Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 225
Скачиваний: 2
В этом разложении отсутствуют четные гармоники, а также гармоники, кратные трем. Опорный сигнал содержит нулевую зону, равную одной шестой части периода. Для формирования
Рис. 7.51. Схема формирователя опорного сигнала с нулевой зоной
сигнала такой формы можно применить схему, изображенную на рис. 7.51. Сигнал пилообразной формы подается на фазоинвертор, обеспечивающий двухтактный выход. Оба сигнала поступа ют на ограничители с регулируемой скважностью (рис. 7.52).
О |
t |
|
|
а) |
|
О |
t |
|
|
б) |
|
Рис. 7.52. Ограничитель с регули- |
Рис. 7.53. Временная диаграмма напря- |
руемой скважностью |
жений |
В каждом случае ограничители регулируются так, чтобы полу чить сигнал вида а и б (рис. 7.53). Для устранения третьей гар моники нужно, чтобы длительность положительного импульса бы ла вдвое больше отрицательного. Эти сигналы одинаковы по фор ме и сдвинуты по фазе на 180°. При помощи диодов у этих двух сигналов восстановлена постоянная составляющая и они подают
165
ся на входы а—а и б—б схемы рис. 7.54. Лампы Л1 и Л2 этой схемы образуют катодные повторители. Если сигнал снимать с катодов этих ламп, то он будет иметь нужную форму (см. рис. 7.53, в). Этот сигнал можно использовать для измерительной схемы с ваттметрами или с комплексным прибором. Если изби рательным устройством является фазовый различитель, то в ка честве последнего можно использовать те же самые катодные повторители. Для этого следует включить последовательно с ка тодными сопротивлениями источник измеряемого сигнала (рис.
Рис. 7.54. Схема суммиро |
Рис. 7.55. Сумматор и фазовый различитель: |
|
вания |
С — разделительный |
конденсатор; И — измери |
|
тельный прибор; Д1 |
и Д2 — дноды-восстаповители |
|
уровня; НС — источник измеряемого сигнала |
Применение опорного сигнала с нулевой зоной дает возмож ность устранить помеху, вызываемую третьей гармоникой или гармониками, кратными третьей. Изменяя скважность при помо щи ограничителей, можно исключить пятую гармонику, если ее
влияние больше третьей.
Г л а в а VIII.
УРАВНОВЕШИВАНИЕ ШАРОВЫХ РОТОРОВ
8.1. ОСОБЕННОСТИ УРАВНОВЕШИВАНИЯ ШАРОВЫХ РОТОРОВ
Шаровые роторы находят применение в качестве роторов ги роприборов, а также в других устройствах.
Конструктивно двигатели с шаровыми роторами могут быть выполнены с фиксированной осью вращения и с фиксированной точкой подвеса. Наибольшее распространение получили шаровые роторы с фиксированной точкой подвеса. У таких роторов «под шипником» или опорой является вся сферическая поверхность. В результате этого ротор имеет возможность вращаться вокруг всех трех осей.
Подвес ротора может быть осуществлен с использованием различных физических явлений [16, 18]. В настоящее время при меняют подвес воздушный, аэродинамический, электростатиче ский, магнитный и криогенный.
Динамика движения шаровых роторов и устойчивость вра щения определяются геометрией масс роторов. Поэтому в зависи мости от требуемых свойств роторы делают осесимметричными или шаросимметричными.
8.2. ТОРМОЖЕНИЕ НЕУРАВНОВЕШЕННОГО РОТОРА
*
Во многих случаях использования шаровых роторов требует ся свести к минимуму все тормозящие моменты, прикладываемые к ротору. Наличие неуравновешенности приводит к увеличению потребляемой приводом ротора энергии или к снижению частоты вращения ротора, когда он работает на выбеге. Колебания рото ра, вызванные неуравновешенностью, увеличивают также потери энергии в системе подвеса ротора.
Для определения потерь энергии можно получить аналитиче ские зависимости. Уравнение движения центра подвеса ротора имеет вид
х —Х cos(ü)if — а). |
(8.1) |
167
Работа силы F на перемещении dx равна |
|
dA = F d x = — (oXF sin (u^— a)dt, |
(8.2) |
где F — F q c o s a t .
