Файл: Макаров Г.В. Уплотнительные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 253

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сила

трепня

 

 

 

 

 

F T p = nDl рг

/ п р -|- Jl dl pr сл/пр»

 

где

I " , I' — длина уплотнений

соответственно поршня

и штока;

р с л

— давление слива со стороны, противоположной

рабочему

давлению;

/ п р — приведенный

коэффициент трения; D и d —

соответственно диаметры поршня и штока.

 

!»70

/

, 2

 

 

 

 

 

Рис.

31 . Изменение к. п. д.

гидроцилиндра

 

 

 

в зависимости от давления запираемой

жидко­

 

 

 

 

сти для

различных

типов

уплотнений:

 

 

 

/

— гидродинамическое

уплотнение;

2 — две ма­

 

 

 

логабаритные манжеты плюс кольцо круглого

 

 

 

сечения; 3 — два кольца круглого

сечения; 4 —

 

 

 

дифференциальное

уплотнение; 5 — одна манжета

 

 

 

(ГОСТ 6969—54);

6—одна манжета (ГОСТ 6969 —

 

 

 

54) плюс две шевронные

манжеты

(ГОСТ

9041 —

 

 

 

59);

7 две шевронные

манжеты

(ГОСТ

9041 —

 

 

 

59);

 

под давлением находятся

уплот­

-,.

 

 

нения штока

и поршня;

уплотнения

под дав-

200

400

 

 

лением

находятся

поршня

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р,

кгс/см2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механический

к. п. д. агрегата при р с л «=s 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

(67)

2. Рабочее давление подается со стороны штока. Сила трения

 

/Чр = ЯРг/пр (Dl

+

dl') +

Я £ / П р / p'r сл-

 

 

 

Движущая

сила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Fn

=

 

-£p(D*-d*).

 

 

 

 

 

К. п. д. агрегата

при /'

= /" =

/ и р с л «=* 0 .

 

 

 

 

 

 

 

Ъ~1—Е№Г-

 

 

 

 

(68)

Так как т ] м учитывает потери энергии

на трение в

уплотнениях,

то рассмотрим опытные значения коэффициентов трения для раз­ личных уплотнений, полученные на стенде с возвратно-поступа­ тельным движением.

Принимая значения-/п р , полученные выше опытным путем для различных уплотнений, задаваясь давлением р и зная Dd и /, можем определить механический к; п. д. гидроагрегата при любом

значении

тягового усилия F =

FK—F7p.

Изменение к. п. д. гидравлического

цилиндра с изменением

давления

жидкости для D = 70 мм, подсчитанное по уравнению

70


(66) на основе опытных значений силы трения в различных уплот­ нениях, приведено на рис. 31 .

Как видно из этого рисунка, для контактных уплотнений, изго­ товленных из резины, наиболее высокий к. п. д. получается при применении колец круглого сечения и малогабаритных манжет; наименьшее значение к. п. д. — при применении шевронных ман­ жет (ГОСТ 9041—59) и манжет (ГОСТ 6969—54). Необходимо заметить, что при постоянных диаметрах штока и цилиндра для всех уплотнений значение к. п. д. увеличивается с увеличением давления (вследствие уменьшения коэффициента трения), напри­ мер для манжет (ГОСТ 6969—54) при увеличении давления жидко­ сти с 20 до 500 кгс/см2 к. п. д. увеличивается с 0,8 до 0,97.

Механический к. п. д. гпдроцилиндра можно подсчитать также,

пользуясь значением к. п. д.

г)м 7 0 ,

приведенного

па

рис.

31 для

D — 70 мм. Имея в виду, что на основании уравнения (68)

 

где г|) — коэффициент потерь; г|з =

1 — т]м и ip 7 0 =

1 —

н м 7 0 ;

п м 7 0

механический

к. п. д. для гидроцилиндра с

D =

70

мм.

 

 

При подаче

давления со

стороны поршня

принимаем

d =

0.

Г л а в а . I l l

УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЙ

С ВРАЩАТЕЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Уплотнительные устройства, предназначенные для гермети­ зации соединений с вращательным движением деталей (валов), имеют широкое применение в машиностроении. Особенностями работы уплотнений для соединений с вращательным движением деталей являются плохие условия отвода тепла, выделяемого на трущихся поверхностях, и сравнительно быстрый износ уплотни­ тельных элементов, а также соответствующего участка вала, особенно при наличии давления запираемой среды.

