Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 5
ходи.мо .выбирать стали с большой вязкостью и износоустой чивостью против абразивного истирания, например сталь Г13Л.
Рукояти желательно применять однобалочные. Они легче двухбалочных, не подвержены крутящему моменту и более упруги. В качестве заготовок для рукояти используются тру бы, благодаря чему улучшается прочность и весовые харак теристики рукоятей.
При выборе материала для изготовления стрел и рукоя тей, помимо обычных углеродистых сталей, применяются низ колегированные стали, например сталь 10ХСНД. В послед нем случае уменьшается вес конструкций и увеличивается по датливость ее элементов. Все это при работе значительно снижает нагрузки на отдельные узлы.
Большое снижение веса рабочего оборудования может быть прежде всего достигнуто изготовлением стрел драглай на и крана из алюминиевых сплавов. Такие стрелы целесооб разно проектировать уже сейчас, при существующих ценах на .прокат из алюминиевых сплавов и технологии сварки. Сле дует помнить, что эти цены непрерывно уменьшаются я тех нология сварки совершенствуется. Осторожно надо подходить к использовалию так называемого унифицированного рабо чего оборудования, которое, обычно оправдывая себя в экс каваторах малой емкости, может оказаться неудобным и не целесообразным для крупных машин.
Металлоконструкции экскаваторов целесообразнее проек тировать сварными, особенно если используется прокат спе циального профиля. Однако при сложной конфигурации де тали и требовании повышенной жесткости нужно ориентиро ваться на литье. Основным типом современных металлокон струкций экскаваторов следует считать комбинированные (сварнолитые).
Кинематическая схема экскаватора в зависимости от его назначения может иметь несколько решений, и при ее выборе надо обращать особое внимание на легкость проведения ре монтов в полевых условиях. Лучшей схемой будет та, кото рая при прочих равных условиях позволяет производить за мену узлов отдельных механизмов без разборки смежных с ними.
В практике отечественного экскаіваторостроения для одно моторных экскаваторов в большинстве случаев редуктор по воротного и ходового механизмов располагают под подъем ной лебедкой или реверсивным механизмом. С точки зрения
18
компактности — (решение правильное, но оно усложняет ре монтные работы и контроль за работой редуктора, так как каждый ремонт вызывает необходимость демонтажа лебед ки и рабочего оборудования. Более правильно расположение редуктора перед подъемной лебедкой, для чего требуется лебедку сместить назад, к двигателю. Это позволит перерас пределить вес узлов на платформе и уменьшить вес противо веса.
Каждая кинематическая схема должна удовлетворять сле дующим основным требованиям [10, 15, 22]:
1. Независимость всех рабочих движений, т. е. каждый 'механизм должен иметь свою муфту включения.
2.Включение и выключение фрикционных муфт рабочих движений на ходу.
3.Включение и выключение вспомогательных механизмов
кулачиовыми муфта ми.'
4.Обязательный реверс .и торможение движений поворо та, хода, напора, подъема стрелы и ковша.
5.Стопорение гусеничной ленты от перекатывания по ней катков при работе машины.
6.Подвеска ковша на двойном полиспасте.
7.Независимый реверс поворота должен обеспечивать плавность, чувствительность, быстроту включений и включать
ся одним рычагом. Во избежание одновременного включения обеих муфт среднее положение необходимо предусматривать с достаточным ходом. Торможение поворота должно осущест вляться включением муфты противоположного направления движения и специальным тормозам.
8. Реверс хода следует производить после прекращения всех рабочих движений. Кулачковая муфта включения хода должна блокироваться с кулачковой муфтой реверса поворо та. Для уменьшения износа втулок опорных катков следует предусмотреть тормоз, исключающий перемещение катков по гусеничной ленте во время экскавации. Тормоз в виде стопора или иного устройства блокируют с кулачковой муфтой.
9. Реверс напора должен обеспечивать увеличение в 1,5—2 раза скорость возврата рукояти, плавность и чувстви тельность движений. Торможение напора должно быть неза висимым и осуществляться от ножной педали.