Работа за одйн полный оборот может быть определена инте грированием
2- |
|
k A —F0X I*cosw^ sin (ш^ — a)üf(iü^) |
(8.3) |
6 |
|
После преобразований получим
дА = лГ 0Х sin а. (8.4)
Используя известные зависимости: fo
|
Х = - |
с |
|
(8.5) |
|
|
|
|
|||
|
V (1 — Л2)2 + |
4£2Л2 |
|
||
|
tga |
2С/2 |
|
(8.6) |
|
|
1— п |
|
|||
|
|
|
|
||
sin а = |
tgg |
|
2Сп |
(8.7) |
|
Y 1 + tg2 a |
Y ( l — л2)2 + 4£2л2 |
||||
|
|
||||
можно получить выражение для работы за период |
|
||||
ДА = |
2£л |
я F. |
(где /і==ш/и)0). |
( 8.8) |
|
|
- |
(1 — л2)2 + 4С2л2
Мощность, развиваемая вынуждающей силой, можно определить так:
|
N = - ^ - — ^ A f = аА -^ - |
(8.9) |
||
|
Т |
J |
2я |
|
После подстановки (8 .8 ) в (8.9) получим |
|
|||
N-- |
Сл |
Fit* |
WFi |
. (8. 10) |
(1 — л2)2 + 4С2л2 |
|
— |
||
|
|
[(1 — л2)2+4С2л2] Y c m |
|
|
|
|
|
|
|
Наличие неуравновешенности |
(F0= m b a 2) приводит |
к поте |
||
рям мощности |
|
|
|
|
|
Слб |
|
,2 |
|
|
|
|
( 8. 11) |
|
|
N = -(1 _ Л2)2 + 4І2Л2 у - - = к .N y - ' |
|||
где K N-- |
t,nß |
■коэффициент мощности; |
|
|
(1 — л2)2 + 4£2л2 |
|
|||
|
|
I |
2 |
|
|
|
Fo=tnbwo. |
|
1G8
График изменения K n о т п для различных значений коэффи циентов демпфирования показан на рис. 8 .1 . Из графика видно,
что величина |
коэффициента |
мощности ( K |
n ) с и л ь н о |
возрастает |
|||
с увеличением коэффициента демпфирования ('Q). |
|
||||||
В области резонанса (н ^ І) наблюдается увеличение мощно |
|||||||
сти потерь при малых ко |
|
|
|
|
|||
эффициентах £. Это объ |
|
|
|
|
|||
ясняется сдвигом по фазе |
|
|
|
|
|||
между силой и перемеще |
|
|
|
|
|||
нием, равным 90° в мо |
|
2ft. |
|
і - ѵ / |
|||
мент резонанса. |
|
|
|
|
|||
Исходя из |
этих зави |
|
2ft |
|
|
||
симостей можно рекомен |
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
довать |
слабо |
демпфиро |
|
|
|
|
|
ванную |
систему |
подвеса |
|
f t |
|
|
|
для роторов, работающих |
|
|
ъ 12S |
||||
|
|
|
|||||
на выбеге. Для |
роторов, |
|
|
|
|||
работающих с переменной |
|
1ft |
|
|
|||
частотой вращения, жела |
|
|
|
|
|||
тельно |
собственную час |
|
Oft |
|
|
||
тоту выбирать вне рабо |
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
чего диапазона |
частот |
|
|
|
|
||
вращения. Если это не |
|
|
¥ |
п -г> |
|||
возможно, то нужно при |
|
|
|||||
менять |
систему |
подвеса |
|
|
|
(і)п |
|
со средними |
значениями |
Рис. 8.1. График изменения коэффициен |
|||||
коэффициентов демпфиро |
та |
мощности в зависимости от частоты |
|||||
вания. |
|
|
|
|
|
определены только |
|
Потери мощности выражением (8.11) |
для одной оси системы подвеса. Полные потери будут в два раза больше.
8.3. СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТИ
Если моменты инерции ротора (рис. 8.2, а) Jz и Jx не равны, то вращение сферического ротора будет всегда происходить вок руг одной из главных центральных осей инерции. Важно опре делить положение этой оси и принять ее за начало отсчета при построении координат. Если это сделано, то остается только сов местить центр масс ротора с центром подвеса и ротор будет уравновешен.