16. КЛАССИФИКАЦИЯ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ СОЕДИНЕНИЙ С ВРАЩАТЕЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Как было уже принято для соединений с возвратно-поступа­ тельным движением, уплотнительные устройства для соединений

свращательным движением также могут разделяться:

1)по принципу действия уплотняющего элемента на контакт­ ные и бесконтактные;

2)по материалу уплотняющих деталей на неметаллические и металлические;

3)по продолжительности работы при движении на длительно

икратковременно работающие.

Кроме того, по направлению действия контактных давлений на уплотняющих поверхностях уплотнительные устройства можно разделить на радиальные и торцовые.

Кконтактным уплотнениям относятся: радиальные манжетные уплотнения, радиальные уплотнения с кольцами круглого сече­ ния, радиальные сальниковые уплотнения, торцовые уплотнения.

Кбесконтактным уплотнениям относятся: щелевые, центро­ бежные, винтоканавочные, гидродинамические с деформируемой втулкой, лабиринтовые.

По величине давления уплотнительные устройства можно разделить: на работающие под низким давлением (подшипниковые узлы зубчатые и червячных редукторов), на работающие под высоким давлением (гидронасосы, гидродвигатели и др.) и ва­ куумные.

72


Контактные уплотнения обеспечивают надежное запирание жидкости, находящейся под давлением и без давления. Утечки жидкости по сравнению с таковыми для уплотнений с возвратнопоступательным движением являются незначительными. Центро­ бежные и винтоканавочные уплотнения в состоянии покоя не обеспечивают запирания жидкости под давлением и нуждаются в дополнительных контактных' устройствах, отключаемых при вращении.

Гидродинамические уплотнения с деформируемой втулкой как в состоянии покоя, так и при вращении вала не обеспечивают полного запирания жидкости, находящейся под давлением, и требуют отвода ее при работе и дополнительных устройств для запирания в состоянии покоя. Лабиринтовые уплотнения не обес­ печивают полной герметизации соединения при наличии давления жидкости.

Ниже рассмотрим уплотнительные

устройства, работающие

под давлением

запираемой жидкости.

 

17.

НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ

РАДИАЛЬНЫЕ

 

КОНТАКТНЫЕ

УПЛОТНЕНИЯ

В качестве радиальных контактных уплотнений применяются

уплотнения кольцами круглого

или

прямоугольного сечения,

а также манжетные и сальниковые уплотнения.

Установка резиновых колец и сальниковых уплотнений про­ изводится аналогично тому, как принято в уплотнительных устройствах для соединений с возвратно-поступательным движе­ нием. Основные размеры армированных манжет определяются по ГОСТ 8752—70.

Манжеты изготовляются с металлическим каркасным кольцом и кольцевой спиральной пружиной. Металлическое кольцо при­ меняется для придания жесткости резиновым уплотнениям.

Уплотнение устанавливается открытой стороной к полости повышенного давления. При наличии давления жидкости манжету необходимо опереть на конусное кольцо.

Для обеспечения лучшей работоспособности при понижении температуры масла, а также для компенсации износа лопасть

манжеты поджимается

к валу кольцевой спиральной пружиной

с удельным давлением

р 0 « 0 , 2 4-0,4 кгс/см2 .

Соответствующее усилие пружины F определяется из выра-.

жения

 

 

1

 

о

где г—радиус

цапфы; / — фактическая ширина участка приле­

гания лопасти

манжеты к валу.

73


Виды разрушения радиальных контактных уплотнений, применяемых для соединений с вращательным движением

Резиновые уплотнительные элементы выходят из строя по следующим причинам:

1) превышение допустимой температуры в месте скольжения контактирующих поверхностей и связанного с ним обугливания рабочих поверхностей, что имеет место при больших значениях fp'rv, где [—коэффициент трения; р'г— контактное давление; v—скорость скольжения;

2) появление поперечных трещин на поверхности скольжения уплотнения с последующим обрывом уплотнения, что проявляется при больших значениях fp'r\

3) износ уплотнения по поверхности скольжения, при котором происходит потеря предварительного натяга, образование мест­ ных зазоров и появление течи, что зависит от величины fp'r и пройденного пути L ;

4) повреждение поверхности на участке, выдавливаемом в за­ зор между деталями подвижного соединения, что зависит от р и L .

Все эти причины

действуют одновременно.

В зависимости от принятых параметров: давления жидкости,

скорости скольжения

и требующейся долговечности — опреде­

ляющей является одна нз перечисленных причин.

