Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рпс. 8.5. Блок-схема устройства для уравновешивания шаровых роторов

фика на рис. 8.4, б видно, что угол а также лучше измерять при со>3со0. В случае £= 0,1 и со = 3,5(Оо он близок к 180° и мало из­ меняется с изменением угловой скорости. Увеличение коэффици­ ента демпфирования £ приводит к значительному изменению кру­ тизны характеристики а(п).

hn_

ö

6

5

«

3

2

1

О

0 ,5

1,0

1,5

2 ,0

2 ,5

3 ,0

3 ,5

0 ,0

0 ,5 Ш /ы 0

а)

Рис. 8.4. Амплитудно-частотные и фазо-частотные характеристики системы подвеса с неуравновешенным ротором

8.4. УСТРОЙСТВА ДЛЯ УРАВНОВЕШИВАНИЯ СФЕРИЧЕСКИХ РОТОРОВ

В общем случае устройство для уравновешивания роторов имеет блок-схему, представленную на рис. 8.5. Ротор поддержи­ вается системой подвеса и приводится во вращение приводом. Измерение зазора между ротором и корпусом преобразуется в электрическую величину датчиком перемещений (ДП) и посту­

пает на. измерительное устройство, которое вы­ рабатывает сигнал, про­ порциональный величине перемещений, и измеряет его фазу относительно опорных отметок на рото­ ре. Опорные импульсы вырабатываются датчика­ ми опорных сигналов (ДОС) и подаются на из­ мерительное устройство. Таким образом, измери-

172

тельное устройство решает задачу: в каком месте ротора н какое количество-металла необходимо снять или добавить для его урав­ новешивания.

Сигнал с измерительного устройства поступает на формиро-, ватель команд, управляющий работой исполнительного органа и привода. Исполнительный орган производит операцию удаления пли нанесения материала до тех пор, пока смещение центра масс ротора не достигнет установленного допуска.

а) а) в )

Рис. 8.6. Способы изменения геометрии масс полых сферических роторов

На привод подаются команды включения, регулирования час­ тоты вращения, выключения и торможения ротора.

'Представленная на рис. 8.5 блок-схема предусматривает ав­ томатическое уравновешивание ротора во время вращения. Авто­ матизация процесса уравновешивания не всегда возможна и не везде требуется. Поэтому интересно разобрать принципы постро­ ения неавтоматических и автоматических балансировочных машин.

Весьма деликатной операцией уравновешивания сферических

роторов является операция изменения

геометрии масс ротора,

т. е. операция нанесения или удаления

материала.. Дело в том,

что поверхность ротора должна быть возможно ближе к идеаль­ ной сфере и обработка производится по самым высоким классам чистоты. Как правило, не рекомендуется удалять или наносить металл на поверхность ротора. В качестве предварительного уравновешивания широкое распространение получил способ при­ тирки поверхности ротора по сфере с целью удаления нужного количества металла без порчи поверхности ротора. Этот способ очень трудоемкий, так как в этом случае нет контроля количества удаляемого материала.

Представляется перспективным производить уравновешива­ ние полых сферических роторов с внутренней поверхности сферы. Суть этого способа состоит в том, что внутри ротора наносится легкоплавкий материал, который затем тепловым воздействием с внешней стороны ротора плавится в заданном месте. Перете­ кание материала обеспечивает нужное распределение массы.

173


Рис. 8.6 поясняет этот способ. На внутреннюю поверхность

ротора 1 наносят легкоплавкий металл 2. Нагрев лучом испол­ нительного органа НО производят в «легком» месте ротора. Рас­ плавленный металл под действием центробежных сил будет пере­ мещаться в направлении большого -расстояния от оси вращения в точку С. В результате этого «легкое» место «утяжеляется» и ротор уравновешивается. На рис. 8.6 центр подвеса обозначен О,

а центр масс — Ох. Ротор будет вращаться вокруг оси 0\Z\, являю­ щейся главной центральной осью инерции. В результате воздей­ ствия исполнительного органа на ротор, в случае а и б, главная центральная ось инерции перемещается параллельно самой себе до тех пор, пока не совместится с осью OZ.

Для изменения направления главной центральной оси инерции необходимо изменять распределение массы ротора в двух плос­ костях. Для этого легкоплавкий металл нужно нанести.в виде двух поясов, расположенных симметрично относительно эквато­ ра (см. рис. 8 .6 , в) и нагрев производить двумя источниками ИОі и И0 2:

На основании изложенного можно сделать следующие выво­

ды:

1 ) наиболее перспективным способом уравновешивания по­

лых сферических роторов является способ удаления или нанесе­ ния металла на внутренней поверхности ротора;

2 ) для работы исполнительных органов необходимо формиро­

вать управляющий импульс, синхронный с угловой скоростьюротора и синфазный с неуравновешенностью.

