Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 0
фика на рис. 8.4, б видно, что угол а также лучше измерять при со>3со0. В случае £= 0,1 и со = 3,5(Оо он близок к 180° и мало из меняется с изменением угловой скорости. Увеличение коэффици ента демпфирования £ приводит к значительному изменению кру тизны характеристики а(п).
hn_
ö
6
5
«
3
2
1
О |
0 ,5 |
1,0 |
1,5 |
2 ,0 |
2 ,5 |
3 ,0 |
3 ,5 |
0 ,0 |
0 ,5 Ш /ы 0 |
а)
Рис. 8.4. Амплитудно-частотные и фазо-частотные характеристики системы подвеса с неуравновешенным ротором
8.4. УСТРОЙСТВА ДЛЯ УРАВНОВЕШИВАНИЯ СФЕРИЧЕСКИХ РОТОРОВ
В общем случае устройство для уравновешивания роторов имеет блок-схему, представленную на рис. 8.5. Ротор поддержи вается системой подвеса и приводится во вращение приводом. Измерение зазора между ротором и корпусом преобразуется в электрическую величину датчиком перемещений (ДП) и посту
пает на. измерительное устройство, которое вы рабатывает сигнал, про порциональный величине перемещений, и измеряет его фазу относительно опорных отметок на рото ре. Опорные импульсы вырабатываются датчика ми опорных сигналов (ДОС) и подаются на из мерительное устройство. Таким образом, измери-
172
тельное устройство решает задачу: в каком месте ротора н какое количество-металла необходимо снять или добавить для его урав новешивания.
Сигнал с измерительного устройства поступает на формиро-, ватель команд, управляющий работой исполнительного органа и привода. Исполнительный орган производит операцию удаления пли нанесения материала до тех пор, пока смещение центра масс ротора не достигнет установленного допуска.
а) а) в )
Рис. 8.6. Способы изменения геометрии масс полых сферических роторов
На привод подаются команды включения, регулирования час тоты вращения, выключения и торможения ротора.
'Представленная на рис. 8.5 блок-схема предусматривает ав томатическое уравновешивание ротора во время вращения. Авто матизация процесса уравновешивания не всегда возможна и не везде требуется. Поэтому интересно разобрать принципы постро ения неавтоматических и автоматических балансировочных машин.
Весьма деликатной операцией уравновешивания сферических
роторов является операция изменения |
геометрии масс ротора, |
т. е. операция нанесения или удаления |
материала.. Дело в том, |
что поверхность ротора должна быть возможно ближе к идеаль ной сфере и обработка производится по самым высоким классам чистоты. Как правило, не рекомендуется удалять или наносить металл на поверхность ротора. В качестве предварительного уравновешивания широкое распространение получил способ при тирки поверхности ротора по сфере с целью удаления нужного количества металла без порчи поверхности ротора. Этот способ очень трудоемкий, так как в этом случае нет контроля количества удаляемого материала.
Представляется перспективным производить уравновешива ние полых сферических роторов с внутренней поверхности сферы. Суть этого способа состоит в том, что внутри ротора наносится легкоплавкий материал, который затем тепловым воздействием с внешней стороны ротора плавится в заданном месте. Перете кание материала обеспечивает нужное распределение массы.
173
Рис. 8.6 поясняет этот способ. На внутреннюю поверхность
ротора 1 наносят легкоплавкий металл 2. Нагрев лучом испол нительного органа НО производят в «легком» месте ротора. Рас плавленный металл под действием центробежных сил будет пере мещаться в направлении большого -расстояния от оси вращения в точку С. В результате этого «легкое» место «утяжеляется» и ротор уравновешивается. На рис. 8.6 центр подвеса обозначен О,
а центр масс — Ох. Ротор будет вращаться вокруг оси 0\Z\, являю щейся главной центральной осью инерции. В результате воздей ствия исполнительного органа на ротор, в случае а и б, главная центральная ось инерции перемещается параллельно самой себе до тех пор, пока не совместится с осью OZ.
Для изменения направления главной центральной оси инерции необходимо изменять распределение массы ротора в двух плос костях. Для этого легкоплавкий металл нужно нанести.в виде двух поясов, расположенных симметрично относительно эквато ра (см. рис. 8 .6 , в) и нагрев производить двумя источниками ИОі и И0 2:
На основании изложенного можно сделать следующие выво
ды:
1 ) наиболее перспективным способом уравновешивания по
лых сферических роторов является способ удаления или нанесе ния металла на внутренней поверхности ротора;
2 ) для работы исполнительных органов необходимо формиро
вать управляющий импульс, синхронный с угловой скоростьюротора и синфазный с неуравновешенностью.
