Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а з ы ч е в В. О дизайне. М., «Искусство», 1970. (Рец. Повилейко Р. П. в бюлл. «Техническая эстетика». 1971, № 8).

Г л е з е р В. Д. Механизмы опознания зрительных образов. М.—Л., «Наука», 1966.

«Декоративное искусство СССР», журнал, 1960—1973. З а г о р у й к о Н . Г. Методы распознавания и их

применение. М., «Советское радио», 1972.

З в о р ы к и н А. А., О с ь м о в а Н. И., Ч е р н ы ­

ше в В.

И-, Ш у х а р д и н

С. В. История техники. М.,

«Наука»,

1962.

 

 

Н. Ю. Формирова­

З и н ч е н к о В. П., В е р г и л е с

ние зрительного образа. М., Изд-во МГУ, 1969.

К а н т о р К. Красота

и

польза.

М., «Искусство»,

1967.

 

 

художественной культуры

М а ц а И. Л. Проблемы

XX века. М., «Искусство». 1969.

М и х а й л о в А. И., Ч е р н ы й А. И., Г и л я р е в -

с к и й Р. С. Основы информатики. М., «Наука»,

1968.

Н и к и ф о р о в а О. И. Исследования по

психоло­

гии художественного творчества. М., Изд-во МГУ, 1972. П о в и л е й к о Р. П. Художник в мире техники (Об­

раз машины).— «Техника и наука», 1973, № 7.

П о в и л е й к о

 

Р.

П.

Техника

и

эстетика.

Новоси­

бирск, 1964.

 

 

 

Р. П. Эстетика

и техника. М.,

«Зна­

П о в и л е й к о

 

ние», 1965-

 

 

Р. П. Эволюция техники. Новосибирск,

П о в и л е б к о

1974.

 

 

 

 

Р. П.,

Д м и т р и е в а

М. С. Труд и

П о в и л е й к о

 

красота. Новосибирск, 1964.

 

 

Л.

В. Человек.

П о в и л е й к о

 

Р.

П.,

Л е в и ц к и й

Машина.

Красота.

(Техническая эстетика, проблемы и

практика). Новосибирск, Зап.-Сиб.

книжное

изд-во,

1969.

 

 

С. И. Психологические

аспекты

восприя­

С о к о л о в

тия города.

В

сб.

«Художественное

восприятие».

Л.,

«Наука».

1971.

 

 

 

 

 

 

(Искусство «тех­

Та с а л о в В. Прометей и Орфей?

нического века»), М., «Искусство», 1967.

 

 

 

 

«Техническая эстетика», бюллетень, 1964—1973.

 

Я р б у с

А. Л.

Роль движения глаз в процессе зре­

ния. М., «Наука»,

1965.

 

 

 

 

 

 

 

Povileyko

R.

Р.

Lik

л

 

 

 

 

Oblikovanje

masine.— Industrijsko

i Marketing.

(Belgrad). N

12, 1973.

 

 

 

 

 


МАСШТАБНОСТЬ В ТЕХНИКЕ

Тектонические формы в технике

Тектоника и масштаб — понятия совершен­ но новые в машиностроении, проникшие в тех­ нику из архитектуры. Тектоническая форма является художественно осмысленной формой, обусловленной конструкцией; она — результат творческого процесса формообразования, в ко­ тором функциональная форма преобразуется так, что становится самостоятельным худо­ жественно-конструкторским явлением. Мас­ штаб — качество конструкции, соподчиненное ее тектонике. Если тектоника выявляет основ­ ные функциональные особенности конструкции (независимо от их физической природы), то масштаб, как правило, делает конструкцию геометрически, пространственно чувственно соизмеримой и понятной человеку.

Говоря о тектонике технических форм, прежде всего имеются в виду станки, кузнечно­ прессовое и иное технологическое оборудова­ ние, т. е. формы, как говорят в архитектуре, замкнутые, статичные. Понятие статичности в формах таких технических конструкций да­ леко не равноценно понятию статичности, об­ щепризнанному в архитектуре и применяемо-

23

му частично для пространственных открытых решетчатых технических форм — кранов, куль­ манов, стеллажей и др. Если тектоническая форма в архитектуре выражает связи между отдельными элементами конструкции, то в ху­ дожественном конструировании технологиче­ ского оборудования тектоническая форма, наряду с отражением механических характе­ ристик, призвана выражать основную эксплуа­ тационно-технологическую функцию, главные внутренние связи системы человек — машина. Тектонические особенности станка проявляют­ ся в распределении основных масс, их величи­ не, компоновке основных объемов — суппорта, передней бабки, задней бабки, планшайбы идр.