10. Реверс подъема для всех видов рабочего оборудова ния," за исключением грейфера и крана, следует осуществлять под действием силы тяжести рабочего оборудования с при менением тормоза подъемного барабана. При работе грей
19
фером и краном муфта включения реверса воздействует не посредственно на барабан подъемной лебедки. Спуск груза при работе краном должен производиться только на режиме двигателя.
Гидравлический привод. На экскаваторах в качестве пе редач применяется объемный гидропривод. По сравнению с другими 'видами передач он обладает рядам существенных преимуществ:
а) 'бесступенчатым регулирован нем скоростей в широком диапазоне (1 :1000);
б) самосмазываемостью механизмов передач; в) возможностью просто и надежно развивать большие
усилия и крутящие моменты при помощи малогабаритных объемных двигателей;
іг) независимым расположением узлов и простотой их конструкции;
д) блочностью узлов и хорошей ремонтоспособностью; е) легкостью стандартизации и унификацией элементов
передач; ж) автоматическим предохранением механизмов гидро
передач и приводимых ею рабочих органов от перегрузок. Каждый гидропривод состоит из одного или нескольких
объемных насосов, гидрараспред-елителя золотникового типа,, исполнительных двигателей — цилиндров или гидромотоіров, трубопровода и предохранительных устройств. Основными типами объемных насосов могут быть аксиально-поршневые,, радиалыно-поршневые (лопастные) и шестеренные. Из них следует отдать предпочтение аксиально-поршневым. Объем ный коэффициент .полезного действия их выше, чем у шесте ренных и радиально-поршневых, особенно ' в зимнее время, когда повышается вязкость жидкости и вследствие этого уве личивается сопротивление в трубопроводах, насосах.
Жидкость должна обладать следующими эксплуатацион ными качествами:
а) высокими антикоррозийными свойствами в отношении стали, бронзы, чугуна и т. д.;
б) высокой прочностью масляной пленки при больших значениях удельного давления;
в) противопенсной стойкостью, исключающей образование- воздушно-масляной суспензии;
г) термической и гидролитической стабильностью. Для гидропривода рекомендуется применять масла:
— в летнее время 'в умеренном климате — индустриальное-
20
ИС-20 и ИС-30. Последней марке масла следует отдать пред почтение;
— в южных районах страны, ,дде имеется повышенный наг
рев окружающего воздуха |
и деталей |
экскаватора, — масло |
марок Дп-8, Дп-11, МС-20 |
с вязкостью при 100°С в преде |
|
лах 8—20 сст; |
|
которое предназначе |
— в зимнее время — масло ВМГЗ, |
но в качестве всесезонного сорта жидкости для гидростати ческого и гидродинамического привода строительных и до рожных машин.
В качестве зимнего и летнего масла в умеренном клима те применяют гидравлическое масло марок МГ-20 и МГ-30.
Рабочее давление в системе гидропривода следует приме
нять в пределах 250—350 кгс/см2. |
проектируется для |
работы |
В тех случаях, когда машина |
||
в условиях низких температур (на |
Крайнем Севере) |
или вы |
соких (с преобладающей температурой свыше 35°С), необхо
димо учитывать специфические условия |
среды, влияющие |
на производительность, работоспособность |
и надежность ма |
шины.
Для машин, работающих в Средней Азии
—чрезмерный нагрев деталей узлов и воздуха в кабине машиниста затрудняет управление машиной;
—перегрев обмотки электродвигателей на экскаваторах вызывает падение мощности электродвигателя и увеличивает
продолжительность рабочего цикла;
— неудовлетворительная работа систем водяного или воз душного охлаждения дизельных и карбюраторных двигате лей;
—нарушение работоспособности сальниковых уплотне ний в системе гидропривода;
—снижение кинематической вязкости смазки и масла в системе' гидропривода;
—засорение механизмов привода тонкодисперсной пы лью при разработке лессовидных грунтов;
—преждевременный выход из строя поршневой группы двигателей внутреннего сгорания вследствие повышенного количества пылевидных абразивных частиц в воздухе;
—большая жесткость воды, используемой для охлажде ния двигателей внутреннего сгорания.