B.5. ДАТЧИКИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ
В качестве элементов, превращающих механические переме щения в электрическую величину, необходимо применить бескон тактные датчики. Наиболее подходящими для этой цели являют ся емкостные датчики, обладающие большой помехоустойчи востью в отношении магнитных полей. Кроме этого, они имеют высокую чувствительность, малые габариты п малую инерцион ность.
По своему устройству они очень просты и легко могут быть вмонтированы в корпус гиродвигателя или в технологический корпус. На рис. 8.7 показан один из вариантов применения ем костного датчика для измерения изменений зазора между рото ром 1 и чашей 2. В данном случае одной из обкладок конденса тора является сам ротор 1, а другая обкладка 3 вмонтирована в чашу й изолирована от нее. Емкость между этими элементами включена в одно из плеч мостовой схемы, состоящей из сопротив лений Z[, Z2 и конденсатора Со. К одной диагонали моста под
водится переменное напряжение «о, а с другой диагонали сни мается сигнал их, соответствующий величине зазора.
Емкость плоскопараллельного конденсатора можно опреде лить из соотношения
174
С = 0,089 |
(8. 18) |
где s — площадь обкладки конденсатора в см2; сі — расстояние между обкладками в см;
е — относительная диэлектрическая проницаемость диэлект рика конденсатора.
Если через Хо обозначить постоянную составляющую зазора, а через б — пере менную, то емкость
Сх=0,089 |
(8.19) |
х 0 -
На рис. 8 .8 , а изображена электриче
ская схема моста, в которую входит пе ременная емкость Сх. В действительности
|
|
|
С.1- |
сх + сх |
|
|
|
|
|
что видно из рис. |
8 .8 , б. |
Но |
емкость |
|
|
||||
Сх > |
Сх. |
Поэтому |
сопротивлением |
|
|
||||
большой емкости можно пренебречь. За |
|
|
|||||||
висимость емкости конденсатора от зазо |
|
|
|||||||
ра показана |
на рис. 8 .8 , в. |
Из .графика |
|
|
|||||
видно, что наиболее благоприятным диа |
|
|
|||||||
пазоном |
изменения |
зазора |
емкостного |
Рис. 8.7. |
Емкостный |
||||
датчика |
является |
участок |
от |
Х і д о х 2 |
преобразователь пе- |
||||
Этот |
участок |
характеризуется |
высокой |
ремещения |
в электри- |
||||
чувствительностью |
IdC |
\ |
и мал°й не- |
ческии |
сигнал |
||||
|
|
|
|
линейностыо.
Чувствительность датчика можно определить из формулы
|
: 0,089- |
Se |
(8.20) |
db |
|
||
( х 0 — |
В)2 |
Из этой зависимости видно, что чувствительность существен но уменьшается с увеличением постоянной составляющей зазора. Однако при малом зазоре возрастет нелинейность. Оптимальным считается, когда Xo/Sä;2 0 .
Емкостный датчик перемещений является параметрическим. Сигнал, снимаемый с такого датчика, получается в виде электри ческих колебаний высокой частоты, промодулированных низкой частотой — частотой изменения зазора. На рис. 8.9 показаны гра фики, поясняющие работу емкостного датчика.
Равновесие мостовой схемы (см. рис. 8 .8 , а) имеет место при
соблюдении следующих условий:
Схгх= С 0г0 и гхг2 = г0гѵ
175
9
Если Г\ = Г2, rx= r 0 = r, а Cx=Co = C, то выходное напряжение
мостовой схемы
а, |
1 |
ДС sin (гі, |
( 8.21) |
|
Y 1 + ( « 0Сг)2 |
|
|
Рис. 8.8. Эквивалентные схемы ёмкостного преобразователи:
а — эквивалентная схема моста: б — схема соединения емкостсП преоб разователя; в — зависимость емкости от зазора
где U0m— амплитуда напряжения питания моста; u)0 — круговая частота питающего напряжения;
С — постоянная составляющая емкостного датчика; ДС — изменение емкости датчика.
Рис. |
8.9. |
Диаграммы напряжений ем- |
Рис. 8.10. Варианты включения емко |
||
X — зазор |
костного |
датчика: |
стных датчиков в измерительные пре- |
||
между ротором и пластиной дат- |
образователн |
||||
чнка; |
С х |
— емкость |
между неподвижной |
|
|
пластиной |
н ротором: |
— напряжение пи |
|
||
тания |
моста; |
и |
напряжение сигнала, |
|
|
снимаемое |
с |
моста; |
и\ — напряжение сиг |
|
|
нала |
после детектирования; и* — напряж е |
|
|||
ние сигнала |
после устранения постоянной |
|
|||
|
|
|
составляющей |
|
176