Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Контроль дрейфа в режиме одноосного гиростабилизатор осуществляется тремя методами:

а) периодическое измерение с возвратом в исходное положе­ ние платформы;

б) измерение при непрерывном вращении платформы в одну

сторону; в) измерение при движении платформы в режиме реверса.

На рис. 10.25 представлена принципиальная схема стенда для контроля дрейфа ИПГ (10) в режиме одноосного гироста­ билизатора с возвратом плат­ формы в исходное положение. Ось стабилизации стенда с платформой имеет шарикопод­

Рис. 10.23. Схема контроля

Рис. 10.24. Схема

стенда

для

дрейфа

ИПГ в

режиме

контроля дрейфа ИПГ в режи­

электрической пружины:

 

ме слежения:

 

/ — ИПГ;

2 — датчик

момента

/ — регулируемая

опора;

2, 3 — чер­

ИПГ; 3 — указывающий

прибор;

вячный

редуктор;

4 — подвижная

4 — ФЧУ

(фазочувствнтельный

платформа; 5 — фазочувствнтельный

усилитель);

5 — датчик угла

усилитель‘ (электронный блок);

6

ИПГ;

а — основание

цнфропечатаюідее

устройство;

7 —

 

 

 

датчик

момента

ИПГ;

8 — ППГ;

 

 

 

У— датчик угла

стенда

 

шипниковую опору. Под действием суммарных моментов, дейст­ вующих вокруг оси прецессии гироблока ИПГ, платформа пре­ цессирует вместе с ним. Угловую скорость платформы определя­ ют по времени прохождения нескольких фиксированных углов. Угол поворота стенда измеряют оптическим прибором (4, 5, 6); время -—электронным секундомером.

Для возврата стенда в исходное положение после замера дрейфа ИПГ в фиксированном угле применяют специальный двигатель 12. С датчика угла стенда 13 поступает сигнал рас­ согласования на электронно-преобразовательный блок 18 и пере­ дается далее на управляющую обмотку двигателя 12, который обеспечивает реверс платформы вместе с ИПГ в исходное поло­ жение.

Для разгрузки оси стабилизации стенда сигнал с датчика уг­ ла 14 ИПГ поступает на вход фазочувствительного избиратель­ ного усилителя 16, к выходу которого подключена обмотка Дат-

241


чпка момента стенда 11. При подаче сигнала с датчика угла 14 ИПГ через усилитель 16 на датчик момента стенда 11 образуется момент, вектор которого направлен в сторону, противоположную вектору момента от трения в оси подвеса.

Для дистанционной передачи информации о дрейфе применя­

ется датчик угла стенда 13 и

цифропечатающее

устройство 19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такой стенд может ра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ботать и в режиме элект­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рической

пружины,

при

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

этом

переключатель

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

устанавливается

из поло­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жения

 

«б»

 

в положение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«а».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 10.26 пред­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ставлен стенд, в котором

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

применяется

датчик

мо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мента, состоящий из элек­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тродвигателя 16 и редук­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тора

11.

Схема

стенда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

одноосного

 

гиростабили-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

затора с датчиком момен­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

та редукторного типа ме­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нее точная, чем схема,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

представленная

на

рис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.25,

 

с

бесконтактным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

датчиком момента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

да

Принцип работы стен­

Рис. 10.25. Схема стенда для . контроля

(см.

рис.

10.26) иден­

тичен

ранее

рассмотрен­

дрейфа ИПГ в режиме одноосного пшо-

стабилизатора

в четырех фиксированных

ному. Для контроля дрей­

 

 

 

точках:

 

 

 

 

 

фа ИПГ в условиях, близ­

1 — регулируемая

опора;

2 — червячный

ре­

ких

к

 

эксплуатационным

дуктор;

3 — указывающий прибор;

4 — микро­

 

скоп; 5 — оптическая

шкала;

6 — лампа

под­

(рис.

