Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
Г л а з ы ч е в В. О дизайне. М., «Искусство», 1970. (Рец. Повилейко Р. П. в бюлл. «Техническая эстетика». 1971, № 8).
Г л е з е р В. Д. Механизмы опознания зрительных образов. М.—Л., «Наука», 1966.
«Декоративное искусство СССР», журнал, 1960—1973. З а г о р у й к о Н . Г. Методы распознавания и их
применение. М., «Советское радио», 1972.
З в о р ы к и н А. А., О с ь м о в а Н. И., Ч е р н ы
ше в В. |
И-, Ш у х а р д и н |
С. В. История техники. М., |
||
«Наука», |
1962. |
|
|
Н. Ю. Формирова |
З и н ч е н к о В. П., В е р г и л е с |
||||
ние зрительного образа. М., Изд-во МГУ, 1969. |
||||
К а н т о р К. Красота |
и |
польза. |
М., «Искусство», |
|
1967. |
|
|
художественной культуры |
|
М а ц а И. Л. Проблемы |
XX века. М., «Искусство». 1969.
М и х а й л о в А. И., Ч е р н ы й А. И., Г и л я р е в -
с к и й Р. С. Основы информатики. М., «Наука», |
1968. |
Н и к и ф о р о в а О. И. Исследования по |
психоло |
гии художественного творчества. М., Изд-во МГУ, 1972. П о в и л е й к о Р. П. Художник в мире техники (Об
раз машины).— «Техника и наука», 1973, № 7.
П о в и л е й к о |
|
Р. |
П. |
Техника |
и |
эстетика. |
Новоси |
||||||
бирск, 1964. |
|
|
|
Р. П. Эстетика |
и техника. М., |
«Зна |
|||||||
П о в и л е й к о |
|
||||||||||||
ние», 1965- |
|
|
Р. П. Эволюция техники. Новосибирск, |
||||||||||
П о в и л е б к о |
|||||||||||||
1974. |
|
|
|
|
Р. П., |
Д м и т р и е в а |
М. С. Труд и |
||||||
П о в и л е й к о |
|
||||||||||||
красота. Новосибирск, 1964. |
|
|
Л. |
В. Человек. |
|||||||||
П о в и л е й к о |
|
Р. |
П., |
Л е в и ц к и й |
|||||||||
Машина. |
Красота. |
(Техническая эстетика, проблемы и |
|||||||||||
практика). Новосибирск, Зап.-Сиб. |
книжное |
изд-во, |
|||||||||||
1969. |
|
|
С. И. Психологические |
аспекты |
восприя |
||||||||
С о к о л о в |
|||||||||||||
тия города. |
В |
сб. |
«Художественное |
восприятие». |
Л., |
||||||||
«Наука». |
1971. |
|
|
|
|
|
|
(Искусство «тех |
|||||
Та с а л о в В. Прометей и Орфей? |
|||||||||||||
нического века»), М., «Искусство», 1967. |
|
|
|
|
|||||||||
«Техническая эстетика», бюллетень, 1964—1973. |
|
||||||||||||
Я р б у с |
А. Л. |
Роль движения глаз в процессе зре |
|||||||||||
ния. М., «Наука», |
1965. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Povileyko |
R. |
Р. |
Lik |
л |
|
|
|
|
Oblikovanje |
||||
masine.— Industrijsko |
|||||||||||||
i Marketing. |
(Belgrad). N |
12, 1973. |
|
|
|
|
|
МАСШТАБНОСТЬ В ТЕХНИКЕ
Тектонические формы в технике
Тектоника и масштаб — понятия совершен но новые в машиностроении, проникшие в тех нику из архитектуры. Тектоническая форма является художественно осмысленной формой, обусловленной конструкцией; она — результат творческого процесса формообразования, в ко тором функциональная форма преобразуется так, что становится самостоятельным худо жественно-конструкторским явлением. Мас штаб — качество конструкции, соподчиненное ее тектонике. Если тектоника выявляет основ ные функциональные особенности конструкции (независимо от их физической природы), то масштаб, как правило, делает конструкцию геометрически, пространственно чувственно соизмеримой и понятной человеку.
Говоря о тектонике технических форм, прежде всего имеются в виду станки, кузнечно прессовое и иное технологическое оборудова ние, т. е. формы, как говорят в архитектуре, замкнутые, статичные. Понятие статичности в формах таких технических конструкций да леко не равноценно понятию статичности, об щепризнанному в архитектуре и применяемо-
23
му частично для пространственных открытых решетчатых технических форм — кранов, куль манов, стеллажей и др. Если тектоническая форма в архитектуре выражает связи между отдельными элементами конструкции, то в ху дожественном конструировании технологиче ского оборудования тектоническая форма, наряду с отражением механических характе ристик, призвана выражать основную эксплуа тационно-технологическую функцию, главные внутренние связи системы человек — машина. Тектонические особенности станка проявляют ся в распределении основных масс, их величи не, компоновке основных объемов — суппорта, передней бабки, задней бабки, планшайбы идр.
Форма машины должна строиться так, что бы в процессе восприятия раскрывалась ее внутренняя логика, ее объемно-пространствен ная структура. Этому способствует зритель ное единство формы. Одним из основных усло вий единства формы является зрительное вы деление главного функционального элемента, совмещение его с композиционным центром.
Рис. 9. |
Тектоническая форма в технике способна выра |
|||||
жать: |
а) машинность |
абстрактную; |
б) мобильность; |
|||
в) |
мощность; |
г) |
основной функциональный признак; |
|||
д) |
основные |
элементы |
конструктивной схемы (несу |
|||
щие и |
ненесущие, |
в |
частности); е) |
технологические |
приемы изготовления и сборки; ж) основные испольвованные материалы и их качества (имитация).
24
Рис. 10. Цельность формы.
Схемы различных конструк тивных структур: моноблоч ной (вверху), с небольшим числом блоков (в середине)
и многоблочной (внизу).
Рис. 11. Цельность формы.
Компоновки вертикально фрезерного и многошпин дельного вертикально-свер лильного станков (на рисун ке справа) обладают цель ностью благодаря определен ной «направленности» эле ментов формы к единому
зрительному центру.
Главная часть — центр композиции, все осталь ные элементы должны подчеркивать главное. Для станков таким главным элементом явля ются зоны управления и обработки детали.
Для того, чтобы у человека могло сложить ся определенное мнение о формах станка, нужно, чтобы информация, полученная им ви зуально, была прежде всего согласована с воз можностями ее оценки и переработки. Экспе рименты показали, что мгновенный охват взглядом объекта в целом (формы машины) обеспечивается в том случае, если он раз дроблен не более чем на 7±2 частей (узлов-
25
|
|
художественная оценка |
|||||||
|
|
и отработка |
ее |
форм |
|||||
|
|
как |
визуально |
связан |
|||||
|
|
ного |
|
целого |
возможна |
||||
|
|
и справедлива. |
|
Если |
|||||
|
С О О Т Н О Ш Е Н И Е |
количество |
|
основных |
|||||
|
СТ АНК А И ЧЕЛОВЕКА |
объемов |
более |
7—9, то |
|||||
|
|
она |
по меньшей |
мере |
|||||
|
|
затруднительна. |
|
При |
|||||
|
|
большем |
числе |
объе |
|||||
|
|
мов |
взгляд |
|
схватывает |
||||
|
|
попеременно |
только |
||||||
|
|
часть |
объемов |
группа |
|||||
|
|
ми не более 7 ±2. Цель |
|||||||
|
|
ный охват, |
|
восприятие |
|||||
|
|
и оценка |
|
архитектур |
|||||
|
|
но |
- |
художественных |
|||||
|
|
форм |
машины |
стано |
|||||
|
|
вятся |
затруднительны |
||||||
|
|
ми, |
а при |
|
значитель |
||||
|
|
ном |
|
числе |
|
основных |
|||
|
|
объемов |
(25—30) |
ста |
|||||
|
|
новятся |
|
практически |
|||||
Рис. 12. Структура основных факторов, влияющих на масштаб металлорежу- |
невозможными. |
|
|
||||||
В |
|
качестве примера |
|||||||
щих станков. |
|
|
|||||||
|
|
проанализируем с точ |
|||||||
объемов). Ориентировочно можно считать, |
ки зрения цельности формы токарно-винторез |
||||||||
что если количество основных объемов маши |
ного станка, которые |
складываются |
из |
сле |
|||||
ны будет в пределах 5—7, то архитектурно- |
дующих основных объемов: |
1) |
передней баб |
26
ки с коробкой |
скоростей и коробкой |
подач; |
ванием цвета |
для усиления |
композиционной |
||||||||||||||||
2) |
резцедержателя, |
обрабатываемой |
детали |
связи основных элементов |
(контрастирующей |
||||||||||||||||
" люнета, охватываемых поверху |
защитным |
окраской выявляются |
и подчеркиваются раз |
||||||||||||||||||
экраном; |
3) |
суппорта |
(фартука |
суппорта); |
ные |
функциональные |
зоны); |
совпадением |
|||||||||||||
4) |
задней бабки |
(находящейся при |
обработ |
углов |
наклона |
панели |
и кожуха привода; |
||||||||||||||
ке |
деталей, |
как правило, не в крайнем |
правом |
уменьшением |
числа |
уступов |
по |
горизонтали |
|||||||||||||
положении |
над |
задней |
тумбой |
станка); |
и вертикали и т. д. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
5) коробчатой части станины прямоугольных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
форм между тумбами станка; 6) корыта |
дли |
Масштабность |
машин |
|
|||||||||||||||||
сбора стружки и эмульсии; |
7) задней |
тумбы |
|
||||||||||||||||||
с приводом быстрых перемещений суппорта; |
В основе масштабности |
машины лежит |
со |
||||||||||||||||||
8) шкафа с электрооборудованием. Так как |
|||||||||||||||||||||
задняя бабка может смотреться иногда не как |
измерение частей машины с машиной в целом, |
||||||||||||||||||||
основной объем, а заодно с задней тумбой |
машины в целом |
и ее частей |
с иными маши |
||||||||||||||||||
или с большой обрабатываемой |
деталью |
при |
нами и их частями, а также с характеристика |
||||||||||||||||||
широком защитном |
кожухе, а в отсутствие об |
ми человека. Причем сравнение может проис |
|||||||||||||||||||
рабатываемой детали смотрятся заодно фартук |
ходить не только тогда, |
когда |
машины |
эти |
|||||||||||||||||
суппорта, резцедержатель и защитный экран, |
и человек находятся |
рядом, |
в комплексе, |
но |
|||||||||||||||||
то количество основных объемов станка мож |
и когда они разобщены как по месту, так и по |
||||||||||||||||||||
но оценивать 6—8. Характерно, что перечни ос |
времени. Масштабные представления в тех |
||||||||||||||||||||
новных узлов станка и основных объемов почти |
нике тесно связаны |
с |
назначением машины, |
||||||||||||||||||
совпадают. Этот факт может быть отмечен как |
станка, оборудования, так как об их масшта |
||||||||||||||||||||
правильное интуитивное художественно-кон |
бе мы судим по соотношению размеров элемен |
||||||||||||||||||||
структорское решение форм |
станка. |
единство |
тов и |
целого. |
Например, |
элементы станка — |
|||||||||||||||
|
Композиционную |
целостность |
и |
станина, коробка скоростей, задняя бабка и |
|||||||||||||||||
форм токарно-винторезного станка можно под |
др.— имеют определенные |
величины, обуслов |
|||||||||||||||||||
черкнуть следующими конструктивными реше |
ленные функциональным назначением. Суще |
||||||||||||||||||||
ниями: |
единой |
общей |
плоскостью |
станины |
ствуют известные границы изменения их раз |
||||||||||||||||
и |
передней бабки; введением экрана |
по |
меров, за пределами которых они воспринима |
||||||||||||||||||
всей длине задней стороны станка; |
использо |
ются как слишком преувеличенные или слиш- |
27
Рис. 13. Материал и масштабные представления. Фор
ма изделия во многом зависит от материала, из которо го оно изготовляется: а) камень; б) дерево; в) ме талл; г) стекло и керамика.
ком малые. Чаще всего их нарушают конст рукторы-практики, которые проверенные од нажды параметры узла применяют во всех мало-мальски приемлемых случаях. Уверен ные в надежности узла, они, не проводя кор ректировочных расчетов, оставляют старые па раметры и тем самым не заставляют работать материал в полной мере.
Перед художником-конструктором, присту пающим к проектированию машины, нередко встают вопросы: что следует прятать и что выявлять в формах машин? Необходимо ли выявлять каркас в художественно-конструк торском решении технологического оборудова
ния? |
В архитектуре каркас играет |
основную |
роль |
(ветровые и весовые нагрузки) |
и выяв |
ление |
его есть основа построения |
тектони |
ческой формы. В машиностроении основную
роль играет привод, передаточный |
механизм, |
|
рабочий орган |
(исполнительный |
механизм) |
и требования |
обслуживающего |
персонала |
(безопасность, антропометрические и психо физиологические факторы). Их и следует выявлять в процессе построения тектонических форм в технике.
Подчеркивать несущие и ненесущие части конструкции технологического оборудования методами художественного конструирования в интересах выявления тектоники формы нет специальной необходимости. Третьестепенная
28
роль этой характеристики конструкции и тйк достаточно выявлена обшивками, наложенны ми на каркас. Наоборот, в интересах выявле ния истинной тектоники технической формы необходимо сглаживать это бьющее в глаза
разделение |
элементов конструкции: |
умень |
|||
шать зазоры, |
выполнять обшивки заподлицо |
||||
с |
каркасом, |
делать |
потайные замки, петли |
||
и |
ручки, |
одинаково |
окрашивать |
обшивки |
и каркас. Все равно ни одно из этих мероприя тий и все они в комплексе, выполненные весь ма качественно, не скроют от человека, где кончается каркас и где начинаются обшивки. Даже если вместо стальных гнутых и сварных обшивок навешиваются легкие пластмассовые, даже тогда нет необходимости выделять это второстепенное отличие контрастной окра ской или иными специальными приемами. Не которое отличие по фактуре лицевых поверх ностей каркаса и обшивок будет полностью оправдано как функционально, так и тектони чески.
В машиностроении конструкторские приемы, которые идут не от понимания и выражения самой конструкции, а от чисто внешних офор мительских задач, приводят к экономически и функционально ложным решениям, затуше выванию тектоники и масштаба конструкции.
Характерные |
признаки |
немасштабности |
в станкостроении! |
|
|
кажущийся |
Вейстоит. |
кажущийся |
двщрбит. |
масштаб |
масштаб |
масштаб |
масштаб |
Рис. 14. Масштабы действительные и кажущиеся в
современных токарных станках.
— станок изображает (напоминает) внеш ний вид иного, неродственного станка или неродственной конструкции, получивших ши рокое распространение (чаще всего мебель ные и автомобильные формы);
— основные узлы «плавают» внутри полу-л пустых кожухов, изображающих основные объемы, причем, как правило, в этих случаях количество основных узлов Не совпадает с ко личеством основных объемов (ложная цель ность) ;