При выборе допускаемого давления для уплотнений, работа­ ющих в соединениях с заданной скоростью вращения, необходимо обеспечить следующие условия:

1)учесть местный нагрев

2)проверить прочность на разрыв резиновых колец круглого поперечного сечения

3)проверить выбранное давление, исходя из заданной долго­ вечности на износ,

 

Р < [ Р ] „ э н -

 

Допускаемое

давление

 

 

где р о п — опасное давление, при

котором может

произойти соот-

вествующее повреждение; [п]

коэффициент

запаса.

Рабочее давление жидкости в агрегате необходимо оконча­

тельно выбрать с учетом настоящих условий.

 

Рассмотрим

выбор режима работы уплотнений в соответствии

с указанными

видами разрушений.

 

74


Определение основных параметров работы радиальных контактных уплотнений

из условий обеспечения теплового режима

Как показывают эксперименты, для контактных уплотнений при вращательном движении опасным является повышение темпера­ туры в месте контакта уплотнения. При незначительном нагреве агрегата местный нагрев может достигать большой температуры, при которой резиновые уплотнения обугливаются, а на соот­ ветствующем участке вала могут появиться цвета побежалости.

S) Qz Q Qi Si Q 0г

2Q = 2QI+2Q2

Рис. 32. Схема отдачи тепла, выделившегося в месте расположения уплотнения, и изменения температуры вала по его длине: а — при наличии одного уплотне­ ния; б — при наличии двух уплотнений, симмет­ рично расположённых

Определим предельные параметры работы гидравлического агрегата рт и v, исходя из опасной температуры местного нагрева, применительно к радиальным уплотнениям, установленным пер­ пендикулярно оси вала.

Для дальнейших рассуждений примем следующую схему рас­ пределения теплового потока для уплотнения вала (рис. 32).

Рассмотрим установившийся тепловой режим. Примем, что температура вала в его поперечном сечении является постоянной, а изменяется только по его длине.

При этих допущениях разность тепловых потоков, проходящих

через два параллельных

сечения

вала, равняется количеству

тепла, отданному в окружающую среду.

Количество тепла, проходящее по валу в единицу времени,

определяется уравнением

Фурье

 

Q =

А,-4^- S

ккал/ч.

Количество тепла, передаваемое в окружающую среду за то же время, определяется уравнением Ньютона

Q — aS' (t— t0) ккал/ч,

75

где

Sr — поверхность

теплоотдачи от вала к окружающей среде,

в м2 .

 

 

 

 

Применительно к валу будем иметь

 

 

d(xS~"j

= a(t —

t0)Udx,

где

К—коэффициент

теплопроводности

вала в ккал/(м-ч-град);

а—коэффициент теплоотдачи от вала в ккал/(м2 -ч-град); 5 — площадь, через которую передается тепловой поток (площадь поперечного сечения вала), в м2 ; V = nd—охлаждаемый пери­ метр вала в данном сечении в м; t — температура в данном сече­

нии

вала в ° С;

t0 — температура

окружающей среды

в

° С;

х—направление

передачи теплового

потока

(по

нормали

к

изо­

термам).

 

 

 

 

 

 

 

Уравнение теплового баланса

 

 

 

 

 

 

 

Q = Q i +

Q2 ,

 

 

 

 

где

Q — количество тепла,

выделяющегося

на

рабочей

поверх­

ности уплотнения, в ккал/ч;

Q x — количество тепла, отводимого

в окружающую среду через часть вала, расположенную в ци­ линдре; Q2 — количество тепла, отводимого в окружающую среду через наружную часть вала.

Теплоотдачей путем излучения пренебрегаем.

Рассмотрим теплоотдачу от вала с целью определения местной максимальной температуры под уплотнением [45].

Будем считать, что к основанию стержня (рис. 32) постоянного сечения, изготовленного из однородного материала, подводится тепло так, что температура во всех точках начального сечения одинакова: tmax. Стержень находится в среде с неизменной темпе­ ратурой t0.

Принимаем постоянным коэффициент теплопроводности мате­ риала и коэффициент теплоотдачи для всей его поверхности, а также температуру по сечению стержня.

Выделим элементарный участок толщиной dx, запишем урав­ нение баланса тепла на этом участке стержня. Тепл'овой поток в элементарном объеме в стационарных условиях изменяется за

счет

теплоотдачи

с наружной

поверхности

 

 

Qx =

Qx+dx + dQx,

или

 

 

 

 

 

XS -44- dx= U dxaQ,

где

0 = t (x) — t0

— разность

температур стержня и окружаю­

щей

среды.

 

 

76