10.27),

применяется

света;

7 — платформа

стенда;

8 — датчик

мо­

специальный

кожух

 

3,

мента

ИПГ;

9 — усилитель

 

для

контроля в

 

режиме электрической пружины;

10— прове­

внутри

которого

поддер­

ряемый

ИПГ;

/ / — датчик

момента

стенда;

живается

температура

с

12 — двигатель

для

возвращения

платформы;

13 — датчик угла

стенда;

14— датчик

 

угла

точностью ±0,2° С.

 

 

ИПГ;

15— переключатель;

16 — усилитель

для

 

в

контроля в режиме гнростабнлнзапнн;

17

 

Контроль

дрейфа

червячный редуктор;

18 — электронный блок;

трех стандартных положе­

 

19 — цнфропечатающее

устройство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ниях

осуществляется

 

за

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

счет разворота технологи­

ческого приспособления вместе с испытываемым

ИПГ.

Схема

(см. рис. 10.27)

применяется

в процессе отработки

новых ИПГ

и исследования причин дрейфа ИПГ. Измерение дрейфа ИПГ может проводиться также и на стенде с аэростатическими опора­ ми, работающем в режиме одноосного гиростабилизатора при непрерывном вращении платформы. Метод непрерывных изме­ рений дрейфа применяется при контроле «тяжелых» гироскопов,, имеющих продолжительное время готовности и большой срок

242


243

Рис. 10.26. Схема стенда с оптическим датчиком угла для контроля дрейфа ИПГ:

1— регулируемая

опора;

2, 3 — червячный

редуктор;

4 платформа;

5 — кожух; 6

электронная стойка;

7

— неподвижная часть

оптического

датчика

 

угла;

8 — подвижная

часть оптического

датчика

.угла;

9

—дат­

чик момента

 

ИПГ;

/0—ИПГ; Л

— редук­

тор; 12 — датчик

момента

 

для

создания

реверса;

13

индукционный

датчик

угла;

/'/ — датчик

угла

 

ИПГ;

 

15 — усилитель;

16 двигатель

редуктора;

/7 — электрон­

ныя преобразователь;

18 — нифропечатаіо-

 

 

 

щес устройство

 

 

Рис. 10.27. Схема стенда для исследования причин, обуславливающих образование дрейфа ИПГ:

/— регулируемая

опора;

 

2 —платформа

стенда

с технологическим

основанием; 3 •—

кожух;

4

— датчик

момента

ИПГ: 5

—про­

веряемый

ИПГ;

б

—датчик

момента

стен­

да; 7

— датчик

угла стенда;

8 датчик

угла

ИПГ; 9 усилитель;

 

10 18 блоки

преобразования

и записи

 

результатов на

БЭСМ-6

Рис. 10.28. Схема стенда на аэроста­ тических опорах для контроля дрей­ фа ИПГ:

/ — регулируемая опора; 2 —червячный ре­

дуктор;

3 — оптическая шкала;

-/— освети­

тель;

5

— усилитель;

6

платформа

стен­

да;

7 —

датчик

момента

ИПГ;

8

ИПГ;

9

аэростатические

опоры:

10 датчик

момента

стенда;

// — арретир; /2 —датчик

угла

ИПГ;

13 фотодиод;

/^—электрон­

ный

 

блок;

15 — цнфроисчатАюідее устрой­

 

 

ство; 46 червячный

редуктор

 


■службы (рис. 10.28). Для контроля дрейфа гироскопов данного типа применяются стенды с большим углом разворота. Для уменьшения момента трения по оси стабилизации в стенде при­ меняются аэростатические опоры.

