Файл: Макаров Г.В. Уплотнительные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 251

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 34. Уплотнение вала с помощью наклонно уста­ новленного кольца

вала v в м/с (диаметр 70 мм) при отсутствии давления жидкости будут следующими:

Для

резиновых колец,, установленных в прямой канавке

<=;7

Для

резиновых колец в наклонной канавке • -

^ 1 0

Для

армированных манжет

=5:15—20

 

Из уравнения (72) следует, что максимальная

скорость зави­

сит

от pr, V, d, 1Ъ

/ 2 , 5 а и др.

 

 

Как видно из рис. 33, это подтверждается и опытом, при малых

скоростях вала (v

===: 0,2-г-0,4 м/с) можно допускать большие дав­

ления жидкости, например до р = 200-нЮО кгс/см2 , что имеет важное значение для проектирования ряда устройств.

Радиальные уплотнения, установленные наклонно по отношению к оси вала

Максимальное давление жидкости, при котором применяют радиальные контактные уплотнения для соединений с вращатель­ ным движением, как было рассмотрено выше, ограничивается местным нагревом уплотнения и участ­ ка вала, с которым оно соприкасается.

Можно значительно улучшить усло­ вия работы уплотнения, если восста­ навливать слой смазки и охлаждать участок местного нагрева.

Этой цели служат контактные уплотнения, установленные наклонно от­ носительно оси вала. В последнее время нашли применение [20] наклонно уста­ новленные кольца круглого попереч­ ного сечения (рис. 34).

Также можно устанавливать и дру­ гие уплотнительные элементы. При этом подвод смазки производится только на части поверхности прилегания.

Для возобновления смазки на половине поверхности прилега­

ния

уплотнения необходимо иметь

для кольца

 

d t g а

5=

d2;

для

манжеты

 

 

 

d tg а

^> I.

Чем больше наклон канавки, тем больший участок вала под уплотнением будет смазываться и лучше охлаждаться, но будет несколько увеличиваться утечка, жидкости.

Можно рекомендовать установку двух наклонных колец, что может обеспечить первому уплотнительному кольцу смазку по­ верхности прилегания с обеих сторон кольца..

81


Сечение канавок такое же, как для канавок, перпендикуляр­ ных оси вала.

Как показывают эксперименты, применение уплотнительных колец, установленных в наклонных канавках, выполненных на внутренней поверхности цилиндра, является весьма желательным, так как в этом случае имеют место минимальные потери энергии и наиболее высокая долговечность уплотнений.

Применение уплотнительных колец, установленных в наклон­ ных канавках, сделанных на наружной поверхности вала, не дает уменьшения потерь энергии, и даже наоборот, при этом потери увеличиваются по сравнению с кольцом, установленным в перпен­ дикулярной канавке.

Определение давления жидкости, допускаемого прочностью резинового кольца

Как показывают эксперименты, при применении высоких дав­ лений у уплотнительных элементов с малым поперечным сечением, например у колец круглого поперечного сечения, на внутренней рабочей поверхности появляются трещины, приводящие к раз­ рыву кольца.

Приближенное значение касательных напряжений на внутрен­ ней поверхности кольца, возникающих под действием сил трения при вращении вала, определяется по формуле

T c p = 0,8p/-^-=s£Tn p ,

" 2

где р давление жидкости; / — коэффициент трения; d — вну­ тренний-диаметр кольца; d2—диаметр сечения кольца.

Давление жидкости, определяемое из условия прочности кольца, не должно превосходить

],25Tn p d2

P<—Jd~-

Если скорость вращения вала будет иметь некоторые периоди­ ческие колебания, например за счет работы гидропривода, то в этом случае могут проявиться и усталостные явления, пони­

жающие значение т п р . Для

колец в нормальных канавках р т а х =

= 40-ЮО кгс/см2 ;

и в

наклонных канавках Ртах

-150 кгс/см2 . Меньшее значение р ш а х соответствует валу 0

180 мм

и большее — валу 0

70 мм.

 

Определение долговечности уплотнений

сучетом их износа

Вматериале уплотнений усталостные явления не будут иметь существенного значения. Причиной, определяющей долговечность уплотнений при правильно выбранном тепловом режиме является

82


их износ. В случае

же очень большого местного разогрева уплот­

нения могут выйти

из строя из-за их разрушения.

Износ рабочих

поверхностей при вращательном движении

имеет место у уплотнений, находящихся под давлением или постав­

ленных на место с натягом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Износ можно характеризовать следующими зависимостями,

аналогичными предложенным

в работе [66]:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(fp'r)m'v"4

 

=

const,

 

 

 

 

или

упрощенно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

{fp'rT'L

 

=

const,

 

 

 

 

 

где

p'r—контактное

давление

 

от

запираемой

жидкости;

L —

путь • трения,

L =

ndnT60;

v — скорость

перемещения;

Т —

время; п — число

оборотов вала

р,кгс/смг

 

 

 

 

 

в

минуту;

d—диаметр

вала;

 

 

 

 

 

/ —

коэффициент

трения.

 

 

 

11 \

, f

 

 

 

 

 

Допускаемое давление из ус­

80

 

 

 

 

 

ловий

обеспечения

заданной

SO

 

 

 

 

 

долговечности

 

 

 

 

 

<>0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М и э н = -{£]-«Р.