Форма машины должна строиться так, что­ бы в процессе восприятия раскрывалась ее внутренняя логика, ее объемно-пространствен­ ная структура. Этому способствует зритель­ ное единство формы. Одним из основных усло­ вий единства формы является зрительное вы­ деление главного функционального элемента, совмещение его с композиционным центром.

Рис. 9.

Тектоническая форма в технике способна выра­

жать:

а) машинность

абстрактную;

б) мобильность;

в)

мощность;

г)

основной функциональный признак;

д)

основные

элементы

конструктивной схемы (несу­

щие и

ненесущие,

в

частности); е)

технологические

приемы изготовления и сборки; ж) основные испольвованные материалы и их качества (имитация).

24


Рис. 10. Цельность формы.

Схемы различных конструк­ тивных структур: моноблоч­ ной (вверху), с небольшим числом блоков (в середине)

и многоблочной (внизу).

Рис. 11. Цельность формы.

Компоновки вертикально­ фрезерного и многошпин­ дельного вертикально-свер­ лильного станков (на рисун­ ке справа) обладают цель­ ностью благодаря определен­ ной «направленности» эле­ ментов формы к единому

зрительному центру.

Главная часть — центр композиции, все осталь­ ные элементы должны подчеркивать главное. Для станков таким главным элементом явля­ ются зоны управления и обработки детали.

Для того, чтобы у человека могло сложить­ ся определенное мнение о формах станка, нужно, чтобы информация, полученная им ви­ зуально, была прежде всего согласована с воз­ можностями ее оценки и переработки. Экспе­ рименты показали, что мгновенный охват взглядом объекта в целом (формы машины) обеспечивается в том случае, если он раз­ дроблен не более чем на 7±2 частей (узлов-

25

 

 

художественная оценка

 

 

и отработка

ее

форм

 

 

как

визуально

связан­

 

 

ного

 

целого

возможна

 

 

и справедлива.

 

Если

 

С О О Т Н О Ш Е Н И Е

количество

 

основных

 

СТ АНК А И ЧЕЛОВЕКА

объемов

более

7—9, то

 

 

она

по меньшей

мере

 

 

затруднительна.

 

При

 

 

большем

числе

объе­

 

 

мов

взгляд

 

схватывает

 

 

попеременно

только

 

 

часть

объемов

группа­

 

 

ми не более 7 ±2. Цель­

 

 

ный охват,

 

восприятие

 

 

и оценка

 

архитектур­

 

 

но

-

художественных

 

 

форм

машины

стано­

 

 

вятся

затруднительны­

 

 

ми,

а при

 

значитель­

 

 

ном

 

числе

 

основных

 

 

объемов

(25—30)

ста­

 

 

новятся

 

практически

Рис. 12. Структура основных факторов, влияющих на масштаб металлорежу-

невозможными.

 

 

В

 

качестве примера

щих станков.

 

 

 

 

проанализируем с точ­

объемов). Ориентировочно можно считать,

ки зрения цельности формы токарно-винторез­

что если количество основных объемов маши­

ного станка, которые

складываются

из

сле­

ны будет в пределах 5—7, то архитектурно-

дующих основных объемов:

1)

передней баб­

26


ки с коробкой

скоростей и коробкой

подач;

ванием цвета

для усиления

композиционной

2)

резцедержателя,

обрабатываемой

детали

связи основных элементов

(контрастирующей

" люнета, охватываемых поверху

защитным

окраской выявляются

и подчеркиваются раз­

экраном;

3)

суппорта

(фартука

суппорта);

ные

функциональные

зоны);

совпадением

4)

задней бабки

(находящейся при

обработ­

углов

наклона

панели

и кожуха привода;

ке

деталей,

как правило, не в крайнем

правом

уменьшением

числа

уступов

по

горизонтали

положении

над

задней

тумбой

станка);

и вертикали и т. д.