Поэтому при проектировании следует предусматривать: 1. Изолированную от рабочих механизмов кабину управ-
21
ления и создание в ней благоприятного микроклимата и кондиционарованното воздуха.
2.Улучшенную систему воздухоочистки у двигателей внутреннего сгорания.
3.Умягчение воды, охлаждающей блок цилиндров двига
теля внутреннего сгорания, и ее охлаждение.
4.Электродвигатели с повышенной тепловой изоляцией и улучшенным воздушным охлаждением.
5.Централизованную смазку передаточных и рабочих ме ханизмов.
6.Централизованную заправку топливом и смазкой дви
гателей внутреннего сгорания.
При проектировании машин для районов среднего и се верного Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Вос тока и Крайнего Севера следует помнить:
— при температуре |
ниже —35° С |
резко снижается удар |
ная вязкость металла |
и повышается |
хладноломкость; |
—затрудняются условия запуска дизельных и карбюра торных двигателей;
—■повышается кинематическая вязкость масла и наруша ется эксплуатация двигателей с гидравлической системой уп равления;
—снижается коэффициент полезного действия двигате лей и механизмов гидропривода;
—повышается абразивность и механическая прочность мерзлых грунтов и уменьшается износостойкость механизмов.
Поэтому необходимо принимать; 1. Расчетную температуру воздуха, при которой работает
экскаватор, — 60° С;
—влажность воздуха — от 80 до 100%;
—промерзание грунта — 2,5 м и более;
—скорость ветра — до 30 м/сек.
2.Изолированную от рабочих механизмов утепленную ка бину, кондиционирование воздуха и нагревательные приборы.
3.Увеличенные внутренние размеры кабины, обеспечива ющие свободную работу машиниста в зимней одежде.
4.Обогрев смотровых стекол и хороший обзор места ра боты и погрузки.
5.Раздельное включение каждого агрегата и надежную блокировку.
6.Быстросъемные ограждения механизмов, подлежащих частому осмотру.
22
7.Централизованную смазку сопряженных пар.
8.Быстрый запуск двигателя внутреннего сгорания (включая подогрев, пуск двигателя и работу его на холостом
ходу после длительной стоянки машины при температуре воздуха — 50° С и скорости ветра до 12 місек), не превышающий
1часа.
9.Управление механизмами из кабины машиниста.
10.Обогрев пневмотрубопровода и конденсаторы для воз
духа.
11.Изготовление металлоконструкций из низколегирован ных сталей с ударной вязкостью не менее 4 кгс/см2 при — 40°С.
12.Термическую обработку сварных конструкций.
13.Снижение концентрации напряжений в сварных кон струкциях.
ГЛАВА III
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ
§ 1. Правила конструирования [7, 9, 16, 20]
При конструировании рекомендуется придерживаться сле дующих правил:
—конструкцию подчинять общей задаче увеличения эко номической эффективности за счет долговечности;
—конструировать экскаваторы с расчетом на безремонт
ную эксплуатацию, заменяя капитальный и восстановитель ный ремонты периодической заменой отдельных узлов;
—избегать выполнение трущихся поверхностей непо средственно на корпусных деталях;
—конструировать узлы экскаватора в виде независимых агрегатов, устанавливаемых на машину в собранном виде;
—придавать деталям высокую прочность способами, не требующими увеличения веса (за счет придания деталям наилучших форм, устранения концентраций напряжений, введения усталостно-упрочняющей обработки и применения материалов повышенной прочности);
—узлы и механизмы, работающие с циклическими и ди намическими нагрузками, конструировать с упругими элемен тами, смягчающими толчки и колебания нагрузок;
—предупреждать возможность перенапряжения деталей
экскаватора в результате неумелого и неаккуратного обра щения с машиной, вводить ів конструкцию блокирующие и предохранительные устройства в виде муфт предельного мо мента;
—. машины конструировать удобными к обслуживанию, сокращать объемы обслуживания, ежесменные регулировки механизмов;
— устранять периодическую точечную смазку, заменяя
24