Следовательно, уравновешивание сферического ротора сво
дится к двум задачам:
1 ) определить величину и направление смещения центра
масс ротора от точки подвеса; 2 ) устранить смещение центра масс.
Эти задачи можно решать методом статического уравновеши вания. Ротор, подвешенный к точке О (см. рис. 8.2, б), будет за нимать безразличное положение только в том случае, когда точ-
169
ка О совмещена с центром масс 0\. При наличии смещения 8 и *
отсутствии трения эти точки будут всегда располагаться по од ной вертикали (на оси ОХ), т. е. будет известно направление сме щения центра масс.
Рис. 8.2. Сферический ротор:
а— уравновешенный; б— неуравновешенный
Вэтом случае нижняя полусфера считается «тяжелой» и ее необходимо «облегчить» путем удаления «лишнего» материала.
К недостаткам статического уравновешивания следует отнести: 1 ) отсутствие информации о ве
личине неуравновешенности; 2 ) зависимость точности уравно
вешивания от момента трения; 3) отличие величины смещения
центра масс в статике от смещения центра масс в динамике (при рабо чей частоте вращения).
Способы динамического уравно вешивания роторов основаны на из мерении амплитуды и фазы колеба ний центра подвеса вращающегося ротора, связанных с величиной и местом неуравновешенности опреде ленными зависимостями. Для выяс нения этих зависимостей рассмот рим движение точки подвеса ротора
в плоскости XOZ под действием центробежной силы, вызываемой неуравновешенностью. Внешнюю поверхность ротора считаем идеальной сферой, которая не деформируется. Для поступатель ных перемещений вдоль трех осей сферический ротор можно представить в виде эквивалентной схемы, изображенной па рис. 8.3. В этой схеме распределенная жесткость подвеса заме нена эквивалентной жесткостью с вдоль каждой оси, а масса
170
ротора in сосредоточена в точке |
О. Движение точки |
подвеса |
вдоль оси ОХ будет описываться уравнением |
|
|
тх-\-кх-\-сх = |
тЬчг cosui, |
(8 . 1 2 ) |
где т ■— масса ротора; /е — коэффициент демпфирования; с — коэффициент жесткости; б — смещение центра масс; и — угловая скорость ротора.
Решение уравнения (8.12) для установившегося движения
|
x{t) = — |
п2 |
- 8 cos(m^ —а). |
(8.13) |
|
1 / ( 1 |
— «2)2 -J- |
|
|
|
ш |
|
|
|
где /г = -------относительное изменение угловой скорости; |
|
|||
|
“О |
|
|
|
ип — 1 f |
—— собственная частота колебаний ротора в подвесе; |
|||
I' |
т |
|
|
|
С = -----— — коэффициент демпфирования.
2 1fern
Функция x(t) уравнения (8.13) является косинусоидой с амп
литудой |
|
|
|
Х „ = |
, |
” 2 -------S |
(8.14) |
и фазой |
К (1 — «2)2 + 4С2Л2 |
|
|
|
2Сп |
|
|
a = |
arctg |
(8.15) |
|
|
|
l —tfi |
|
На рис. 8.4 представлены графики зависимостей Хт(п, 6 , £) и
а(£, /г). Из графика рис. 8.4, а видно, что определение неуравно вешенности(величины смещения центра масс)лучше всего про изводить при угловойскорости, удовлетворяющейсоотношению
со |
З ш 0 . |
( 8 . 1 6 ) |
При сй = 4со0 амплитуда колебаний точки подвеса ротора почти
точно, равна смещению центра масс б. Следовательно, определив амплитуду изменений зазора между ротором и корпусом ротора, можно определить величину б, а также величину массы ротора Am, которую необходимо удалить. Действительно, если расстоя ние от оси вращения до точки коррекции обозначить р, то
д т = — . |
(8.17) |
р |
|
Амплитуда колебаний .центра подвеса (изменений зазора) мо жет быть очень большой при c o ä s c ü o и малом коэффициенте демп
фирования £. Поэтому во время разгона ротора его колебания могут быть значительно больше зазора между ротором и корпу сом, что приведет к повреждению ротора.
Направление смещения центра масс относительно точки под веса можно определить измерением фазы колебаний а. Из гра-
171