 

 

 

 

 

 

5) коробчатой части станины прямоугольных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

форм между тумбами станка; 6) корыта

дли

Масштабность

машин

 

сбора стружки и эмульсии;

7) задней

тумбы

 

с приводом быстрых перемещений суппорта;

В основе масштабности

машины лежит

со­

8) шкафа с электрооборудованием. Так как

задняя бабка может смотреться иногда не как

измерение частей машины с машиной в целом,

основной объем, а заодно с задней тумбой

машины в целом

и ее частей

с иными маши­

или с большой обрабатываемой

деталью

при

нами и их частями, а также с характеристика­

широком защитном

кожухе, а в отсутствие об­

ми человека. Причем сравнение может проис­

рабатываемой детали смотрятся заодно фартук

ходить не только тогда,

когда

машины

эти

суппорта, резцедержатель и защитный экран,

и человек находятся

рядом,

в комплексе,

но

то количество основных объемов станка мож­

и когда они разобщены как по месту, так и по

но оценивать 6—8. Характерно, что перечни ос­

времени. Масштабные представления в тех­

новных узлов станка и основных объемов почти

нике тесно связаны

с

назначением машины,

совпадают. Этот факт может быть отмечен как

станка, оборудования, так как об их масшта­

правильное интуитивное художественно-кон­

бе мы судим по соотношению размеров элемен­

структорское решение форм

станка.

единство

тов и

целого.

Например,

элементы станка —

 

Композиционную

целостность

и

станина, коробка скоростей, задняя бабка и

форм токарно-винторезного станка можно под­

др.— имеют определенные

величины, обуслов­

черкнуть следующими конструктивными реше­

ленные функциональным назначением. Суще­

ниями:

единой

общей

плоскостью

станины

ствуют известные границы изменения их раз­

и

передней бабки; введением экрана

по

меров, за пределами которых они воспринима­

всей длине задней стороны станка;

использо­

ются как слишком преувеличенные или слиш-

27


Рис. 13. Материал и масштабные представления. Фор­

ма изделия во многом зависит от материала, из которо­ го оно изготовляется: а) камень; б) дерево; в) ме­ талл; г) стекло и керамика.

ком малые. Чаще всего их нарушают конст­ рукторы-практики, которые проверенные од­ нажды параметры узла применяют во всех мало-мальски приемлемых случаях. Уверен­ ные в надежности узла, они, не проводя кор­ ректировочных расчетов, оставляют старые па­ раметры и тем самым не заставляют работать материал в полной мере.

Перед художником-конструктором, присту­ пающим к проектированию машины, нередко встают вопросы: что следует прятать и что выявлять в формах машин? Необходимо ли выявлять каркас в художественно-конструк­ торском решении технологического оборудова­

ния?

В архитектуре каркас играет

основную

роль

(ветровые и весовые нагрузки)

и выяв­

ление

его есть основа построения

тектони­

ческой формы. В машиностроении основную

роль играет привод, передаточный

механизм,

рабочий орган

(исполнительный

механизм)

и требования

обслуживающего

персонала

(безопасность, антропометрические и психо­ физиологические факторы). Их и следует выявлять в процессе построения тектонических форм в технике.

Подчеркивать несущие и ненесущие части конструкции технологического оборудования методами художественного конструирования в интересах выявления тектоники формы нет специальной необходимости. Третьестепенная

28

роль этой характеристики конструкции и тйк достаточно выявлена обшивками, наложенны­ ми на каркас. Наоборот, в интересах выявле­ ния истинной тектоники технической формы необходимо сглаживать это бьющее в глаза

разделение

элементов конструкции:

умень­

шать зазоры,

выполнять обшивки заподлицо

с

каркасом,

делать

потайные замки, петли

и

ручки,

одинаково

окрашивать

обшивки

и каркас. Все равно ни одно из этих мероприя­ тий и все они в комплексе, выполненные весь­ ма качественно, не скроют от человека, где кончается каркас и где начинаются обшивки. Даже если вместо стальных гнутых и сварных обшивок навешиваются легкие пластмассовые, даже тогда нет необходимости выделять это второстепенное отличие контрастной окра­ ской или иными специальными приемами. Не­ которое отличие по фактуре лицевых поверх­ ностей каркаса и обшивок будет полностью оправдано как функционально, так и тектони­ чески.

В машиностроении конструкторские приемы, которые идут не от понимания и выражения самой конструкции, а от чисто внешних офор­ мительских задач, приводят к экономически и функционально ложным решениям, затуше­ выванию тектоники и масштаба конструкции.

Характерные

признаки

немасштабности

в станкостроении!

 

 

кажущийся

Вейстоит.

кажущийся

двщрбит.

масштаб

масштаб

масштаб

масштаб

Рис. 14. Масштабы действительные и кажущиеся в

современных токарных станках.

— станок изображает (напоминает) внеш­ ний вид иного, неродственного станка или неродственной конструкции, получивших ши­ рокое распространение (чаще всего мебель­ ные и автомобильные формы);

— основные узлы «плавают» внутри полу-л пустых кожухов, изображающих основные объемы, причем, как правило, в этих случаях количество основных узлов Не совпадает с ко­ личеством основных объемов (ложная цель­ ность) ;