с опорны ми колесами и центральной цапфой, воспринимающей от рывающие нагрузки; б) многокатковая обойма с цент ральной неразгруженной цапфой; в) опорные колеса (ма локатковое опорное устройство) с захватами и централь ной цапфой; г) многороликовая обойма с захватными ро ликами и центральной цапфой; д) малокатковое устрой ство с опорно-захватными роликами, обкатывающимися по нижнему и верхнему опорным кольцам; е) однорядное шариковое опорно-поворотное устройство, ж) двурядное опорно-поворотное устройство; з) роликовое крестообраз ное опорно-поворотное устройство (оси вращения роликов
пересекаются);
1 — нижний круг |
катания; |
2 — поворотная платформа; |
|
3 — центральная опора; 4 центральная втулка; 5 — цент |
|||
ральная цапфа; 6 — колесо |
(каток); 7 — зубчатый |
венец |
|
(с внутренним или наружным зацеплением); 8 — нижняя |
|||
ходовая рама; 9 — роликовая обойма; 10 — захват; |
11 — |
||
захватные ролики; |
12 — опорный круг с верхними и ниж |
||
ними дорожками |
катания; |
13 — опорно-захватные |
роли |
ки; 14 — шарики; |
15 — опорное и захватное кольца по |
воротной платформы; |
16 — опорные |
и захватные кольца |
|
|
нижней ходовой рамы с зубчатым венцом; |
17 — опорно |
|
||
захватное кольцо с |
зубчатым венцом; |
18 — ролик. |
|
|
|
I |
Гос. ,;у6-И~)зая |
17 |
|
|
. |
иауччо-і0ЛЧ;іч*^;ая |
і |
|
|
1 |
б*ѵ.>л;:ог,,кв С |
|
|
|
I |
ЭКЗЕМПЛЯР |
j |
\ ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА |