Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Десятичная матрица поиска предметная. Тема: устройство для отсчета времени

 

^

 

 

Основные

Основные группы показателей Пк

неология

адаптация

мультипликация

дифференциация

 

1

2

3

4

Эксплуатационные пока­ затели

Экономические показа­ тели

Степень

стандартизации

и унификации

Удобство

обслуживания

.и безопасность

Художественно-конструк­ торские показатели

6

6. 1.

 

для

от­

6.

2.

устр. с

6.

3.

сдвоенные,

6.

4.

 

точного

 

Использ.

Блокир.

Часы

Приборы

 

счета

времени

 

естеств. явл. при­

 

шахматные

 

 

 

времени

(хроно­

 

естествен, явл.

 

роды

(город­

 

 

 

 

 

 

 

метры)

 

природы (сме­

ское освещ.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

7.

1.

 

 

 

7.

 

2.

 

7.

 

3

 

 

 

7.

 

4.

 

 

 

Швейцарские часы,

Часы

штампован­

Часы

золотые

Часы,

отсчитываю­

 

скопированные

 

ные

 

 

 

(алмазно-плати­

 

щие специальн.

 

японцами

 

 

 

 

 

 

 

новые)

 

 

 

ед.

времени.

8

8.

1.

из

стандарт­

8.

 

2.

стандарт­

8.

 

3.

«одни

на

8.

 

4.

из

стандарт­

 

Часы

Детали

Часы

Часы

 

ных деталей ино­

 

ные, используе­

 

колхоз»

(горя­

 

ных деталей

 

го назначения

 

мые только в

 

щий

гигантский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

часах

 

 

циферблат)

 

 

 

 

 

 

 

9

9.

1

 

удобных

9.

2.

перед

9.

3.

 

 

ча­

9.

4.

 

 

 

Система

Балкон

Бесцифровые

 

Секундомер

 

естественных

 

 

«Биг-Беном»

 

сы со штрихами

 

 

 

 

 

 

единиц

времени

 

(удобство)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

10.

1.

помещ.

в

10.

2.

 

10.

3.

сменных

10.

4.

 

 

 

Часы,

Стилизованные

Набор

Часовой механизм

 

браслет,

пер­

 

корпуса часов

 

корпусов

 

 

 

без

корпуса

 

стень и др. ук­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рашения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

124


(„часы")

группы приемов Пр

I интеграция

5

6. 5.

Часы-кровать

инверсия

6

6.6.

Часы для сле­ пых (укол, открытый ци­ ферблат)

7.

5.

 

 

7.

6.

 

 

Часы — интегра­

Часы прохоже­

 

тор

времени

 

го

(«который

 

(сумматор)

 

час?»)

 

8.

5.

 

 

8.

6.

уникаль­

Часы,

показыв. Часы

 

поясное

вре­

 

ные

(ни

од­

 

мя

виде

 

ной стандарт­

 

земного

ша­

 

ной детали)

 

ра)

 

 

9.

6.

 

 

9.

5.

с

много­

 

 

Часы

Взрывной ме­

 

стрелочным

 

ханизм с

ча­

 

 

циферблатом

 

сами

 

10.

5.

 

 

10.

6.

 

 

Часы-луковица

Заграничные

 

 

(в корпусе)

 

часы с

 

 

 

 

 

 

 

надписью

 

«Сделано в

СССР»

Продолжение таблицы 4

импульсация

7

6. 7.

Часы-будиль­ ник

7. 7.

Часы-светофор

8. 7.

Часы стандарт­ ные разной точности (ступенч. шка­ ла)

9. 7.

Реле времени (время зада­ ется)

10. 7.

Куранты (ме­ лодичный бой)

 

динамизация

 

* аналогия

 

8

 

 

 

9

6.

8.

на

6.

9.

с мими­

Часы, постр.

Часы

 

изменен, соб­

 

кой

 

 

ственного

ве­

 

 

 

 

са

 

 

 

 

7.

8.

 

7.

9.

для сна

Часы «исчезающие»

Часы

или, наоборот, «по­

 

(имитирую­

являющиеся»

 

 

щие

капель­

 

 

 

 

ный дождь)

8. 8.

Опережающая

динамическая

стандартизация на часы (мо­ да)

9. 8.

Чем ближе контрольн. срок, тем громче идут. (Э. По)

10. 8.

Часы с цвето­ музыкой

8. 9.

Детские игруш. часы (включ. набор блоков механизмов)

9. 9.

Часы с кукуш­ кой (с гово­ ром)

10. 9.

Сувенирное ис­ полнение часов

идеализация

10

6. 10.

Работа часов по желанию (растягива­ ние времени)

7. 10.

Часы самовоспроизводящиеся

8. 10.

Все часы из стандартных деталей

9. 10.

Часы вечной ^любви (для влюбленных растяг. время)

10. 10.

Форма часов, отвечающая настроению хозяина

12$


Фонд идей

 

 

 

отраслевые ДМП — станкостроительные, элек­

 

 

 

тротехнические, радиотехнические.

переход

 

 

 

 

 

 

 

От

отраслевых

ДМП

 

логичен

 

 

 

 

 

 

 

к предметным, которые характеризуют всего

Инженерная

практика

 

показывает,

что

лишь

одну техническую систему в отрасли,

принципы и приемы, сформулированные аб­

скажем,

токарный

станок.

Можно

говорить

страктно, не будят или очень слабо будят фан­

и о разновидностях предметных ДМП. Взяв

тазию

проектировщика, но

принципы-приме­

за прототип станочек Нартова и проследив по

ры, связанные с конкретным опытом, заста­

узлам цепочку изменений (по наиболее важ­

вляют фантазию бурно работать. Особенно

ным деталям, узлам), которая в итоге привела

продуктивной становится фантазия инженера,

через

токарно-винторезный станок мод. 1К62

когда подсказ имеет отраслевую направлен­

к токарному агрегату с программным управле­

ность. Практика показала, что если группе из

нием, можно построить эволюционную ДМП.

4—6

человек

(оптимальной по количеству)

Такие ДМП можно строить для различных ти­

предложить

коллективно

выработать серию

пов

металлорежущих

станков — токарных,

идей на темы: дверь, часы, очки, ручка, пере­

фрезерных, сверлильных и др. Систематизация

дачи и т. д., то фантазия начинает буксовать

примеров-приемов, типичных для данных

на 15—20-й идее. Используются, как прави­

отрезков времени, приводит к ДМП — срезу во

ло, простейшие

приемы — адаптация, диффе­

времени. Наконец, могут быть ДМП, отража­

ренциация, интеграция. При работе с ДМПза

ющие

преимущественные приемы, используе­

2—3 часа те же 4—6 человек способны выдать

мые

для проектирования

однотипных машин

более

100

качественно различных идей,

при­

в различных странах

(срезы во времени и эво­

чем 5—10 из них оказываются оригинальными,

люционные), группы «любимых» приемов в от­

а 2—3 весьма перспективными

даже в патент­

дельных

' конструкторских

коллективах

и

ном отношении.

Некоторые

из разработанных

группах и др. Возможны, наконец, и индивиду­

учебных ДМП прилагаются.

 

 

альные ДМП, раскрывающие индивидуализи­

Если общетехнические ДМП расширяют ин­

рованные группы приемов отдельных выдаю­

женерную фантазию, то отраслевые ДМП де­

щихся

изобретателей,— Эдисона, Тесла,

Ди­

лают ее целенаправленной, углубляют

про­

зеля, Шухова и др.

 

 

 

 

 

фессиональные

представления. Созданы

уже

В истории техники ДМП могут быть исполь­

136


зованы для изучения закономерностей эволю­

тическому

описанию

и, следовательно, к авто­

ции отраслей техники и отдельных конструк­

матическому поиску в

техническом творчестве.

ций, а также особенностей творческого поиска

С возможностями

предельного,

максималь­

отдельных выдающихся конструкторов-изобре-

ного использования ДМП связаны идеи сквоз­

тателей. В современной технике ДМП могут

ного, тотального изобретательства: произво­

быть использованы для коллективного целе­

дится перебор всех приемов разрешения всех

направленного

 

перебора

конструктивных

технических задач, всех технических систем, а

идей (особенно

при дефиците информации),

получающийся

на

каждом

 

уровне массив

для поиска новых патентоспособных решений,

идей-изобретений взаимно сопоставляется.