B.5. ДАТЧИКИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ

В качестве элементов, превращающих механические переме­ щения в электрическую величину, необходимо применить бескон­ тактные датчики. Наиболее подходящими для этой цели являют­ ся емкостные датчики, обладающие большой помехоустойчи­ востью в отношении магнитных полей. Кроме этого, они имеют высокую чувствительность, малые габариты п малую инерцион­ ность.

По своему устройству они очень просты и легко могут быть вмонтированы в корпус гиродвигателя или в технологический корпус. На рис. 8.7 показан один из вариантов применения ем­ костного датчика для измерения изменений зазора между рото­ ром 1 и чашей 2. В данном случае одной из обкладок конденса­ тора является сам ротор 1, а другая обкладка 3 вмонтирована в чашу й изолирована от нее. Емкость между этими элементами включена в одно из плеч мостовой схемы, состоящей из сопротив­ лений Z[, Z2 и конденсатора Со. К одной диагонали моста под­

водится переменное напряжение «о, а с другой диагонали сни­ мается сигнал их, соответствующий величине зазора.

Емкость плоскопараллельного конденсатора можно опреде­ лить из соотношения

174


С = 0,089

(8. 18)

где s — площадь обкладки конденсатора в см2; сі — расстояние между обкладками в см;

е — относительная диэлектрическая проницаемость диэлект­ рика конденсатора.

Если через Хо обозначить постоянную составляющую зазора, а через б — пере­ менную, то емкость

Сх=0,089

(8.19)

х 0 -

На рис. 8 .8 , а изображена электриче­

ская схема моста, в которую входит пе­ ременная емкость Сх. В действительности

 

 

 

С.1-

сх + сх

 

 

 

 

что видно из рис.

8 .8 , б.

Но

емкость

 

 

Сх >

Сх.

Поэтому

сопротивлением

 

 

большой емкости можно пренебречь. За­

 

 

висимость емкости конденсатора от зазо­

 

 

ра показана

на рис. 8 .8 , в.

Из .графика

 

 

видно, что наиболее благоприятным диа­

 

 

пазоном

изменения

зазора

емкостного

Рис. 8.7.

Емкостный

датчика

является

участок

от

Х і д о х 2

преобразователь пе-

Этот

участок

характеризуется

высокой

ремещения

в электри-

чувствительностью

IdC

\

и мал°й не-

ческии

сигнал

 

 

 

 

линейностыо.

Чувствительность датчика можно определить из формулы

 

: 0,089-

Se

(8.20)

db

 

( х 0 —

В)2

Из этой зависимости видно, что чувствительность существен­ но уменьшается с увеличением постоянной составляющей зазора. Однако при малом зазоре возрастет нелинейность. Оптимальным считается, когда Xo/Sä;2 0 .

Емкостный датчик перемещений является параметрическим. Сигнал, снимаемый с такого датчика, получается в виде электри­ ческих колебаний высокой частоты, промодулированных низкой частотой — частотой изменения зазора. На рис. 8.9 показаны гра­ фики, поясняющие работу емкостного датчика.

Равновесие мостовой схемы (см. рис. 8 .8 , а) имеет место при

соблюдении следующих условий:

Схгх= С 0г0 и гхг2 = г0гѵ

175


9

Если Г\ = Г2, rx= r 0 = r, а Cx=Co = C, то выходное напряжение

мостовой схемы

а,

1

ДС sin (гі,

( 8.21)

 

Y 1 + ( « 0Сг)2

 

 

Рис. 8.8. Эквивалентные схемы ёмкостного преобразователи:

а — эквивалентная схема моста: б — схема соединения емкостсП преоб­ разователя; в — зависимость емкости от зазора

где U0m— амплитуда напряжения питания моста; u)0 — круговая частота питающего напряжения;

С — постоянная составляющая емкостного датчика; ДС — изменение емкости датчика.

Рис.

8.9.

Диаграммы напряжений ем-

Рис. 8.10. Варианты включения емко­

X — зазор

костного

датчика:

стных датчиков в измерительные пре-

между ротором и пластиной дат-

образователн

чнка;

С х

— емкость

между неподвижной

 

пластиной

н ротором:

— напряжение пи­

 

тания

моста;

и

напряжение сигнала,

 

снимаемое

с

моста;

и\ — напряжение сиг­

 

нала

после детектирования; и* — напряж е­

 

ние сигнала

после устранения постоянной

 

 

 

 

составляющей

 

176