 

 

20

 

 

 

 

 

где

р — предельное

давление,

 

0

1000

2000

3000L. км

 

 

80

160

240 Т>ч

снятое с кривой

 

долговечности,

 

 

 

 

 

 

 

 

при п* 1000оЬ/мин

при

d. = 70 мм и чистоте уплот­

Рис. 35. График

долговечности

для

няемой поверхности

V 7 — V 8 ;

резиновых уплотнений при вращатель­

е—коэффициент,

учитывающий

 

 

ном

движении:

 

влияние на долговечность

изме­

/

— кольцо круглого сечення, канавка на

нения

диаметра

вала

(при d =

внутренней поверхности

втулки, наклон к

=

70 мм е = 1);

$ — коэффи­

оси вала 4°; 2 — кольцо круглого сечения,

канавка на внутренней поверхности втул­

циент,

учитывающий

влияние

ки, прямая;

3 — армированная манжета

на долговечность' чистоты

обра­

 

 

 

 

 

 

 

ботки

вала

( п р и . у 7 — у 8

Р =

1); [п]—коэффициент

запаса.

 

При работе и испытаниях часто имеют место разные контакт­

ные давления.р'г

 

или скорости движения

и. В этом случае сумми­

рование износа производится определением приведенного времени

работы, соответствующего основному режиму pL,

vlt

Приведенное

время

работы,

соответствующее

давлению p j

и скорости

vlt

 

 

+(-^r(t)"' т.+ -

T V =

т1 +

( £ ) +

( ± ) Т ,

Принятое приближенное суммирование износа дает возмож­ ность применить ускоренные методы испытаний уплотнительных устройств в пределах рабочих режимов, допускаемых разогревом.

83


Зависимость долговечности (проходимого пути L или времени работы Т) отдельных разновидностей уплотнений при вращатель­ ном движении от давления жидкости р на основе опытных данных при d = 70 мм представлена на рис. 35.

На некотором базовом пути L 0 (в данном случае. L 0 ^ 104 км) кривые долговечности приближаются к параллельным прямым, для которых.при давлении р0 долговечность может быть весьма большой.

Долговечность резиновых колец круглого сечения, установлен­ ных наклонно на внутренней поверхности цилиндра, значительно превосходит таковую для тех же колец, установленных на внут­ ренней поверхности цилиндра перпендикулярно оси вала.

Коэффициент работоспособности уплотнений

Для упрощения расчетов воспользуемся коэффициентами рабо­ тоспособности, получаемыми при обработке кривых долговеч­ ности.

Принимаем за исходное выражение

(fp'ryn'L

= Cl

(74)

ираспространяем его на всю кривую долговечности при износе. Для практических расчетов можно принять коэффициент

работоспособности при износе

 

 

С =

(fpr)m'vT,

 

(75)

где

С х = 3600С;

L = ЗбООиТ = ndnTQO;

L — путь

износа;

Т

общее время работы в ч; v — скорость вращения вала в м/с;

d — диаметр вала;

п — число

оборотов вала

в минуту.

 

Получаемые значения тг

2-нЗ.

 

70 мм

Коэффициенты работоспособности, полученные при d =

и т1 = 3, следующие:

.~у

 

 

Для

армированных манжет

 

 

1 750

Для колец круглого сечения в прямой канавке на втулке . . . . . .

50 ООО

Для

колец круглого сечения в наклонной канавке (наклон 4°)

23 ООО

Данная долговечность, соответствующая коэффициенту рабо­ тоспособности, обеспечивается при условии, что произведение fp'rv, определяющее местный нагрев, не превосходит допускаемое

имаксимальное давление—по условию прочности на разрыв. Пользуясь значениями С, можно вычислить предельные зна­

чения Т при переменных р'г и и.

Определение долговечности резиновых армированных манжет (ГОСТ 8752—70)

Рассмотрим определение долговечности армированных манжет с учетом конструктивных особенностей,, а также эксперименталь­ ных данных.

84


Армированные манжетные уплотнения, используемые для гер­ метизации соединений корпусов с вращающимся валом, обычно выходят из строя по причине износа рабочих лопастей в течение сравнительно длительного времени. Однако при местной темпе­ ратуре нагрева вала на поверхности скольжения выше темпера­ туры вулканизации резины уплотнения быстро, выходят из строя по причине повреждения лопасти — появления трещин на рабо­ чей поверхности. В соответствии с этим при выборе рабочего ре­ жима использования манжет рекомендуется:

1)проверить, чтобы заданный рабочий режим использования уплотнений (давление жидкости и скорость вала) допускался тепло­ вым режимом;

2)определить ориентировочную долговечность для заданных рабочих условий.

Определение предельных режимов работы - ' армированных манжет исходя из теплового режима

Определение предельных режимов произведем из рассмотре­ ния местной максимальной температуры вала под уплотнением при установившемся тепловом потоке по методике, изложенной выше. Ранее было получено: '

 

Ql

^вала"5/ ? г 1 (^лах

^ж)

 

Q2 = ? w S / n 2 ( W — к) 4 ; Q = Qi + Q2 ;

Раскроем

значения

S,

тъ т2,

Аъ

А2, осж , а в , тогда для

жидкости:

 

 

 

 

 

 

 

г

Лвала°

f

лв ала •*

При Re/ =

103 ч-10Б

 

 

 

 

где

l ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч-град);

ж

Ах&* thWi /пр, ===.thxi;. xv== mj^;

85