а также в целях автоматизации конструктор­

Причем необязательно фиксировать все воз­

ско-изобретательских работ (проектирование

можные идеи-предложения, достаточно зафик­

конструкций человеком-оператором с помо­

сировать возможность их получения, т. е. ал­

щью ЭВМ). ДМП оказалась мощным катали­

горитм их формирования. Создание централи­

затором, помощником в развитии инженерной

зованного

фонда идей

в технике — кладовой

фантазии, в ряде конкретных задач, связанных

технических идей (именно идей,

а не патен­

с прогнозированием, при разработке возмож­

тов) — одно из самых

многообещающих, пер­

ного ассортимента бытовых промышленных из­

спективных

направлений

в

формировании

делий на

10—15

лет вперед. Таким образом,

и развитии теории изобретательства и ди­

несомненна ее ценность для будущего техники.

зайна.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дальнейшее совершенствование ДМП воз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

можно различными путями. Из двухмерной

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

 

 

 

 

 

плоскости

таблицу можно

вывести сначала

 

 

 

 

 

 

в трехмерное пространство

добавлением еще

А з г а л ь д о в Г. Г., А з г а л ь д о в а Л. А. Ко­

одной оси (более тонкий учет исходных усло­

личественная оценка качества (квалиметрия). Библио­

вий), наконец, ввести «-мерное пространство

графия. М. , Изд-во

стандартов,

1971.

(См. рецензию

решений. Но это уже будет алгоритм, больше

Р. П. Повилейко в журнале «Экономика и организация

рассчитанный на

машинный поиск, нежели на

промышленного производства», 1973, № 3).

использование

в

«живом» изобретательстве.

А л ь т ш у л л е р

Г. С.

Алгоритм

изобретательства.

М., «Московский рабочий»,

1969.

 

творчества. Рига,

С другой стороны, не увеличивая сложности

Б уш

Г.

Методы технического

построения ДМП,

можно перейти к ее матема­

«Лиесма»,

1972.

 

 

 

 

 

 

127


В а с и л е й с к и й С. М. К вопросу о конкретных формах и методах умственного конструирования в про­ цессе технического изобретательства. Научный семинар по психологии труда и производственного обучения 15—18 июня 1967 г. Казань. Изд-во Казанского уни­

верситета, 1967.

1969—1973.

«Вопросы изобретательства», журнал,

Г м о ш и н с к и й В. Г. Методические

основы инже­

нерного прогнозирования конкретных разделов техники. Докторская диссертация. М., 1969.

Г р е й н ер Л. К. Основы методологии проектирова­ ния электрических аппаратов. М.—Л., Госэнергоиздат, 1963.

Г у д Г. X., М а к о л Р. Э. Системотехника. Введе­ ние в проектирование больших систем. М-, «Советское

радио», 1962.

Д. Проектирование систем: изобретатель­

Д и к с о н

ство, анализ

и

принятие решений.

М., «Мир»,

1969.

«Изобретатель и рационализатор», журнал, 1965—

1973.

 

В. Л.

Значение фантазии для

инжене­

К и р п и ч е в

ра. СПб., б/г.

Введение

в инженерное дело. М.,

«Энер­

Кр и к Э.

гия», 1970.

 

 

Аналогия в техническом

творче­

М а м ы к и н И. П.

стве. Минск,

«Наука

и техника»,

1972.

 

М а н г е й м

М. Л. Иерархические структуры. (Мо­

дель процессов

проектирования и

планирования). М.,

«Мир»,

1970.

И.

Систематическая

эвристика. Йошкар-

М ю л л е р

Ола, 1973.

П.

И. Основы конструирования. М., «Ма­

О р л о в

шиностроение»,

ч.

I, 1968, ч. II, 1972.

П о в и л е й к о

Р. П. Классификация методов ре­

шений

конструкторско-изобретательских задач (деся­

тичные матрицы поиска).— В

сб. «Проблемы информа­

тики»- Вып. 5. «Разработка

программ поиска решений

в инженерных задачах».

Новосибирск, «Наука», 1972.

II о л о в и н к и н А.

И. Метод оптимального проек­

тирования с автоматическим поиском схем и структур инженерных конструкций. Сборник трудов ВНИИ тран­ спортного строительства. Вып. 34, М„ 1970.

Справочник по системотехнике. М-, «Советское ра­

дио», 1970.

 

Ф. Основы общей методики

конструиро­

X а н з е и

вания.

Л.,

«Машиностроение», 1969.

 

М.,

Х и л л

П.

Наука

и искусство

проектирования.

«Мир»,

1973.

А. Ф.

Психология

решения

задач.

М.,

Э с а у л о в

«Высшая школа», 1972.

 

 

 

Я к о б с о н

П. М. Процесс творческой работы изо­

бретателя. М.— Л., 1934.