На рис. 10.29 представлен стенд, .который работает как в ре­ жиме задания угловых скоростей (при испытании ДУСов), так и

Рис. 10.29. Схема стенда для испытания ДУСов и ИПГ:

/ — регулируемая

опора;

 

2 —

червячная

передача;

 

3 —меха­

низмы догола (поворота датчи­

ка

7);

4 — платформа

стенда;

5 — цнфропечатаюідее

 

устройст­

во; 6

— электронный

 

блок;

7 —

неподвижная часть датчика уг­

ла;

8

—гиропрпбор;

 

 

9 —

аэро­

статическая

 

опора

стенда;

10

редуктор;

11—аэростатические

опоры

стенда;

12 — индуктив­

ный

датчик;

 

13 — аэростатиче­

ские

опоры;

/-/ — датчик момен­

та

ППГ; 15

— датчик угла

ИПГ;

16

— пульт

контроля

ІІИГ;

 

17

червячный

редуктор;

 

18 — фазо-

чувствительный

усилитель;

 

19 —

двигатель привода редуктора /0;

2 0

— генератор; .

21

— усилитель;

22

— синхронный двигатель;

23 —

редуктор; 24 — механический фа­

зовый преобразователь;

25 — фа­

зовый детектор; 26 — переключа­

тель;

 

27 — подвижная

 

часть

 

 

 

датчика угла

 

 

 

в режиме одноосного гиростабплизатора при контроле дрейфа двухстепенных интегрирующих гироскопов. Режим работы стенда устанавливается переключателем 26.

Контроль дрейфа ИПГ в режиме реверса производится на стенде (рис. 10.30), имеющем две цепи управления: цепь стаби­ лизации в цепь реверса.

Цепь стабилизации быстройдействующая, предназначена для разгрузки оси стабилизации стенда и состоит из датчика угла ИПГ (12), фазочувствительного усилителя 13 и датчика момента стенда 15.

Цепь реверса менее быстродействующая и предназначена для задания угловых скоростей стенду в режиме реверса. Цепь ревер­ са состоит из датчика угла стенда 16, специального блока 8 и датчика момента 10 ИПГ. Датчик угла стенда 16 измеряет зара­ нее установленный угол поворота стенда. После срабатывания цепи стабилизации с датчика угла стенда 16 подается сигнал в специальный блок 8. Специальный блок 8 подает команду на включение питания датчику момента 10 ИПГ определенной по­ лярности. Стенду задается через датчик момента различная уг­ ловая скорость.

244


Направление вращения стенда соответствует полярности сиг­ нала на входе датчика момента. Угловая скорость стенда склады­ вается из трех угловых скоростей

“ст= ± '(01+ “2 + мз,

(10.17)

где'±соі — угловая скорость, задаваемая

датчиком момента

ИПГ;

 

©г— вертикальная составляющая собственной угловой ско­ рости Земли;

соз— угловая скорость дрейфа ИПГ.

Оптический датчик угла стенда (3, 4, 5) определяет время прохождения подвижной платформой заранее заданного'фикси­ рованного угла.

Угловая скорость стенда

а

где а — заданный фиксированный угол; Ті — время прохождения стендом угла а.

Режим реверса позволяет скомпенсировать различный остаточный момент трения по оси стабилизации. При работе

Рис. 10.30. Схема стенда для контроля ИПГ в режиме ре­ верса:

/ — регулируемая

опора;

 

2

червячный

редуктор;

3 — по­

движная часть оптического дат­

чика

угла;

4 —цифропечатаю­

щее

устройство;

5 — неподвиж­

ная часть оптического датчика;

6 — опора; 7 — платформа

стен­

да;

8 — специальный блок;

9

термостатированный кожух;

10

датчик момента ИПГ; II

— ИПГ:

12 — датчик угла ИПГ;

13

— фа­

зочувствительный

усилитель

(ФЧУ);

14— червячный

 

редук­

тор; /5 — датчик

момента

стен­

да;

16— индуктивный

датчик

угла

стенда;

17 — цифропечата-

 

 

іошее устройство

 

 

 

стенда в режиме реверса проверяется как систематическая составляющая дрейфа ИПГ, так и характеристика датчика мо­ мента ИПГ.

Угловая скорость стенда в режиме реверса измеряется также и бесконтактным дистанционным индуктивным датчиком угла 16, соединенным с цифропечатающим устройством 17.

245